Blenheim Palace |
|
Путешествие по Абоскому замку Турку |
|
Экскурсия по центру Стокгольма ― Gamla Stan |
|
Тициан - князь художников Венеции |
|
Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть II |
|
Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть I |
|
Книга Мормона. Часть 4 - Вера |
У нее есть несколько фотографий из медвежьего угла, в котором обосновались мормоны-фундаменталисты (FLDS Church), до сих пор практикующие многоженство. Я был там рядом и мог бы все это видеть, но не подозревал о такой особенности этих мест. Их последний пророк сейчас сидит в тюрьме Юты. Известно за что. Многоженство, принуждение к сожительству, секс с несовершеннолетними. Как обычно, адвокаты на процессе прикрывались свободой совести.
А можно чуть-чуть отвлечься? Не о мормонах? Секты, проповедующие различные формы полигамной жизни, существуют повсеместно. Но вовсе необязательно они религиозные. В Канаде есть одна интересная деревушка в Британской Колумбии, глава которой воюет за свою полигамную семью на уровне Конституционного суда. Я немножко слежу за этим делом. Вот что говорит этот человек. В канадском законодательстве о семье было записано, что семья - это добровольный союз мужчины и женщины дееспособного возраста. В последнее время закон изменился, и теперь там записано, что семья - это добровольный союз двух человек дееспособного возраста. Улавливаете разницу? Так, теперь что мешает нам записать "двух или нескольких человек"? Почему двум можно образовывать семью, а троим уже нельзя? В Саудовской Аравии, вон, пятерым можно. Не любым пятерым, пять мужчин будут все посажены на кол, но это не столь важно. Если Бога нет, не значит ли это, что некоторые представления пора пересматривать? И знаете, что я думаю? Что этот человек абсолютно прав, как бы нам это ни казалось странным. Однако эти деятели все без разбора прокалываются на одном и том же: на сексе с несовершеннолетними. Они не могут иначе. Раньше, когда у полигамистов была власть, они легко пользовались механизмом принуждения. То есть нарушался принцип добровольности. Теперь они нарушают принцип дееспособности. Поэтому защитники традиционного механизма брака выступают как охранители каких-то очень важных устоев, которые невозможно выразить логикой. Контроль за полигамными семьями и юридические коллизии в случае их распада настолько затруднены, что в интересах общества такую форму семьи лучше не допускать. И это тоже верно. Но если оба принципа, то есть добровольности и дееспособности, не нарушаются, то что? Да ничего. Ничего нельзя сделать, эти люди вправе жить так, как они хотят. Государство может их контролировать в лице органов опеки, если в таких семьях есть дети, но не должно их прессовать. Я так считаю. А свобода совести здесь не при чем.
Вернемся к теме.
=======================
Помещение Северного Центра на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити. Мальчик разглядывает интерактивную панораму Иерусалима периода Первого Храма. На заднем плане картины из жизни Иисуса Христа.
Сами мормоны очень удивляются, что кто-то может не признавать христианский характер их вероучения. На первый взгляд, и по форме, и по содержанию, и по обрядам их вера абсолютно стопроцентно христианская. Внешне она очень миролюбива. Я могу засвидетельствовать, что все мормоны, с которыми мы общались, приветливы, дружелюбны, открыты, и этому их учит Церковь. На бытовом уровне в фокусе современного мормонизма находится семья. Культ семьи, детей, образования, хороших взаимоотношений в семье является краеугольным камнем мормонского мироощущения. Это подтверждено всеми руководящими материалами Церкви, которые я разыскал. Тем не менее, ведущие христианские религии мормонизм не признают, знаться с ним не хотят и борются с этой ересью в меру сил. Впрочем, с той же страстью и с тем же успехом, что и друг с другом. Я читал разоблачительные протестантские и православные книжки, адресованные друг другу и католикам. Лексика полива помоями конкурентов на религиозном фронте примерно одинаковая. Но все классические христиане сразу забывают свои распри и объединяются терминологически, как только речь заходит о мормонах. В попытках разоблачить мормонскую веру христианство называет Джозефа Смита лже-пророком. То есть как бы были пророки настоящие, а были самозванцы, и Смит как раз из последних, а раз так, то и все учение Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней не стоит выеденного яйца.
Казалось бы, проще всего атаковать мормонскую религию с рациональных позиций здравого смысла. Действительно, простейший вопрос "а где же остатки поселений нефитов, которые были, по утверждению Книги Мормона, высокоразвитой цивилизацией, которую посещал Иисус?" вроде бы способен разнести в пух и прах легенды Джозефа Смита. Но с верующими такие "лобовые вопросы" не проходят.
================
Из разговоров в музее Церкви:
- А откуда Смит взял золотые пластинки?
- Ангел дал. Он спустился с небес и указал Джозефу место, где копать.
- И куда они потом делись?
- Ангел взял. Он спустился с небес и попросил их отдать. Сейчас эти пластинки ищут. Может быть, и найдут когда-нибудь.
- Но как же можно проверить их подлинность?
- Да как же вы не понимаете?? Были свидетели! Свидетели видели эти таблички и подтвердили их существование! Какие еще нужны доказательства?!
- Хорошо, а на каком языке были тексты?
- На древнеегипетском.
- Почему? Как же евреи могли говорить на древнеегипетском языке? И потом, как Смит его понял, ведь этот язык расшифровали совсем недавно?
- Ангел научил. Божественным откровением Смит понял, что язык был древнеегипетский. А что, евреи говорили на другом языке?
================
Это стена! Ее не прошибить ничем. Мы разговариваем на разных языках, хотя, вроде, и на английском. Да кто угодно подтвердит, таким образом убедить верующих в чем-то невозможно. Для них язык, на котором были записаны пластинки, - явление десятого порядка. Но я вижу еще одну причину, по которой христианские богословы не апеллируют к здравому смыслу верующих мормонов. Джозеф Смит "нашел" золотые пластинки примерно 180 лет назад. Это было относительно недавно. Вообразите себя гражданином Рима примерно в 200 году нашей эры. К вам прибегает сосед в страшном возбуждении и делится новостью: он только что узнал, что в Палестине был сын Бога. Этот сын ходил по воде, кормил пятью хлебами пять тысяч человек, оживлял мертвых, потом был казнен, но ожил и улетел на небо, и все это правда, потому что четыре свидетеля независимо друг от друга рассказали практически одну и ту же историю разными словами. Что вы подумаете об этом сумасшедшем? Скорее всего, пожалеете его несчастных родителей. Прямая аналогия не просматривается? Джозеф Смит НИЧЕГО не выдумал! Он не лже-пророк, а, если уж так хочется его обозвать, то он скорее талантливый плагиатор. Прекрасную фразу я откопал в одной анти-мормонской христианской статье: "если бы не было твердых доказательств вознесения Христа на небо, вся наша религия не могла бы существовать." Правильно! Гениально! Так если бы не было знаменитого "Свидетельства Трех", мормонская религия тоже не могла бы существовать! Это какая-то борьба с собственным зеркальным отражением. Поэтому я не согласен с тем, что мормонизм - это секта. Религия как религия, доказавшая свое право на существование. Да, у нее были темные периоды - а у какой религии их не было? В настоящее время это абсолютно нормальное законопослушное религиозное направление не хуже других, а в чем-то и получше. Достаточно посмотреть на то, как живут люди в Юте, чтобы понять в чем именно лучше.
И еще один нюанс я подметил: как Новый Завет не отменяет Ветхий, так и Книга Мормона не отменяет Евангелие. Она дополняет его. Я думаю, так как христианство пошло с Ближнего Востока, его первые апологеты не ставили своей целью разубедить всех евреев верить в те сказки, которые уже были написаны задолго до Христа. Это было бы слишком резко и неоправданно с тактической точки зрения. Кто-то очень умный, чье имя не дошло до нас, две тысячи лет назад догадался, что не надо ниспровергать старое, его надо дополнить новым, потому что так проникновение новой веры пойдет гораздо эффективнее. Джозеф Смит просто повторил этот трюк. Я преклоняюсь перед гениальной догадкой этого, прямо скажем, не слишком образованного, но очень умного человека. Мало того, он ведь тоже был убит и тоже в тюрьме, то есть до некоторой степени повторил путь своего предшественника. Только на небо не вознесся. Так это потому что времена уже были другие. Вознесение не обошлось бы без репортеров. А коль скоро прессы при вознесении не было, то и настаивать на нем бессмысленно.
Вот еще несколько моих собственных объяснений популярности мормонизма в США в XIX веке. Религия питается не только каноническими текстами. Человек жаждет новизны, и на одном воскресении Лазаря строить культ невозможно. Любой религии постоянно нужны новые сказки. Отсюда появляется феномен святых, людей, чья жизнь могла бы быть источником подражания для верующих. Эти святые обязательно привязаны к земле, на которой происходили чудеса. В каждой стране свои Антонии и Серафимы. Но что же могло христианство предложить американцам до появления Смита? Приключения в Иерусалиме? Для средневековой Европы Иерусалим был реальностью. Туда плавали купцы, отправлялись крестовые походы, паломники. То есть это место в принципе обладало досягаемостью. А для американцев XIX-го века Иерусалим был не ближе Луны. Равно как и Рим с Парижем. Джозеф Смит создал местных святых, передвинув их похождения на американский континент. Это сработало очень здорово.
Далее, он упростил (вульгаризовал, адаптировал - выберите сами) сложную христианскую теологию до понятий, доступных любому человеку. Это важно. Религия не может быть развлечением для высоколобых профессоров. А в классическом христианстве за 2000 лет набралось столько зауми, что разобраться в ней без пол-литра невозможно. Например, как объяснить единство Отца, Сына и Святого Духа? Вот вы на "Троицу" Рублёва смотрите, сколько там фигур видите? Три? Я тоже три. А по теории должно быть три, но как бы и одна. Читая постановления Вселенских Соборов про Символ Веры (в адаптации, не в оригинале, я еще не совсем дошел до ручки), я вспоминаю свои ощущения от теории корпускулярно-волнового дуализма света. Нормальный человек вряд ли способен это понять. А Джозеф Смит обошелся с этим краеугольным христианским догматом очень вольно: он его отменил, да и все. Формально мормоны отказались от единобожия. У них Бог отдельно, Христос отдельно, а Святой Дух - их посланник в той или иной форме. Семейная преемственность, ничего особенного.
За отказ от Символа Веры классические христианские церкви мормонов и не признают. Все, что было в христианстве неудобного, особенно для американской публики, мормоны удалили за ненадобностью. Это вольный пересказ-адаптация на современный лад. То есть, если мы не рассматриваем догматы религии с точки зрения здравого смысла, то мормонская вера вполне адекватна поставленным перед ней задачам.
Вечерний фонтан перед Южным Центром на Храмовой площади с Солт-Лейк-сити. Из этого центра стартуют экскурсии по Храмовой площади.
Из диалогов с "сестрами", проводящими экскурсии:
==================
- А вот, простите, такой вопрос... Полигамия. Как Церковь относится к многоженству?
- Понимаем. Это всех интересует. В центре интересов Церкви - обычная семья, такая же, как у всех. Семья - это самое главное, самое святое.
- А раньше?
- Понимаете, мормоны пережили очень тяжелый период до переселения в Юту. Нас преследовали, наших мужчин убивали, многие сидели в тюрьмах за веру. Для того, чтобы дать женщинам с детьми возможность выжить, Церковь разрешила многоженство на ограниченный период. С 1890 года эта практика прекращена.
- Простите... Мы читали... В газетах пишут, что иногда бывает...
- Так это же фундаменталисты. Что вы хотите от фундаменталистов? Это не настоящие мормоны. Они не признают наших пророков.
- Как Церковь относится к гомосексуалистам? Может ли существовать мормон-гомосексуалист?
- Гомосексуализм разрушает семью. Библия осуждает гомосексуализм. Мы понимаем, что есть такое явление. Если к нам обратится человек, погрязший в этом грехе, мы будем с ним разговаривать. Но Церковь никогда не признает гомосексуальные браки и однополые семьи.
- Есть ли у Церкви какие-то требования к одежде верующих, к их досугу?
- Нету. Мы должны одеваться скромно, но никакой унификации нет. Это наше дело как одеваться. Мы можем проводить время так, как нам хочется, но Церковь не разрешает употребление наркотиков. Это тяжкий грех, за него полагается отлучение от Церкви.
===================
Пара фраз на тему "мормоны и гомосексуалисты". Как ни удивительно, здесь Церковь находится в положении обороняющегося. Любимый трюк гомиков - целоваться взасос перед Храмом. Естественно, правоверные мормоны этого зрелища выдержать не могут и гонят охальников взашей. А они на нее - в суд! И потом начинается многолетнее словоблудие на тему, какое поведение допустимо и недопустимо в святом месте. А то еще во время референдума в Калифорнии по поводу однополых браков Церковь осмелилась высказать свою позицию. Что тут началось! Освистание и охаивание. Опять пришлось оправдываться, что позиция Церкви необязательна к выполнению ее членами, которые могут думать иначе, хотя вообще-то не должны, несмотря на то что это личное дело каждого. РПЦ по сравнению с LDS находится просто-таки в тепличных условиях.
Скульптура, посвященная счастливому мормонскому детству.
|
Книга Мормона. Часть 3 - История и религия |
С чем ассоциируется слово "мормон" у обычного человека? Конечно, с полигамией, сиречь с многоженством.
Джозеф Смит погиб из-за баб. Хотя, если честно, в данном случае Джозеф виноват был сам. После того, как число его сторонников начало расти со скоростью лесного пожара и он познал что значат власть и богатство, на него явно напали какие-то бесы. Вокруг было слишком много женщин, и все они были преданы своему Пророку. Ведь сам Бог-то, он того... склонил Марию к греху. А может, и не одну Марию, кто ж теперь знает? В этом деле же надо какой-никакой опыт иметь, чтобы так сразу, да еще и в достаточно зрелом возрасте заделать себе Сына Божьего. Что ж такое, братцы, получается: Богу можно, а Пророку его нельзя? А подать сюда Откровение, пусть Бог лично объяснит, как надо себя вести молодым и красивым Пророкам. Бог и объяснил просто и понятно. И так выходило из его объяснений, что мужчина мог иметь сколько угодно жен, а вот женщина - не больше одного мужчины. Сейчас этот тезис ошибочно называют полигамией. Нет, это многоженство, работающее в одну сторону. Пророк Джозеф Смит хотел было объявить своей пастве о новом правиле, но тут вмешалась Эмма. Ей это Откровение не понравилось. Она, значит, рожай Пророку детей одного за другим, а он будет по Откровениям бегать. Нашла коса на камень. Поэтому вслух твердым голосом Смит ни разу слово "многоженство" не произнес. Он предпочитал более мягкое словосочетание "множественный небесный брак при некоторых обстоятельствах". Злые языки говорят, что у Смита было более 50 "небесных жен". Откуда же он их брал? Да от коллег-мормонов, откуда же еще. Идет, бывалоча, Пророк по городку Наву штата Иллинойс (туда перебралась община в последние годы жизни Смита), смотрит - женщина. Подходит он к ней и вежливо говорит, так, мол и так, было мне намедни Откровение, стань моей небесной женой. И что ей делать? Нельзя же отказывать Пророку. А земному мужу куда после этого податься? Только в оппозицию. Ненастоящий, говорит оппозиция, у нас Пророк. Бабник и стяжатель. Долой. Собрались обиженные Смитом мужи и напечатали разгромный листок. Свистнул тогда Смит свою боевую дружину и пошел на оппозиционеров войной. Поколотил их, листок уничтожил, типографию сжег. А этого было делать нельзя, потому что священная свобода слова пострадала. Тут-то губернатор Иллинойса, которого все эти мормоны достали к тому времени до печенок, Смита арестовал за смуту. Из тюрьмы Смит велел начальнику мормонской милиции себя освободить. Начальник колебался, ему своя жизнь была дороже. В итоге в тюрьме Джозефа и убили по-быстрому, чтобы не было бунта.
Вводил ли Джозеф Смит многоженство официальным образом? По этому поводу голоса разделились. Значительная часть мормонов считала, что да, вводил, и именно как заповедь. Но Эмма Смит всегда утверждала, что это вранье и наветы, и Джозеф Смит вел себя аки ангел в семейной жизни. Хотя были свидетельства обратного. В общем, история почище, чем у четы Клинтонов. Большинство статей, которые я нашел на эту тему, утверждает, что все-таки эта идея - единоличная заслуга Смита, и возникла она потому, что он мог себе эту маленькую шалость позволить. Но нормой жизни многоженство для мормонов стало после того, как второй в официальной историографии Церкви Пророк по имени Бригам Янг объявил об этом в 1852 году.
Памятник Бригаму Янгу возле Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.
В истории всегда так. Первый человек только расчищает дорогу. Его роль - созидание. Набор высоты обеспечивает человек номер два. Он либо гробит идею, либо поднимает ее. Мормонам, считай, повезло. Вторым пророком стал жестокий, деспотичный, но одновременно с тем действительно великий деятель Бригам Янг.
Бригам Янг был полной противоположностью Джозефу Смиту. По всем направлениям личности. Смит - изящный красавчик с тонкой душевной организацией, придумщик и фантазер (ну, не вруном же его называть). Янг - грубый властный мужлан, кузнец и плотник по основной профессии. За организацию исхода мормонов в пустыню Юты Янга называют "американским Моисеем". Довольно много народа умерло по дороге, между прочим. Первые пятнадцать лет правления Янга были достаточно турбулентными. За это время случилась небольшая гражданская война с правительством США, массовое убийство обоза переселенцев, шедших в Калифорнию, введение многоженства, лишение негров права занимать посты в Церкви как расово "неполноценных". Вместе с тем, то, во что превратилась Церковь с течением времени, является заслугой Янга. Аналогии с первыми вождями СССР напрашиваются сами собой. Да вообще это общечеловеческая тенденция.
Президентом Янг стал спустя почти три года после смерти Смита. Церковь находилась в полном упадке. Янг был президентом Совета Апостолов, утвержденного Смитом наподобие апостольского совета Христа. В одной из своих проповедей Смит сравнил власть этого совета с властью Пророка. После серии неудач и разочарований с временными Пророками-раскольниками мормонские апостолы решили этой властью воспользоваться. Первоначально пост Пророка предлагалось упразднить вовсе, чтобы никто не мог на него претендовать, и оставить только пост Президента. Но, получив власть, Бригам Янг рассудил иначе, и с тех пор Пророк и Президент Церкви - это одно и то же. Вскоре после своего утверждения Янг решил увести паству на Запад, где можно было бы строить жизнь с нуля, не оглядываясь на преследования властей и на внутренние распри.
24 июля 1847 года Бригам Янг увидел Соленое озеро с окрестных холмов. Сейчас в Юте этот день является официальным праздником, называется День Пионера.
Памятник мормонам-переселенцам, расположенный на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.
Переселенцы стартовали из Айова-сити, расположенного за 2000 километров от Соленого озера. Люди были бедны настолько, что телеги они везли на себе. На лошадей денег у них не было. В дороге умерло 250 человек, но остальные дошли и начали заселять "мормонский пояс". На юге мормонские посланцы дошли до Мексики и основали колонии в мексиканских провинциях, на севере заселили дикий Вайоминг. Под руководством Янга строились церкви, дороги и мосты. Достаточно скоро заработала почта. Был основан университет Юты, ныне носящий имя Бригама Янга. Наконец, появились здания на Храмовой площади, причем идею знаменитого Табернакля предложил Янг лично. Некоторое время Янг пребывал в иллюзии, что ему удастся устроить собственное государство, но это не сбылось. Однако губернаторство как глава самой большой общины на Западе он получил. Семь лет Янг был губернатором довольно большой территории, включающей в себя несколько современных штатов. На это время приходится стремительный расцвет экономики края. Однако амбиции Церкви и территориальные претензии были столь велики, а тяга к экзотическому образу жизни столь неистребима, что президент США Бьюконен предпочел назначить губернатором Юты своего человека, не связанного с мормонами. Это привело к небольшой гражданской войнушке. В процессе ее развития случилась одна вовсе неприятная история. Мормонская милиция наткнулась на обоз переселенцев, направлявшихся в Калифорнию. Военная истерия, постоянные призывы к мщению за предшествующие убийства мормонских пророков и элементарное желание немного пограбить неверных привели к массовому убийству более 120 человек, включая детей. В живых мормонская милиция оставила только семнадцать детей младше восьми лет, которых раздали в мормонские семьи. Эта резня является самым темным пятном на репутации Церкви. Позднее всего один человек был за нее осужден и расстрелян на том же месте, где был уничтожен этот обоз. Непосредственной вины Янга в этом преступлении нет, и он даже выступил против массового убийства, но его указание пропустить обоз опоздало. Чисто военная же ситуация некоторое время шаталась неопределенным образом. Воевать никто не хотел. Мормоны не могли выдержать столкновения с регулярной армией, а армия побаивалась связываться с фанатиками. Янг рассматривал вариант сжечь Солт-Лейк-сити и уйти всем табором в Мексику, но в последний момент одумался, сдался и обменял власть светскую на полноту власти духовной. Это было в 1860 году. На некоторое время после этого федеральные власти от мормонов отстали.
Тем не менее, следующий кризис между Церковью и государством был неизбежен. Все федеральные назначенцы в Юте встречали откровенный саботаж. Параллельно существовало две судебные системы, два центра силы, два авторитета. Вначале государство было слабее, но со временем ситуация поменялась. Открытый конфликт назрел к 1890 году. Мормонов, в том числе высокопоставленных, стали пачками отлавливать и сажать за многоженство. В принципе, их прессовали все эти годы. Мормонские семьи были огромны. Исчезновение единственного кормильца означало катастрофу для большого числа зависимых от него женщин с детьми. Коран ограничивает количество жен четырьмя. Мормоны себя не ограничивали ничем. У самого Янга было 55 жен и 56 детей. Чтобы содержать такую ораву, он построил дом-улей, занимавший небольшую городскую площадь.
Пристройка слева - помещения самого Янга, а справа жили жены, у каждой по комнате. Число жен все время менялось. Никто даже толком не отслеживал, сколько их было. Это был типичный гарем, только добровольный. Скажем, вдовы с удовольствием шли в дополнительные жены, потому что только таким образом они могли защититься от голода в тех суровых условиях.
На этой фотографии слева от входа просматривается крыша еще одного дома. Сейчас перенесу камеру.
|
Книга Мормона. Часть 2 - Религия и история |
Мормон, оказывается, - это имя собственное. Так звали мифического главу мифического племени, якобы написавшего книгу, являющегося катехизисом «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, или The LDS Church). Я дал официальный перевод названия на русский язык. Именно так оно пишется, со всеми большими и маленькими буквами. Официальный перевод, к сожалению, неточный. По смыслу религии следовало бы сказать не "последних дней", а "поздних дней". Но, в конечном счете, все равно так длинно никто не говорит. Прихожане этой церкви именуются в просторечии мормонами, а религия - мормонизмом (в некоторых источниках - мормонство).
Религия вообще мне кажется интересной штукой. С тех пор, как я себя помню, я пытаюсь понять для себя, что это такое. В ее основе лежит, насколько я понимаю, вера людей в какую-то сказку или набор сказок. Мне кажется странным, что в наше время кто-то еще способен и желает верить в сказки, в том числе люди весьма образованные и сведущие. Еще более странны последствия этой веры в сказки – от страшных войн до великолепных храмов, намного превосходящие представления человека о просто функциональном жилье. По всей видимости, разные религии и направления внутри одной религии не слишком различаются по методам воздействия на психику человека. Различие только в исповедуемом наборе сказок и в той модели поведения, которую адепты конкретной веры считают следствием из этого набора. Я также понимаю, что сказки сами по себе верующим людям неважны, и поэтому они не оценивают их с рациональной точки зрения. Если бы это было не так, ни одна религия не могла бы устоять соприкосновения с жизнью. Верующим важно что-то другое. Иногда мне кажется, что я понимаю, что именно для них важно, а иногда смысл веры ускользает от меня как вода сквозь пальцы.
Все это банальности, разумеется. Мне просто нужно от чего-то отталкиваться. Религия мормонов могла бы побить рекорды по неправдоподобию своих основ, но она не просто жизнеспособна, эта религия более, чем успешна. От границы с Канадой до северных областей Мексики тянется так называемый "мормонский пояс", по которому разбросаны общины мормонов. Значительная часть населения довольно большого города Солт-Лейк-сити, да и всего штата Юта – мормоны. По всему миру верующих, по уверениям штаба мормонской церкви, насчитывается около 14 миллионов человек. Правда, познакомившись в предварительных деталях со структурой организации мормонов, я сделался убежден, что это количество преувеличено. И позже я нашел подтверждение своему предположению: так, в США, по подсчетам штаба церкви, мормонов должно быть шесть миллионов, а по переписи их меньше, чем три миллиона двести тысяч. Но все равно, это очень много для простой секты. Сравните: только что я видел цифру, что активных приверженцев православия по версии РПЦ около 15 миллионов человек. А ведь мормонизм в 5 раз моложе православия, этой религии меньше 200 лет. Или уже почти 200 лет - многовато для простой секты. Подавляющая часть верующих – молодежь всех национальностей. Большой город SLC живет и существует как духовная столица мормонской религии. Как Ватикан. Ей-богу, по существу разница между Ватиканом и SLC не столь уж велика. Рафаэля и Микеланджело мормонам не хватает, да масштабы существенно меньше, но все остальные атрибуты серьезной религии наличествуют вполне.
Нельзя не отметить несколько сразу бросающихся в глаза следствий широкого распространения мормонизма в Юте. Например, во всех мотелях в тумбочках номеров кроме обычной для многих мест Библии будет лежать «Книга Мормона». Чтобы путнику было чем заняться на досуге. Я также связываю с религией то обстоятельство, что в городе SLC очень чисто. Ей-богу, в нем чище, чем в Сингапуре, который до сих пор служил для меня эталоном городской чистоты. Общественный транспорт в центре СЛС бесплатный. Мормонизм запрещает алкогольные напитки, и в большинстве ресторанах спиртное не наливают, а в большинстве магазинов не продают, и так по всему штату. Конечно, находятся и охальники. Свобода веры подразумевает, что можно не только верить, но и не верить. В ресторанах пива не продают, а вот на бензоколонках - сколько угодно. Например, «Полигамный портер». На упаковке шести бутылок нарисован томный молодой человек, обнимающийся с несколькими девушками-ангелочками. Лозунг бренда: «зачем иметь только одну?». Я, разумеется, не мог пройти мимо такой рекламы. Портер отличный. И сразу тянет немного пополигамничать.
Если бы дело происходило в мусульманской стране, всех, причастных к производству такого пива, как минимум посадили бы на кол. Многоженство - действительно самое слабое звено в религии мормонов, хотя ему и найдено благочестивое современное объяснение. Но, обо всем по порядку.
Вот мы все думаем, что Америку открыл Колумб. Некоторые умники говорят, что до Колумба были викинги, а то и полинезийцы. Плоты там строят всякие в доказательство своих гипотез, и по-разному другому развлекаются. Так это все ерунда. Америку открыли евреи. Да-да, в 600 году до нашей эры еврею по имени Лехай привиделась гибель Иерусалима (одна из многих, которая случилась в 586 году до н.э. в результате войны с ассирийцами), и он подумал, что надо валить из Палестины куда глаза глядят. Соплеменники его не поняли и побили палками. Эмиграция никогда не пользовалась широким народным признанием. Снарядил Лехай корабль, взял на него своих сыновей и еще кое-кого, кто согласился спасаться от неминуемой смерти, и поплыл куда глаза глядят. А глаза глядели в Америку. Приплыв туда, евреи с удивлением обнаружили, что они не первые, а до них приплыли в Америку строители Вавилонской башни (!), забывшие к тому времени свой язык и придумавшие себе новый. Их звали джаредитами. Здесь в истории какой-то провал. При чем тут строители Вавилонской башни? Неважно. Наверно, евреи рода Лехая с ними перемешались и стали богато жить в Новом Свете (как это происходит с большинством эмигрантов). От Лехая, его сыновей и джаредитов пошли два рода, нефитов и ламанитов. Ламаниты оказались более смуглыми кожей, более многочисленными и более воинственными. Через какое-то время они забыли своих предков и стали воевать с нефитами. А нефиты жили очень хорошо. Настолько хорошо, что примерно в 130 году нашей эры к ним явился Иисус Христос собственной персоной. Во-первых, он захотел отдохнуть от своих небесных забот. Во-вторых, у него было дело: он хотел обратить Америку в христианство и заодно помирить два враждующих племени. Как обычно, у Христа все получилось, и он отбыл назад на небо в полном удовлетворении. Но ламаниты не угомонились. Году так в 400 разуверились они в христианстве, пошли окончательной войной на нефитов и перебили их всех до единого, а потом одичали и сделались индейцами (то есть все американские индейцы в первооснове своей евреи - во как!). Христос же, скорбя с небес о гибели сынов своих, которые его классно принимали в гости, обратил всех вождей нефитов в своих ангелов, и живут те ангелы в небесных чертогах и поныне.
Откуда, спросите вы, я взял всю эту бредятину? Да вот отсюда:
 
Структура книги очень напоминает Евангелие, только что написана она бойким английским языком с применением устаревших форм. Каждая глава в этой книге записана со слов очередного по счету вождя племени нефитов и так и называется. Ну, как Евангелие от Марка или Луки. Свел все главы воедино предпоследний вождь племени нефитов по имени Мормон. Истории были высечены на золотых пластинках и впоследствии спрятаны сыном Мормона, Моронаем, последним из нефитов. Попутно в книгу Мормона входят дополнительные главы, пересказывающие Ветхий Завет (их якобы привез в Америку Лехай) и какие-то побочные истории.
Уточнение: я даю все имена собственные так, как они звучат на английском языке. Их адаптация к русскому приводит к тому, что, например, Моронай становится Моронием. Ну, вроде как Савелий или Петроний. Поскольку я не научный трактат здесь ваяю, я оставляю произношение таким, как я его слышал лично.
Мормон записывает историю иудейского племени нефитов в Америке на золотых табличках. Северный Храмовый Центр, Солт-Лейк-сити.
И что, спросите вы, 13 миллионов человек в мире всерьез верят в эти легенды? Верят. Мало ли во что еще верят люди. Вон, собрание сочинений Ленина насчитывает 55 томов, а всего его различные сочинения - специально посмотрел - еще к 1974 году были изданы тиражом 465 миллионов экземпляров. Куда там какому-то Мормону до таких рекордов. Но о вере мы еще поговорим, там много интересных параллелей напрашивается.
Да, а как же сочинения Мормона стали известны широкому читателю? О, вот тут-то и начинается настоящая интрига, и тянется эта интрига с 1827 года. 22 сентября этого года молодому американцу с банальнейшим именем Джозеф Смит явился в лесу ангел. Смиту было 22 года. Он вырос в очень бедной многодетной семье, формального образования не получил даже в рамках церковной школы, но был очень начитан, умен, красив, обладал мощным воображением и страшно страдал от неустроенности своего бытия. За два года до встречи с ангелом он раздобыл где-то карту, описывающую месторасположение большого клада, купил лопату и отправился в лес копать землю. Одному копать было сложно, поэтому Смит нанял мужиков, обещав расплатиться с ними, когда он найдет клад. Конец истории не заставил себя долго ждать: Джозеф Смит попал в тюрьму в первый раз. Карта оказалась фальшивой. Наверно, он пробыл в тюрьме недолго. Простили авантюризм по молодости. А у одного из нанятых и обманутых им мужиков по имени Исаак была дочь, красавица Эмма. Выйдя из тюрьмы, Смит начал окучивать Эмму на предмет жениться. Нет слов описать, как это не понравилось папаше Исааку. Смиту пришлось отправиться домой на север штата Нью-Йорк, но с полдороги он вернулся и продолжил начатое. Это был очень целеустремленный молодой человек. Короче, Эмма сопротивлялась относительно недолго. Папаша Исаак сначала их обоих проклял, они уехали к Смитам, но потом он обоих же простил и выделил небольшой домик на своей ферме. Однажды, заглянув к молодым под вечер, он застал странную картину: Джозеф сидел за столом, прижимая шляпу к лицу, и что-то бормотал, а Эмма быстро записывала его бормотания, сидя за занавеской. Исаак потребовал объяснений и, получив их, пришел к неутешительному выводу о том, что дети сошли с ума.
Оказывается, когда Эмма и Джозеф еще жили у Смитов, Джозефу в лесу явилось яркое сияние, и из этого сияния вышли две небесные фигуры. Одна фигура представилась Мормоном, автором золотых скрижалей. Но долго Мормон задерживаться не стал, некогда ему было со Смитом беседовать. Дальнейшее общение со Смитом вел второй ангел, Моронай. Он сказал ему, где копать, и дал два волшебных камня. В указанном месте Смит выкопал коробку, в ней лежали золотые пластинки с каракулями на непонятном языке. По простоте душевной Смит решил, что это был древнеегипетский. По-видимому, о существовании арамейского и иврита Смит не подозревал. Бывший золотоискатель сразу понял, какое сокровище к нему попало в руки. Он не стал продавать пластинки на золото, хотя и мог бы на этой операции неплохо подняться, нет, он стал переводить священные тексты. Волшебные камни, если их прижать к глазам в темноте, транслировали содержание золотых скрижалей в строчки английского языка. Их надо было только продиктовать. Однако была незадача: пластинки во время работы никто не мог видеть, иначе случайно их увидевший был бы проклят во веки веков. Поэтому лежали они запечатанными в коробке, а Эмма сидела на всякий случай за занавеской. На всякий случай, чтобы любимый тесть случайно не пострадал от дара небес, Смит ему пластинки тоже не показал.
Титаническая работа продолжалась два с половиной года и сопровождалась тягучими семейными скандалами. Шумел в основном Исаак. Про пластинки прослышали все соседи. Большинство было солидарно с Исааком в оценке умственного состояния молодых, но нашлись люди, почитавшие дело Смита за весьма важное. Один из соседей заложил ферму, чтобы дать Смитам денег на их деятельность. После этого от него ушла жена. Если бы я был женой этого соседа, я бы, возможно, поступил бы так же. На подаренные деньги Смит смог нанять трех секретарей, и работа пошла живее. Поэтому манускрипт книги Мормона написан четырьмя разными почерками. Отдельные страницы манускрипта можно увидеть в музее мормонизма в SLC. В 1830 году книга была издана. Последовала окончательная ссора с Исааком, и Смиты ушли с родительской фермы. Своего отца Эмма больше никогда не увидела.
|
Книга Мормона. Часть 1 |
В отличие от большинства городов Америки даунтаун Солт-Лейк-сити не финансовый центр, а религиозный. Основная историческая площадь обнесена высокой сплошной оградой с воротами, которые закрываются ровно в десять вечера. В дневное время по этой площадке разгуливают туристы и девушки-гиды из разных стран. Девушки ходят только парами. Этих девушек достаточно много, чтобы обеспечить каждому посетителю индивидуальную экскурсию по комплексу. Абсолютно все туры индивидуальны, бесплатны и, в теории, происходят на вашем родном языке. Девушки одеты скромно, но со вкусом. Униформы нет, но есть дресс-код: длинная юбка, светлая блузка, кофточка. На лацкане кофточки у них приклеен флажок, означающий страну происхождения и, соответственно, язык, на котором эта девушка готова с вами общаться. Независимо от родного языка, все гидессы прекрасно разговаривают на английском.
Девушки называют себя «сестры». Они волонтеры, работают гидами бесплатно в течение 18 месяцев каждая. Потом они отправляются домой. Еду, проживание и какой-то минимум культурных развлечений им обеспечивает Церковь. Есть и волонтеры-братья. Они работают на полях и фермах, принадлежащих Церкви, тоже бесплатно и тоже в течение 18, а то и 24 месяцев. Вообще, работа на благо Церкви и общества – обязанность каждого мормона. Поэтому абсолютно в любом месте в этого церковного городка, стоит только вам остановиться, к вам подойдет приветливый человек, спросит, что вас интересует и проведет прекрасную экскурсию по вверенному ему участку. Возраст значения не имеет, мы общались и с очень молодыми, и с очень пожилыми людьми. Они ответят на все ваши вопросы, в том числе и на личные, если эти вопросы как-то связаны с их верой. Разумеется, разговор должен носить уважительный характер. Они тоже будут вами интересоваться, и, в принципе, это нормальное доверительное общение.
Так, про девушек и экскурсоводов поговорим потом, давайте оглядимся вокруг.
В квартале за оградой разбит прекрасный сад, в котором разместились пять зданий. Два из них мы оставим без внимания: это огромные, прекрасно сконструированные центры для туристов. В южном центре находятся экспонаты, посвященные истории мормонов, в северном центре рассказывается об истории и источниках мормонской религии. Кстати, туристские центры более чем заполнены: в год на Храмовую площадь приходят более пяти миллионов посетителей, больше, чем в Гранд-каньон или Йеллоустоун. И каждому полагается индивидуальная бесплатная экскурсия. Есть еще кое-какие бесплатные сервисы. Концерты - не все, но многие, - музеи. А еще тут есть бесплатная генеалогическая библиотека со списками - вдумайтесь в цифру - 725 миллионов фамилий из 110 стран. Теоретически я не исключаю, что я мог бы найти в ней кого-нибудь из своих предков или родственников, только времени не было в этом копаться. В огромный комплекс генеалогической библиотеки может зайти любой человек с улицы. Коллекция сведений о людях Земли начала копиться с 1894 года.
На снимках изображен основной собор мормонов Salt Lake Temple. В отличие от собора Св. Петра, неверующих в этот собор не пускают. Но во многих других аспектах адепты церкви очень приветливы и открыты.
Собор строился 40 лет из огромных гранитных блоков, которые привозили сюда на волах. Это достаточно внушительное сооружение. Естественно, и архитектор, и строители были мормоны. Здесь все мормоны, до сих пор все мормоны. Другие религии в Солт-Лейк-сити практически незаметны. И во власти тоже мормоны. Большинство губернаторов Юты мормоны. А что такого? Свои выбирают своих. То есть губернатор, конгрессмены, сенаторы, местные депутаты - все мормоны и все отвечают за свои поступки перед Церковью. По факту в Юте церковь не отделена от государства. Ну, то есть, это, конечно, светский город и штат. Законы светские. Ничего необычного. Кроме той важной роли, которую религия играет именно в этом штате.
Напротив собора находится небольшой зал собраний - первая Ассамблея. Это не церковь, это зал для собраний и песнопений. Здание строилось одновременно с Собором, но была закончена раньше. Мормоны живут общиной, и им необходимо иметь место для встреч. Ассамблея вмещает 2000 человек.
Перед Ассамблеей стоит стелла с памятником чайкам. Чайки для мормонов - священные птицы, спасшие их в 1848 году. По легенде, в тот года у людей были виды на хороший урожай, но в начале июня пришла саранча (в мормонском эпосе сверчки) и, как в известном анекдоте, всё пожрала. Точнее, могла бы пожрать. Господь не допустил гибели верующих, послав орды чаек с Соленого озера на борьбу с саранчой. Несчастные птицы маялись животами, но ели богопротивных насекомых, пока не извели их подчистую. Современные орнитологи сильно сомневаются в правдивости этой сказки, хотя согласны, что чайки не брезгуют такой пищей, и какая-то польза от них могла быть на самом деле. Как бы то ни было, теперь чайка - официальный символ штата Юта.
|
«Лишние» детали в средневековом искусстве Италии. Начало. |
|
Оксфорд 4 |
Этот закуток называется Golden Cross - Золотой Крест. Здания безбожно отреставрированы, но они подлинные, постройки 15 века. В нынешнем помещении Пиццы-экспресс был постоялый двор, первая оксфордская гостиница рядом с рынком. До нас дошли результаты нескольких переписей населения, регистрировавших хозяев, слуг и постоялцв этой гостиницы с конца XVIII века. Пиццей-экспресс этот домик стал чуть больше 10 лет назад. А вообще первые сведения о гостинице на этом месте датируются аж 1182 годом.
Мы идем по красному маршруту по улице Cornmarket - Кукурузный рынок в дословном переводе. Там была когда-то зерновая биржа, ну, или ее средневековый прообраз. Наша первая остановка на перекрестке в конце этой улицы. Налево будет крытый рынок - там всегда был рынок - и проход к этому рынку лежит через переулок Golden Cross. Справа будет башня Карфакс, а чуть дальше по левую руку ратуша и музей города. Пойдем сначала на рынок.
В Golden Cross ведет узкий проход. Это местечко внутри каменного мешка, небольшая площадь, стиснутая домами со всех сторон. Над аркой для прохода на Golden Cross висит знак Cornmarket Street, 5. То есть дом номер пять. Соседний дом, соответственно, под номером три. Здание новое, ничем не примечательное с виду, и поэтому фотографии его у меня нет. До перестройки, произошедшей двести с лишним лет назад, на месте Cornmarket, 3 стояла гостиница под названием "Корона". В 1605 году "Короной" управляла симпатичная молодая особа Джейн Давенант. Она удачно вышла замуж за мэра Оксфорда Джона Давенанта, образовав тем самым стандартную семейную пару мэр-бизнесвуман. Кроме мэрских обязанностей, Джон Ковенант занимался винным бизнесом, поставляя напитки в таверну при гостинице жены. Гостиница стояла достаточно удобно на столбовой дороге, ведущей из Лондона через Оксфорд на север. Как-то раз Вильям Шекспир, проезжая мимо по своим делам в Стратфорд, остановился заночевать в "Короне". Эта остановка имела далеко идущие последствия. Дружба с четой Давенантов зашла настолько далеко, что, когда в начале 1606 года у Давенантов родился сын, Шекспир стал ему крестным отцом. Довольно странно, что в книге регистрационных записей Оксфорда автографа Шекспира не осталось. За него почему-то расписался клерк. Тем не менее, факт того, что Шекспир был крестным отцом ребенка, считается документально установленным. Мальчика тоже назвали Вильямом. Прошли годы, и Вильям Давенант стал известным поэтом, артистом и режиссером. Он ставил в театрах Лондона пьесы своего знаменитого крестного и свои собственные. Странным образом передавшийся художественный дар заставил многих современников Давенанта, и даже его самого усомниться в отцовстве скромного оксфордского мэра. Иногда, хотя и не каждый день, Давенант напрямую утверждал, что его отец сам Шекспир. Во всех биографиях Шекспира Вильям Давенант упоминается как его возможный внебрачный сын. А на могиле Вильяма Давенанта в Вестминстерском аббатстве высечена надпись "редкий Вильям", перекликающаяся с прозвищем "редкий Бен", которое сам Шекспир в шутку дал другому поэту, Бену Джонсону.
Гостиница и паб "Корона" существуют до сих пор, находясь на другой стороне улицы под углом к дому номер три. Хозяйка современной "Короны", лицо, без сомнения, очень заинтересованное, утверждает, что дому всяко больше 400 лет, и вполне возможно, что Шекспир общался с Джейн Давенант именно в ее доме, а не там, где думают все. Тем не менее, общепринятая точка зрения говорит о том, что современная "Корона" всего лишь переняла вывеску, когда сносилась гостиница оригинальная.
Башня Карфакс (Carfax) на другой стороне улицы Cornmarket напротив Golden Cross. Эта колокольня - все, что осталось от церкви, стоявшей на этом месте с XIII века. Церковь снесли, чтобы она не мешала движению. Я уже отмечал, что постоянная деградация церковного дела привела исчезновению лишних церквей в Оксфорде. А колокольня работает по своему назначению до сих пор, отзванивая каждые четверть часа. Часы с движущимися фигурками - копии оригинальных, установленных сколько-то столетий назад. Остается надеяться, что это точные копии.
Если от башни Карфакс посмотреть дальше по улице, которая была Корнмаркет, а теперь стала Св.Олдгейт (St.Aldgate), большое красивое здание на левой стороне будет ратуша, и с дальнего угла ратуши вход в городской музей Оксфорда. За ним виднеется башня Старый Том, под которой находится вход в самый большой колледж Оксфорда имени Церкви Христовой. Здание ратуши современное, несмотря на готический внешний вид, но стоит оно на том самом месте, где оригинальная ратуша функционировала с 1292 года. Как особенную честь депутаты Оксфорда рассматривают два недавних визита почетных посетителей Михаила Горбачева и Нельсона Манделы.
Над входом в ратушу, как положено, висит герб города.
Вот другое исполнение герба, находящееся внутри ратуши в зале заседаний городского собрания. Снимок взят с официального сайта правительства Оксфорда. На нем можно лучше разглядеть все элементы. Бычок, переходящий речку, - известный и понятный символ. Под бычком лозунг города, который мы уже видели в первой главе. Переводится с латыни как "в истине сила". Прочие символы появились по распоряжению Елизаветы Первой, лично озаботившейся символикой города. Слон взялся с герба депутата парламента от Оксфорда того времени. Зеленое чудовище справа, оказывается, бобер. Почему он зеленого цвета, никто сказать не может. Бобер тоже взялся с герба какого-то местного деятеля XVI века. А на самом верху сидит не лев, как можно было бы подумать, а леопард. Это личная придумка Елизаветы. В передних лапах леопард держит розу - символ Тюдоров. Любопытно сравнить два герба, каменный над дверями ратуши и глазурованный внутри.
С угла здания ратуши расположен вход в музей города. Уникально кривой домик рядом - достопримечательность улицы Олдгейт. Напротив, с другой стороны улицы, находится городская почта.
|
Оксфорд 3 |
Мы в колледже, который называется Новый колледж. Он образован в 1379 году, и на свою дату образования он был очень-очень новым, потому что уже существовал старый колледж. Полное название Нового колледжа звучит как "Колледж Святой Девы Марии", но такой точно уже в Оксфорде был, поэтому его назвали "Новый колледж Святой Девы Марии". Со временем Дева Мария из названия испарилась.
Колледж был создан по инициативе епископа из города Винчестера, чтобы пополнить огромную убыль священников вследствие чумы. Священники были тогда как врачи, и это была очень опасная профессия. Епископ выбрал место практически за пределами Оксфорда рядом с крепостной стеной. В то время здесь была большая помойка. Поэтому отцы города легко выделили под колледж сравнительно большую территорию.
Новый колледж расположен на синей линии в самом конце справа.
У экскурсовода в руках схема колледжа. Разными цветами показаны разные годы постройки. Длинная черная линия поперек рисунка - это старая крепостная стена Оксфорда. При постройке колледжа власти поставили условие, что стена будет содержаться в идеальном порядке. Согласно договору, каждые три года комиссия в составе мэра и главного архитектора города должна была приходить в колледж и инспектировать состояние стены на его территории.
Давным-давно до основания разрушили крепостную стену Оксфорда везде, кроме территории Нового колледжа. Но по-прежнему раз в три года в строго назначенный день комиссия приходит обследовать, хорошо ли администрация Нового колледжа следит за состоянием городской стены. Это важное историческое событие происходило уже более 200 раз.
Я не знал об этой смешной подробности и не сфотографировал стену. Но ее можно угадать на этом снимке: она тянется слева вдоль дорожки.
Зеленая лужайка на фотографии предназначена только и исключительно для студентов. Никто, кроме садовника и студентов, не имеет права на ней находиться. Раньше лужайка была в форме бассейна с крутыми стенками, и вниз вели лестницы, но с недавней реконструкцией схему допуска на лужайку упростили. Теперь спускаться на лужайку можно где угодно. В конце лужайки находится специальный тенистый курган, на который тоже ведет лестница. Наверху стоит одинокая скамейка. На этой скамейке студент имеет право предаваться размышлениям под шум листвы. Как видите, один индивидуал направляется к скамейке за умными мыслями. Когда мы через полчаса уходили из колледжа, он спускался вниз с кургана по лестнице. По всей видимости, он был уже просветленный, но точно я утверждать этого не могу, потому что мне было трудно заметить просветление с такого расстояния.
По-видимому, фигурки на стене колледжа изображают разные типы студентов. Таких фигурок очень много повсюду. Почти все здания Оксфорда разукрашены этими странными персонажами. На латыни фигурки называются "гротески". Я этого не знал! Оказывается, ныне общеупотребительное слово "гротеск" суть производное от первоначального латинского смысла, в котором это слово обозначало намеренно уродливую фигурку с узнаваемыми, но преувеличенными чертами тех или иных пороков. А что же тогда такое гаргульи? Оказывается, гаргульи и гротески - практически одно и то же, но гаргульи функциональны. Как правило, это водостоки. В гротесках же никакого смысла нет, одно назидание. Не могу утверждать наверняка, но мне кажется, что только в Англии так ревностно следят за смысловым разделением между гаргульями и гротесками. Так, на парижском Нотр-Даме и Башне Мира в Оттаве все уродцы без исключения зовутся гаргульями, а про гротесков я ничего там не слышал.
Когда епископ Винчестерский закладывал колледж, он лелеял еще одну цель: он хотел воспитывать в нем лучших певчих в Англии с тем, чтобы они ежедневно поминали его в своих молитвах. Не знаю, как обстоят дела с этим поминанием сейчас, но хор Нового колледжа - это национальное достояние. Два раза за последнее время этот хор получал высшую национальную награду в области звукозаписи. По качеству исполнения этот хоровой коллектив один из лучших в мире. Репетиции и концерты хора проходят в церкви колледжа с прекрасным резным алтарем.
Да, вы не ошиблись: картина на стене церкви - это действительно подлинник Эль Греко, картина "Апостол". А дизайн витражей принадлежит руке Рейнольдса. Новый колледж вообще знаменит собранием раритетов. Он располагает уникальной коллекцией столового и прочего серебра, которая собиралась столетиями. А еще у колледжа есть два настоящих рога единорогов. На самом деле, это бивни морских животных нарвалов, но в средневековой Англии, где единорог был символом власти, а про нарвалов было не так уж много известно, обладание подобной реликвией возносило колледж на недосягаемые вершины общественного почитания.
А эта модернистская скульптура в предбаннике церкви (церковь колледжа несколько необычно состоит из двух помещений, разделенных массивными дверьми) - это Лазарь в исполнении современного скульптора сэра Якоба Эпштайна. Он был очень знаменит в Англии в середине прошлого века. Даже получил рыцарство за свои работы. Здесь Лазарь изображен уже пробудившимся, но еще в саване. Логично было бы, если бы он лежал. Разве в саванах стоят? Это противоречие мешает мне разместить скульптуру в своем сознании. И потом, Лазарь какой-то очень женственный. Но скульптура будоражит, спору нет.
Непонятно, вписывается ли этот Лазарь в древние стены. Вроде бы да, а вроде и нет. Интересно, что я нашел длиннющие статьи с трактовкой именно этого образа Лазаря с отсылками к Евангелию и объяснениями, что именно скульптор хотел сказать миру этим Лазарем. Но дочитать ни одну статью до конца я не смог (засыпал слишком быстро над мудреными текстами), поэтому глубинный смысл этого художественного послания здесь остается нераскрытым.
Еще одна, на этот раз очень старая скульптура в углу того же предбанника. Я не смог определить, кто это. Может, тот самый епископ Винчестерский, основатель колледжа? Все таблички на стенах - живая многовековая история. Было бы интересно их почитать подробно, но я не успел этого сделать. А свод потолка, как видите, деревянный. Он сделан из мореного дуба. В Новом колледже, как и в любом другом, есть огромный обеденный зал. И потолочные балки в нем тоже сплошь дубовые. Не так давно была реставрация, и оказалось, что балки все съедены жучком. Эта неприятная новость застала руководство колледжа врасплох. В замешательстве руководство пошло к потомственному садовнику, ухаживавшему за лужайками колледжа. Садовник очень удивился тому, что ученые люди не знали очевидных вещей: дубовые балки не служат вечно. В них всегда заводится жучок, этого нельзя избежать. Именно поэтому, когда колледж строился 600 лет назад, на месте дубовой рощи, срезанной для строительства, были посажены новые деревья. Чтобы через 600 лет можно было срезать новые дубы для потолочных балок. И чтобы этот процесс повторялся бесконечно тысячелетиями.
Все это чистая правда, если только не полнейший вымысел. И не спрашивайте у меня после этого за что я люблю Англию.
|
Оксфорд 2 |
Теперь с улицы Тёрл, вдоль которой я нарисовал кривую синию линию прямо вниз, переместимся на соседнюю площадь, посредине которой на карте обозначена большая шайба с подписью "Рэдклифф камера". Эта шайба прячется в нижнем завитке синего маршрута.
Роскошное здание построено на средства врача Джона Рэдклиффа. Это не собор, это библиотека. Рэдклифф оставил очень четкое завещание с указанием где строить и как выделять средства. Около 20 лет ученые мужи Оксфорда обсуждали что делать с этими деньгами и выбирали архитекторов. Были планы построить библиотеку в другом месте, и даже часть этих планов начала осуществляться. Только библиотека в итоге появилась именно там, где хотел Джон Рэдклифф. Точнее, сейчас это читальный зал. Длинным подземным коридором связан он со второй по значимости библиотекой Англии, которая называется Бодлеанской. А интересно, может ли сейчас скромный врач, который был даже не сэр, построить на свои средства читальный зал для главной библиотеки страны?
Толкиен взял это здание как прототип замка Саурона. Мне это странно, я так не вижу в нем ничего зловещего.
Рядом с библиотечным читальным залом находится церковь Св. Марии. Нотр-Дам местный, то есть. Это очень загруженная церковь, службы идут в ней с утра до вечера. При этом эта церковь не принадлежит к жестко определенной конфессии: там идут службы и лекции различных ответвлений протестантизма. Зачитавшись материалами по истории и современному состоянию англиканской церкви, я обнаружил, что это весьма странная религия, вобравшая в себя очень широкий спектр верований. В ней всегда были возможны дискуссии и она всегда, особенно в средние века, качалась от протестанства к католичеству. Это связано было с тем, что религию определял монарх, а его личное вероисповедование определяло конкретное происхождение. Монархические фамилии менялись на троне слишком часто, чтобы дать государственной религии возможность закостенеть. Сегодняшний высший иерарх церкви назавтра мог оказаться еретиком и изменником с соответствующими последствиями для своего сана и головы. Поэтому они и сами, зная это печальное обстоятельство, не слишком усердствовали в преследовании еретиков по сравнению с тем, как это происходило в других странах. Но совсем без инквизиции, конечно, не обошлось. В Англии она только называлась по-другому: здесь всех судили самым справедливым и правым судом на основе законов, но приговоры всегда можно было предугадать заранее.
В церкви Св. Марии проповедовал зачинатель "Оксфордского движения" Джон Ньюман, по отзывам, самый интеллигентный человек Оксфорда XIX века. Мне страшно себе представить всю глубину его интеллигентности. На его проповеди ломились как сейчас на футбол, очереди занимали с ночи. Ньюман был профессором колледжа Ориель. Вместе со своими единомышленниками Ньюман пришел к выводу, что англиканская церковь себя исчерпала, погрязла в мещанстве и требует обновления. Постепенно члены "Оксфордского движения" пришли к идее отрицания либерализма и стали резко выступать против отделения церкви от государства. В поисках высшей правды члены кружка Ньюмана, как ни странно, обратились к корням, к католицизму. И так велико было их влияние, что они сумели отсюда, с амвона церкви Св. Марии, изменить правила богослужения по всей стране, значительно приблизив их к католицизму. Почти 13 лет Ньюман с последователями публиковали трактаты и читали проповеди, пока наконец не зашли слишком далеко. Оксфордское движение было разогнано, и католические проповеди в протестантской церкви прекратились. По счастью, это был уже 1842 год, и еретиков больше не сжигали на площадях. Джон Ньюман прожил после этого долгую жизнь, окончательно перешел в католицизм и даже сделался католическим кардиналом.
|
Оксфорд 1 |
Много езжу я по свету, но такую красоту удается видеть нечасто.
Сейчас, дамы и господа, мы пройдем по улицам потрясающего городка. Его демография удивительна: чуть больше 150 тысяч жителей, из них 30 тысяч временно живущих студентов, и 9.3 миллиона посетителей в год! Положительно, найти коренного аборигена на улицах города должно быть сложнее, чем москвича в Москве. Прикинемся одним из миллионов визитеров и прогуляемся ножками по улицам старинного городского центра.
Мы в Оксфорде. Вот и такси здесь раскрашены в таблицу Менделеева.
Ox-Ford - Бычий Брод. Возле Оксфорда находится удобный брод через Темзу. Через него гоняли коров, так это название и возникло. Оксфорд - не единственное в мире с такой топонимикой. Франкфурт, Стратфорд, Маастрихт, Амерсфорт, все эти европейские города несут в своем имени составляющую форд-форт-стрихт, "брод" в переводе на наше наречие.
А на экране эмблема сравнительно большой автомобильной фирмы Моррис, основанной сто лет назад в Оксфорде на базе велосипедного завода Вильяма Морриса. Потом эту фирму поглотил "Лейланд", потом марку "Лейланд" пожрал "Ровер", "Ровер" ушел под БМВ и загнулся там. В настоящее время бренд "Моррис" купили китайцы, но они ничего под ним не выпускают. Остался только символ с бычком, пересекающим речку.
В Калькутте до сих пор делают машины по лицензии фирмы Моррис. Я даже на них ездил.
Я прогулялся по Оксфорду дважды, маршруты отмечены синим и красным. Синий - это была пешеходная прогулка с экскурсоводом, красный - я уже шел один по путеводителю. Обе прогулки заняли около пяти часов. В музеи не заходил - а жаль - и в главной церкви Христа не был - а надо было. Времени ни на что никогда не хватает. По уму на этот маленький городок нужно два дня. Наверно, придется подъехать еще раз.
Я предлагаю идти по Оксфорду как мне шлось. А по дороге я буду травить всякие разные байки, были и небылицы про то, что мы будем видеть. Начинаем путь от турбюро, расположенного на широкой площади возле того места, где когда-то казнили протестантских мучеников Ридли, Латимера и Кранмера.
Оксфордский университет состоит из колледжей. Как, впрочем, наверно, многие университеты в англоговорящем мире. Как я понял, неверно отождествлять колледж с факультетом. Это правда, колледжи имеют свою специализацию. Но внутри себя колледж - это самоуправляемая единица. Вполне возможно сосуществование колледжей одинаковой направленности в рамках одного университета. В исходном своем значении латинская аббревиатура "колледж" обозначает сосуществование людей, сознательно живущих по единым правилам. Соответственно, у каждого колледжа есть свой устав и распорядок. Студенты, зачисленные в колледж, обязаны всему этому подчиняться. Центральный орган английского университета выдает дипломы, заведует центральной библиотекой (в каждом колледже есть к тому же своя библиотека для студентов), им управляется университетская церковь. То есть английский университет представляет собой конфедеративную модель, тогда как университет российский имеет скорее федеративное устройство, в котором все факультеты подчинены одному уставу.
В Оксфордском университете 39 колледжей и 7 школ.
На снимках выше колледжи Троицы и Байлиль (а пишется Balliol, из-за чего его в русской транскрипции его пишут как "Балиоль"). Оба расположены рядышком на улице Широкой.
Один из трех первых колледжей Оксфордского университета был основан Джоном Байлилем в 1263 году. Как и почти все колледжи, Байлиль сделан в виде каре со входами внутрь через ворота. Как я понимаю, на снимке как раз главный вход. Интересные факты из жизни колледжа:
во время Реформации и связанных с ней перипетий колледж поддержал католицизм. При Генрихе VIII руководство колледжа как-то ухитрилось славировать так, чтобы и веру поддержать и головы сохранить. Но при Елизавете I отец Александр Брайнт, член совета колледжа, был казнен в тюрьме Тайберн за веру. Сейчас он причислен к лику святых Римской церкви;
во время гражданской войны король Чарльз I "одолжил" у колледжа всю его кассу, 210 фунтов наличкой и 334 фунта серебром. О чем сохранились соответствующие бумаги. Этот долг королевская семья до сих пор не отдала по неизвестным мне причинам. Денег, наверно, нет. Зато колледж в результате королевского займа был совершенно разорен и на протяжении десятилетий влачил жалкое существование практически без преподавателей и студентов. Финансовая неразбериха, вызванная королевскими реквизициями, продолжалась более 50 лет;
в колледже Байлиль работал знаменитый Адам Смит, первый экономист человечества;
в колледже Байлиль впервые из всех мужских колледжей была избрана женщина в состав совета. Это случилось... в 1973 году. Англия - страна традиций, и женщины получили доступ к образованию в Оксфорде, в качестве как студенток, так и преподавателей совсем недавно. Студентки появились в Байлиле в 1979. Одну из студенток звали Масако Овадо - это сейчас жена японского императора.
На здании (я уже плохо помню, но думаю, это тоже Байлиль) написаны девизы Оксфордского университета: слева DOMINUS ILLUMINATIO MEA (бог есть мой свет), справа FORTIS EST VERITAS (в истине сила). Бычок на гербе под часами переходит вброд речку.
Так-с, поворачиваем с Широкой улицы на юг на улицу Корнмаркет - надо переводить? Ну, кукурузный рынок это по-нашему.
Дальше на маршруте стоит самый старый оксфордский домик постройки примерно 1386 года. Это была гостиница. Сейчас в нем три магазинных секции.
Мы повернем теперь налево вдоль бывшей крепостной стены.
Шпиль церкви колледжа Эксетер красиво смотрится в створе узкой улицы. В этом колледже учился властелин колец Дж.Р.Р. Толкиен и тот самый Вильям Моррис, что дал Оксфорду собственное автомобильное производство. Во дворе Эксетерского колледжа получил последнюю в своей жизни пулю инспектор Морс, главный герой популярнейшего английского детективного сериала.
Эксетерский колледж невелик по размеру. Он считается одним из самых камерных колледжей Оксфорда. В нем всего 320 студентов всех курсов. На снимке место, где студенты готовятся к занятиям. Посторонним на эту лужайку вход воспрещен, можно только подсматривать за студиозусами-зубрилками. Англия - страна традиций и запретов, которые никто не нарушает. Сказано: нельзя на лужайку, такая привилегия есть только у 320 избранных из всего человечества. Никто не нарушает. Это ужасно симпатично, на мой вкус.
|
О роле Боргезе и истории создания знаменитой галереи |
В издательстве «СЛОВО» в серии «Великие музеи мира» вышел альбом «Рим. Галерея Боргезе». Роскошное иллюстрированное издание предваряет статья искусствоведа и историка искусства, доцента Высшей школы экономики Надежды Чаминой о легендарном итальянском роде Боргезе и истории создания их выдающейся коллекции искусства. С любезного разрешения редакции ARTANDHOUSES публикует эту статью.
Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру — шкатулку шедевров, лежащую на холме Пинчо над Вечным городом.
Более полумиллиона посетителей ежегодно поднимаются по широкому пандусу casino (ит. домик), чтобы погрузиться в чарующий мир искусства в мраморных залах со статуями и античными бюстами.
|
Символы, иконография, персидские ковры и Ян Вермеер, часть II |
|
Символы, иконография, персидские ковры и Ян Вермеер, часть I |
|
Бостон, площадь Копли |
|
Иерусалим: Сион, царь Давид и Армянский квартал |
|
Будапешт. Синагога - красавица. Самая большая в Европе. |
|
Прогулки по Стамбулу. Городские мечети |
|
Прогулки по Стамбулу. Константинопольские древности |
|
Силькеборг. Дания. |
|
Тракай. Часть 1: город и караимы |
|
Тракай. Часть 2: озёра и замки |
|
Замки Дании |
|
Юг Дании - города Ribe и Tønder + отель. |
|
Большая Синагога и Еврейский музей. Будапешт. |
|
Литва музейная... Тракай. |
|
Музей Чертей. Каунас |
|
Вильнюс — музеи. |
|
Прогулки по Стамбулу. Крепость Едикуле |
|
Последнее дело Холмса |
|
Нулевой меридиан |
|
Копенгаген. Музеи. Часть 2 - музей Андерсена рекордов Гиннесса и Exploratorie. |
|
Копенгаген. Музеи. Часть 1 - Ripley's Believe It or Not! |
|
Прогулки по Риму. Старые католические церкви |
|
Венеция 9. Гимн городу |
|
Венеция. Площадь Святого Марка |
|