Гордость флотилии «Эстрыбпрома», киноактер и просто красавец всё это можно сказать про барк «Крузенштерн»,который сегодня торжественно прибыл на дни моря в Таллинский пор.Плавно,красиво и под залпы прибрежных пушек и рукоплескание множества людей «Крузенштерн» причалил к берегу.
Восемьдесят пять лет «Крузенштерн» бороздит морские просторы – возраст почетный и для человека, а уж для плавсредства – и подавно: судов, перешагнувших полувековой рубеж, пережив при этом мировую войну, осталось в мире не так уж и много. Особенно – парусных.
«Крузенштерн» был спущен на воду 24 июня 1926 года со стапелей фирмы «Иоганн Текленборг» расположенной в немецком Геестемюнде. Дочь заказчика-судовладельца Фердинада Лайеша, одиннадцатилетняя Кристина, согласно семейной традиции разбила о нос корабля бутылку шампанского. Судно было наречено «Падуей».
Мечтавшие о дипломе штурманов и капитанов молодые люди были готовы платить неплохие деньги за то, что бы пройти путь от юнги до матроса на паруснике.
Уже через десять лет после спуска на воду «Падуе» довелось выступить в роли не только транспортного и учебного судна, но и…киногероя. В 1936 году судно снялось во французской киноленте «Бунт на «Эльсиноре» — экранизации рассказов Джека Лондона,а совсем недавноСовсем недавно – в 2009 году – барку довелось сыграть роль военного клипера российского ВМФ конца XIX века «Смелый»: он был снят в фильме Станислава Говорухина «Пассажирка».
Первый свой заход в Таллинн нынешний «Крузенштерн» сделал поздней осенью 1940 года, из порта Штеттин он отправился в столицу Эстонии за грузом строительного леса.
К сожалению, визиту «Падуи» тогдашняя таллиннская пресса не уделила практически никакого внимания: кто тогда думал, что это был первый и последний визит "Падуи" в таллинскую гавань.
В начале 1943 года стоявший у причала гамбургского порта парусник решили «призвать на воинскую службу»: на «Падуе» установили пушку. Правда, стреляла она, почему-то, все больше, по своим: вначале по немецкому самолету, потом – по немецкой же подлодке.
Уже в марте «военная карьера» винджаммера была завершена: судно разоружили и отправили вначале в Ригу, а затем — в гавань города Фленсбург.
Правда, «косвенное» участие в войне для парусника продолжилось: еще в 1937 году он был изображен на почтовой марке Германии, обязательная доплата за покупку которой шла в фонд приобретения теплых вещей и пошив зимней униформы для солдат.
В 1981 году посвященная барку почтовая марка вышла и в СССР. Сделав «Крузенштерн», возможно, единственным судном, которое красовалось на марках и Третьего Рейха, и Советского Союза.
К середине февраля 1946 года последнее плавание «Падуи» было завершено: раскомплектованый парусник прибыл в Кронштадт,видимо при делёжке он достался СССР.
Состояние полученного СССР по репарациям парусника было столь плачевным, что вопрос его восстановления был под вопросом.
История «Падуи» закончилась: началась история «Крузенштерна» – отныне не учебно-транспортного, а учебно-исследовательского судна.
В биографии которого нашлось место и для достаточно объемной «таллиннской страницы»: с 1982 по 1991 год парусник входил в состав флотилии «Эстрыбпрома» и отдыхал между долгими морскими переходами в гавани Пальясааре. Жил тихой и мирной жизнью,где проходили и мечтали проходить свою практику курсанты Таллинской мореходки.
В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.
Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях.
С Днем рождения! Пусть у Вас в жизни будет как можно больше радости , пусть все проблемы решаются просто и легко, а неприятности всегда обходят Вас стороной.. Пусть все Ваши дни будут наполнены солнцем, красотой, теплом и счастьем !