-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в CALERIJA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.01.2013
Записей: 2527
Комментариев: 138
Написано: 2832


Ко дню рождения Александра Даргомыжского

Вторник, 07 Мая 2024 г. 01:28 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Ко дню рождения Александра Даргомыжского

undefined«Артистическое положение моё в Петербурге незавидно.

Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признаёт во мне вдохновения.

Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь.

Я не намерен снизводить для них музыку до забавы.

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.

Хочу правды».

А.С. Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский, родился на тульской земле 14 февраля 1813 года.

Творческий путь Александра Сергеевича начался со знакомства с русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Автор знаменитой оперы под названием «Жизнь за царя» поделился с молодым человеком теоретическими знаниями, полученными в Германии, и помог понять тонкости сочинительства на примере произведений зарубежных коллег.

 

Вдохновленный этим общением, Даргомыжский начал посещать столичную оперу, где звучала музыка, написанная итальянцами, и присутствовал на репетициях спектакля Глинки. В конце 1830-х годов он задумал создать собственную оперу по мотивам исторической драмы Виктора Гюго  «Лукреция Борджиа», но после первых набросков понял, что материал плохо подходит для инструментального и вокального воплощения.



Тогда по совету поэта Василия Жуковского Александр обратился к другому произведению француза и, используя оригинальное либретто к «Собору Парижской Богоматери», приступил к сочинению оперы «Эсмеральда». К 1841 году оркестровые партии были готовы, и Даргомыжский передал произведение руководству Императорских театров.

Несколько лет ноты пролежали без дела, но в 1847 году премьера постановки состоялась в Москве. К сожалению, авторский дебют Даргомыжского не получил положительных отзывов, и его «Эсмеральда» вскоре исчезла из программы и в последствии не появлялась.

 

Разочарование композитора усугубилось популярностью произведений его наставника Глинки. И временно отойдя от сочинительства, Александр Сергеевич стал обучать благородных женщин вокалу и занялся созданием романсов и песен. Именно в тот период в творчестве Даргомыжского появились знаменитые «Мне грустно», «Ночной зефир, струит эфир», «Юноша и дева» и «Шестнадцать лет».



Другим верным средством пережить первую неудачу явилось заграничное путешествие, в ходе которого автор «Эсмеральды» познакомился с европейскими творцами и музыкантами Шарлем Берио, Анри Вьетаном, Гаэтано Доницетти.

По возвращении в Россию в 1848 году композитор решил продолжить эксперименты с крупными формами и приступил к созданию фольклорной оперы «Русалка», основанной на стихотворной трагедии Александра Сергеевича Пушкина. Народные мелодии настолько увлекли Даргомыжского, что наряду с основной работой он написал жанровые романсы «Мельник», «Без ума, без радости» и «Душечка-девица», занявшие особое место в русском музыкально-реалистическом наследии.



В 1855 году «Русалка» была закончена и через некоторое время представлена публике. На этот раз мастерство композитора оценили: опера продержалась в репертуаре несколько сезонов и стала предметом многостраничной статьи в журнале «Театральный музыкальный вестник». Интересен тот факт, что Даргомыжский самостоятельно сочинил либретто для произведения и, следуя сюжетной линии Пушкина, придумал концовку незавершенной трагедии в стихах.

Следующими работами Александра Сергеевича стали симфонические увертюры «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия». В них отразилось влияние Милия Балакирева и Владимира Стасова, впоследствии ставших членами кружка «Могучая кучка».

В 1860-х годах благодаря новым знакомствам композитор начал развивать жанр бытового романса, яркими примерами которого стали произведения «Драматическая песня», «Старый капрал» и «Титулярный советник». Тогда же была предпринята очередная поездка в Европу, где иностранные музыканты впервые исполнили ряд инструментальных сочинений Даргомыжского.

24smi.org›Музыканты, певцы и музыкальные группы›

 

 

Серия сообщений "Даргомыжский":
Часть 1 - Слыхали ль вы?.. Истории из жизни российских музыкантов
Часть 2 - "Лебединая песнь" Александра Даргомыжского
Часть 3 - Ко дню рождения Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869)
Часть 4 - Памяти Александра Сергеевича Даргомыжского
Часть 5 - Ко дню рождения Александра Даргомыжского
Рубрики:  музыка классика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку