Без заголовка |
Готический замок или скоропечатня Левенсона в Трехпрудном.
Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок 9 в Москве был возведен в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона». Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса.
Стоит сразу заметить, что главное здание скоропечатни Левенсона стало первой постройкой в модерновом стиле в городе. Строение выполнено в сложной и оригинально исполненной пространственной компоновке объемов. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка, на которой до революции имелась надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Подобное орнаментальное обозначение принадлежности здания украшало фасад между вторым и третьим уровнями.
На восточной угловой части фасада высятся две башенки, имеющие шатровое завершение. Они и щипцовая крыша стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что было больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия. Основание расположенного на углу эркерной части декорировано орнаментальной лепниной с изображением чертополоха – распространенным элементом во французской Лотарингии. Стиль модерн делает здание поистине оригинальным. В глаза бросается рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего уровней. Не менее интересны устои ворот с установленными на них коваными светильниками. Центральная ось фасада, обращенного в Мамоновский переулок, занята эркером, создающим прекрасную перспективу всему зданию со стороны Тверской улицы. Шедевром архитектурного искусства является и оформление внутренних помещений главного здания типографии Левенсона в Трехпрудном переулке, 9. Обращает на себя внимание лестничный марш первого этажа, стилизованный под две стихии – растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну (такой же мотив Федор Шехтель изберет для декора лестницы в особняке Рябушинского на Малой Никитской).
Второе важное здание ансамбля типографии – производственный корпус. Несомненно, по сравнению с оригинально исполненным административным зданием, он выглядит простовато, но зато его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах. Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный и т.д. Рядом со зданием возвели каменные кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.
Типография, или скоропечатня, Левенсона образовалась еще в 1881 году, когда Александр Александрович приобрел типографскую машину у московского Набилковского училища и установил ее в доме отца в Рахмановском переулке. Первые три года – время становления, а начиная с 1884 года, после получения Левенсоном крупного заказа на печатание ежедневной газеты «Новости дня», типография начала бурно развиваться и к 1887 году доросла до Товарищества.
Здесь печатали художественные издания, красочные альбомы известных художников, программки Императорских театров, а также театральные билеты. Продукцию выпускали как в простом исполнении, так и высококачественную.
Стоит отметить, что типография-скоропечатня Левенсона выпустила практически всю печатную продукцию, связанную с коронацией в 1896 году императора Николая Второго, после чего вошла в элиту «Поставщиков Императорского Двора». Успешный бизнес привел к тому, что в 1899 году для расширения производства было выкуплено владение №9 в Трехпрудном переулке, а архитектурный проект был заказан, как говорилось выше, архитектору Шехтелю. Зодчий и типография уже сотрудничали к тому времени, с тех пор, как Шехтель работал иллюстратором книг и художником в театрах. К тому же, он считался прекрасным виньеристом, а также печатал здесь заказанные у него работы для Большого театра и развлекательного сада «Эрмитаж».История типографии связана и с именем Марины Цветаевой, которая выпустила здесь, на свои личные сбережения, сборники «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом». В новых цехах выпускали газету «Ежедневное либретто», принадлежавшую лично Левенсону. Выходила она только в театральный сезон и помимо новостей культуры, на ее страницах было много рекламы. Также здесь печатали детские иллюстрированные книжки, произведения известных авторов, а также альбомы с репродукцией картин Валентина Александровича Серова, Константина Алексеевича Коровина и многих других художников.В 1917 году Александр Александрович Левенсон продает типографский комплекс Земгору, а уже к концу года производство национализировали большевики и открыли здесь 16-ю московскую государственную типографию, упраздненную в 1942 году.
Сегодня бывшая «Скоропечатня Левенсона» в Трехпрудном переулке, дом 9 превращена в очередной бизнес-центр.
Рубрики: | искусство/архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |