Совсем недавно, стало известно, что в Москве проживают потомки Фридриха Рюкерта, которые добросовестно сохранили записи о своей семье. На протяжении многих лет они предпочитают молчать о своих предках.
Молчание связано с тем, что семья - немецкого происхождения, и этот факт был причиной ряда трудностей во время Первой мировой, Великой Отечественной и в Советское время.
Фридрих Мориц Рюккерт, немец по происхождению, родился в 1840 году в земле Эльзас Лотарингия (ныне территория Восточной Франции), и был привезен в Россию в возрасте четырнадцати лет - либо Юсуповым, либо семьей Голицыных.
В России будущего ювелира стали звать Фёдором Ивановичем Рюкертом. (По какой-то причине часть источников считает, что правильно писать Рюккерт)
В 1886 году Федор Иванович открыл собственную мастерскую серебряных изделий. Работы Рюкерта отличались индивидуальным стилем с характерными элементами русского модерна.
Уже в 87-м году он заключил договор с московским отделением фирмы Фаберже. До 80% всех изделий мастерской Рюкерта выходило с клеймом «Фаберже».
Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки – все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.
Федор Рюкерт никогда не работал исключительно для Фаберже, но, тем не менее, был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле.
Рюкерт производил серебряные изделия, украшенные эмалью по скани, в узоры которой иногда искусно включались живописные эмалевые миниатюры на темы из русской истории, боярского быта, фольклора. Порой они представляют собой копии картин известных живописцев того времени – К.Маковского, В.Васнецова, И.Куликова, К.Лебедева, С.Соломко.
После смерти первой жены (она была немецкой швеей), Федор Иванович женился на Евгении Калистратовне Беловой, дочери стеклодува. Дети от первого брака были воспитаны в духе лютеранской церкви (Адель, Ида, Павел).
Дети от второго брака (Федор, Анатолий, Александр, Евгений, Мария и Софи) были воспитаны в духе православной церкви. Семья была большая, и супруга ювелира пригласила ее племянницу - Марию Васильевну Белову помочь ей.
Евгения Алистратовна вскоре скончалась, и Федор Иванович попросил Марию остаться с семьей, так как она помогала ему воспитывать детей. Однако, она поставила условие - остаться в доме, как хозяйка, и как жена Федора Ивановича. В то время ему было шестьдесят четыре года, и ей было двадцать три.
С 1910-х по 1917 год, Рюкерт - владелец фабрики серебряных изделий в Москве, находившейся по адресу Воронцовская улица 29, в собственном доме мастера. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. Здесь же Рюкерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты.
Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины.
Вся семья Рюккертов жила в доме на Воронцовской, кроме двух дочерей, Иды и Адель. Левая часть дома отдана была мастерам, где они жили со своими семьями.
Позднее Рюкерт стал принимать заказы от фирм-конкурентов Фаберже – знаменитых мастерских Овчинникова, Курлюкова и Маршака.
Все работы Федора Ивановича можно узнать по авторскому клейму - тройник московского окружного пробирного управления – женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с шифром округа греческой буквой «дельта» и пробой для изделий из серебра – 88
В 1917-м году Федор Иванович скончался. Его могила находится на Введенском кладбище в Москве.
Подарок сделанный мастерами Ф.И.Рюкерту в честь 25-летия Фирмы.
Произведения Фридриха Рюкерта единичны в музейных коллекциях и не часто появляются на отечественном антикварном рынке.