-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bukinistx

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

русские поэты для детей и взрослых

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.10.2007
Записей: 5
Комментариев: 1
Написано: 5




"Русские поэты для детей и взрослых"-2007 г. издательство Август.

"Книжки как книжки" Елена Герчук

Пятница, 12 Октября 2007 г. 23:51 + в цитатник
 (700x525, 53Kb)

Издательство «Август» дало повод вернуться к теме, вызвавшей несколько месяцев назад оживленную дискуссию в нашей рубрике. Тема эта — границы понятия «детская книга»; повод — выход в свет книги «Русские поэты для детей и взрослых». В самом деле, очень весомый повод. Целых два килограмма.


Очевидно, что с такой книгой ребенок без помощи взрослого просто физически не справится. Но это, пожалуй, даже неплохо: а вдруг да какой-нибудь взрослый решит не ограничиваться ролью носильщика и захочет вместе со своим чадом почитать стишки и посмотреть картинки? Несбыточная мечта современной педагогики — совместное семейное чтение — благодаря такой книге могла бы воплотиться в реальность. Так и видится идиллическая картинка: круглый стол, абажур с бахромой, отец семейства, склонившийся над раскрытой в круге света книгой, а вокруг стола, непременно на венских стульях, зачарованно смотрят ему в рот мальчики в матросках и девочки с большими бантами…

Состав авторов и вовсе должен повергнуть благочестивых родителей в изумление: Мандельштам, Ходасевич, Гумилев, Заболоцкий, Пушкин, Лермонтов… Правда, против Пушкина протестовать как-то неудобно; но ведь и из него составители умудрились выбрать не привычную «Сказку о рыбаке и рыбке», а никакими педагогами не одобренных «Бесов». Хотя при ближайшем рассмотрении ничего недопустимого в этом стихотворении не обнаруживается: нормальная волшебная сказка.

Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Да и Хлебников, непостижимо сложный для большинства взрослых читателей, оказывается вполне доступным для самых маленьких:

Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!

Зато обэриуты, много и успешно писавшие специально для детей, здесь представлены в своем истинном виде. Николай Олейников, например:

Сто четыре инструмента
Рвут на части пациента.
От увечий и от ран
Помирает таракан.


Или Хармс:

…и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.

Прояснить издательский замысел могли бы иллюстрации; но с ними дело обстоит ничуть не проще, чем с текстами. Начать с того, что книгу делали три абсолютно непохожих друг на друга художника.


Эдуард Багрицкий
"Птицелов"

Светлые, сияющие иллюстрации Петра Перевезенцева наполнены множеством мелких деталей, подробностей, милых детскому вниманию. Эти картинки можно было бы рассматривать до бесконечности.

Размашистая живопись Алексея Орловского должна была бы быть наиболее близка и симпатична детям — хотя бы удалью и бесшабашностью, ярким, насыщенным цветом, отпечатками перепачканных краской ладоней как знаками вседозволенности, разрешения так же, как и художник, измазаться с ног до головы, рисуя картинку.

Но и здесь то и дело возникают не прочитываемые с первого взгляда символы, таинственные надписи — да и сюжеты изображений при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не детскими.


Марина Цветаева
"Собаки спущены с цепи..."

Даже иллюстрации Ирины Киреевой, по сравнению с остальными чуть ли не традиционные, все же слишком нестандартны для того, чтобы придать книге облик обычной детской книжки.
Дело в том, что каждое стихотворение здесь предваряется портретом автора; более того, если один автор представлен несколькими стихотворениями, то и портретов тоже нарисовано несколько, и совершенно разных. Например, вот такой, почти классический Пушкин написал хрестоматийную «Птичку».
А «Бесов» — совсем другой, незнакомый.

Процитированное выше стихотворение Хармса «Постоянство веселья и грязи» — это только один образ автора, им же самим, кстати, и придуманный.

Но далеко не единственный: здесь же, рядом, на равных правах существует и Хармс отрешенный, погруженный в свои непонятные вселенские игры: Дни летят как ласточки, А мы летим как палочки…
Серьезный, даже важничающий юный Заболоцкий «Движения».

И он же — ошеломленный сложностью мироздания, обнаруженной им в собственном стихотворении «Меркнут знаки Зодиака».

Если подходить к книге со стороны этих портретов — а так, очевидно, и было задумано, недаром же все они воспроизведены на суперобложке — то вопрос «для кого» просто перестает существовать. Очевидно, что это книга не «для», а «про»: про великую русскую поэзию, про людей, ее создавших; про то, что эта поэзия никогда не была и не стремилась быть простой и однозначной — и про то, что именно за это ее, поэзию, и ценят ее читатели. Любого возраста.

В свете такой трактовки становится оправданным не только удивительный подбор текстов и сложный язык иллюстраций, но и многие детали самого книжного дизайна: например, серый цвет фона, тяжелый для книги, но привычный и естественный для паспарту торжественного, висящего на стене портрета. Пожалуй, даже упомянутый в начале рецензии вес книги мог бы приобрести определенное символическое значение…

Елена Герчук


Понравилось: 5 пользователям

"Московские новости"

Пятница, 12 Октября 2007 г. 23:42 + в цитатник
 (700x525, 59Kb)
Елена Высочина
А белочка ушла куда-то
Книга о таинственном и неуловимом, адресованная и детям, и взрослым
Кому посчастливится добыть эту книгу, мой совет: пролистайте до страницы тринадцатой Ахнете, увидев новоявленный образ Владислава Ходасевича. Пробегите пару строк, предваряющих стихотворение "Акробат" (1913 года), а дальше в пространстве разворота - голубизна неба и дома - в разрезе.

От крыши до крыши протянут

канат...

Легко и спокойно идет акробат.

В руках его - палка, он весь - как весы.

А зрители снизу задрали носы.

Толкаются, шепчут:

"Сейчас упадет!" -

И каждый чего-то

взволнованно ждет...

Это самая необычная из виденных мною поэтических книг. С названием непритязательным: "Русские поэты для детей и взрослых". Ее создатель - Александр Коняшов, филолог, продюсер, главный редактор издательства "Август". В кратком введении он признается, что складывалась книга по необходимости: своим детям он пытался на книжном рынке 90-х добыть нечто стоящее. Когда отчаялся, стал подбирать для них "недетские стихи великих русских поэтов", а по реакции малышей понял, как относительно и нелепо деление на детское и взрослое. И сошлись вместе Багрицкий, Фет, Цветаева, Лермонтов, Блок, Ломоносов, Бурлюк, Елена Гуро, Георгий Иванов, Арсений Тарковский и многие другие. Порой их стихи - визитки, а подчас извлечены из малодоступных изданий.

Книга получилась о таинственном и неуловимом. О душе, которая может полюбить муху (Ник. Олейников, "Муха", 1934), а может испугаться сыча, что на подушке вышит (Анна Ахматова "Мурка, не ходи, там сыч...", 1914), следит за полетом времирей (Велимир Хлебников "Там, где жили свиристели", 1908), гоняется за укатившимся под нянин комод мячом (Владимир Набоков "Пропавший мяч", 1938), может затосковать по белочке (Георгий Иванов, "Вот елочка. А вот и белочка...", 1958).

Каждый стих - на развороте огромного рисованного полотна. Не иллюстрации, а запечатленный воображением отзвук, а то и провокация на испуг, смех, размышление.

Составитель собрал трех необычных художников - Ирину Кирееву, Алексея Орловского, Петра Перевезенцева. Из поколения 40-летних, каждый - с багажом персональных и групповых выставок. Манеры и техники разные. Мне почти каждая из картинок напомнила фрагмент анимационного фильма, когда в остановленном на мгновение кадре угадывается, что было до и чему быть после.

В конце книги ее составитель написал краткую, внятную и честную историю жизни всех поэтов-сочинителей.

А белочка ушла куда-то,

Ушла куда глаза глядят,

Куда Макар гонял телят,

Откуда нет возврата.

"Русский журнал" Елена Высочина

Пятница, 12 Октября 2007 г. 23:40 + в цитатник
 (700x525, 71Kb)
Ювенильная бесконечность
Елена ВысочинаРусские поэты для детей и взрослых. - М: Издательство "Август", 2007. - 199 с. -
Идея, составление, комментарии, аннотации - А.И.Коняшов. Художники И.Н.Киреева, А.Б.Орловский, П.Ю.Перевезенцев.


Александр Коняшов придумал, создал и сумел издать непредсказуемую по нынешним временам книгу. Простым названием "Русские поэты для детей и взрослых" кодируется неожиданный замысел. Редкий случай, когда рассматриваешь и читаешь, возвращаешься не раз к просмотренному и листаешь, казалось бы, уже помнишь наизусть, а книга - всякий раз новая и о новом. То о самом потаенно-сокровенном, что произошло с тобой, то обо всем, что случилось в ХХ веке, а может, в разные времена, со всеми людьми на свете. Так что же, в одних лишь удивительных свойствах всеотзывчивости русской поэзии дело? Нет, тут колдовство особого рода. Оно - в сочетании слов необычных и зрительных образов парадоксальных.
Что меня поразило прежде всего, так это свобода от всех известных книгосоставительских канонов. Нет ранжиров - ни тематических, ни временных. Вместе с тем непредсказуемость выбора персонажей и отбора их творений в сочетании с образно-зрительными сопровождениями программирует на разгадку какой-то тайны. То ли привнесенной составителем и художниками, то ли исконно сокрытой в русском духе.

А какое легкое начало... Открываешь, и вот он - Владислав Ходасевич, сначала портретом, затем стихотворением. "Акробат", год 1913-й. Но будь оно просто набрано на самой лучшей бумаге и самым изысканным шрифтом, явно не заставило бы так долго с ним не расставаться, если бы не рисунок. Во весь объем огромного формата разворота - мерцающая голубизна неба. Снизу вверх глядят зеваки, а в домах, что в разрезе, в каждой квартире затаив дыхание напряглись смотрящие ввысь. Туда, где...


От крыши до крыши протянут канат...

Легко и спокойно идет акробат.
В руках его - палка, он весь - как весы.
А зрители снизу задрали носы.
Толкаются, шепчут: "Сейчас упадет!" -
И каждый чего-то взволнованно ждет...



Себя в задравших головы вверх узнаешь невольно. Вернее, осознаешь: тянуться еще и дотягиваться - чутьем, глазом, внутренним слухом - до странной гармонии, сочетаний звуко-зрительных образов, открытых самой необычной из виденных мною поэтических книг.

Создатель книги - филолог, продюсер, главный редактор издательства "Август". А точнее - выдумщик, собравший под общей крышей особых жильцов и вдохновивший художников на необычный эксперимент, в котором все - впервые...

В кратком введении составитель признается, что в истоках идеи - неудовлетворенность книжным рынком 90-х, на котором он пытался добыть своим маленьким детям нечто стоящее. (Зная, что Коняшов - тонкий знаток литературы XIX-XX веков, очевидно: интересно должно было быть и ему, и детям.) Когда отчаялся, сам стал подбирать для них стихи великих русских поэтов, а по реакции малышей понял, как относительно и нелепо деление на детское и взрослое в поэзии. Но ведь и отбор-то произвел отменный и малопредсказуемый в смысле разрушения иерархий и логик, свойственных всем сборникам, собраниям, хрестоматиям и антологиям. Сошлись вместе Багрицкий, Фет, Цветаева, Лермонтов, Блок, Ломоносов, Бурлюк, Елена Гуро, Георгий Иванов, Арсений Тарковский и многие другие. Порой их стихи - визитки, а подчас (как с Одарченко, Ахматовой, Муни, Кусиковым, Цветаевой) - потаенные, извлеченные из малодоступных изданий.


А. Коняшов так ответил на мой вопрос о замысле книги (NB - записано со слуха, так что за разбивку и акценты сама несу ответственность): "Меня всегда смущал выбор стихов для антологии. Они привычно составлялись по принципу максимального давления поэтического "эго" на единицу листового пространства. Чем больше в стихотворении Пушкина самого Пушкина, тем лучше. Для меня же поэтическое творение живо как раз отсутствием "Я" сочинителя, исчезновением поэта из собственного создания: "Эти слова - словно снежок из ниоткуда, Ни для кого, ни для чего..." Но при этом ДЛЯ КОГО и ДЛЯ ЧЕГО этих стихов так беспредельно, что, вглядываясь вдаль, можешь прослезиться - невольно".

Книга получилась о самом таинственном и неуловимом. О душе, которая может страстно полюбить муху (Ник. Олейников, "Муха", 1934), а может испугаться сыча, что на подушке вышит (Анна Ахматова, "Мурка, не ходи, там сыч", 1914), следит за полетом времирей (Велимир Хлебников, "Там, где жили свиристели", 1908), гоняется за укатившимся под нянин комод мячом (Владимир Набоков, "Пропавший мяч", 1938), мечтает о синих листьях, которые у деревьев на Венере, где "нету слов обидных или властных" (Николай Гумилев, "На далекой звезде Венере", 1921), и может затосковать по белочке (Георгий Иванов, "Вот елочка. А вот и белочка", 1958). О душе, которая открыта и тянется ко всему в странном мире, отзывается на необычные слова, видения, смыслы. А еще волнуется особо, когда они оживают, расцвеченные глубинным смысло-цветом. Можно их разглядывать долго, открывая новые грани образов, что пойманы или угаданы словом. Каждый стих - на развороте огромного рисованного полотна. Не иллюстрации это, а запечатленный воображением отзвук, а то и провокация на испуг, смех, размышление.


Составитель собрал необычных художников. Их трое - Ирина Киреева, Алексей Орловский, Петр Перевезенцев. Из поколения 40-летних, каждый - с багажом персональных и групповых выставок, с работами в собраниях отечественных и западных галерей и музеев. Манеры и техники разные, и, видимо, стихи для создания иллюстраций отбирали соответственно личным пристрастиям... А мне почти каждая из картинок напомнила фрагмент анимационного фильма, когда в остановленном на мгновение кадре угадывается, что было ДО и то, чему быть ПОСЛЕ.

После слов, соединенных в строки и предопределивших судьбу их создателей. В конце книги А.Коняшов написал краткую, внятную и честную историю жизни всех поэтов-сочинителей (откуда родом, как жил, отчего и при каких обстоятельствах умер). И в этом уникальность книги, пролистывая которую встречаешь и имена для отечественного читателя редкие, а то и вовсе неведомые. Хорошо, что каждое стихотворение предваряется аннотацией, бережной и толковой, из которой удается узнать, где и когда впервые опубликовано, в каком сборнике, по какому изданию печатается текст. Это особенно ценно в наше расхристанное время, а то пришлось бы долго гадать, откуда взялся, к примеру, удивительный Юрий Одарченко и его "Плакат". А он впервые опубликован в "Новом журнале" Нью-Йорка, в 1948-м. Негоже препарировать стихи, но так хочется передать их настроение хоть парой строк:


Пароход, пароход, пароходик

Красным лезвием режет плакат.
Пассажиры по бортику в ряд
Опершись о перила стоят.
Путешествию кто же не рад?
Очень рад и стальной пароходик!
.........................................
Это новый совсем пароходик:
В трюме нету всезнающих крыс,
Голубеет прозрачная высь.
Он далёко, далёко, вглядись...
......................................
Помолюсь за стальной пароходик.
Шепчет на ухо ангел: "Не так
Ты молитву читаешь, чудак.
Повторяй потихоньку за мной:
Со святыми, Господь, упокой
Пароход, пароход, пароходик".



Интонацией и ритмом Одарченко прокладывает свою лоцию в самые уязвимые глубины души, куда иным способом и впрямь не попасть - только поэзией. И рисунок, в который погружен текст (именно рисунок, не иллюстрация!) - в подмогу: ангел с небес простирает руки и поддерживает ими в море красный, на вид большой, но нарисованный по-детски и оттого хрупкий пароход. Спасения ждут все, охранять надо всё. А уж какие ассоциативные реалии воспрянут в памяти читающего, от "Титаника" до знаменитых ЭМИГРАЦИОННЫХ пароходов 1922 года - это уже дело частное. Читатель века ХХI роднится болью и отзывчивостью с поэтом ХХ века. Благодаря проницательному подсказчику - составителю книги удается уточнить свое интуитивное пред-восхищение судьбы поэта Юрия Одарченко. Он эмигрировал из России в начале 20-х годов минувшего века во Францию, где был художником, издал единственный сборник стихов "Денек", "таинственным образом был приобщен к существованию всего живого", а умер в Париже в августе 1960 года.

Быть может, так бы не саднило при перечтении стольких утерянных и полу- или прочно забытых, кабы не лица. Непривычные лики даже известных авторов (как Мандельштам, Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Эренбург) заставляют всмотреться заново - в них, в себя. И признать: такими их не знали и не ожидали встретить.




Вопрос А.Коняшову:
Откуда столь необычные портреты?

Ответ: Портреты возникли не сразу, а после того, как была нарисована первая картинка - "Приглашение на луну". Я вдруг понял, что без автора, который по совместительству станет еще и героем своего стихотворения, мой замысел превратится просто в набор иллюстраций. Портреты создают стержень книги, задают темпо-мелодический строй - с "коньков" Мандельштама, с "крапивного узора" Муни, с "форточки" Пастернака, с "силуэта" Ахматовой... И еще мне показалось, что детям будет приятно встретиться не с дядями и тетями, которые пишут стихи, а с героями их стихотворений. Это не всегда получилось, но и не должно ведь все получаться, что-то пусть останется на потом...

А белочка ушла куда-то,
Ушла куда глаза глядят,
Куда Макар гонял телят,
Откуда нет возврата.

Так грустно и в такт конца книги тикает маятник вечности, что хочется вслушиваться в его метроном. Не важно - великовозрастные мы или малолетки.

И еще один сюжет - последний, но с него, видимо, следовало бы начать. Работы подобного масштаба, творческой самобытности дороги. Чтобы отважиться на подобный эксперимент, нужна была значительная финансовая поддержка. Банк "Национальный стандарт", взявший на себя расходы по созданию редкого издания, не просто рискнул вложением в уникальный проект, но крупно выиграл. В российский Год Ребенка он внес неоценимый взнос в самое бесценное - в души, а вместе с тем и в национальную идею, гордость и достояние. Хорош почин началом...

коммерсантъ Рита Русакова

Пятница, 12 Октября 2007 г. 23:37 + в цитатник
соник 164 (525x700, 77Kb)
Рифмы на подбор
// Подобраны и опубликованы "Русские поэты для детей и взрослых"



"Weekend" № 41(17) от 08.06.2007

рекомендует Рита Русакова

Такие книги, как "Русские поэты для детей и взрослых", и c детской точки зрения, и с точки зрения особей более старшего возраста, хороши не только для того, чтобы их читать. Например, если читатель совсем маленький и только-только научился говорить и ходить. Он такую книгу будет использовать как отличный объект для стаскивания с полок, перелистывания, возможно, несанкционированного раскрашивания. Зато потом то, что от нее останется (а остаться должно много), будет служить вещественным напоминанием о дошкольном возрасте со всеми присущими ему видами активности.


Если такую книгу подарили школьнику, то польза будет уже скорее практическая. Он ведь сможет ее читать - и если что-то ему понравится, то он захочет узнать о данном отдельно взятом русском поэте больше, может быть даже найдет, что называется, томик полюбившегося.


А совсем взрослый человек скорее всего задумчиво пролистает "Русских поэтов" и, быть может, вспомнит, что кого-то он когда-то любил, но давно не читал, а зря.

Тактико-технические характеристики антологии, выпущенного издательством "Август", таковы. Здесь собраны стихи более чем пятидесяти российских и советских поэтов, выбор которых исключительно либерален: от Ломоносова до Бурлюка, от Пушкина до Хармса, от Фета до Тарковского. Из каждого взято стихотворения два-три -- иногда не самые известные, что называется, репрезентативные, иногда - наоборот. Из Хлебникова здесь знаменитое "Заклятие смехом", из Маяковского - "Хорошее отношение к лошадям".


Все эти стихи - знаменитые и не очень, но все как один хорошие, совершенно роскошно изданы, так, как в наше время издавать стихи не принято. Книга размером с хороший альбом по искусству. Иллюстрации специально для нее нарисовали три настоящих художника - Ирина Киреева, Алексей Орловский, Петр Перевезенцев. Все - с именем; работы художника Орловского хранятся в числе прочего в Третьяковке, художника Перевезенцева - в числе прочего в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Ну и вообще имена эти не то чтобы никому не известны. Другое дело, что иллюстрации они придумывали вроде бы для детей, а то что получилось может детям и не понравится. В том смысле, что рисунки не совсем реалистические, то есть не те, какие для детей привычны. Но зато очень красивые и разные.

В общем, если развивать спорный тезис "Книга - лучший подарок", то наверное лучший подарок - вот такая вот примерно книга.

Издательство "Август", 2007

Дневник bukinistx

Пятница, 12 Октября 2007 г. 23:26 + в цитатник
"Русские поэты для детей и взрослых"-книга, которую можно приобрести только здесь.
 (525x700, 77Kb)


Поиск сообщений в bukinistx
Страницы: [1] Календарь