-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bydetsvet

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Camelot_Club Моя_кулинарная_книга Только_для_женщин Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2017
Записей: 9095
Комментариев: 232
Написано: 9462


ТАЙНЫ ВЕЛИКИХ КАРТИН: «ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД»

Суббота, 15 Июля 2017 г. 14:30 + в цитатник
Цитата сообщения Премьер Смотрите ещё Тайны великих картин: «Сикстинская мадонна» * «Прогулка» * «Сотворение Адама» * «Сад земных наслаждений» * «Девочка на шаре» * «Любовь небесная и Любовь земная» * «Охотники на привале» * «Богатыри» * «Боярыня Морозова» * «Охотники на снегу» * «Олимпия» * «Плот «Медузы» * «Запорожцы» * «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната...» * «Алёнушка» * «Девочка с персиками» * «Взятие снежного городка» * «Мона Лиза» * «Купание красного коня» * «Вавилонская башня» * «Охота на гиппопотама и крокодила» * «Сватовство майора» * «Постоянство памяти» * «Мадонна Порт-Льигата» * «Явление Христа народу» * «Грачи прилетели» * «Герника» * «Витрувианский человек» * «Завтрак аристократа» * «Троица»

В историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина.

На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину.

К.Е.Маковский. «Поцелуйный обряд» (1895). 330х500 см (холст, масло). Русский музей, Санкт-Петербург.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.

А примерно в XVII веке возник так называемый поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Впервые «поцелуйный обряд» у русских описан австрийским (т.е. Священной Римской империи) послом бароном Августином Майербергом в книге «Путешествие в Московию». Он в 1661–1662 гг. посетил Россию с дипломатической миссией и о своей поездке написал официальный отчет, выступив в данном сочинении не как наблюдатель, а как исследователь.

По версии барона Мейерберга обряд состоял в следующем: «после окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей…»

А вот несколько выдержек из книги Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», в которой он приравнивает поцелуйный обряд к языческому поклонению:

«В начале XVI века затворничество женщин было делом окончательно уже решенным и не подлежащим никакому сомнению и колебанию. Так например, известный Домострой не предполагает, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли ходит в мужские беседы. Он дает только советы жене, как вести себя в гостях, у других жен, как вести себя с гостьями дома, причем строго наказывает, «коли гостьи случатся, то питие и еству и всякий обиход, приносит (в комнату) один человек сверстной, кому приказано…»

Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким-то особым, словно языческим поклонением. Обычай заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.

Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.

Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем.

После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.

После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.

Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.

Этот обряд, подтверждая тем самым рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.

В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.»

А в историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина:

«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
- Дорогие гости, - сказал он, - теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!

Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.

- Князь, подходи! - сказал Морозов Вяземскому.
- Нет, нет, по обычаю! - закричали гости, - пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось!..»

Вообще, художник Маковский посвятил боярской жизни десятки замечательных картин. Вот еще одна картина, также свидетельствующая о «поцелуйном обряде». Сегодня она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга:

«Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868»

Как именно на Руси появился поцелуйный обряд, историки не дают точных ответов. Русский историк Гавриил Петрович Успенский считал, что что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. Были версии, что обряд мы переняли от татар. Но тот же Иван Егорович Забелин, выдержками которого мы поделились выше, считает, что

«в этом обряде выразилась чисто русская форма уважения к женской личности! … Затворничество женской личности, ее удаление от мужского общества явилось жизненным выводом тех нравственных начал жизни, какие были положены в наш быт восточными, византийскими, но не татарскими идеями.

Не у татар мы заимствовали наш терем, а он сложился мало помалу сам собою, ходом самой жизни, как реальная форма тех представлений и учений о женской личности, с которыми мы познакомились еще в самом начале нашей истории и которые в течении веков управляли воспитанием, образованием, всем развитием русской женщины…»

«Боярский свадебный пир в XVII век» (1883) Маковский Константин Егорович

Был ли он заимствован или сформировался сам по себе, об этом мы никогда уже не узнаем. Но впечатление о нем все же двоякое. Хотя бы потому, что каждый испивший из чарки должен был поцеловать жену хозяина, а также поцеловать дочерей хозяина. И никто не спрашивал, хочется им этого или нет? Стоя с опущенными глазами и сложив по бокам руки, жена хозяина отдает терпеливые уста поцелуям гостей, от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили...

При поцелуе хозяйка должна оставаться полностью невозмутимой. Если она покраснеет, на её щеках появится румянец, то муж может усомниться в её верности.

Интересно услышать ваше мнение в комментариях: Дикостью ли был поцелуйный обряд или чем-то красивым, естественным и приличным?

Также по теме: Свадебные обряды на Руси
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку