-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в candy1963

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мода_и_стиль_с_Сусловым

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 3339


Диоген. Часть 1.

Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 16:08 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Диоген.Часть 1.





ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф
Часть 1

Диоген Синопский - древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.


Jean-Léon Gérôme .Diogenes. Öl auf Leinwand,The Walters Art Museum, Baltimore,USA

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.



Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355—350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.


Diogenes Throwing Away His Cup, oil on canvas painting by John Martin

Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.


Johann Heinrich Wilhelm Tischbein.Диоген ходил днем с зажженной свечой, приговаривая: «Ищу человека»

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).


Caesar van Everdingen.Diogenes looking for an honest man..1652


Carlo Dolci - Diogenes

Вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.


Adriaen van der Werff, Diogenes. Dresden, Gemäldegalerie Alte Meiste.1699

Случаи из жизни Диогена

* Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

* Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

* Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

* Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

* Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

* К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».


A market in an Italianate harbour with Diogenes in search of an honest man.1666


Jules Bastien-Lepage.Diogenes.1873


Detail of Rafaello Santi's "The School of Athens" (1510), Vatican collection, Vatican City


John William Waterhouse.Diogenes.1882.


Giovanni Benedetto Castiglione.The Fable of Diogenes, Looking with a Lantern For a Good Man


Cornelis de Vos - Diogenes


Jacob Jordaens “Diogenes Searching for an Honest Man”, c. 1642 Gemäldegalerie Alte Meister Dresden


Diogenes. Unsigned painting, oil on canvas


Diogenes searches for a man by Gabriel (Gaspard) Gresly


Giovanni Paolo Panini - Diogenes.1720


Giuseppe Antonio Petrini - Diogenes with his Lantern.1730


Jacopo Caraglio.Diogenes. Engraving..1525.


Jan Tilius - Diogenes Of Sinope Throwing Away His Bowl On Witnessing A Young Child Drinking Water From A Fountain With His Cupped Hand


Jan Victors - Diogenes


Jean-Bernard Restout, Diogenes Asking for Alms. Musee des Augustins, Toulouse, France.1767


José de Ribera - Diogenes.1630



José de Ribera, Diogenes, 1637. Gemäldegalerie, Dresden.1637


Lovis Corinth - Diogenes.1892


Luca Giordano - Diogenes


Mattia Preti - Plato and Diogenes


Nicolai Abildgaard.Diogenes lights the darkness with a lamp. Pen, parts thereof and a little white color


Pietro Bellotti - Diogenes


Poussin, Nicolas - Landscape with Diogenes. 1647. Musée du Louvre.Paris, France


Salvator Rosa - Diogenes Throwing away his Drinking Cup.1651


Salvator Rosa - Diogenes searching for an honest man.


Salvator Rosa, Diogenes Casting away his Cup. Private collection 1650's


Taras Hryhorovych Shevchenko .Diogen


Диоген и мальчик .1867



* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

* Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.

Многие картинки кликабельны.




Геракл
Подвиги Геракла.Подвиг первый.Немейский лев.
Подвиги Геракла.Подвиг второй. Лернейская гидра.
Подвиги Геракла.Подвиг третий. Птицы Стимфалийского озера.
Подвиги Геракла. Подвиг четвертый. Керинейская лань.
Подвиги Геракла. Подвиг пятый. Эриманфский вепрь и битва с кентаврами.
Подвиги Геракла. Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия.
Подвиги Геракла. Подвиг седьмой. Критский бык.
Подвиги Геракла. Подвиг восьмой. Кони Диомеда.
Подвиги Геракла. Подвиг девятый. Пояс Ипполиты.
Подвиги Геракла. Подвиг десятый. Коровы Гериона.
Подвиги Геракла. Подвиг одиннадцатый. Похищение Цербера.
Подвиги Геракла. Подвиг двенадцатый. Золотые яблоки Гесперид.
Венера Милосская
Венера
Прометей
Легенда о Пандоре
Адонис
Аполлон
Химера
Артемида.Часть1.
Артемида. Часть 2.
Музы. Часть 1.
Музы.Часть 2.Каллиопа
Музы.Часть 3.Клио.
Музы.Часть 4.Мельпомена.
Музы.Часть 5.Талия.
Муза.Часть 6. Полигимния.
Музы.Часть 7. Терпсихора .
Музы.Часть 8. Урания .
Музы.Часть 9. Эвтерпа .
Музы.Часть 10. Эрато .
Музы в живописи. Часть 11.
Сапфо.
Рафаэль Санти.Торжество поэзии. Парнас.














Рубрики:  Искусство, культура/изобразительное искусство
Мифы, легенды, предания
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку