-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Captain_Nemo


Лето в Челябинской области. День пятый. Ещё продолжение.

Суббота, 27 Ноября 2010 г. 17:03 + в цитатник
 (353x336, 34Kb)
Через два года мы приехали сюда уже втроем.

Уже было заметно изменение "контингента" и,
соответственно, отношения к месту, но еще не критично.

Моя- на тот момент будущая- жена первый раз ночевала
в палатке.

Ей понравилось, и мне было высказано пожелание
приобрести палатку побольше.


 (700x525, 55Kb)

Уже заметны ростки "предпринимательства", которые в нынешнем году прут, как крапива на компосте...

 (448x336, 24Kb)

Но если тогда это был параплан, лошади, сувениры, то в этом году мне предложили- вы не поверите!- "заглянуть вон в ту юрту, там - девочки..."

Я дара речи чуть не лишился. Но ответил,- спасибо, у меня есть.

Вот так вот.

Но не будем о грустном.
Вот он, на фотографии- Аркаим. Видно? Круги и реконструкция части стены.
 (700x525, 34Kb)

 (448x336, 41Kb)
На экскурсию по городищу мы опять попали с Марьяной, и это, видимо, был последний раз.
В этом году я спрашивал, где она. Мне ответили, что она теперь администратор и экскурсии не водит.

Кругом таблички, всё серьезно. ))) Жилища достроены, но, повторюсь, мне жаль, что не оставили хотя бы одно из них в виде каркаса.

 (448x336, 40Kb)

 (700x380, 74Kb)

Интерьер по-древнеуральски.
 (448x336, 45Kb)
 (448x336, 40Kb)

Курган подзарос сорняками, а сарматы так и лежат...

 (699x400, 40Kb)
 (700x525, 43Kb)

А потом, как традиция- купание в ледяной Караганке...

 (448x336, 41Kb)
..и закат в Аркаиме.

 (700x525, 19Kb)




А в четыре утра нас ждала гора Любви с уклоном в 72 градуса...

Рассвет.

 (700x525, 23Kb)

И древние арии.

 (336x448, 23Kb)

Смешение времен...

 (700x525, 104Kb)

..и народов.

 (700x525, 49Kb)




А вы видели, как цветет кермек? Для степи- неожиданно ярко.

 (700x525, 117Kb)




Вот и познакомились поближе.

 (700x525, 64Kb)




А в этом году аркаимские "эзотерики" повеселили, конечно.

Анекдот из жизни.

Идут по спирали на Шаманке. А место это, скажу я вам, располагает к "уходу в себя", мыслям разным...

 (700x525, 79Kb)

И вот идет группа, с "руководителем". Ближе к выходу она поворачивается и бодрым голосом в стиле массовика-затейника провозглашает: "А теперь подняли руки, сделали счастливые лица- будем фотографироваться!"

No comment...




Вот такие дела. Как написал поэт, "ах,обмануть меня несложно- я сам обманываться рад."

Почему народ верит во всё подряд? До абсурда перемешиваются традиции всех религий и мировоззрений, люди крестятся на языческих спиралях, об исполнении желаний просят у тюркских изваяний, покупают иконы и свастики, и при этом принимают всё за чистую монету...

Писатель Норман Мосс сказал: «Мы можем быть обмануты просто потому, что привычный образ мыслей притупляет наше восприятие и мы смотрим на все сквозь розовые очки. [...] Иногда мы принимаем за истину то, во что хотим верить» («Удовольствия от обмана» [«The Pleasures of Deception»]). Эти слова перекликаются с предупреждением, которое 350 лет до нашей эры высказал известный греческий оратор Демосфен: «Легче всего обманывать самого себя, потому что́ человек хочет, то он и считает правдой».


Люди хотят верить, что вот, пойдут по спирали, заберутся на пару горок, купят камушки- и всё пойдет хорошо, будет и здоровье, и любовь... И смешно, и грустно.

Интересная статья.

01.06.2010

Посетителям заповедника «Аркаим» посвящается…



Аркаим: размышления о путях к познанию



Господи, даждь нам нашу насущную веру,
но избави нас от верований.

Олдос Хаксли, «Остров»



Научно-популярные статьи, ежегодно издающиеся сотрудниками Заповедника «Аркаим», являются попытками, предпринимаемыми археологами и другими учеными, чтобы в доступной форме делиться с людьми своими знаниями. Как и все сотрудники Заповедника, я каждый год по нескольку раз бываю на Аркаиме, хотя мои непосредственные исследования не связаны напрямую с этим памятником. Нам всем когда-то приходилось водить экскурсии, мы постоянно общаемся с посетителями заповедника, делимся между собой впечатлениями, которые оставляют туристы. Для нас, научных сотрудников, действительно важно понять, чем и для чего мы на самом деле занимаемся, насколько наша деятельность влияет на те процессы, которые происходят в общественном сознании, как добываемая нами информация в нем отражается.

Ни для кого не секрет, что поселение Аркаим, как и многие другие памятники древности (Стоунхендж, Чатал-Хуюк, недавно «раскрученный» в Челябинской области остров Веры и пр.) являются объектами не столько познания древности, сколько поклонения для мистически настроенной публики. За пару десятилетий функционирования Аркаима как туристического объекта здесь успела сложиться своя «мифология», сложная система ритуалов и «святых мест» (сам памятник Аркаим, окрестные горы и сопки – гора Разума, гора Любви, Шаманка – всех названий и не упомнишь), передаваемая из поколения в поколение туристами как изустно, так и в письменной форме. Эта система продолжает развиваться, каждый год появляются новые «точки» на карте заповедника, которые, к удивлению сотрудников, также оказываются «святынями». Экскурсоводы и сотрудники заповедника давно уже поняли – уверять посетителей в том, что с точки зрения науки и здравого смысла все это полная чушь, совершенно бессмысленно.

Для меня заповедник «Аркаим» давно уже является Зоной, подобной Зоне, описанной А. и Б. Стругацкими в романе «Пикник на обочине». Кто читал книгу, тот вспомнит ее основную идею. Когда-то Землю посетили инопланетяне, которые, не вступая в контакты с населением, пробыли некоторое время на территории, получившей впоследствии название «Зона», а затем также внезапно исчезли, оставив в Зоне многочисленные следы пребывания. Сталкеры (люди, умеющие выживать в Зоне) приносили оттуда различные вещи, обладающие непонятными свойствами, и продавали их за большие деньги. Части вещей, вернее, некоторым их свойствам, нашлось применение в человеческой культуре, изучая их, люди развивали науку, однако подлинное назначение вещей все равно было непонятно. Один из героев романа высказал версию, что инопланетяне вовсе и не хотели влиять на земную цивилизацию, более того, они даже ее не заметили. Их посещение было чем-то вроде туристического пикника, после которого неизбежно остается различный мусор. А ползающие вокруг муравьи все не могут понять, что такое на самом деле эти консервные банки, фантики, соломинки, и, возможно, находят им свое, муравьиное применение.

В случае с заповедником «Аркаим» такими «инопланетянами» являются часто сами сотрудники заповедника. Любая созданная или случайно оставленная ими вещь тут же получает свое «мистическое» истолкование. Первым таким объектом явилась, видимо, забетонированная площадка недалеко от центра поселения Аркаим, использующаяся как «условный ноль» при измерении высот в геодезической съемке. Уже в начале 90-х «знающие» посетители утверждали, что это-то и есть истинный центр поселения, чуть ли не пуп Земли, из которого исходит мощный энергетический столб. На «условный ноль» принято было ставить свечки и складывать монетки; последнее очень ценилось нами, бедными студентами-практикантами. За прошедшие годы список рукотворных «святых мест» пополнили и различные музейные объекты, и произведения искусства, созданные людьми, работавшими или жившими в заповеднике. Одним из последних «открытий» стал железный вертящийся круг-подставка, который скульптор из Пензы Б. Качаровский во время работы на Аркаиме использовал для создания скульптур из мрамора, и который по какой-то причине забыли или не успели убрать. Прошлым летом круг превратился в «Денежное колесо». Народ на полном серьезе складывал в его центр деньги и ходил вокруг (кто-то даже забирался наверх и крутился как на карусели), видимо, в поисках вечного финансового благополучия.

Почему происходят все эти вещи? Казалось бы – сотрудниками заповедника проводится огромная работа по научному исследованию памятника, собранные с трудом научные знания в доступной форме приводятся в десятках публикаций, эту же информацию излагают и экскурсоводы. А люди все равно верят сказкам. «То, что археологи рассказывают, очень скучно» - говорили мне туристы. Скучно по сравнению с чем? С байками про Великую царицу Аркаима, про садящиеся на Аркаим НЛО, бьющую ключом энергию? Безусловно, скучно, куда уж нам! Даже мой собственный отец, человек неглупый и образованный, заявил мне: «У ученых зашоренный взгляд, вы кроме избитых материалистических концепций ничего не видите, и все в них не укладывающееся вызывает у вас протест». А что уж говорить об обычных посетителях. Простые женщины, приехавшие из провинции, задают тебе вопрос: «А правда, что, если пройти по спирали, выложенной на Шаманке и загадать желание, то оно сбудется?» - и смотрят с надеждой, что сейчас ты расскажешь им о чуде. Отвечаешь: «Нет, не правда» - смотрят с недоверием и даже не спорят, молча отходят, мол, что с ними разговаривать. Многие посетители искренне считают, что археологи на самом-то деле знают всю правду про здешние чудеса, но почему-то скрывают ее от народа, не хотят делиться, а рассказывают на экскурсиях всякую ерунду.

Предъявляемые обвинения требуют некоторых пояснений. Большинство людей не отдают себе отчета в том, что существует несколько способов познания действительности, совместить которые очень сложно и не всегда возможно. То, чем занимаются археологи, изучая древние памятники, – научное познание древности. Мы, как детективы на месте преступления, изучаем следы неких действий, произошедших в прошлом, пытаемся по оставшимся материальным следам (развалам сосудов, остаткам стен, положению скелета) восстановить картину жизни древних людей. Гораздо легче изучать общества, оставившие после себя письменные и изобразительные памятники. Но такие цивилизации, как Аркаим, изучаются только аналитическим и ассоциативным путем. Не специалистам трудно представить, сколько исследованных памятников и перекопанных кубометров земли требуется порой, чтобы потом, через десятилетия, объединив и проанализировав результаты, полученные поколениями археологов, установить какую-нибудь маленькую деталь из прошлой жизни. Таким образом мы добываем объективное знание о древности.

Существует и другой способ получения знаний – экстрасенсорный, субъективный. На обладание им претендуют различные «гуру», во множестве расплодившиеся на Аркаиме. Они в основном и являются источниками всех сказок, рассказывающихся туристам. Мне и моим коллегам не раз приходилось с ними общаться. У рассказываемых ими небылиц про Аркаим два основных источника: некие тайные, только им известные древние манускрипты и собственные видения, в которых им были явлены их знания. В разговоре о древних письменных источниках, как правило, не обнаруживаешь ничего, кроме вопиющей безграмотности. Обычно они не читали даже широко известных письменных памятников древности, которые можно найти в любой научной библиотеке. Оговорюсь, что знакома с прекрасными, честными людьми, посвятившими себя духовному поиску, глубоко изучающими религию, философию и достигшими на этом пути просветления. На роль гуру они не претендуют, считая, что духовный поиск – внутреннее и сугубо индивидуальное дело каждого человека. И на Аркаим не спешат, называя творящееся там безумие «попсой».

Что касается экстрасенсорного видения действительности, то это разговор отдельный. Археологи, сколько бы их в этом не обвиняли, как представители одной из самых романтических профессий, менее всего склонны к материалистическому восприятию мира. Кому как не нам, проводящим по два-три месяца в экспедиции наедине с природой, в экстремальных условиях, изучающих памятники древности, знать, что есть на планете места волшебные и удивительные в прямом смысле слова, чувствовать присутствие вокруг различных сил – враждебных, дружелюбных, равнодушных к человеку? Многие участники археологических экспедиций, одни в большей, другие в меньшей степени, смогли пережить эти ощущения. Однако если научиться чувствовать, то узнаешь, что таковым является весь мир. Чудеса на самом деле находятся рядом, в городе, в лесу, в степи, нужно только уметь это видеть. С этой точки зрения Аркаим не является чем-то особенным. Если обратиться к опыту настоящих видящих, вызывающих лично у меня доверие, то мы увидим, что все они, от Будды до Кастанеды, учили не тому, что нужно видеть, а тому, как этому научиться. Происходит это потому, что опыт видения очень индивидуален. В человеческом языке просто нет синонимов тому, что можно увидеть и почувствовать в другой реальности, ощущается это каждым по-своему. Поэтому, на мой взгляд, любой человек, который не хочет быть обманутым, стремится к истине, должен сам развивать в себе способности видения (это не так уж сложно), а не довольствоваться сказками, которые рассказывают различного рода «учителя» про Ариев, пришедших с Арктиды, могущественных богов, которые обитают на Аркаиме, энергетические столбы и т.п. Научитесь видеть, и увидите, что в том месте, на которое вам показывают, нет никаких столбов.

Однако, это совсем другая область знания, к науке, на данный момент, отношения не имеющая. Если бы ученые стали писать научные статьи, сопровождая их аргументами «мне это привиделось», они не нашли бы понимания и доверия у коллег и читателей. Другое дело, что вдохновение, творчество, в том числе и научное, в чем-то сродни ясновидению. Очень часто идея, пришедшая в голову откуда-то «сверху» подтверждается реальными фактами и становится научным открытием. Только когда она подтверждается фактами, никто уже не упоминает о том, что сначала родилась идея, а потом нашлись ее подтверждения. Известный пример о том, что таблицу, принесшую ему бессмертие, Д.И.Менделеев сначала увидел во сне, это один из многочисленных фактов такого рода.

«Представление, что искусство, магия и наука не могут существовать в одном и том же пространстве в одно и то же время, - это устарелый пережиток аристотелевских философских категорий. Я думаю, в двадцать первом столетии мы избавимся от подобного рода ностальгии в общественных науках» - сказал Карлос Кастанеда в интервью журналу «New Age» (март-апрель 1994 г.). Мне кажется, что обозначенный процесс уже происходит в настоящее время, тем не менее, знание по-прежнему остается знанием и любая информация нуждается в проверке и подтверждении.

Что побудило меня написать этот текст? Лично у меня, когда я приезжаю на Аркаим, некоторые сцены, наблюдаемые в Заповеднике, оставляют ощущение массового помешательства. В фильме «Тайны Аркаима», недавно снятом челябинскими журналистами, есть эпизод, когда у женщин, карабкающихся на гору Шаманка, спрашивают: «Зачем вы туда идете?», на что они довольно агрессивно отвечают: «Все идут – и мы идем, мы не хотим болеть». По моим представлениям, туристический поток на Аркаиме делится следующим образом. 80% - это обычные обыватели, что-то «такое» про Аркаим слышавшие, они-то и идут «куда все», из любопытства, в надежде на чудо. Процентов 20 – это «настоящие эзотерики», полностью утратившие связь с реальностью, слепо верящие своим «учителям». И, наконец, их учителя – это те немногие личности, превратившие «духовное развитие народа» в свой бизнес, вооружившись дешевыми компилятивными трудами, смешивающими в единую кучу восточные религии, эзотерику, теософию, создавшие на их базе свои столь же сумбурные труды об Аркаиме.

Слепая вера страшна, как и слепое безверие. Раскрою цитату, поставленную эпиграфом к этой статье:

«Пребывать во Благе – это значит понимать, кто мы такие на самом деле. Но, чтобы узнать, кто мы такие, необходимо сначала понять, кем мы себя считаем и как себя, соответственно своим представлениям, ведем. К истине мы идем постепенно, шаг за шагом… Вера – совсем не то, что верование. Верование – это полное и безоговорочное приятие самым серьезным образом слов Павла и Магомета, Маркса и Гитлера. Люди воспринимают их слова слишком серьезно, и что же из этого происходит?

А происходит отсюда бессмысленное противоречие истории: садизм противопоставляется долгу, или – что еще хуже – понимается как долг; религиозному рвению сопутствует организованная паранойя; сестры милосердия ухаживают за жертвами своих единоверцев-инквизиторов и крестоносцев. Веру, напротив, невозможно воспринимать слишком всерьез. Ибо вера – это обоснованная опытом уверенность в нашей способности понять, кто мы такие в действительности, и позабыть отравленного верованиями манихея, перейдя в Благое Бытие. Господи, даждь нам нашу насущную веру, но избави нас от верований» - написано в романе Олдоса Хаксли «Остров».

Процессы, происходящие на Аркаиме, порождают и другую крайность – протест господствующей религии. В качестве примера можно привести недавно вышедшую книгу священника Андрея Гупало «Духовное поле Аркаима» (2010) и эссе бывшего сотрудника Заповедника «Аркаим» Ф.Петрова, появившееся, как отклик на нее, «Наука и неоязычество на Аркаиме» (http://proza.ru/2010/05/09/1034.). Оба вышеуказанных автора объявляют все, что происходит на Аркаиме «бесовством» и «сатанизмом». Я, безусловно, считаю людей, зарабатывающих на безграмотности масс, глубоко порочными и достойными порицания. Но не бесовство это, а обычный лохотрон. Позиция некоторых представителей Русской Православной Церкви: «Верьте в то же, во что верим мы, а остальное – от Лукавого», не многим от этого отличается. И те и другие требуют слепой безграничной веры в человеком сказанные слова. А человеку, как известно, свойственно ошибаться. Так, может быть, не надо подменять своим мнением мнение Господа Бога?

Обидно лишь одно – в текстах обоих этих произведений современное аркаимское безумство приравнивается к религиозным воззрениям древних жителей Аркаима. И то и другое мешается воедино и объявляется поклонением бесам. Отец Андрей Гупало выискал в научных статьях археологов об Аркаиме (в том числе и в моих собственных) свидетельства сатанинских обрядов – какие-то жертвоприношения младенцев, оргии. Вот уж, воистину, не знаешь, как твое слово отзовется! И если представители других археологических культур, живших на просторах бескрайней степи – срубники, абашевцы, последующие кочевники – никак не привлекли внимание отца Андрея, жили себе и жили, то аркаимцам не повезло. Обычная, в общем-то, система древних верований объявляется не больше, не меньше – сатанизмом.

Археологов же отец Андрей обвиняет в том, что они приписывают жителям Аркаима духовность, которой они не обладали (совсем!), бедняги, и тем подстрекают толпу к безумствам. Я настаивала и продолжаю настаивать, что бесклассовое, бессословное, существовавшее в максимальной близости к природе общество эпохи бронзы было более свободным от стрессов, несправедливости, чем любое современное и, естественно, обладало своей духовностью. Это касается не только Аркаима, но, коль уж мы пишем о нем, то и звучит это к нему применительно.

Для того чтобы не впасть в фанатизм, кроме трезвого взгляда на жизнь, необходимо еще и чувство юмора, которым некоторые представители Русской Православной церкви, увы, не обладают. Однако «собака лает, караван идет». Только человек с узким взглядом может обвинять во всем, что происходит на Аркаиме, археологов. Процесс де-рационализации мышления – явление мирового масштаба. Остановить его не под силу ни ученым, ни священникам, ни каким-либо другим силам.

Когда я задумала написать эту статью, я, конечно, отдавала себе отчет, что мысли, в ней изложенные, вряд ли найдут отклик у подавляющего большинства посетителей заповедника. Люди, толпами бродящие по сопкам с поднятыми руками в ожидании космической энергии, которая вот-вот на них свалится, книг, скорее всего, не читают. Но если хотя бы у нескольких человек возникнет желание подумать самостоятельно над тем, что ему рассказывают про Аркаим и попытаться это осмыслить, можно считать, что статья была написана не зря.

Учитесь думать, видеть и чувствовать. Не давайте себя обманывать.

Е.В.Куприянова
Источник.


А тут статья резкая, где-то злая, но- процентов на 90 верная... К сожалению.

На Аркаим стОит съездить. Но- со включенными мозгами и трезвой головой.

Вечером мы, обсудив и вдоволь нахохотавшись, легли спать- завтра в обратный путь...

Серия сообщений "Нижний Тагил - Аркаим.":
Часть 1 - Лето в Челябинской области.
Часть 2 - Лето в Челябинской области. День второй.
...
Часть 10 - Лекция об Аркаиме Г.Б.Здановича (я собрал три поста в одну цитату.)
Часть 11 - Жители Аркаима
Часть 12 - Лето в Челябинской области. День пятый. Ещё продолжение.
Часть 13 - Лето в Челябинской области. День шестой и седьмой.

Метки:  

Процитировано 1 раз

Afatarwm   обратиться по имени Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 21:46 (ссылка)
Закат - супер!
Ответить С цитатой В цитатник
Мышь_и_Бегемот   обратиться по имени Вторник, 28 Июня 2011 г. 17:26 (ссылка)
Ещё раз лучше историческая справка, чем настоящий попсятский Аркаим. Были, очень не понравилось и побыстрее уехали. Спасибо за старые фотографии, есть с чем сравнивать!
Ответить С цитатой В цитатник
Captain_Nemo   обратиться по имени Четверг, 30 Июня 2011 г. 16:39 (ссылка)
Мышь_и_Бегемот, Аркаим и сейчас живой. )) Только люди опять всё портят.
А места интересные там можно найти, если держаться подальше от основной массы "отдыхающих".
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку