Так вот, комментарий к этому интервью дал небезызвестный И. Реморенко, и выложен он, если что, здесь: http://opec.ru/docs.aspx?id=223&ob_no=87898
цитата из комментария прямо тут:
"...в Омской области идет нормальная проектная работа по реализации Модели, что типично и для других субъектов Федерации. Руководители региональных систем образования спокойно, без нервов и каких-либо экстраординарных мер, проводят изменения в образовании"
Когда я бываю в сельских районах, то, как правило, общение с главой района – это дань вежливости: вот, дескать, приехал представитель столичной прессы и одновременно федерального министерства, ему надо пожать руку, угостить чаем или еще чем покрепче, сказать пару официальных слов… А вот Петр Александрович Черепов рассказал мне столько, сколько не каждый региональный министр образования расскажет.
Вот тут - http://blogs.portalschool.ru/boris/archive/2008/12/22/n-22122008.aspx#feedback - немного подробнее, но пока далеко не все...
Значит, можно же сделать реформу образования в одном отдельно взятом районе?!
Мне очень жалко, что конкурс инновационых вузов остался в прошлом. На пресс-конференции 11 декабря я задал вопрос министру, а что же дальше? Будет ли государство объявлять новые конкурсы для вузов? И получил ответ: да, в 2009 году будет проводиться конкурс на получение статуса исследовательского университета.
государство пока не предложило профессиональному сообществу четкие критерии: какие вузы смогут претендовать на получение статуса исследовательских университетов, как будет организован конкурс.
Наверняка профессионалы со мной не согласятся, но, может быть, лучшее – враг хорошего? Нужно ли выдумывать что-то принципиально новое? Если государство считает приоритетом развитие вузовской науки, то можно объявлять конкурсы по поддержке научных исследований. Ведь в приоритетные национальные проекты так и не попала наука.
Вопрос, нужно ли вообще вводить в нашей стране такое понятие, как исследовательский университет, я задал на скулпортале http://blogs.portalschool.ru/boris/archive/2008/12/12/n-12122008.aspx#feedback , но ответов пока что-то не видно...
Понедельник, 01 Декабря 2008 г. 21:50
+ в цитатник
"Хорошим признаком современности нового стандарта будет то, что его можно реализовать только в современных условиях, современными инструментами и нельзя было реализовывать в 80-х годах прошлого века" - и еще кое-что интересное про новые школьные стандарты сказал замминистра И.И. Калина мне в интервью на www.kreml.org
В самом конце презентации все ее слайды сложились в одно панно размером с экран, в середине панно образовывалась дырка, и в эту дырку, словно в стереофильме, «въехали» три симпатичных мальчика среднего школьного возраста на велосипедах.
С такими инструментами "личностно-ориентированное обучение" гарантировано: выбор ресурсов огромен, да сами ресурсы построены так, что обеспечивают индивидуальную образовательную траекторию.
Вот лишь некоторые вопросы, на которые я хотел бы найти ответ.
Сколько учителей уже сейчас готовы организовывать такую работу учеников?
Нужно ли (можно ли) делать компьютер основой для самостоятельной работы ученика?
Не вытеснит ли компьютеризированное образование воспитательную компоненту образовательного процесса?
"современный учитель — это организатор, управленец, навигатор, тьютор, модератор, фасилитатор, эксперт, консультант и только потом — информатор. Все эти функции должны сочетаться с личностными качествами, главное из которых — готовность к изменениям".
(с) http://opec.ru/docs.aspx?id=224&ob_no=87882
Взял любопытное интервью о современной модели образования
Я: Какие интересные идеи, на ваш взгляд, содержатся в Модели?
Татьяна:
... Я не до конца себе представляю, как будут функционировать независимые аттестационные центры, но сама идея представляется крайне интересной. Поучившись в любом учебном заведении, человек сможет прийти и сдать независимые квалификационные экзамены, причем совершенно неважно, учился он несколько лет по длительной программе или просто освоил несколько курсов.
Интересен подход к работе с одаренными детьми. Предложен новый взгляд на одаренность и креативность как качество каждого ребенка. Авторы Модели считают, что нужно поддерживать не единичных детей, которых считают одаренными, а развивать одаренность в каждом.
Много внимания в модели уделяется финансово-экономическим механизмам функционирования образования. За основу берутся подходы, которые были апробированы в рамках комплексных проектов модернизации образования.
Как убедить сельскую общественность в том, что ежедневные поездки детей в базовую школу – это не прихоть реформаторов и не попытка сэкономить деньги, а забота государства о будущем этих детей? На скулпортале я привел убедительные, как мне кажется, аргументы за "Школьный автобус".
Автобус занимает в жизни детей такое же место, как компьютер. К нему привыкаешь как к данности, и без него уже не представляешь свою жизнь.
Не вижу в этом риска, не пойму, против чего тут можно возражать...
"Мне известно много примеров, когда объединение школ под крылом сильного директора приводило к появлению одной хорошей большой школы. Так же и с техникумами-ПТУ - вот про Калининградскую область недавно говорили...
А с вузами можете пример аналогичный привести? Только не надо про федеральные университеты. И про МЭСИ не надо, хотя там даже не объединение, а просто франшиза".
Начинаю подумывать, что про вузы таких примеров и правда нет...
"А все-таки, Вы как думаете: важна рубрика "нацпроект", под которой разные изменения происходят (количество переходит в качество, я бы так - условно - сказал) или же важно, что нацпроект задал вектор изменений, а под какой рубрикой мы будем двигаться дальше в соответствии с заданным вектором, под чьим руководством и на чьи средства - не суть важно?"
А Вы как думаете - нужен нацпроект-2 на следующие 3-4 года или нет?
Одна из непронумерованных мной тенденций, но, пожалуй, обобщающая:
дополнительное образование де-юре становится неотъемлемой частью школьной жизни. Может быть, 100-летнего юбилея дополнительного образования в России вообще не случится? И кто-нибудь из образовательных начальников заявит об окончательном и бесповоротном...
(На фото - не упомянутый дедушка, а Ефим Рачевский - гостеприимный хозяин центра образования Царицыно)
...захотелось изложить свои первые впечатления в блоге еще до того, как всякие великие умы и собратья по журналистскому цеху начнут пересказывать, комментировать и интерпретировать…
"проект, даже национальный, он на то и проект, что имеет начало и конец, а эффект этого проекта рано или поздно должен раствориться в повседневности".,
получил ответ учителя, который меня удивил:
Понедельник, 27 Октября 2008 г. 22:22
+ в цитатник
В конце 1990-х годов, впервые оказавшись в командировке в Англии и наслушавшись рассказов о том, что в старшей школе тамошние школьники изучают лишь несколько предметов, которые нужны для поступления в университеты, а про остальное благополучно забывают, я вспомнил свою учительницу биологии.
...зная, что среди учеников в нашем классе нет ни одного будущего биолога или даже психолога (то есть тех, кому биологию нужно сдавать на вступительных в вузы), она совершенно сознательно превращала свои уроки в разговоры за жизнь. Учебник общей биологии мы ВООБЩЕ НИ РАЗУ не брали в руки. Зачем мучить детей?..
Вот и сейчас, довольно часто слушая выступления корифея российского экономического образования Льва Любимова о том, что в школе знаниевого общества ученик должен выбирать интересующие его предметы, но изучать их глубоко, широко и досконально, я ловлю себя на мысли: зачем я в свое время учил в школе столько всего ненужного?