-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в CALERIJA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.01.2013
Записей: 2721
Комментариев: 141
Написано: 3038


О Пушкине...

Вторник, 19 Апреля 2022 г. 01:32 + в цитатник
Цитата сообщения officersha О Пушкине...

"Водились Пушкины с царями..."

В преддверии 6 июня на сайте Всероссийского музея А.С.Пушкина  можно посмотреть новую выставку «Водились Пушкины с Царями», на которой представлены миниатюрные портреты представителей Дома Романовых, с которыми поэт встречался и общался. Выставка подготовлена хранителем литературно-монографической экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» Татьяной Богдан. 
Посмотреть выставку http://www.museumpushkin.ru/vodilis_pushkini_s_tzarya.. 
 
На протяжении столетий жизненные пути представителей родов Пушкиных и Романовых не раз пересекались, переплетая их отношения замысловато, неожиданно, порой, весьма драматически — от возведения на трон Михаила Романова до женитьбы внуков Николая I на внуках А.С. Пушкина.
 
Родословная Пушкиных так описывает происхождение рода: 
«Во дни Княжения Святого и Благоверного Великого князя Александра Невского из Семиградской земли выехал знатной славянской фамилии Муж честен Радша. Происшедший от сего Радши Григорий Александрович имел прозвище Пушка, и от него пошли Пушкины. Потомки сего рода Пушкины многие российскому престолу служили Боярами, Наместниками, Посланниками, Стольниками, Воеводами и в иных знатных чинах и жалованы были от Государей поместьями и разными почестями». 
 
Свои отношения с российскими правителями — Павлом I, Александром I и Николаем I —Пушкин охарактеризовал кратко и метко: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку, второй меня не жаловал, третий, хоть и упек в камер-пажи под старость лет, променять его на четвертого не желаю. От добра — добра не ищут». 
 
 
Изображение: 
Неизвестный художник. Павел I. Кость, акварель, гуашь
Неизвестный художник. А.С. Пушкин. Хромолитография 
 
 
 
На исходе девятнадцатого века отношения царского семейства с Пушкиным, вернее, с его потомками и вовсе переросли в родственные. 
В феврале 1891 года на Итальянской Ривьере, в греческой церквушке приморского городка Сан-Ремо, великий князь Михаил Михайлович, внук Николая I, тайно обвенчался со своей возлюбленной — графиней Софи де Торби, внучкой поэта. Женился он, не испросив предварительно высочайшего согласия. Этот поступок великого князя вызвал бурю в августейшем семействе. Разгневанный император Александр III срочно телеграфировал великому герцогу Люксембургскому Адольфу Вильгельму, единокровному брату отца невесты: «...Этот брак, заключённый наперекор законам нашей страны, требующим моего предварительного согласия, будет рассматриваться в России как недействительный…». Последствия непризнанного союза стали для молодого супруга крайне удручающими — его отстранили от воинской службы, лишили доходов с бывших имений и даже запретили когда-либо приезжать в Россию. Августейший изгнанник не унывал: с красавицей женой он обосновался на французском Лазурном Берегу, в Каннах. Другой страной, приютившей отверженную чету, стала Англия, где великий князь и его избранница нашли радушный приём со стороны королевской семьи. 
Волею судеб Михаил Михайлович остался в Англии, и его семейная жизнь сложилась счастливо. У него и графини Софи де Торби, унаследовавшей красоту бабушки Наталии Пушкиной, родились две дочери — Анастасия, Надежда и сын Михаил. Все они приходились правнуками и Пушкину, и Николаю I. Так породнились великий поэт и его августейший цензор. 
 
И ещё один супружеский союз навечно соединил Пушкиных и Романовых. В мае 1895 года в Ницце, под сводами православного храма во имя Святого Николая и Святой Александры, свершилось великое таинство — светлейшую княжну Ольгу Юрьевскую, дочь императора Александра II, и графа Георга фон Меренберга, внука А.С.Пушкина, нарекли супругами. 
Ветви фамильного древа широко раскинулись над миром: потомки русского гения и венценосных Романовых здравствуют ныне в Великобритании, Германии и Швейцарии. 
 
 
 
 

 

 

 

28 мая исполнилось 135 лет со дня рождения поэта, переводчика, пушкиниста, историка литературы и критика Владислава Ходасевича.

Как Ходасевич связан с Пушкиным, так он не связан ни с каким другим русским поэтом, и так с Пушкиным не связан никакой другой русский поэт», — писал литературовед, историк культуры русской эмиграции Владимир Вейдле. В биографии Пушкина Ходасевич нашел источник вдохновения и посвятил ему большую часть своих работ, среди которых биографическая повесть «О Пушкине», книга «Пушкин», статьи «Пушкин в жизни (По поводу книги В. В. Вересаева)», «Автор, герой, поэт», «Пушкин и Николай I» и другие. Сегодня мы представляем фрагменты некоторых их них. 

 

 

 

«Пушкин сделался петербургским дэнди, как приятель его — Евгений Онегин. Меж ними была лишь та воистину дьявольская разница (его любимое выражение), что у Онегина то и дело умирали богатые родственники, которых он оказывался единственный наследник. Хорошо было Онегину проводить утра в своем кабинете, с коллекцией турецких трубок в углу, с фарфором и бронзой на столе, с духами в граненых флаконах, с набором щеток, гребней, пилочек, прямых и кривых ножниц. Пушкин жил при родителях, в доме Клокачева, в старой Коломне, населенной ремесленниками и мелкими торговцами. "В одной комнате стояла богатая старинная мебель, в другой — пустые стены или соломенный стул". Если обедало двое-трое гостей, за посудой посылали к соседям. Парадные комнаты освещались канделябрами, —детям приходилось покупать себе сальные свечи». 
(«Пушкин»)
 
«Пушкин всегда возбуждал и будет возбуждать интерес не только как поэт, но и как человек. Это оправдывается всем: и значением Пушкина, одного из величайших людей России, и резким своеобразием его житейского облика, и (главное) тем, что его жизнь чрезвычайно тесно и слитно связана с творчеством. Потому-то едва ли не каждый исследователь, желавший уяснить себе творчество Пушкина, в конце концов фатально становился, хотя бы отчасти, —его биографом. (Я оставляю в стороне так называемых формалистов. Для них, действительно, жизнь Пушкина не представляет интереса; но это потому, что по существу им так же точно нелюбопытно и его творчество: они исследуют лишь фактуру письма.)» 
(«Пушкин в жизни (По поводу книги В. В. Вересаева»)
 
«Как бы ни было велико бытовое и психологическое сходство Онегина с Пушкиным, все-таки мы не можем поставить знак равенства между героем романа и его автором. Главное препятствие здесь, однако, вовсе не то, что история Онегина не совпадает с историей самого Пушкина. Если бы они даже совпадали, между Онегиным и Пушкиным сохранилось бы то различие, которое мы ощущаем явственно. 
Прочитав первую главу романа, А. Бестужев писал Пушкину о его герое: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Поскольку Пушкин действительно был одним из этих тысяч тогдашних молодых людей, отмеченных, по его собственному выражению, "равнодушием к жизни" и "преждевременною старостью души", Бестужев был прав. Но дело все в том, что "Евгений Онегин" написан не Евгением Онегиным, а Пушкиным. В Пушкине был заключен Онегин, но Онегин не вмещал в себе Пушкина. Онегин по отношению к Пушкину есть многоугольник, вписанный в окружность. Вершины его углов лежат на линии окружности: в некоторых точках Онегин, автобиографический герой, так сказать, простирается до Пушкина. Но площадь круга больше площади вписанного многоугольника: 
 
П>0. Следственно, 
П = О + х. 
Решение этого уравнения подсказывается само собой: х = Поэт: 
П = О + Поэт. 
В более общем виде эта формула может быть заменена другой: 
А = Г + П, 
в которой А - автор, Г - герой, П – поэт» 
(«Автор, герой, поэт») 
 
«Отодвинутый в "дым столетий", Пушкин восстанет там гигантским образом. Национальная гордость им выльется в несокрушимые, медные формы, - но той непосредственной близости, той задушевной нежности, с какой любили Пушкина мы, - грядущие поколения знать не будут. Этого счастия им не будет дано. Лицо Пушкина они уже не увидят таким, каким мы его видели. Это таинственное лицо, лицо полубога, будет меняться, как порою кажется, будто меняется бронзовое лицо статуи. И кто знает, что прочитают на нем грядущие люди, какие открытия они сделают в мире, созданном Пушкиным? Быть может, они разгадают то, чего мы не разгадали. Но многое из того, что видели и любили мы, они уже не увидят».
(«Колеблемый треножник», речь Ходасевича произнес на одном из вечеров, посвященных памяти Пушкина, зимой 1921 года). 
 
 

 

Пушкинская тема – одна из ключевых в творчестве мастера -  Владимира Сергеевича Васильковского — художника-универсала, в чьем творчестве гармонично сочетались архитектура, графика, керамика, но стержнем которого всегда была классическая европейская и, главным образом, петербургская архитектурно-художественная традиция.
 
В 1960-е годы он начинает с портрета на фарфоре «Пушкин-лицеист» и заканчивает в конце 1990-х акварелью «Пушкин старик». «Я хочу сразу оговориться: я не иллюстрирую Пушкина. Я точно знаю, что не могу иллюстрировать Пушкина. Я рисую по поводу Пушкина. И в этом смысле пользуюсь некоторой свободой. Я могу рисовать, отвлекаясь от действий Пушкина», —поясняет художник. 
Пушкиниана Васильковского будет представлена на выставке работами, выполненными в графике и керамике, из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина и частных собраний. Это уникальная возможность увидеть всего Пушкина Васильковского в едином пространстве. 
 
 
 
 
Иллюстрация к роману «Евгений Онегин». «Поэт и муза». 1981
 
 
Лицейский триптих (часть 2). 1987
 
 
Панно «Капитанская дочка». Швабрин. 1983
 
 
28 мая в залах 2-го этажа Восточного корпуса Музей-усадьба Г.Р. Державина открылась выставка «Пушкин, не уходи»...
 

К.С. Севастьянов. На даче у Пушкина в Царском Селе. 1986

В 1831 году, с мая по октябрь, Пушкин жил в этом доме с молодой женой.

Здесь прошли самые светлые месяцы семейной жизни поэта...

 

https://vk.com/museumpushkinspb

***

 

 

 

 

 

Серия сообщений "Пушкинский Петербург":
Часть 1 - Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге
Часть 2 - Кондитерская *Вольфа и Беранже*
...
Часть 32 - День памяти А.С.Пушкина
Часть 33 - "Чтение - вот лучшее учение"
Часть 34 - О Пушкине...
Часть 35 - Старший внук Пушкина...
Часть 36 - Они учились с Пушкиным
...
Часть 40 - Лев Пушкин на Сенатской площади
Часть 41 - Листок календаря...
Часть 42 - Музыка петербургских салонов 19 века

Серия сообщений "культура":
Часть 1 - АЛЕКСАНДР РОСЛЯКОВ. ПУТИНА ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ВЫБОРОМ: НАРОД РОДНОЙ- ИЛИ ПЕТУШИНЫЙ БАЛЕТ В БОЛЬШОМ?
Часть 2 - Кинорежиссер Владимир Меньшов
...
Часть 10 - Журнал:История. Искусство. Литература. Антропология.Фактчек: 14 самых популярных легенд о Моцарте
Часть 11 - О трагической судьбе капитана второго ранга Леонтия Дубельта.
Часть 12 - О Пушкине...
Часть 13 - Программа ”Русский след”
Часть 14 - Программа“Русский след“. “Чехов выше “культуры отмены”
Часть 15 - Программа "Русский след" - Чайковского любят все
Часть 16 - Программа ”Русский след”- Художники-передвижники устроили вселенский переворот
Часть 17 - Программа ”Русский след”

Рубрики:  история/русская история
литература/пушкиниана
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку