Цитата сообщения TimOlya
Вход в сокровищницу
Дверь в лестничной башне, расположенная в центре северо-восточного фасада, ведет в северную часть подвала Розенборга, который был пристроен при расширении здания в 1613-17 годах. Первоначально он состоял из сводчатого зала с четырьмя центральными колоннами из песчаника, но позже он был разделен на нынешние три основных зала, когда Кристиан V собрал Королевский архив, предшественник Государственного архива, в Розенборге в 1681 году. В этих архивах хранились различные договоры с иностранными державами, а также другие конфиденциальные документы. В 1720 году архивы были перенесены в более просторные помещения, а после сноса Копенгагенского замка в 1731 году королевский винный погреб был перенесен в погреб Розенборга.
В первом подвальном помещении находится портрет четырехлетнего Кристиана V, изображенного в качестве новоизбранного наследника престола, работы Карела ван Мандера 1650 года. Принц одет как взрослый полевой командир и окружен военной атрибутикой, в том числе салютными пистолетами, некоторые из которых идентичны тем, что представлены на выставке.
В комнате за железной дверью, помеченной датой 1681, Кристиан V хранил запас монет королевства.
Кристиан V в роли избранного принца
Оружие и винные бочки
Коллекция оружия Розенборга была основана Фредериком III и хранилась в двух самых верхних комнатах Большой башни. Кристиан V, который проявлял большой интерес к оружию, расширил и обновил коллекцию. Он позаботился о том, чтобы оружие, которое он использовал в Сканской войне 1675-79 годов, было сохранено. В 18 веке большая часть оружия Розенборга была перевезена в Кристиансборг, новую резиденцию абсолютных монархов. Там они были уничтожены пожаром в 1794 году. То, что можно увидеть сегодня, - лишь фрагмент великолепия прошлого.
Комната слоновой кости и янтаря
В самом дальнем к северу подвальном помещении выставлено около половины из 700 или около того предметов из слоновой кости и янтаря в Розенборге. Их возраст варьируется от 1585 до 1850 года. Некоторые из них - подарки иностранных принцев в обмен на белых охотничьих соколов из Исландии и лошадей из Дании. Некоторые из них были куплены в Нюрнберге и Аугсбурге, южногерманских центрах предметов роскоши. Другие - военные трофеи из замка Готторп, резиденции герцогов Шлезвиг-Гольштейн, который был опустошен в 1713 году.
Однако большинство этих предметов были изготовлены в 18 веке, и это уникально среди европейских королевских коллекций. Со времен Фредерика II до Фредерика V все последующие короли Дании и Норвегии нанимали токарей и резчиков, некоторые из которых принадлежали к международной элите
Фредерик IV
Многие из этих придворных художников несли особую ответственность за обучение членов королевской семьи токарному искусству. Считалось, что работа на токарном станке поощряет интерес ученика к математике и механике и воспитывает терпение и способность планировать - ценные качества для будущего монарха. В Дании эта деятельность достигла кульминации примерно в 1750 году.
Фигурка из слоновой кости, представляющая принца Фредерика, предполагаемого наследника в виде младенца в пеленках. Made by L. von Lücke.
В католическую эпоху из янтаря часто изготавливали предметы религиозного назначения – например, четки. После Реформации он использовался для светских целей, таких как шкатулки, предметы для стола и канделябры для королевских кабинетов. Примерно в 1720 году янтарь был вытеснен новым европейским фарфором, который стал последним писком моды при большинстве дворов. Однако не в Копенгагене; здесь янтарь, “золото Севера”, сохранил свой статус.
Карета с фрейлиной. Резьба по слоновой кости Дидериха де Тура, 1749 год.
"Вода", центральная часть из слоновой кости, позолоченной бронзы, серебра и стекла.
Величайшая работа Магнуса Берга, выполненная в 1708-23 годах, но собранная только после его смерти. Фигуры и рельефы изображают эпизоды из классической мифологии. Они объединяются в волнообразном движении, стремящемся вверх к совершенству, что выражено в рельефе небесной любви Венеры под стеклянной крышкой, которую венчает лебедь, символизирующий Иисуса.
Чашки из слоновой кости и страусиного яйца, заложенные в оленьем парке дворца Фредериксберг в 1753 году. На вершине изображены боги Марс и Минерва. Чашки были изготовлены Л. Шпенглером ко дню рождения Фредерика V в 1757 году.
Вино Розенборг
Вино Розенборг подают на новогоднем банкете королевы и по особым случаям в королевском доме. При нынешних темпах годового потребления вина хватит еще как минимум на 300 лет.
По традиции вино родом из немецкой рейнской области, из Бахараха. Ранее вино выдерживалось в деревянных бочках, три самых старых из которых, 1598, 1599 и 1615 годов, когда-то принадлежали матери Кристиана IV, вдовствующей королеве Софии, и хранились в замке Нюкебинг. В 1659 году эти бочки были захвачены шведами в качестве военной добычи, но после того, как их погрузили на корабли для транспортировки в Стокгольм, вино было вновь захвачено датским каперским судном.
Затем бочки были доставлены в Копенгагенский замок, откуда содержимое винного погреба замка было перенесено в Розенборг в 1731 году. В течение нескольких сотен лет рейнское вино в этих и других бочках тщательно доливали другим вином без сахара, чтобы новое вино приобрело характер старого. Однако к 1982 году старые деревянные бочки пришли в негодность до такой степени, что вино пришлось переливать в стальные емкости и бутылки.
Зеленый шкаф
Зеленый шкаф, который сегодня носит название бывшей дворцовой кухни в подвале, первоначально был названием небольшой комнаты рядом со Старой комнатой регалий. В этой комнате хранилась коллекция изделий ручной работы, миниатюрных портретов и парадного оружия, основанная Фредериком III.
Коллекция в “новом” зеленом кабинете датируется периодом с 1200 по 1718 год и, можно сказать, представляет собой важную часть того, что осталось от королевского наследия после Реформации в 1536 году и поражений в Тридцатилетней войне и шведских войнах в 17 веке. Большинство экспонатов являются королевскими подарками и происходят из личных коллекций членов королевской семьи.
Рыцарский меч Кристиана IV примерно 1617 года – без ножен. Рукоять украшена сусальным золотом по голубой и белой эмали и усыпана бриллиантами. На клинке стоит подпись: De Tomas / De Aiala.
Аксессуары для верховой езды, 1634 год
Предметы были расставлены в соответствии с сочетанием материала и функциональности, а экспозиция была построена по симметричным принципам, при которых в центре находился самый большой и благородный предмет. Этот принцип экспозиции до сих пор используется в том, как выставляются экспонаты сегодня.
Чашка из горного хрусталя, вырезанная в форме летучей рыбы. Подаренный Кристиану V городом Висмар в знак признания его захвата города в декабре 1675 года. Сделано в Милане около 1580 года.
Стоячая чашка с камеями и инталиями с крышкой
Комната Оле Ремера
Астроном Оле Ремер (1644-1710) учился в Копенгагенском университете, но с 1672 по 1681 год он жил и работал в Парижской обсерватории.
Он получил международную известность, когда в ходе своих наблюдений за спутниками Юпитера обнаружил “замедление света”, то есть скорость света. В 1680 году он продемонстрировал Академии наук в Париже и королю Людовику XIV машину, показывающую орбиты планет (планетарий), и машину для вычисления лунных затмений (эклипсарий). Обе машины до сих пор хранятся в Париже. Кристиан V приобрел сервиз в 1682 году, а в 1685 году похожие сервизы были подарены королю Сиама и императору Китая.
По возвращении в Данию в 1681 году Оле Ремер стал доверенным советником короля по всем техническим вопросам. Он рационализировал ряд существующих систем и ввел единую систему мер и весов. В этой комнате выставлены оригинальные “прототипы национальных стандартов”, подаренные королю в 1683-84 годах.
Планетарий. Разработан Оле Ремером для демонстрации орбиты планет вокруг Солнца. Изготовлен в Париже в 1678-1679 годах Исааком Тюре, королевским часовщиком.
Сокровища замка Розенборг
Сокровищница в подвале замка была открыта для публики в 1975 году. Помещение из необработанного бетона было спроектировано архитектором Питером Кохом. Зал, в котором хранится большинство самых ценных сокровищ Русенборга, разделен на три секции.
Среди сокровищ в первом разделе - Государственный меч Кристиана III. Меч был среди регалий, используемых на коронациях до введения абсолютизма; в последний раз он использовался на коронации Фредерика III в 1648 году. Также представлены самые ранние образцы ордена Слона, ордена Подвязки Кристиана IV и другие экспонаты, в основном относящиеся ко времени Кристиана IV.
Орден Слона Кристиана IV. Золотая эмаль с камнями огранки. На ткани слона можно увидеть орден Меченосца в кольчуге. Сочетание двух орденов было присвоено в 1633 и 1634 годах. С тех пор был вручен только орден Слона.
Орден Подвязки, посланный Кристиану IV Яковом I в 1603 году
Золото с эмалью и бриллиантами. Воротник считается самым старым экземпляром ордена из существующих. Он был образован как братство по оружию Эдуардом III в 1348 году. На нем изображена победа христианского рыцаря Святого Георгия над драконом. Сразу после своего восшествия на престол в 1603 году Яков I посвятил своего шурина, датского короля Кристиана IV, в рыцари. После смерти Кристиана IV в 1648 году орден не был возвращен, как это принято на практике, а сохранен под предлогом гражданских беспорядков в Англии в то время, которые привели к установлению английской республики под руководством Кромвеля.
Одним из выдающихся экспонатов раздела 1 является Ольденбургский рог. Говорят, что он был подарен графу Отто, первому члену Дома Ольденбургов, во время охоты в 989 году таинственной молодой девушкой. Она хотела, чтобы он отпил из нее, но он вылил напиток и забрал рог с собой. Однако рог был изготовлен только около 1400 года, хотя это не делает историю хуже.
Ольденбургский рог
Золотая ложка с коронованной монограммой Кристиана IV из красной эмали. Сделано в Дании, около 1640 года.
Молитвенник Кирстен Мунк, написанный ею самой. На первой странице дата, 22 сентября 1617 года, была написана королем. Эмалевые монограммы на обложке означают C (христиан) IV (3.4.) и K(ирстен) M(унк) (10.12.)
Чаша, патен, вафельная шкатулка и алтарный кувшин из золота с гравировкой чернью, белой и черной эмалью, сапфирами и бриллиантами. Изготовлена для сестры Кристиана IV, герцогини Августы Гольштейн-Готторпской в 1632 году.
Гравюры на чаше изображают страдания Христа, а также символы евангелистов и христианских страстей. Многие мотивы можно найти на иллюстрациях к страсбургскому переводу Библии в 1630 году. Череп был памятью о событиях на Голгате, предположительно месте, где крест стоял прямо на могиле Адама, символизируя таким образом вечность для всего человечества.
Сокровищница
Самый важный предмет во втором разделе Сокровищницы - корона Кристиана IV, изготовленная для коронации в 1596 году. В то время мода фактически предписывала закрытые короны. Тот факт, что Кристиан получил старомодную открытую корону, вероятно, потому, что она должна была символизировать тот факт, что он был наследником объединенных северных стран, которые ранее возглавляла Дания. Скандинавские короли носили открытые короны.
В том же разделе можно увидеть крестильный набор с тазом, кувшином и подсвечниками, который до сих пор используется на крестинах в королевском доме. До 1796 года имена ребенка и отца вместе со временем рождения были выгравированы сначала под чашей, а затем на прикрепленной табличке.
Так называемый Коронационный кубок Фредерика III. Кубок был изготовлен Х.К. Брехтелем в Гааге в 1653 году. Возможно, что он должен был использоваться в запланированной, но так и не реализованной присяге на верность Фредерику III в Гамбурге в 1654 году.
Золотая чаша с эмалированной росписью.
На чаше восемь добродетелей, внутри восемь символов со ссылками на Проповедь на горе Синай, а на дне изображен ангел, побеждающий смерть. В нижней части чаши можно найти цветы, а также подпись Георга Штрауха, 1648 год.
Кружка Rosenblommen, подаренная Кристиану IV Датскому при крещении в 1577 году. Рядом с ним его так называемый "Прагтдолк", кинжал 1575 года, который, возможно, первоначально принадлежал его отцу.
Здесь также представлена личная копия королевских статутов короля, конституции абсолютистской монархии. Среди самых странных экспонатов - серебряная шкатулка, в которой находится целая плодная оболочка Фредерика III, или оболочка, которая, как считается, приносила ему удачу. Та же идея стояла за восемью серебряными шкатулками с пуповинами его детей; предположительно, они защищали от болезней.
Королевские статуты - конституция датской абсолютной монархии 1665-1849 годов в серебряном футляре с монограммой Фредерика III.
Девять серебряных шкатулок, восемь из которых содержат пуповины детей Фредерика III, которые, как считается, обеспечивают защиту от болезней и смерти. В коробке посередине находится целая плодная оболочка Фредерика III, или оболочка, которая, как считается, придает силу и обеспечивает защиту от болезней и смерти.
Сокровищница
В последнем разделе Сокровищницы выставлены многие из главных достопримечательностей Русенборга, особенно драгоценности короны, Королевские регалии, Корона абсолютистских королей и Корона королев.
Коллекция драгоценностей короны для использования правящей королевой была создана по завещанию королевы Софии Магдалины в 1746 году и впоследствии пополнилась подарками от более поздних королев и принцесс. Для последней коронации абсолютной монархии в 1840 году королева Каролина Амалия собрала основную часть драгоценностей короны в четыре комплекта, состоящих, например, из тиары, ожерелья, броши и серег.
Регалии короны в разделе 3 включают скипетр, Державу, шпагу для помазания и ампулу, все из золота и драгоценных камней. Первоначально датских регалий было больше, но некоторые были проданы Кристианом II в 1523 году, а другие - Кристианом IV в 1620-х годах. Самая важная регалия - Корона абсолютистских королей. В отличие от старомодной открытой короны Кристиана IV, эта корона закрыта. Крупный сапфир на лицевой стороне можно проследить до Фредерика I.
Датские дворянские и королевские короны, составленные в соответствии с Королевскими правилами 1693 года, когда датская монархия стала абсолютистской
*******
Сад Розенборга
Появление сада вокруг Розенборга также датируется 1606 годом. Первоначально ему была присуща линейная геометрическая простота ренессанса. В 1721 году архитектор Йохан Кригер, который был назначен главой королевских садов, занялся его перепланировкой, руководствуясь новым модным направлением – стилем барокко.
Статуя королевы Каролины Амалии
Барочный королевский сад, напоминает лабиринт из множества дорожек, живых изгородей и цветочных секций. Здесь много скульптур, самая известная из которых, фигура датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Статуя Ганса Христиана Андерсена
Мальчик с лебедем
Павильон Геркулеса
Геркулес-Скульптор: Джованни Баратта
Эвридика -Скульптор: Джованни Баратта
Орфей-Скульптор: Джованни Баратта
Эхо Акселя Хансена
Группа оленей Артура Жака ле Дюка
"Лиден Гунвер" Теобальда Штайна
Лев и лошадь
"Момент опасности" Томаса Брока
***************
Серия сообщений "***Европа 2":
Часть 1 - «Жемчужина Дуная» Будапешт . Венгрия. Часть 1.
Часть 2 - «Жемчужина Дуная» Будапешт . Венгрия. Часть 2.
...
Часть 5 - Дворец Матеуш-шедевр архитектуры позднего португальского барокко
Часть 6 - Замок Розенборг - королевское величие Дании.Часть 1.
Часть 7 - Замок Розенборг - королевское величие Дании.Часть 2. Сокровищница. Парк.
Часть 8 - Кинта да Регалейра – португальское чудо
Часть 9 - Дворцово-парковый комплекс Фештетичей в Кестхее.
...
Часть 12 - Шильонский замок. Швейцария.
Часть 13 - Турин.Столица королевских резиденций Савойской династии.Часть 2.Королевский дворец.Палаццо Мадама.Палаццо Кариньяно
Часть 14 - Вианден-средневековый дворцово-замковый комплекс в Люксембурге