-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bykovvg1952

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2015
Записей: 2702
Комментариев: 456
Написано: 3237


Рим. Музеи Ватикана. Часть 7. Пинакотека

Воскресенье, 29 Октября 2017 г. 11:31 + в цитатник
Посещением Пинакотеки мы завершаем экскурсию по Ватиканским музеям.
1.


Ватиканская пинакотека была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан. Картины ватиканской пинакотеки размещались в папских покоях, неоднократно перемещаясь из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В 1932 году для пинакотеки по заказу папы Пия XI было построено новое здание (архитектор Л. Бельтрами), где она размещается по сегодняшний день. Открытие пинакотеки в новом здании состоялось 27 октября 1932 года.

2.


3.


Микеланджело: Пьета
У входа в Пинакотеку установлена Пьета. Пьета - иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Мы видим известнейшую Пьету молодого Микеланджело Буонаротти. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. В музее хранится только точная копия, оригинал же выставлен в соборе св. Петра.
4.


5.


В пинакотеке Ватикана представлены главным образом работы итальянских мастеров, а также приобретенная папой Пием X коллекция византийского искусства, работы художников из других стран немногочисленны. Всего в собрании представлено около 460 картин XII-XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.
6.


Зал I (XII-XV вв.): Средневековые сиенская, умбрийская и тосканская школы
Большинство картин в Средние Века исполнялись на досках, на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ. Картины характеризовались отсутствием динамики, так как произведения служили всего лишь звеном между молящимися и священными сущностями. Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами. Как правило, рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры, как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен. В первых двух залах Пинакотеки экспонируется серия средневековых деревянных панно, в свое время названных "Примитивы".

Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд - работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу; возможно подобная форма была выбрана художником, чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события. Ведь в Средние Века верили, что Земля имеет форму диска. Скорее всего, доска, датированная XII веком, использовалась как алтарный образ.
7.


Школа Джунта Пизано: Св. Франциск и сцены из его жизни (1260-1270)
8.


Умбрийская школа: Расписной крест (1260-1270)
9.


Антонио Венециано: Св. Мария Магдалина (XIV в.)
10.


Антонио Венециано: Св. Иаков Зеведеев (XIV в.)
11.


Зал II (XIII-XV вв.): Картины сиенских художников треченто
Джотто ди Бондоне: Триптих Стефанески
Триптих Стефанески был написан Джотто ди Бондоне для главного алтаря Собора св. Петра в Ватикане, построенного при императоре Константине по повелению кардинала Якопо Каэтани Стефанески - заказчика всех работ Джотто. Алтарная картина написана как с лицевой, так и с оборотной стороны, чтобы ее видели и Папа, восседающий на троне в апсиде, и верующие за ходом литургии со стороны нефа. На стороне, обращенной к прихожанам, в центральной части изображен св. Петр на троне, к ногам которого склонился заказчик картины - кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках; в боковых створках по правую руку изображены св. Иоанн Богослов и св. Андрей, а слева - св. Иаков и св. Павел; от нижней части осталась только одна створка с изображением других святых.
12.


13.


Зал III (XV в.): Флорентийская живопись времен Ренессанса
Филиппо Липпи: Коронование Богородицы
Триптих, изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи, выполнен по заказу монастыря. Липпи был в курсе новых веяний в живописи - его стилю не чужда пластичность поз, а лица персонажей выражают чувства, заимствованные из реальной жизни. Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями, изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором, так же как и перила. Фоном композиции служит голубое небо, а не абстрактный золотой цвет.
14.


Беноццо Гоццоли: Мадонна (1450)
15.


Зал IV (XV-XVI вв.)
Мелоццо да Форли: фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли
16.


17.


18.


Зал V (XV в.)
Эрколе де Роберти: Чудеса св. Винченцо Феррера (1473)
Пределла "Чудо Святого Винсента Феррер" рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер. Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов. Его проповеди на юге Франции, в Швейцарии и Савойе были успешными, большое число еретиков вернулось в католицизм. Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году. Картины, посвящённые святому, создали также Тициан, Фра Беато Анджелико, Беллини, Франческо дель Косса, Гирландайо и другие. Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона. В его честь названы два бразильских муниципалитета-Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).
19.


Лукас Кранах Старший: Пьета
Лукас Кранах Старший (1472-1553) - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
20.


Зал VI (XV в). Полиптихи
Карло Кривелли: Пьета (1831)
Работа, подписанная Карло Кривелли, вероятно, является верхней частью полиптиха и была куплена в 1831 году папой Пием VII в Марше. В этом регионе художник провел большую часть своей жизни, работая во главе важного семинара для местных церквей и монастырей. В композиции следует отметить крайнюю оригинальность языка, обработанного Кривелли, в котором достижения ренессансной перспективы и острых объемов моделирования связываются с декоративными каденциями. Витая линия создает почти абстрактные фигуры и нереальные, но композиция достигает торжественного и необычайно драматичного эффекта.
21.


Витторио Кривелли: полиптих "Богоматерь на престоле со св. Павлом, Августином, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом" (1481)
Витторио Кривелли - автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, в котором заметны и достижения эпохи Возрождения. Светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Свои картины он подписывал "Витторио Кривелли, Венецианец".
22.


Антонио Виварини: Святой Антоний Аббат, оплакиваемый Христос и святые
Антонио Виварини (Антонио да Мурано) (1418-1484) - один их ранних представителей венецианской школы живописи.
23.


Николо Алунно: Распятие среди святых
24.


Никколо Алунно: Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых, известное как Полиптих Монтельпаро (1466)
Этот полиптих из Монтельпаро (Асколи-Пичено), был, вероятно, выполнен в монастырской церкви святого Августина, а затем переехал в замок Монтельпаро после землетрясения 1703 года. Картина подписана "Николас Фульгинас" и датирована 1466 годом. Она была куплена папой Григорием XVI в 1844 году. Полиптих свидетельствует об очевидном влиянии венецианской культуры. В центре алтаря изображено Коронование Богородицы и Христа в окружении многочисленных фигур святых.
25.


Марко Палмеззано: Благовещение (конец XV в.)
26.


Бартоломео Томмасо: Рождество, Поклонение волхвов
27.


Марко Палмеззано: Мадонна со св. Франциском, св. Лаврентием, св. Иоанном крестителем, св. Петром, св. Домиником и св. аббатом Антонием
28.


Кола дель Аматриче (Никола Филотезио): Успение Богоматери и святых Лоуренса, Бенедикта, Марии Магдалины и Схоластики (1515)
29.


Зал VII (XV-XVI вв.)
Мариано д'Аустерио да Перуджо: Мадонна со свв. Иоанном Крестителем, Джеромом, Лаврентием и Домиником (1493)
30.


Пьетро Перуджино: Мадонна с младенцем и святыми Лаврентием, Людовиком из Тулузы, Эрколано и Константином, известная как Мадонна Децемвиров (1496)
Темой работы была так называемая Святая беседа. Под этим термином понимается один из самых распространенных в XV веке иконографических сюжетов, предусматривавших помещение в центр композиции Богоматери, восседающей на троне в окружении святых на фоне архитектурных строений или пленительного пейзажа. Богоматерь держит Младенца на коленях, сидя на троне, установленном на помосте, безукоризненно написанном с точки зрения перспективы и украшенном ложными барельефами, напоминающими узоры античных барельефов. Святые по обе руки от Богоматери снабжены символами, указывающими на их роль в жизни Церкви.
31.


Пьетро Перуджино: Святые Бенедикт, Флавиа и Пласидо
32.


Пьетро Перуджино: Воскресение (1499-1500)
Работа берет свое второе название от церкви Сан-Франческо-аль-Прато из Перуджи, где она была изначально расположена. Она была введена в эксплуатацию в 1499 году, закончена предположительно около 1501 года. Во время художественных работ, связанных с французским наполеоновским вторжением в Италию, он был доставлен в Париж. Картина вернулась в Италию в 1815 году, и с тех пор экспонируется в художественной галерее музеев Ватикана. Согласно историку искусства Джованни Баттиста Кавалькасселле, Рафаэль, тогда еще помощник Перуджино, сыграл важную роль в исполнении Воскресения. Однако это мнение отвергается большинством других искусствоведов.
33.


Пьетро ди Джованни, прозванный Испанцем, ученик Перуджино: Поклонение волхвов
34.


Зал VIII (XVI в.). Рафаэль Санти
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию, где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена 20 декабря 1516 года.
35.


36.


Рафаэль Санти: Преображение Господне (1518-1520)
Вначале Рафаэль намеревался писать Воскресение Христа и подготовил несколько рисунков, но вскоре оставил этот сюжет и приступил к написанию на дереве большой картины размером 405×378 сантиметров "Преображение", в которой с наибольшей остротой выражено разочарование в классических идеалах. Его чуткая натура не могла не видеть трагедию, переживаемую искусством Высокого Возрождения, главные заказчики которого - королевские дворы, высшие иерархи Церкви и аристократия-думали только о наслаждении жизнью, не замечая, что она проходит мимо и надвигается пора жестокой расплаты за излишества и забвение интересов простого люда, осуждённого на унижение, бесправие и нищенское существование. Всё это нашло отражение у Рафаэля в последнем его контрастном творении, поделенном на две части. В верхней половине - на горе Фавор, куда Христос по прошествии шести дней после памятного разговора с учениками о душе и вере поднялся вместе с Петром, Иаковом и его братом Иоанном, произошло чудо и Спаситель преобразился перед ними, дабы убедить их в своей божественной сути. Его лицо просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег. В нём был источник силы и божественного света, который привлек показавшихся ветхозаветных пророков Моисея со скрижалями и Илию с книгой в руках. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия.
37.


Рафаэль Санти: Коронование Марии, или алтарь Одди (1502-1503)
"Алтарь Одди" или "Коронование Девы Марии" - алтарная картина Рафаэля, выполненная по заказу Магдалины Одди. Когда картина была готова, её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки, была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх: Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления: в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами) показали, что картина была написана в два приема: вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции - изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага - относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.
38.


Рафаэль Санти: "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Принесение во храм" (1502-1503)
Пределла алтаря Одди состоит из трех картин размером 27×50 см, на которых показаны три эпизода из детства Христа: "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Принесение во храм".
39.


Рафаэль Санти: Мадонна ди Фолиньо (1511)
Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве, в 1802 году переведена на холст, имеет размеры 320×193 см. Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов, как Сикстинская Мадонна. Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит. До 1565 года картина находилась в алтаре церкви св. Марии в Риме, где был захоронен заказчик, а после перевезена в церковь св. Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия, где она хранилась некоторое время. После падения Наполеона возвращена в Рим, где в 1958 году была выполнена реставрация.
40.


Рафаэль Санти: Надежда, Благотворительность, Вера (1507)
Пределла алтаря Баглиони
41.

https://vgrigoriev.livejournal.com/36952.html
Рубрики:  музеи
Ватикан


Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку