Есть плюсы небольших выставок по сравнению с огромными музеями. Попадая в Лувр или в Прадо, разве вы заметите что-то кроме знаменитых шедевров живописи? А придя на небольшую целевую выставку можно долго ходить и рассматривать мелкие детали. Вот и эта выставка очень располагает к такому неторопливому рассматриванию.
Делфт стал "керамической столицей" в 17 веке не случайно. Сначала, благодаря приморскому расположению и наличию в городе одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, в город прибывали образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий. Но доставка керамических изделий из Китая была сопряжена с большими трудностями: корабли с ценным грузом могли и затонуть. Это стимулировало свое производство с использованием местной глины. Изделия были разнообразные, включая посуду и плитку. Плитка стала знаменита и начала свое триумфальное шествие по Европе.
В конце 18 века делфтское производство пришло в упадок.
Начнем рассматривать с пола, изображенного на картине Я.Вермеера, который и представляет собой образец использования дельфтской плитки. Обратите внимание, что плиткой выложен не только пол, но и низ стены, я бы сказала, бордюр:) Аккуратные голландцы таким образом прикрывали низ стены от попадания туда воды и грязи во время уборки. Первые керамические плитки, которые производились в Бенилюксе в 15-16вв были плитками для пола, относительно толстыми (18-22 мм ), т.к. должны были выдерживать вес тяжелой мебели и устойчивыми к стиранию. Они также были дорогими, поэтому только богатые могли себе позволить так мостить пол. Настенная плитка появляется в Голландии только к 16 веку. Она меньше, 13.3х13,3 см и поэтому на ней и рисунки крошечные. Гораздо меньше, чем на фотографиях:)
Плитка имела разнообразное практическое применение: ей облицовывали печи, стены, из нее создавали наборные картины...
Теперь посмотрим на изразцы:) Они выпускались с рисунками на самые разные темы. Библейская тематика была очень популярна.Популярности этой темы куратор выставки, т.е. ее создатель, д-р Дорон Лурье, объяснил так: помимо всего прочего, плиткой облицовывали и стены туалетов внутри домов. Кстати, туалет в доме в те времена - удел богатых. Бедные бегали во двор:) Так вот, чтобы дети не сидели в туалете просто так, а учили бы что-либо в отсутствии интернета, мобильников и телевидения, стены покрывали библейскими сюжетами:)
Это Адам в райском саду.
Адам, Ева и змей.
Дочери Лота соблазняют отца.
Жертвоприношение Ицхака.
Разведчики несут виноградную гроздь.
Еще один вариант разведчиков. Обратите внимание, что часто библейские персонажи одеты в костюмы, соответствующие времени художника.
Кит выплевывает пророка Иону на берег.
Три варианта Самсона, рушащего филистимский храм.
Строительство Вавилонской башни.
Еще одна Вавилонский башня.
Моисей со Скрижалями завета.
Давид и Голиаф. На примере этого сюжета д-р Дорон Лурье продемонстрировал, как плохо мы знаем ТаНаХ. Не облицовывали наши туалеты соответствующей плиткой:) Кто мне расскажет, почему тут Давид не с пращей, а с мечом?
Мне очень понравились плитки с изображениями морских божеств (из античного пантеона?) и всякой морской фантастической живности. Как это совмещалось с христианством? Не знаю. Но Голландия - морская страна и надо жить в мире со всеми богами. На мой взгляд, рисунки эти совершенно современные.
Изразцы с изображением военных тоже очень хороши. Какая замечательная проработка деталей.
Есть также и животные.
Мой любимый страус:)
Вполне реальный единорог.
Зайчик или кролик.
Изображения людей разных специальностей.
Рыбак, ясное дело, с рыбой.
А это крысолов, но не сказочный, с дудочкой, а реальный с пойманными крысами, привязанными за хвосты к палке. Так он демонстрирует свое умение.
Голландцы не стеснялись изображать не самую красивую сторону человеческой жизни.
Человека рвет.
Человек какает.
И закончить рассматривание плиток хочу ...
... катанием на коньках. Это так по-голландски.
Сюжеты не всегда изображались на одной плитке.
Вот красивый парусник, состоящий из 4х плиток...
А представте себе, что такой парусник везет "груз богатый
шоколата" керамических изделий.
Он налетел на подводную скалу и затонул с грузом.
Вот как мог выглядеть его груз. Одна из центральных витрин дает нам возможность себе это представить.
Этот удивительный экспонат попал на выставку уже после открытия. Д-ру Дорону Лурье позвонила дама, которая сказала, что в ее семье хранится керамическая вывеска мясной лавки ее деда, жившего в городе Зволле, в Голландии.
Разве можно было не показать такой экспонат?
Так, декоративное, "низкое" искусство немного посмотрели. Это только малая часть представленного на выставке. Теперь перейдем к "высокому" искусству.
Оказывается, в 70е годы прошлого века в Израиле были в моде обои в стиле дельфтской плитки.
dona-anna.livejournal.com/861090.html