-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bykovvg1952

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2015
Записей: 2702
Комментариев: 456
Написано: 3237


Галерея "Мючарнок"

Четверг, 02 Февраля 2017 г. 06:11 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Галерея «Мючарнок»

В самом центре Будапешта, в галерее «Мючарнок» на площади Героев до 12 марта проходит масштабная выставка «Первый золотой век — живопись Австро-Венгерской монархии». В год 120-летия галереи здесь собрали более 200 работ из музеев и частных коллекций шести стран. Шедевры ведущих художников, творивших на стыке XIX — XX веков на территории огромной империи, впервые собраны вместе.

Позволю себе маленький исторический экскурс. Габсбурги управляли входившей в их империю Венгрию железной рукой, жестоко подавляя стремление свободолюбивых венгров к независимости. Однако к концу 1850-х, в условиях политического и экономического кризиса, император Франц-Иосиф оказался вынужден искать в лице Венгрии союзника. В результате, в 1867 году родилось новое, дуалистичное государство: Австро-Венгерская монархия, где Венгрия получила значительно больше прав. Последующие десятилетия стали для Центральной Европы периодом политического компромисса, экономического расцвета, модернизации в промышленности и искусстве — тем самым «золотым веком».

галерея «Мючарнок» (700x700, 188Kb)


Будапешт, Галерея «Мючарнок»

В 1896 году, в построенном по проекту австро-венгерского архитектора Альберта Шикеданца новом здании галереи «Мючарнок», монарх торжественно открыл художественную выставку из 1350 работ 268 авторов. Просто огромная по тем временам выставка подтвердила общеевропейский уровень венгерской живописи и скульптуры, достигнутый во многом благодаря поддержке государства.
В год 120-летия «Мючарнока» тут вновь собрали изобразительное искусство стран Монархии второй половины 19-го века. Концепция простая: показ разных стилистических устремлений тех десятилетий, а именно историзма, реализма, модерна в хронологическом порядке.

Парадный зал с портретами Франца-Иосифа   и его супруги Елизаветы (700x466, 95Kb)

Парадный зал с портретами Франца-Иосифа и его супруги Елизаветы

Кстати, Елизавета Австрийская, Сисси, была большим симпатиком Венгрии, за что венгры ее горячо любили. В преобразовании империи в государство «с человеческим лицом» есть и заслуга Елизаветы. Ее и ее сердечного друга — венгерского графа Андрашши. Естественно, есть в зале и его портрет, а также портрет принца Рудольфа работы Дюлы Бенцура. Здесь же несколько пейзажей, преимущественно тогдашней Венгрии.

1 (700x467, 73Kb)

2 (700x412, 63Kb)


Квинтэссенция художественного историзма на этой выставке — три мощные, монументальные полотна, по определению организаторов, «Трёх М»:

Михай Мункачи    Христос перед Пилатом    1881, 636?417 (700x456, 121Kb)

«Христос перед Пилатом» (1881) — классический библейский сюжет Михая Мункачи,

Ганс Макарт     Охота Клеопатры на Ниле     1876 (700x416, 136Kb)

«Охота на Ниле» (1876) — чувственная фантазия на тему Древнего Египта Ханса Макарта

Ян Матейко    Рейтан — упадок Польши    1866, 282?487 (700x398, 122Kb)

и полный трагизма рассказ Яна Матейко о разделении Польши «Рейтан — упадок Польши» (1866)



Эти мастера вместе представляли монархию еще на Всемирной выставке в Париже в 1868 году. К их «созвездию» можем смело добавить и хорватского живописца Влахо Буковаца. Как ни удивительно, хотя мы знаем этого крупнейшего мастера, прежде всего, как импрессиониста в Будапеште представлены его академические работы в духе историзма, в том числе, «Дубравка».

Влахо Буковац    Дубравка    1894 (500x700, 149Kb)

Влахо Буковац "Дубравка" 1894



Напомним: в конце 18-го века Польша была разделена между Австрией, Россией и Пруссией. В искусстве протест поляков проявился в бунтарстве и в драматичной, а порой и сумрачной картине мира талантов новаторского движения «Млода Польска». Таковы и на будапештской выставке полотна символистов Яцека Мальчевського (почти потусторонний «Танатос»), Станислава Выспяньского, модерниста Войцеха Вайса («Демон» («В кофейне»))


Яцек Мальчевский   Портрет Феликса Ясинского    1903 (557x700, 137Kb)

Яцек Мальчевский "Портрет Феликса Ясинского" 1903


Яцек Мальчевский   Танатос (417x700, 153Kb)

Яцек Мальчевский 'Танатос"




В более благополучных странах и искусство было более оптимистичным. Вот следующий — чешский — зал. Его прогнозировано открывает арт-нуво Альфонса Мухи.

Альфонс Муха     Зодиак.  Календарь для журнала  Перо.  Франция   1896 (520x700, 237Kb)

Альфонс Муха "Зодиак. Календарь для журнала "Перо". Франция 1896




Ян Прейслер    Весна (триптих)    1901 (700x248, 81Kb)

Ян Прейслер "Весна" (триптих) 1901


Из неожиданных подарков — завораживающе-прозрачная, тонкая, каллиграфичная «Волна» Франтишека Купки и меланхоличный триптих «Весна» Яна Прайслера.


Франтишек Купка     Волна    1902 (700x479, 143Kb)

Франтишек Купка "Волна" 1902


Дальше — еще более утонченно, еще более декоративно, еще более атмосферно: австрийцы, сплошь члены объединения «Сецессион».


Максимилиан  Ленц    Мир  1899 (700x456, 180Kb)

Максимилиан Ленц и пригрезившийся ему "Мир' 1899...



Рубрики:  выставки
венгрия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку