Мастер класс по созданию изумительных цветов в технике канзаши |
Все большую популярность среди неугомонных мастериц приобретает создание цумами канзаши своими руками. Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам из Страны Восходящего Солнца. В основе цумами канзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.
Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения. Изначально цветы из шелка предназначались для украшения шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более широкое признание в японском обществе. Вплоть до середины 20-го века канзаши были не просто модным аксессуаром, а показателем социального статуса японки, по которому можно было судить о ее принадлежности к определенному слою общества, о замужестве и даже количестве детей.
Искусство цумами канзаши своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и здравствует по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру. Традиционные канзаши создают из древесины самшита, сакуры, павловнии, магнолии, золота, серебра, черепахового панциря, нефрита, кораллов, агата, янтаря. В древности самые дорогие экземпляры изготовляли из кости журавля. Сегодня дешевые канзаши делают из обычного пластика.
В национальных японских женских прическах используется несколько типов шпилек:
Мацуба – самый простой вид канзаши в форме сосновой иглы.
Мимикаки – небольшие шпильки на одной или двух длинных ножках: хираути (шпилька с круглым плоским декоративным элементом), тама-канзаши (самый популярный вид шпилек, которые украшаются шариком из агата, нефрита, коралла, слоновой кости или черепахового панциря), ёситё (плоские раздвоенные шпильки).
Биракан – развевающиеся канзаши: бира (украшения в форме птиц и бабочек со свисающими цепочками), тирикан (декоративная пластинка из драгоценного металла со свисающими частями, украшенная шелковыми или металлическими цветами и бабочками, в основном используется гейшами), бира-бира (в отличие от тирикан состоит только из декоративной пластинки со свисающими металлическими элементами, сегодня бира-бира слева надо лбом носят майко – ученицы гейш).
Цумами-канзаши или хана-канзаши – шпильки, украшенные шелковыми цветами: сидарэ (цумами канзаши со свисающими цветами), кусудама (шпилька с шариком из шелковых лепестков, в основном носят девочки подростки и ученицы гейш).
Для каждого времени года и даже для каждого месяца изготовлялись особые украшения, соответствующие определенному цветку или растению. Особенно четко сезонная символика прослеживается в украшениях, которые носят ученицы гейш.
Январь – январские канзаши меняются каждый год, но все же основным мотивом считается сётикубай – сочетание сосны, бамбука и цветов сливы. Это «три друга зимнего холода», олицетворяющие стойкость и верность чувств, а также долголетие.
Февраль – началу месяца подходят бабочки, тюльпаны и цветы сливы, а концу – нарциссы. Кроме того, в феврале в канун Сэцубуна принято надевать два особых вида канзаши: украшенные бумажными вертушками и шариками кусудама.
Март – в мартовских украшениях превалирует желтый цвет, а основными символами являются цветы персика, нарциссы, пионы и бабочки.
Апрель – главная роль отводится сакуре, ведь именно в этом месяце она зацветает и в Японии проводится праздник ханами – любование вишневым цветом. Апрельские канзаши также принято украшать золотыми и серебряными бабочками и крохотными фонариками бомбори.
Май – в цветовой палитре доминирует синий и все его оттенки, наступление лета предвещают ирисы и глицинии.
Июнь – дождливая июльская погода ассоциируется у японцев с плакучей ивой, которая также является символом гейш. Прекрасным дополнением для ивы служат гортензии и гвоздики.
Июль – мода на июльские канзаши ежегодно меняется, однако традиционными символами месяца считаются капли дождя на траве – цую-сиба, а также стрекозы.
Август – в украшениях доминируют белые и розовые цвета. Цветы августа – ипомеи и мискантус.
Сентябрь – главными мотивами для сентябрьских канзаши выступают темно-розовые японские колокольчики кикё, хризантемы, клевер и гвоздики.
Октябрь – разгар осени, символами которого являются белые и красные хризантемы.
Ноябрь – ноябрьские канзаши напоминают облетающую листву. В ноябре проводится камбукай, осенний аналог ханами, праздник любования кленовыми листьями, поэтому очень часто именно клен выступает главным вдохновителем для оригинального дизайна украшений.
Декабрь – в преддверье Нового года гейши и майко украшают свои прически особыми канзаши с искусственными белыми цветами мотибана, листочками бамбука, сосновыми иглами и напоминающими таблички небольшими кусочками бумаги, предназначенными для автографов любимых актеров театра Кабуки.
Канзаши стали незаменимым атрибутом традиционного японского женского костюма, но даже в современной Японии они не теряют своей актуальности. Каждая женщина, одевающая кимоно, непременно украшает прическу канзаши. Популярен этот вид аксессуаров и среди молодежи, не говоря уже о прическах невест, даже если церемония проводится в европейском стиле. Кроме того, сегодня канзаши используются не только для украшения причесок, но и для изготовления оригинальных аксессуаров, бижутерии, декора одежды.
В основе техники хана-канзаши лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков. Мастер, используя щипчики или пинцет, берет кусочки сложенного шелка и наклеивает лепестки будущих цветов на основу. В руках мастера лепесточки оживают, превращаясь в скромные пятилепестковые цветочки или в сложные многоярусные цветы по типу хризантем, состоящие из десятков лепестков, а то и целые каскадные украшения из многочисленных подвесок и цветочных композиций.
В классической технике цумами канзаши используется исключительно натуральный шелк и рисовый клей, но для изготовления современных украшений, а тем более для первых экспериментов, подойдут более доступные и демократичные виды тканей, а также любой синтетический клей. Рисовый клей можно сварить в домашних условиях, но он слишком долго сохнет и требует особого навыка обращения с ним.
Инструменты и материалы для цумами канзаши:
Большинство видов хана-канзаши создается из двух типов лепестков – острых и круглых.
1. Вырезанный из ткани квадратик складываем пополам.
2.Теперь еще раз складываем пополам. Если ткань мягкая, но хочется, чтобы лепесточек получился с остреньким узеньким краешком, можно прогладить сложенную заготовку утюгом.
3. И еще раз складываем пополам.
4. Если после данной манипуляции мы посмотрим со стороны диагонали на наш сложенный квадратик, мы увидим симпатичный острый лепесточек.
Кончик лепестка «б» аккуратно подрезаем и опаляем. Если ткань не сыплется, можно ее не опалять. За счет сплавливания краев опаленные лепестки обычно держатся сами, а чтобы не развернулся неополенный лепесток, придется закрепить его булавкой.
5. Линия «а» определяет то, каким мы хотим видеть цветок – низким, высоким, с наклоном или без. Подрезать линию «а» или нет, зависит от желаемого вида цветка. На картинке видно как в одном цветке сочетаются подрезанные и неподрезанные по линии «а» лепестки.
Изготовив необходимое количество лепестков для цветка, собираем их все на нитку и аккуратно стягиваем в кольцо. Серединку маскируем пайеткой или бусинкой и цветочек готов! Варьируя размеры лепестков и их количество, можно создавать самые разнообразные формы цветов.
Чтобы получился двуцветный лепесток, перед последним сгибанием одну заготовку накладываем на другую, чуточку сместив вниз, а затем перегибаем последний раз. Или просто изначально квадратик для внутреннего лепестка делаем немного меньше, чем для внешнего.
1. Квадратик из ткани складываем пополам.
2. Крайние уголки образовавшегося треугольника загибаем к среднему.
Чтобы наша заготовка не развалилась при последующих манипуляциях, можно прошить сложенный уголок.
3. Переворачиваем заготовку и загибаем боковые уголки к центру.
4. Теперь складываем пополам таким образом, чтобы только что завернутые нами уголки оказались внутри.
Расправляем лепесточек, закрепляем булавкой, капаем на заложенные уголки немного клея и откладываем в сторону, чтобы подсыхал.
Изготовив необходимое количество лепестков и убедившись в том, что клей высох, отрезаем подшитые уголки и аккуратно собираем лепестки на нитку. Украшаем сердцевинку бусинкой и любуемся своим шедевром!
Для того чтобы получился двойной лепесток, после того как мы согнем квадратик пополам, накладываем вторую заготовку на первую и потом складываем их углы уже как единое целое. Внутреннюю заготовку немного сдвигаем вниз или делаем ее из квадратика меньшего размера, чем для внешнего лепестка.
Надеемся, нам удалось немного приоткрыть дверь в удивительный и загадочный мир шелкового оригами
Рубрики: | Схомяченные идеи для оч.ручек./Мелкие, но очаровательные штучки. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |