Средневековый замок Эне-ле-Вьей , внесённый в список историко-культурного наследия страны в году, расположен в местечке с таким же названием в департаменте Шер.
На месте будущего замка Эне-ле-Вьей с существовала небольшая крепость галло-римского периода. В конце XI в построенные здесь же форт принадлежал дому Бурбонов, а в XIII в. им владели члены родовитой семьи Барр.
Строительство феодального замка развернулось в XIV столетии на границе между Аквитанией и занятыми англичанами территориями. После поражения при Пуатье в 1356 году это был единственный замок в регионе, остававшийся в руках подданных французского короля.
Его важное стратегическое значение сохранялось до конца Столетней войны, о чём свидетельствуют размеры и мощь фортификационных сооружений. Их усиление связано с деятельностью Ж. Сюлли, распорядившегося о перестройке замка в 1330 году.В 1435 году замок приобретает казначей Карла VII де Киле, а после его опалы с 1467 года в течение почти 600 лет им владеют Ш. Шевенон де Бини и его потомки.
Эта крепость была очень важна, - она защищала французские границы со стороны Аквитании, которая тогда находилась в руках англичан. Замок не раз осаждали во время Столетней войны, но он никогда не был взят.
В 1500-1505 годах в северо-восточной части замка Ш. де Бини строит новую резиденцию в стиле Людовика XII, ознаменовавшим начало расцвета культуры Возрождения во Франции. Его сын Клод и внук Гилберт продолжают начатые работы по переустройству замка.
Во время французской революции многие оборонительные сооружения замка были разрушены, а его владелец маркиз Бини казнён на гильотине. В начале XIX в новым хозяином замка стал А. де Шевенон, восстановивший архитектурный ансамбль и парк.В 1954 году его наследники барон и баронесса Олиньи-Жиру открыли замок и парк для общественности. Они разработали один из первых исторических туристических маршрутов Франции Дорога Жака Кера, которая начинается в этом замке.
Расположенный на равнине замок Эне-ле-Вьей имеет форму восьмиугольиника площадью 0,5 га. Несохранившийся второй ряд стен с двойным рвом охватывал территорию 3 га.Средневековая готическая часть «маленького Каркасона» состоит из зубчатых крепостных стен и 9 цилиндрических башен с узкими бойницами. Въезд в замок по мосту защищён мощным помещением для стражи.
План внутреннего двора предельно лаконичен - две диагональные дорожки крестом рассекают зеленый газон, вдоль одной из крепостных стен два ряда старых ив, среди которых висят простые качели. Под одиноким раскидистым деревом gingko biloba - старинный колодец, спасавший осажденных защитников замка от жажды. И только вдоль одной, стены стремится ввысь по камням куст плетистой розы, да у ворот зовет присесть широкая удобная скамья.Поскольку крепость находилась на равнине, в ней было две линии укреплений. Внешняя стена, которую со временем снесли, останавливала первый натиск неприятеля. Ров глубиной в восемь метров не давал подобраться ближе и установить лестницы для штурма.
То, что было второй линией обороны, исчезло -сегодня сохранилась только эта часть, которая ведет нас в замок. Когда предки владельцев купили замок в XV веке,они перестроили его уже в духе нового времени. Войны закончились, можно было разрушить донжон, а вместо него было построено здание, которое отражает вкусы эпохи Ренессанса. И он очень гармоничный и уравновешенный – посередине башня, и два крыла справа и слева
Здесь можно увидеть кое-какие детали, которые мешали врагу проникнуть в сам замок. Между каждой площадкой есть деревянные ступеньки - когда наступающие поднимались, ступеньки убирали, и враг не мог подняться выше
Отсюда гарнизон крепости управлял системой обороны. Бойницы по всему фасаду, - через них лучники метали свои копья. Были еще отверстия, закрытые деревянными щитами, и через эти отверстия бросали вниз все, что могло ранить осаждавших крепость – камни, песок, - лили горячую воду или смолу. А вот эта единственная скамья –все, что было для их отдыха
Часовня замка Эне-ле-Вьей, резиденция феодала, хозяйственные и военные постройки во дворе построены в стиле Людовика XII, типичном для первого этапа французского Ренессанса. Для него характерны большие окна, итальянские лоджии, витые колонны и растительные орнаменты в декоре.
Внутренний двор замка
Замок окружен рвом с водой, возле которого на фоне суровых стен живописно смотрятся группы больших деревьев. Рядом с замком разбит большой регулярный сад в нескольких уровнях — гордость и неустанная забота хозяев. Сначала мы видим стену бамбука и небольшой пруд возле него, за ним проглядывает домик садовника с высоким крыльцом.
Один из владельцев Огюст Франсуа-Мари, барон де Кольбер-Chabanais (1777-1809)
Среди всего великолепия убранства залов и покоев замка Эне-ле-Вей выделяется своими декоративными украшениями камин большой гостиной с его изящными резными медальонами. В ней же находятся замечательные произведения портретной живописи, на которых изображены члены семьи Кольбер.
Размещённая в одной из башен часовня 1527 года постройки замечательна кессонными потолками, витражами Ж. Лекьюйера и иллюстрирующими жизнь Христа фресками Ж. Буше и его учеников.
Французская конституция по-прежнему опирается на принятую 26 июля 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, где сказано: «Во Франции не может существовать ни дворян, ни дворянства... ни других различий, проистекающих из рождения». В 1955 году парижский суд постановил: «Принадлежность к аристократии больше не имеет юридических последствий». То есть, формально никакой аристократии во Франции нет. На самом деле это не так.В фамильных замках сегодня живут около трех тысяч французских аристократических семей.Каждый из представителей той или иной династии разделяет заботы по сохранинию имения, стараясь сберечь то, чем владели предки. На это уходит много сил и средств, но другие варианты даже не обсуждаются.
На стенах бильярдной замка размещены портреты и картины, связанные с историей семьи Кольбер и, прежде всего, с биографией генералов Наполеона Огюста и Пьера Кольбер-Шабане.Эрик Менсион-Риго, идеолог современной французской аристократии: «Истинный аристократ будет скорее стричь газон и чинить крышу своего семейного гнезда. Натоящий аристократ презирает деньги. Это буржуазная ценность, для нас они не играют никакой роли. Для нас главной ценностью является честь».
В конце ХХ века две трети французских аристократических семейств, взгляды которых излагал Менсион-Риго, жили за чертой бедности.Распорядок дня французского аристократа мало изменился со времен Рене де Шатобриана и Марселя Пруста. Поменялось только его наполнение: в основном это работы по дому и саду.Сегодня, чтобы как-то заработать, многие открыли в замках музеи или отели для туристов – то, что американцы называют Bed and breakfast, а французы – Chambre d’hôtes, дома в которых хозяева сдают постояльцем комнаты и кормят завтраком. Посетители иногда принимают их за прислугу. В ответ те лишь учтиво улыбаются.
В основе аристократического этикета лежит жесткое самоограничение. Богатый аристократ внешне никак не отличается от бедного. О классовой принадлежности судят не по доходам. Умение не показывать материального положения воспитывается с детства. Именно оно делает стремление к аристократизму нуворишей безуспешным.
Некоторые владельцы поместий весьма успешны. Принц Филипп Морис де Брогли в 1991 году устроил в замке Бурдезьер музей и гостиницу, заработав только за год 3,5 миллиона франков. А его брат организовал в производство садового инвентаря под маркой «Принц-огородник», которое теперь ежегодно приносит ему 6 миллионов прибыли.
Княгиня Марисоль де Ла Тур д'Овернь - признанный специалист по реставрации исторических садов и парков. Сегодня она занимается развитием культурных, технических и туристических связей с Россией. Уход за фамильным замком Эне-ле-Вьей в Шер и садами, которые она создала - ее настоящая страсть.
Жилая часть замка является жилой и по сей день. Семья княгини занимает комнаты, которые когда-то принадлежали ее матери. Здесь все семейство, в котором было шестеро детей, жили в пятидесятые годы прошлого века.Княгиня показывает - «вот мое окно, в другом крыле». Сейчас семья не так велика, кроме того, большую часть времени они проводят в Париже. Поэтому жилыми остались лишь несколько комнат над столовой. Остальные — исторические интерьеры, которые могут много рассказать об истории рода.
Мы в королевской комнате. Вы знаете, что короли Франции очень много путешествовали, в частности, они приезжали к своим вассалам. Сюда приезжал Людовик Двенадцатый со своей женой Анной Бретонской, в 15 веке. Ему, разумеется, предоставили лучшую комнату с великолепной лоджией, с видом во двор.
С тех пор эта комнатане изменилась — она так и осталась средневековой залой с большим камином и с обстановкой 15 века, с большой кроватью...Видите – «Л» - это Людовик, «А» - это Анна Бретонская, поэтому тут королевские лилии и горностай, который тоже символизировал королевскую власть. А мы сейчас находимся в салоне, который сохранил свое изначальное убранство. Например, про этот камин говорят, что он - один из самых красивых в долине Луары. И он рассказывает историю Франции.
музей ремесел
Видите – «Л» - это Людовик, «А» - это Анна Бретонская, поэтому тут королевские лилии и горностай, который тоже символизировал королевскую власть. У Людовика мать была из Милана и вот - дракон, который поедает ребенка, этот итальянский символ до сих пор есть на машине альфа-ромео. А в середине еще и символ открытия Америки – внизу дельфины, которые опираются на океан, а из их хвостов образуется дерево, на котором сидит попугай".
Замок Эне-ле-Вьей – не только памятник архитектуры. Сегодня гордость владельцев Замка – его сады, первые из которых были посажены еще в эпоху Ренессанса.
Госпожа Мари-Соль является вице-президентом Фонда парков и садов Франции - фонд помогает собственникам небольших замков, у которых «в хозяйстве» имеются самобытные ландшафтные объекты, но средств, чтобы самим поддерживать их в надлежащем состоянии, не хватает. Неудивительно, что парк и сады самого поместья находятся в идеальном порядке — что-то сохранилось от прошлого, что-то заботливо воссоздано.
Классический сад Ренессанса во Франции подразумевал много цветов и воды, которую «оформляли» в виде каналов, каскадов или прудов.
"Мы выходим в парк. Буквально два слова, чтобы представить вам его. Все, что вы видите около рвов, - это английский пейзажный парк. Здесь очень интересные древесные растения – есть великолепный платан, мамонтовое дерево, болотный кипарис родом из Луизианы. Парк был сделан в XIX веке, но сады вокруг замка появились гораздо раньше. Первые сады были посажены в эпоху Ренессанса по той традиции и моде, которая существовала на тот момент – например, водный сад.
В настоящее время замок имеет статус «Частного исторического памятника», а парковая территория вокруг замка носит почётное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны.
На минутку остановимся здесь, на мосту. Вот они, водные ренессансные сады – такого вы еще не видели. Самый первый канал такого рода был создан в Фонтенбло Франциском Первым. Это было такое богатство, доставшееся от Средневековья, - вот эти рвы, наполненные водой. Обязательно был канал, который снабжал водой мельницу и рвы, то есть воды было много.
И Франциск решил, что эта вода должна служить для мира, для удовольствия. Отсюда пошла мода на водные сады, когда рвы и каналы дополняли другими, иногда длинными, иногда просто квадратными прудами. Можно было сад разделить этими каналами и выделить какие-то островки в саду. Здесь, например, есть такие островки, которые имеют правильную квадратную форму и так называются – Большие Квадратные острова".
Неудивительно, что парк и сады самого поместья находятся в идеальном порядке — что-то сохранилось от прошлого, что-то заботливо воссоздано
Госпожа Мари-Соль Де Ля Тур Д Овернь-одна из членов семьи де Бини. Эта семья вот уже 4 века владеет замком. Княгиня де ля Тур д' Овернь является большим другом России и много путешествует по ней с просветительской деятельностью, помогает в реставрации садов, передаче опыта французских ландшафтных дизайнеров. Недавно она побывала в Санкт Петербурге, Вологде и в Москве.
Все, что вы видите около рвов, -это английский пейзажный парк. Здесь очень интересные древесные растения – есть великолепный платан, мамонтовое дерево, болотный кипарис родом из Луизианы.
Рядом с водным каналом ввысь поднимаются стриженые стены квадратных боскетов, в которых расположены тематические сады. И под ними две черные скульптуры бегущих чертей. С другой стороны боскетов на откосе следующего канала, параллельного центральному водному партеру, - группа искусственных коров, раскрашенных в яркие кислотные цвета. На одной из коров напечатано фото дочери президента.
Сколько боскетов, сколько идей!
Парк был сделан в XIX веке, но сады вокруг замка появились гораздо раньше. Первые сады были посажены в эпоху Ренессанса по той традиции и моде, которая существовала на тот момент – например, водный сад.
В широком бордюре вдоль стены нанизаны аккуратные круглые шары буксусов, между которыми весело качаются бело-розовые шарики гортензий. На стенах бирюзовые трельяжные решетки, по которым тянется виноград, или сформованы пальметты из яблонь в виде вееров, арок, ромбов. Кругом царит правильная геометрия и симметрия.
Отдельная гордость владельцев поместья — розарий. Он был создан в XIX веке. В основном это коллекция старых роз. В XX в. эти цветы стали считаться старомодными и начали исчезать из садов и парков..
Отдельная гордость владельцев поместья — розарий. Он был создан в XIX веке. В основном это коллекциястарых роз. В XX в. эти цветы стали считаться старомодными и начали исчезать из садов и парков.
"Но моя мама обожала розы", - говорит г-жа Мари-Соль. И, вопреки новым веяниям, сохранила десятки сортов, причем классических «ренессансных» – белых и тех, что окрашены во все оттенки розового. Конечно, розарий нужно смотреть в июне, потому что все старые розы цветут именно в это время.
Часть садов была воссоздана на месте бывших огородов — в стиле когда-то существовавших ренессансных садов.
"Когда мы реставрировали этот квадрат, решили огород не восстанавливать, а воссоздать что-то из тех ренессансных садов, которые могли здесь быть. Сделали зеленые изгороди – и как ни странно, они выросли очень быстро.
Мы их подрезаем, конечно, - срезаем от 80 см до метра каждый год. Одновременно посадили липы, но чтобы они выросли, надо гораздо больше времени. Чтобы придать ритм этой аллее, мы еще поставили тисы в кадках, такие же, какие вы видели в Версале".
Есть в Эне-ле-Вьей и традиционные «зеленые кабинеты», вдохновленные версальскими садами.
Здесь, на этой террасе, которая была создана в XVII и XVIII веках, были устроены «зеленые кабинеты». Устроителей этих террас вдохновляли творения великиго Ле Контини. Стены «кабинетов» были созданы для того, чтобы поддерживать микроклимат в каждом из них, что позволяло выращивать плоды и фрукты.
Каждому «залу» задана определенная тема. Например, это «зала», в которой сделаны квадраты, навеянные садами Средневековья - четыре квадрата из самшита. Рядом мы еще сделали домик из тиса, дети обожают его. Реставратор часовнив замке предложил поместить здесь вот такую фреску – Франциск Ассизский, который разговаривает с птицами. Мы вдохновились английскими садами, и хотим еще сделать тут миксбордеры, которые будут каждый сезон цвести".
"В период Ренессанса делали вот такие крытые прогулочные дорожки, где можно было прохаживаться в тени. Мы их высадили из лип. Мы, конечно, их подрезаем, сохраняем форму. И наиболее красиво липы выглядят зимой, когда есть только линии готической арки, а листьев нет. И еще в период Ренессанса было очень модно придавать фруктовым деревьям какую-то форму. Мы это сделали с нашими яблонями".
В одном из таких садов в центре - берсо из яблонь. Оно устроено на больших пологих металлических духах. Его не так давно обновили, и центральные побеги яблонь еще не сошлись в центре. Арки выходят из квадратных цветников с лавандой, американской полынью и мелкими малиновыми розами, которые окружены все тем же бордюрчиком из буксуса. Берсо ведет к старинной каменной вазе с каменным букетом роз. Постамент ее окружен теми же мелкими малиновыми розочками.
По периметру боскета расставлены в ряд стриженые яблоньки с ровными шапочками веток, окруженные низкими, на уровне колена, квадратными ограждениями из сформованных таким образом веток тех же яблонь. А по бокам боскета берсо странной треугольной формы, где наклонные стволы деревьев соприкасаются макушками и создают узкий, высокий вход, который напоминает пламя свечи. Везде проложен капельный полив.
Буквально неделю назад вся эта яблоня была покрыта яблоками. Есть еще одна, как неф в соборе. Когда Контини создавал все эти формы, он руководствовался мыслью, что фрукты лучше выглядят, если они не в глубине кроны, а открыты солнцу. И он предложил формы самые разные – это и аркады, и кордоны, и W-формы, и пальметты, и деревья в форме канделябра. Конечно, эти деревья приходится все время подстригать".
Следующий сад удивляет стриженым «зеленым домом» из буксуса с окнами и дверями, перед ним разбиты четыре квадрата с бордюром из буксуса, внутри которых находятся разные геометрические орнаменты.
Дорожка между квадратами ведет к одной из стен с фреской святого Михаила - покровителя семьи. Под фреской тяжелая каменная скамья, около которой в карауле стоят две колонны из кипарисов. На нее так и тянет присесть и помолиться Господу за то, что он создал такую замечательную природу и климат в этом дивном месте, а человек преобразовал ее в своем устремлении к порядку и рациональности. По стенам вьются плетистые розы желтых и кремовых оттенков, которые гармонируют с ярко-бирюзовым фоном фрески. В центре рощи монументальный квадратный водоем, обрамленный камнем, который зарос плющом, отражает небо.
Еще одна оригинальная идея - средиземноморский сад с небольшими партерами, в которых причудливо изгибаются среди мелкой морской гальки пальметты из буксуса. В центре возвышается стриженая геометрическая фигура, являющаяся фоном для двух лежащих сфинксов с женскими головками. По периметру устроены широкие рабатки с ромбовидным рисунком из стриженого самшита. В них возвышаются четкие четырехгранные пирамидки кипарисов, остальное пространство занято разными цветами и опять благоухают розы. На стенах пальметты из хвойных растений и винограда. Задник боскета декорирован двухрядной трельяжной решеткой бирюзового цвета. В ней три арочных входа, через которые блестит под солнцем вода канала, усиливая ощущение итальянского патио.
Обилие воды - особенность сада в замке Эне-ле-Вьей. Канал прямоугольной формы выгладит как водный сад. В зеркальной поверхности канала отражаются одинокие деревья. Многие из них уже ушли из-за возраста, а раньше вдоль канала росли полноценные аллеи. Вода не только окружает замок. По периметру всего сада идет продуманная есть водных каналов, которые украшают сад, расширяя горизонты из аллей, а также крутят водяную мельницу и снабжают прачечную. Все прекрасно и функционально в саду замка Эне-ле-Вьей. Восхищает гармония разума и природы!Что не удалось увидеть экскурсантам осенью — так это, второй после розы, «фирменный цветок» Эне-ле-Вьей, ирис. В начале лета здесь цветут около 800 видов ирисов всех форм и оттенков.
=========================
http://chateau-ainaylevieil.fr/[
;
Серия сообщений "Замки Франции № 5(Х,Ч,Ш,Э,Ю,Я)": Часть 1 - Замки Франции:Энтрекасто(Cаteau Entrecasteaux)Часть 2 - Замки Франции: Шатонеф(Château de Châteauneuf )...Часть 39 - Замки Франции:Экуан (Сhâteau d'Écouen)Великолепный музей Ренессанса. Часть 40 - Замки Франции: деревня и замок дэ Эстен(Château d'Estaing)Часть 41 - Замки Франции: Эне-ле Вьей( Château d'Ainay-le-Vieil)