-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Феликс-51


Гравер Рафаэля, который принес эротику в Европу: выставка Маркантонио Раймонди в Англии

Вторник, 08 Ноября 2016 г. 23:03 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева Гравер Рафаэля, который принес эротику в Европу: выставка Маркантонио Раймонди в Англии

Маркантонио Раймонди создавал гравюры по работам Рафаэля и сделал невероятно популярным искусство печатания в XVI веке. График выпустил первый в истории тираж эротических гравюр, сидел в тюрьме за распространение порнографии и пережил судебное разбирательство с Дюрером за подделывание его гравюр. С творчеством предприимчивого графика эпохи Ренессанса знакомимся на выставке «Маркантонио Раймонди и Рафаэль» в галерее «Уитворт» Манчестерского университета.
Выставка Раймонди впервые проходит в Великобритании — история жизни и творчества автора привлекает публику не меньше, чем «запретные» гравюры, которые поставили крест на карьере художника

Работы предоставили крупнейшие музеи страны — среди них Британский музей, Музеи Виктории и Альберта, Фитцуильяма, Кэмбриджа, Ашмола, Оксфорда и Королевская коллекция, а также зарубежные государственные собрания.
Маркантонио Раймонди (ок.1480−1534) учился в мастерской известного ювелира и художника Франческо Франча в Болонье, и был тесно связан с кругом поэтов и ученых Болонского университета. Вскоре он оставил карьеру ювелира, чтобы заняться более перспективным и новым искусством — печатанием, которое открывало новые горизонты — возможность многим людям приобретать, любоваться и коллекционировать выдающиеся произведения.
Во время своего пребывания в Венеции в 1506—1508 гг. он исследовал творчество Дюрера — его энергичную линию, технику штриховки и моделирования. Мастер сделал копии около 70 гравюр Дюрера, ксилографий и гравюр на меди, — переводил даже монограмму немецкого графика.
Узнав об этом, в 1506 году Дюрер подал на него жалобу в синьорию и выиграл дело. Этот инцидент — едва ли ни первое в истории судебное разбирательство по делу об авторском праве
Маркантонио Венециано Агостино Раймонди. Портрет Рафаэля
В 1510 году Раймонди отправился в Рим, чтобы работать среди самых плодовитых и передовых художников своего времени. Он познакомился с творчеством лучших художников Ренессанса. Особенное впечатление на него произвели Микеланджело (в особенности его работа «Битва при Кашине«) и Рафаэль, с которым он вскоре подружился и начал создавать гравюры по фрескам и живописным произведением Рафаэля. Работа с Рафаэлем была огромным достижением для него и приносила выгоду обоим.

М.Раймонди «Портрет Рафаэля», 1512
Гравюры Раймонди по работам Рафаэля очень широко распространились в Европе, они произвели сенсацию и способствовали быстрому росту популярности Рафаэля — художника.
Рафаэль, работая над росписями в Ватиканском соборе в 1510—1512 гг. изобразил своего делового партнера в Станце «Изгнание Элиодора из храма». Высокий мужчина с длинными волосами и бородой на первом плане, несущий носилки с папой Юлием II, — это Маркантонио.

«Изгнание Элиодора из храма», 1512
В первые годы работы с Рафаэлем Раймонди создал
лучшие свои работы
Это гравюры на библейские тему и сюжеты из греческой мифологии по произведениям Рафаэля. В них сохраняются идеальные образы великого Мастера, а в той части работы, которая требовала самостоятельной работы гравера — закругления и затемнения, фон и ландшафт, — в резце Раймонди также чувствовалось высокое мастерство и свобода, внимательное отношение к деталям, присущее графикам Северного Возрождения.
Самые известные произведения Раймонди — «Избиение младенцев», а также «Аполлон и Гиацинт» — редкий эстамп, прибывший из Британского музея. В последующие годы его гравюрам характерны холодное, резкое использование цвета и менее дисциплинированный рисунок.
Куратор выставки и преподаватель истории искусства Манчестерского университета Эдвард Вук (Edward Wouk) обнаружил альбом с графикой Раймонди в Библиотеке Джона Райландса:

«Никто не знал о его существовании. Вероятно, книга была одним из пяти художественных альбомов, приобретенных Миссис Райландс вместе с коллекцией эстампов».

Гравюры из альбома были оцифрованы и впервые зрители их могут увидеть на выставке, «полистав альбом» на виртуальном стенде.

Фото: Альбом с графикой Раймонди
Рафаэль был очень успешным в финансовом отношении и привлекал к работе многих учеников. Раймонди, присоединившись к Рафаэлю, завел собственную мастерскую, обзавелся помощниками. Самыми талантливыми из них были Марко да Равенна и Агостино Венециано. Их работы также представлены на выставке.
Серия порнографических гравюр, напечатанная Раймонди в 1524 году, стала чрезвычайно популярна, однако она поставила крест на его карьере
Эротические рисунки были созданы на вилле банкира Агостино Киджи, где собирались художники и писатели, приверженцы свободных отношений в любви (позже ее назовут «Вилла Фарнезина»).

Пиры и празднества, которые устраивал в своей загородной вилле банкир Киджи, еще при его жизни обросли легендами. Виллу расписывали Рафаэль, Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо и Джованни Бацци. Подчиняясь вкусам владельца, росписи рассказывали о чувственных земных и небесных удовольствиях, поэтому поэты нарекли райские сады и виллу Киджи новой обителью богов и муз.

В этой атмосфере гедонизма родилась идея изобразить чувственные наслаждения. «Почему глаз не должен видеть то, что его больше всего восхищает?» — спрашивал частый гость на вилле — поэт Пьетро Аретино.

Рафаэль «Меркурий поднимает Психею на Олимп». Фреска Лоджии «Психея». 1518, Вилла Фарнезина
Так, за разговорами о сладострастии, Джулио Романо, ученик Рафаэля, сделал эротические рисунки, а Маркантонио Раймонди сделал по ним 16 гравюр и напечатал большим тиражом. Серия получила название «I Modi. Позы» или «Любовь Богов» и иллюстрировала 16 разнообразных любовных поз.
Папа «закрывал глаза» на затею, пока гравюры были в ходу лишь на вилле, когда же они были напечатаны и стали массово доступны (а тем более — популярны), гравера посадили в тюрьму, а листы уничтожили. Джулио Романо избежал наказания, — он благоразумно уехал из Рима и стал придворным художником в Мантуе.
Раймонди вскоре освободили по ходатайству кардинала Медичи, скульптора Бандинелли и Аретино. Но после выхода из тюрьмы его репутация пошатнулась. Он пережил еще один удар — пленение во время взятия Рима испанцами в 1527 году. После уплаты выкупа художник был разорен и уехал в Болонью, где умер в 1534 году.
Рафаэль «Меркурий поднимает Психею на Олимп». Фреска Лоджии «Психея». 1518, Вилла Фарнезина
 
На выставке зрители увидят фрагменты эстампов из серии
«Любовь Богов», сделанные Раймонди.
Из серии гравюр, сделанных Раймонди, сохранились лишь фрагменты. Они хранятся в Британском Музее. Несколько лет назад исследователи подвергли сомнению их авторство и склоняются к мнению, что их напечатал Агостино Венециано.
Пьетро Аретино впоследствии напишет 16 «сладострастных сонетов» к рисункам. В 1527 году гравюры были напечатаны с сонетами Аретино и издание стало первым эротическим бестселлером в Европе. Оно тоже было уничтожено, считаясь символом разврата. Несмотря на преследование цензурой и уничтожение тиражей, альбом был частично восстановлен и дополнен рисунками других художников. Он был широко известен в просвещённых кругах Ренессанса, не утратив свою популярность в последующую эпоху. «Запретные красоты» лицезрел Шекспир, Пушкин, Гессе.
 
Читайте также нашу публикацию «До Плейбоя: эротическое искусство прошлого».
Выставка «Маркантонио Раймонди и Рафаэль» продлится до 23 апреля 2017 года.
В новости использованы материалы официального сайта галереи whitworth.manchester.ac.uk,
а также fourtoes.co.uk, britannica.com, manchestereveningnews.co.uk.
Заглавная иллюстрация новости — гравюра М. Раймонди «Поэзия», 1515, По мотивам росписи Рафаэля в Станцах Ватикана
Автор: Ирина Олих

https://artchive.ru/

Рубрики:  Гравюра

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку