"...а можно ли
сказать так, что если человеку что-то не
нравится, то это признак того, что он не
желает меняться, не желает изменений в
этом чём-то, или по отношению к этому
чему-то?" (из беседы)
Действительно, логика архетипических сюжетов, что проявлены в Таро или в символизме астрологических домов говорит нам о том, что фаза инициации человека в новое качество, жизненный этап связанный с обретением чего-то разительно нового в себе практически неизбежно связан с предварительным внутренним сопротивлением грядущим переменам.
Так проявляется в действии аркан «подвешенный» - человек как бы уже чувствует, что впереди трудный этап отказа от привычного, умирание свойства (аркан «Смерть»).
Но человек очень не хочет туда, как юноша стремящийся избежать армии — аналога вечного обряда инициации мальчика в мужа.
Часто человек не прочь «закосить». Он всеми силами цепляется за ускользающее безмятежное вчера.
Человек бежит к психологам, к врачам, к магам, к гуру и везде он просит только одного — волшебной таблетки против изменений.
Человек хочет, чтобы всё оставалось как было. Ведь человек думает, что он пришёл в этот мир исключительно ради того, чтобы плавно перетекать от одного наслаждения к другому.
Человек часто и вовсе не желает слышать, что этот мир не создан для наслаждений.
И это не фигура речи — это реальность этого уровня воплощения.
Серединный мир, не проклятый, но и не священный.
И одно из следствий такого положения дел в том, что тут нельзя ничего не делать, тут нельзя замереть в некой устойчивой фазе «сижу, никого не трогаю, починяю примус».
Потому, что обыкновенное безделье тут и возможно только за счёт прожигания предыдущих заслуг, за счёт ухудшения своей кармы.
В этом мире — только вверх или вниз.
И коли так, то не может быть лекарства от страха изменений иного, кроме как лёгкого пинка к этим изменениям.
В то время, как куча народа
«страдает» от депрессий и поедает химикалии, которые обещают вернуть их назад, туда, где когда-то уже было хорошо.
Так,увы, часто полагает современная «психологическая помощь» - просят таблетку от жизни — значит надо такую таблетку дать. Но клиент не всегда прав, вот ведь какое дело.
Потому, что страждущий чаще всего просто невежественен - т.е. вообще не подозревает о том, что счастье это такой продукт, который нельзя сожрать. Оно ведь исчезает в момент потребления.
И поэтому -да — если что-то мы не принимаем, от чего-то бежим — скорее всего мы не знаем этого, боимся, не вмещаем, не хотим изменений, который это может породить в нас.
Это всё тот же аркан «подвешенный».
Однако, принцип сей верен в том лишь случае, когда мы говорим о пробуждающемся человеке. Не о пробуждённом окончательно, разумеется, но о том, кто вслед за Б.Г. бормочет
«пускай я в темноте,
но я вижу, где свет».
Но для этого должна быть сама идея пути, работы над собой.
Той самой работы без которой не возможно в этом мире не падать. Той самой работы, которая должна продолжаться всегда. О чём, кстати, говорил умирающий Гуржджиев.
И применительно к нашей теме, можно представить такие ситуации, когда человеку осознающему путь может не нравится что-то вовсе не по причине того, что это что-то есть желаемый опыт.
Человек осознающий может сторониться и разрушающих сценариев, поскольку уже хотя бы отчасти получил опыт различения.
Способность выбора желаемого опыта — это уже не дешёвый результат работы над собой.
Человек же спящий не способен выбирать вовсе и потому бежит от всякого движения за очередной порцией снотворного.
Так что — единого рецепта для всех как всегда нету.