-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Феликс-51


Боевой замок Пьерфон

Воскресенье, 12 Марта 2017 г. 14:18 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Боевой замок Пьерфон

На краю леса между Компьенем и Вилле-Котре, на невысоком холме у реки стоит старинный укреплённый замок Пьерфон. Шато де Пьерфон (Chateau de Pierrefonds) – один из немногих сохранившихся боевых замков Франции.

Он был построен на остатках крепости XII столетия, некогда принадлежавшей семейству Пьерфонов из Кьерзи. В конце XII века эта крепость стала собственностью короля.

Так о чём же могли бы поведать светлые камни Пьерфона, если бы "развязали язык" и заговорили? Наверное о своём первом строителе и хозяине, французском принце Людовике Орлеанском. Это был могущественный вельможа, брат французского короля Карла VI.

Людовик I Орлеанский

Король этот, как известно, страдал приступами сумасшествия. Поэтому Людовик фактически управлял страной. Но власть эту оспаривали другие, многочисленные родственники короля.

Так что жизнь у герцога Орлеанского была неспокойной. В те времена начался расцвет северофранцузского герцогства Бургундского, где правили ближайшие родственники французсого королевского дома.

Мудрость его правителей и их умелая политика превратили Бургундию в практически независимое от Франции, могущественное и богатое государство. Людовик Орлеанский находился в вечной оппозиции по отношению к бургундцам, которые тоже мечтали прибрать власть во Франции к своим рукам.


Именно этому конфликту мы и обязаны рождением Пьерфона. Людовик Орлеанский возвёл эту крепость в стратегически важном месте для контроля над торговлей между Фландрией и Бургундией.  

Карл VI в 1392 году подарил имение Пьерфон брату – герцогу Людовику Орлеанскому. К тому времени от старой крепости остались только подземные помещения. Людовик решил строить замок нового типа – мощный, грандиозный, роскошный. Перестройка началась в 1396 году. Автором проекта стал Раймон дю Темпль; работами руководил архитектор Жан Ле Нуар. Строительство продолжалось более десятилетия.

Painting (1858) by Viollet-le-Duc himself of his project of restoration of the castle of Pierrefonds (Oise, France)


Замок пережил несколько войн. Он не раз подвергался нападениям, но с честью выдержал все осады и вражеские набеги. Кардиналу Ришелье в 1617 году удалось захватить, но не разрушить его – были повреждены только внешние укрепления и крыши Пьерфона.

Пока был жив первый герцог Бургундский, Филипп, острые углы удавалось обходить, а трения - урегулировать.

Но когда в 1404 году этот правитель умер, а власть над Бургундией перешла к его сыну, Иоанну Бесстрашному, то напряжённость между двумя герцогами начала нарастать с каждым днём. Иоанн и Людовик по братски ненавидели друг друга (они были кузенами) и не признавали компромиссов.

В итоге герцог Орлеанский был убит по приказу Иоанна Бесстрашного в Париже бандой наёмных убийц. Пьерфон как раз только что закончили.

Это преступление послужило толчком к началу гражданской войны между бургиньонами и арманьяками (сторонниками орлеанской партии).

Замок Пьерфон остался во владении герцогов Орлеанских, но всегда принадлежал младшим детям семьи, которым не доставалась власть.
В XVI веке его владельцем становится Антуан д Эстре, отец Габриэль д Эстре,знаменитой фаворитки Генриха IV.

В начале XVII века маркиз де Кёвр, внебрачный сын Генриха IV и Габриэль ввязывается в борьбу высшей французской аристократии с королём Людовиком XIII. В этой распре он принимает сторону принца Конде.

В 1616 году королевские войска осаждают замок Пьерфон и захватывают его. По приказу кардинала Ришелье замок должен был быть срыт до основания в отместку за то, что его хозяева посмели восстать против своего короля. Но этот приказ так и не был выполнен. Замок был разрушен, но совершенно стереть с лица земли такую мощную крепость не удалось.

Развалины заика

В эпоху романтизма при всеобщем увлечении архитектурой Средневековья развалины замка становятся модным местом романтического отдыха. В 1813 году император Наполеон I покупает земли, на которых был расположен замок. Но руки у товарища не дошли,занятой был человек...

В августе 1832 года Луи-Филипп проводит у замка Пьерфон банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы и Леопольда Саксен-Кобургского, первого бельгийского короля.

Наполеон III

Многие художники, в том числе и Коро запечатлели замок в своих произведениях..

на картине Коро

Принц Наполеон, будущий император, интересовавшийся археологией, посетил развалины замка в 1850 году. В 1857 году он по совету Проспера Мериме решил восстановить Пьерфон и сделать его своей резиденцией.

Eugène Viollet-le-Duc

Этот оказался более последовательным и в 1857 году поручил восстановить замок Виолле ле Дюку, известнейшему реставратору, которому мы обязаны возрождением Нотр-Дам и Сент-Шапель.

Эжен Виоле-лё-Дюк родился в Париже в довольно обеспеченной и образованной семье: его отец занимал пост Хранителя королевских резиденций при Луи-Филиппе, а дядя Этьен Делеклюз был художником и критиком. Среди друзей семьи были такие видные деятели культуры Франции, как Людовик Витэ и Проспер Меримэ, который занимал пост Директора службы исторических памятников.

После его смерти работы в замке были продолжены под руководством зятя Виолле ле Дюка, Урада. Реставрация продолжалась в общей сложности 27 лет!

  По замыслу Дюка часть развалин должна была остаться в неизменном виде, а позади руин планировалось возвести жилые башни.  

В 1861 году проект изменили – теперь уже архитектор планировал полное восстановление резиденции. Работы оценивались в 5 млн. франков.

В 1879 году Виоле-ле-Дюк умер. Шесть лет на восстановлении Пьерфона работали его преемники – Морис Ураду и Жан-Жюст Гюстав Лич. В 1885 году из-за отсутствия средств реконструкцию остановили, и внутреннее оформление замка не было закончено.

В плане замок имеет форму почти правильного прямоугольника, по периметру которого рассредоточено восемь, преимущественно круглых, башен. Каждая из них носит имя одного из девяти героев, олицетворяющих средневековые идеалы рыцарства и вооруженной добродетели: Гектора, Александра Великого, Юлия Цезаря, Иисуса Навина, Иуды Маккавея, короля Артура, Карла Великого и Готфрида Бульонского.

Украшающее часовню окно-роза с сердцевиной в виде шестиконечной звезды выступает символом девятого героя – царя Давида. В толще крепостной стены проложен крытый дозорный путь. Лестница с двумя непересекающимися пролетами, как в замке Шамбор, выполнена в ренессансном стиле.

В расположенном внутри замка квадратном донжоне Виолле-ле-Дюк разместил императорские апартаменты, в том числе зал приемов, рабочий кабинет и спальню императора.

На стенах зала приемов изображены различные гербы и эмблемы, начиная с дикобраза Людовика XII и заканчивая императорским орлом Наполеона Бонапарта. В кабинете императора находится бюро, за которым работал Виолле-ле-Дюк. Покои императора украшает фреска, главным персонажем которой выступает рыцарь 14 века.

В главном жилом корпусе замка расположен великолепный зал рыцарских дам (la salle des Preuses), который в период Второй империи использовался для проведения балов. Его длина составляет 52 метра, ширина – 9,5 метра, высота – 12 метров.

Огромный парный камин украшают девять женских фигур, которым Виолле-ле-Дюк придал черты внешнего сходства с императрицей Евгенией и ее придворными дамами. Статуи олицетворяют различных героинь средневековых мифов и легенд, воспевавших куртуазную любовь.

 
В помещениях замка сегодня представлены изображения руин до начала восстановительных работ, и в том числе – виды Пьерфона на полотнах Жана-Батиста Коро. В галерее можно увидеть работы из венгерского дуба, вырезанные Виоле-ле-Дюком.

часовня

Замок послужил съемочной площадкой для таких фильмов, как «Двуглавый орёл» Жана Кокто, «Пришельцы», «Посланница: история Жанны д’Арк» и «Человек в железной маске», а также сериалов «Волшебники из Вэйверли Плэйс» и «Мерлин». В последнем он играет роль знаменитого Камелота 

 


Замок окружает живописная местность, рядом с ним находится прекрасное озеро. Пьерфон и его окрестности не раз служили натурой для киносъёмок.

http://parisgid.ru/chateau-de-pierrefonds/

https://www.otzyv.ru/read.php?id=128005

Eugène Viollet-le-Duc, Description du château de Pierrefonds, Paris, Bance, 1857, 23 p. 
Bernard Thaon, Pierrefonds ou L'impossible jardin, Nouvelles Éditions Latines, 1987, 134 p. (
Collectif, Viollet-le-Duc à Pierrefonds et dans l'Oise : actes du colloque de juin 2007, Paris, Éditions du patrimoine / Centre des monuments nationaux, coll. « Idées et débats », 2007, 153 p
Jacques Harmand, « Le plus ancien château de Pierrefonds et ses problèmes », Bulletin monumental, Paris, Société française d'archéologie, vol. 117,‎ 1959, p. 167-202 et 245-264 
Jacques Harmand, « Le manoir d'Orléans à Pierrefonds, esquisse d'une restitution », Bulletin de la Société nationale des antiquaires de France, Paris,‎ 1960, p. 159-174

Серия сообщений "Замки Франции №2":
Часть 1 - Замок Кержан и его добродетельные хозяйки
Часть 2 - Живописная Франция: деревня и замок Лурмарен
...
Часть 35 - Замок Серран
Часть 36 - Неизвестный замок Ламот-Тильи
Часть 37 - Боевой замок Пьерфон

Серия сообщений "Замки королевские":
Часть 1 - Замок По.Рождение династии Бурбонов.
Часть 2 - Замки французских фавориток
...
Часть 30 - Замок Ментенон.От гувернантки до королевы.
Часть 31 - Замок Бельвуар и брачные аферы
Часть 32 - Боевой замок Пьерфон
Рубрики:  Замки,древние сооружения

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку