Начну с любопытных фактов:
- в каждом пианино Steinway около 12,000 деталей. На производсто одного инструмента требуется около года.
- первое пианино основатель фирмы Генрих Штейнвег(Генри Стэйнуэй) собрал на кухне в 1836 году
- юбилейное пианино было сделано для президента США Теодора Рузвельта и заняло место в восточной комнате Белого Дома в Вашингтоне.
- Джон Леннон написал свой хит "Imegine" на пианино Стэйнуэй, которое позже было продано за 2 миллиона долларов Джорджу Майклу
- леди Гага все еще хранит пианино Стэйнуэй серии "Бостон" подаренное ей на 13-летие
Сама история Стэйнуэй очень интересна. Она начинается с основателя, Генриха Штайнвега который родился в Германии в 1797 году. Практически вся семья его погибла в ходе войн, захвативших в то время современную Германию. Отец Генриха был лесником, но в один из дней в хижину ударила молния превратив дом в руины. Погибли все, громе Генриха, которого спасли тела погибших отца и старших братьев. В 15 лет он остался полным сиротой без гроша в кармане. Его взял на службу герцог Врунсвик, где Генрих обучился столярному делу что впоследствии изменило всю его жизнь. Он стал интересоваться фортепьяно, которые набирали популярность в Европе. Позже, 6 сыновей Генриха пошли по его стопам. В 1850 году Генрих принял решение вместе с семьей эмигрировать в США, оставив старшему сыну Теодору бизнес в Германии. В Америке Генрих американизирует свое имя и фамилию и становится Генри Стэйнуэй.
Официально, основание семейной фирмы "Стейнуэй и сыновья" считается 1853 год, когда было продано первое пианино нью-йоркской семье Грисвольд за 500 долларов.
Интресно то, что 162 года назад работали те же инструменты маркетинга что и сейчас. К примеру, старшая дочь Генри - Доретта, давала бесплатные курсы игры на пианино, тем самым привлекая новых учеников, которые становились покупателями пианино семейного бизнеса.
Пока сделаем перерыв исторических сводках и перейдем к самой фабрике. Сегодня фабрики Стэйнуэй находятся в двух городах на разных континентах. Первая в Германии, Гамбурге и вторая в Нью-Йорке на Манхэтене. Немецкая обеспечивает европейских и азиатский рынок, вторая же работает на американские континенты.
1. Я же посетил гамбургскую фабрику и прошелся по цехам сборки и производства роялей:
2. С улицы ничего особенного в глаза не бросается, впрочем как и во всей Германии все очень скромно. Два здания соединенные переходом своя прилегающая территория:
3. В проходной фабрики нас встречает макет запатентованного механизма, который осуществляет процесс передачи нажатия клавиши к удару по струне молоточком:
4. На входе в один из корпусов висит чугунная станина - один из основных элементов рояля:
5. Большую часть уличной территории занимаю склады с древесиной, основного материала из которого и рождается рояль:
На древесине остановлюсь подробнее. Именно она играет важнейшую роль в рождении настоящего, акустического звука. Порода деревьев используется разная. Дерево должно быть созревшее и высушенное специальных условиях. Для некоторых элементов древесина сушится 2 года. На фабрике есть специальный человек, который летает в буквальном смысле по всему миру и отбирает еще растущие деревья, которые потом обрабатываются специальным образом и доставляются в Германию. Часть пород закупается к примеру на Аляске, редкие породы дерева поставляются из Африки.
5. В процессе сушки контролируется влажность и принимаются необходимые меры к ее поддержанию:
6. Складирование и подготовка к выходу на производство имеет очень жесткий и правильный контроль:
Переходим в цех по производству основной части рояля - бокового остова. По крайней мере я так его называю. Раньше, до основания фабрики Стэйнуэй рояли имели угловатую форму.
7. Вот так выглядит рояль Vird в доме-музее г. Воткинска на котором учился играть юный Петр Ильич Чайковский. Обратите внимание на угольные формы. Раньше не было возможности делать плавные изгибы:
С основанием фабрике Стэйнуэй все изменилось. В конце 19 века один из сыновей Теодор Стэйнуэй запатентовал новый метод склейки и придание изогнутой формы боковой стенки рояля который используется и по сей день.
8. Боковой остов состоит из 17 листов клинового шпона, склеенные между собой и с помощью специального пресса изогнутые в нужную форму:
9. Делается это следующим образом. Листы шпона слой за слоем промазываются клеем и укладываются друг на друга. Таким образом создается деревянный "бутерброд":
10. Далее этот бутерброд несколько человек закладывают в специальный пресс:
11. Закрепив первый конец, листы шпона загибают вокруг пресса и крепят второй конец:
12. С помощью рычагов ручной лебедки крепко затягивают:
12. Как мы видим шпон снаружи закрыт листом жести. Получается вот такая конструкция:
13. Далее в ход идут массивные пластины, которые будут прижаты при помощи винтовых зажимов:
14. Каждый зажим имеет три упорных винта-зажима, которые распределяют нагрузку сжатия. Сверху и снизу крепится так называемое сцепное кольцо из стали, которое выполняет роль упора:
15. На первой стадии винты закручивают пневматическим устройством, которое подвешено на трос т.к. имеет большой вес:
16. Так, шаг за шагом бутерброд из клинового шпона приобретает изогнутую форму:
17. На последней стадии винты подтягивают вручную:
18. В таком прессе боковой остов остается до первичного высыхания клея:
19. После высыхания клея готовую конструкцию переносят в специальное помещение где она должна находится до полного высыхания от 10 до 16 недель в зависимости от размера и толщины:
20 Ну а мы перемещаемся следующий цех. Здесь склеивают другие деревянные элементы рояля:
21.
22. На переднем плане не что иное, как неокрашенные крышки для клавиш рояля:
23. Здесь изготавливают резонансные деки. Дека должна быть гибкая для воспроизведения колебания струн и в то же время прочная:
23.
24. Станок для шлифовки деки:
25.
26. Вот рольные крышки уже после покраски:
27. Циркулярная пила для нарезки элементов рояля. Справа висят шаблоны, по которым рабочий режет необходимые рейки:
28. Здесь к основанию(остову) приклеиваются различные детали, которые закреплены с помощью зажимов:
29.
30. Обратите внимание не этот ровненький срез. Это как раз тот самый бутерброд, который загоняли в пресс на первом этапе. Шпон подобран с поразительной точностью по толщине, все очень грамотно и отточено годами. В итоге, это все скажется на качестве звука и долговечности инструмента:
31. На этих станках готовят корпус рояля для крепления в него так называемого скелета:
32. Скелет еще называют позвоночником, т.к. он держит тяжеленную чугунную раму массой 140 кг. В центральном рояле видны поперчены скелета, которые придают еще и жесткость всему инструменту:
33. Это резные декоративные украшения для ног рояля. Вырезаются на специальном станке:
34. Скелет закреплен:
35. Но это еще не все, нужно приклеить остальные нужные элементы для различных целей:
36. Вот мы и дошли до чугунной рамы, которая будет держать струны. Натянутые струны создают нагрузку в 20 тонн. Сами рамы в Гамбурге не производятся. Их льют из чугуна в Нью-Йорке и отправляют контейнерами в Германию:
37. В Гамбурге раму обрабатывают, шпаклюют и красят:
38.
39. Процесс этот тоже достаточно кропотливый:
40. После покраски и обработки она приобретает желтоватый оттенок:
41. Далее их сушат:
42. После последней стадии обработки рама становится желтовато-бронзовой с фирменным металлическим оттенком:
43. Этот человек пользуется наибольшей популярностью у фотографов. Он вносит элемент ручной работы в фирменный логотип:
44. Вот как это происходит:
45. Следующим этапом раму при помощи крана устанавливают в рояль:
46. Готово:
47. За тем следует укладка специального красного войлока в тех местах, где будет соприкосновение струн с металлом:
48. Струны. Струны на первом этапе натягивают при помощи специального станка:
49. Что бы избежать случайных царапин окрашенной рамы ее заклеивают защитным скотчем в местах возможного соприкосновения:
50. При вкручивании колков используют специальную мазь:
51. После следует чистовая натяжка:
Рекламная пауза:
Добро пожаловать в мою багетную мастерскую которая предлагает готовые авторские фотоработы с доставкой по РФ!
Багетная мастерская и авторские фотокартины Алексея Соломатина из далеких европейских городов - лучший подарок!
Оформление и онлайн-оплата на сайте с доставкой по РФ - SOLOMATIN.SU
Продолжаем....
52. Отвлечемся немного от чистовой работы и посмотрим как красят рояли. Что бы рабочему попасть в помещение для окраски нужно воспользоваться средствами защиты:
53. Сама покраска происходит в условиях приближенных к работе в космосе:
54. После покраски рояль и его элементы полируют в несколько этапов:
55.
56. Для полировки используют как ручные машинки (дальний план) так и большие, стационарные круги:
57. Происходит это так:
Результат:
Молоточковый механизм. Сами молоточки изготавливаются из одной войлочной заготовки. Для формирования молоточка заготовка с помощью пресса напрессовывается на деревянный стержень длиной около метра приобретая грушеобразную форму.
58. После чего стержень распиливается на ломтики которые и становятся молоточками:
59. Клавиши калибруются между собой по чувствительности. Это делается с помощью свинцовых грузиков:
60. Нажатие на клавиши должно быть одинаковое по чувствительности. Это большая работа по калибровке выполняется не одним специалистом:
61. Кстати..механизм одной клавиши вместе с молоточковым механизмом состоит из 57 частей. Можно умножить на 88 клавиш = 5,016 деталей лежит на каждом из этих столов:
62. После сборки клавишного механизма и его установки, инструмент попадает в прогонную комнату. Что это такое?!:
63. Это комната отделана звукопоглащающим материалом в которой установлен механизм. Сам станок поочередно в хаотичном порядке жмет все клавиши издавая самую противную какофонию в мире. Впрочем на этом этапе звук никого не интересует. Здесь проверяется на прочность молоточковый механизм в реальных условиях с натянутыми струнами:
64. Конечной, самой важной точкой готового инструмента является контроль в департаменте звука. Здесь подробно слушают оттенки каждой ноты извлекаемой из инструмента и производят точную настройку:
Женщина на фото настоящая легенда фабрики Стэйнуэй, ну по крайней мере так нам ее представили. Зовут ее Вэбкэ Вунсторф.
Она является первой женщиной, которая стала практикантом-учеником 1979 году на фабрике по созданию пианино Steinway & Sons. Ее отец когда-то работавший в этой компании, открыл для нее двери в этот мир. Помимо отца, работавшего настройщиком пианино Steinway & Sons, ее брат также работал техником в отделе сервиса. Некоторое время все три члена семьи работали в компании одновременно. Вэбкэ не только является ответственной за конечный звук фортепиано, но также и является единственной женщиной во главе целого департамента.
Она работает с увлечением и ответственно подходит к задачам, но кроме этого у нее остается время и для хобби. Она изучает Таи Чи и живопись, поет в хоре и с удовольствием танцует чечетку. Но ее самое любимое хобби- это ваяние скульптур из камня, кроме того она обожает свое фортепиано Steinway & Sons Модель B, которое стоит у нее дома.
65. Сейчас Вэбкэ занимает высокую почетную должность Главы Департамента звука в компании “Steinway & Sons”, является ответственным лицом по контролю звука инструмента:
66. После сборки готовые рояли выставляются в специальном зале, в котором их тестируют приглашенные музыканты:
67.
68. Во время моего нахождения там, в этом зале стоял рояль который при мне инкрустировали золотом. Видете золотая крошка на полу?)))
70. Готовые инструменты хорошо упаковываются:
71. И отправляются на склад готовой продукции. Упакованный рояль состоит из двух коробок. Первая - сам рояль:
72. Во второй коробке модуль с педалями:
73. Прямо напротив фабрики расположился Steinway Haus. Шоу-рум:
70. Здесь представлен практически весь ассортимент роялей Steinway & Sons:
71. Цены варьируются от 34,000 до 146,000 евро:
Мощности фабрики составляют примерно 4,3 инструмента в день, это ориентировочно около 1000 роялей и 250 пианино в год. Всего же, за все время существования компания Стэйнуэй произвела более полумиллиона инструментов различной сложности.
На этом все! Теперь вы видели все
моими собственными глазами.
Так создается легенда!
solomatin.livejournal.com/450554.html