-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в calissa

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Мыло-своими-руками ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2011
Записей: 1380
Комментариев: 20
Написано: 1467


Учимся росписи.

Среда, 28 Августа 2013 г. 22:21 + в цитатник
Цитата сообщения Ladi51 Учимся росписи. Городецкая роспись.

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски,
приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их
искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей
ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они
приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью
просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета
должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При
работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали,
так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить.
Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий
и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой
росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного
рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий
и виртуозных штрихов.
В городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов,
горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это
парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей
мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми
гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются
мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.
Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе
или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь
на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают
композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить
размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например,
цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные
мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология
является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют
дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом.
Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой
краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка,
например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись
состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали,
дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на
заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе
законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным
лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть,
тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель,
так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует
наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким
образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую
роспись от механических и химических повреждений.
Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3),
колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это
плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и
наведения рамок.
Учиться рисовать надо на плотной белой бумаге. Лучше всего иметь набор
гуаши из 12 цветов, из которых потребуется восемь: черная, белая, алая,
краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая,
окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска —
киноварь (ярко-красная), но в наборе ее не бывает.
Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски.
Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски:
светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую.
Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют
немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают,
смешивая белую краску с киноварью или белую — с алой. Для светлой охры берут
желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается
при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной.
В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Все
полученные краски должны быть сметанообразными.
Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши.
Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды.
В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна
находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется,
а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как
на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе
работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.
В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это
живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических,
растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги,
скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3).
Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент". Узор — это рисунок,
являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему,
ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент.Осваивая роспись живописного типа,
к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного
нанесения контура рисунка.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового
пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3.
Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если
краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если
много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно
нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти
и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять
тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных
форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую
объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают
в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме.
Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Бутоны (рис. 7) — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое
пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке
орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордо-вым или краплак красным.
Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна
или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой,
постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо
помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте.
Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького
кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки,
по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее
краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки.
Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение
оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным
мазком тонкой кистью.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр.
Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине.
Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых
совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые
распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться
к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть
быстро приложить и поднять. В результате полу¬чится мазок-капля — тонкий в начале и широкий
на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема
цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу
располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы
центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и
сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края
лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с
линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от
свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки
можно нарисовать точки-тычинки.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти
всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так:
проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного
конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка вы¬полнена городецкой
зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской,
то к оживкам черного цвета добавляют белила.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных
вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.
Начинают писать их с плавной линии, изобража¬ющей изгиб шеи и груди, потом наносят линию,
определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги.
Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской.
Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его
силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают
каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом.
Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой
на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими
способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают
его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента —
груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища.
Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего
седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.

Композиция в городецкой росписи

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание
которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio — расположение,
составление, соединение) — построение художественного произведения, соотношение его отдельных
частей (компонентов), образующее единое целое.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство
содержания и формы. Другой, уже специ-фический признак — соответствие формы произведения
декоративного искусства его опреде¬ленному назначению.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм — это равномерное
чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции.
Но орнамент — это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное
значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению
изделия. Хорошо продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения.
Начинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. Не рекомендуется
выполнять рисунок для четверти или половины изделия. При разработке декора следует определить,
какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.

1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину.
Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов.
Например, выбирая рисунок для росписи разделочной доски, можно выполнить композицию из
цветочного орнамента.
2. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный
центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.
3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы. Городецкие мастера уделяют
этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом
(чаще алым), так и несколькими.
Роспись на изделии проводится в строго определенной последовательности: сначала
расписывают центральную часть композиции, а затем выполняют цветочный орнамент. После того
как все подмалевки выполнены, следует их оттенить темными красками. Заканчивают роспись
оживками, выполненными белой и желтой красками.
Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать
необходимым цветом. Чаще всего для фона используют следующие цвета: светлую и темную охру,
киноварь и алый, реже черный. Цветовая гамма для изделий, выполненных с фоном, совершенно
иная, чем для изделий, выполненных без него.
Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна быть более яркая,
и наоборот, если для фона использовалась киноварь или алый цвет, то гамма выбирается
приглушенная. На черном фоне применяют для теневки белый или желтый цвет. Для выполнения фона
лучше всего использовать кисточки № 5 — 8, чтобы краска легла более ровным слоем.
После того как роспись закончена, ее покрывают лаком.
 

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал. 
Рубрики:  Городецкая роспись/Учимся росписи.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку