План Александровского парка. Кликабельно
1. Большой Китайский мост
2. Крестовый мост
3. Малый каприз
4. Китайская деревня
5. Большой каприз
6. Шапель
7. Теплицы
8. Китайские мостики | 9. Куртина «Грибок»
10. Трясучий мостик
11. Гора «Парнас»
12. Китайский театр (руины)
13. Драконов мост
14. Детский домик, кладбище собак
15. Александровский дворец
16. Кухонный корпус | 17. Белая башня
18. Ратная палата
19. Императорская ферма
20. Арсенал
21. Пенсионерная конюшня
22. Кладбище лошадей
23. Павильон лам (руины)
24. Красносельские (Слоновые) ворота |
Иванов, Михаил Матвеевич (1748-1823) Вид в Царскосельском парке. Около 1794
Скрипучая беседка
Увлечённость
Екатерины II культурой Китая отразилась в архитектуре целого ансамбля парковых построек, одной из которых является Китайская Скрипучая беседка.
Портрет императрицы Екатерины II
Скрипучая беседка (Китайская беседка) — экзотический павильон (каприз) в Царском Селе на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня.
"Подкапризовая дорога" проходит между "Скрипучей беседкой" и "Китайской деревней"
"Подкапризовая дорога" проходит между "Скрипучей беседкой" и "Китайской деревней"
На кровле беседки укреплён флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издаёт громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки.
Возведение павильона началось в одно время со строительством Китайской деревни и велось с 1778 по 1786 год.
Расположенный на узком перешейке между двумя живописными прудами павильон вытянут в продольном направлении.
Замысел отличался многообразностью и сложностью приёмов: туфовый цоколь, фигурные оконные и дверные проёмы, причудливые капители.
Кровлю в китайском стиле украшают деревянные позолоченные драконы работы П. И. Брюлло.
Китайская деревня
За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
Джакомо Кваренги. Китайская деревня. Царское Село. (Акварель, начало XIX века)
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах.
Китайское селение, 1890-1910
Ансамбль Китайская деревня, Россия. Вторая половина XIX - начало XX вв
Китайская деревня в Александровском парке, 1930
Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями.
На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить.
В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье.
Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.