-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bonikid

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2490


Марго Джефферсон. Расизм и Майкл Джексон

Четверг, 05 Января 2012 г. 20:21 + в цитатник

On_Michael_Jackson (200x308, 17Kb)

Предыдущая запись http://www.liveinternet.ru/users/bonikid/rubric/2729968/

Статья и перевод Tammy2908

Расизм и Майкл Джексон.
 

 

    Тема расизма волнует меня давно, но все как-то не удавалось поделиться своими мыслями по этому поводу. Майкл Джексон родился в стране, где расизм процветал как, может быть, нигде еще. Да, сейчас в США президентом является Барак Обама, темнокожий, но все же отношение к чернокожим на бытовом уровне мало изменилось. Да, это сейчас не проявляют открыто, пропагандируется политкорректность, в обиход введено слово "афроамериканец", чтобы избежать упоминания цвета кожи (что, по моему мнению, означает, что упоминание черного или темного цвета кожи является чем-то оскорбительным. А я думаю, что, избегая слова "черный" уже подразумевает что-то неправильное, унизительное в этом слове...Ведь мы избегаем произносить слова, которые могут быть или обидными, или неправильными. Хотя расовый вопрос в США предполагает, очевидно. именно это - слово "черный" эквивалентно слову "раб"... Но это так, к слову, и это просто мое мнение, я на нем не настаиваю никоим образом).



    Мы все знаем, что одним из многочисленных достижений Майкла Джексона является тот факт, что он первым из чернокожих певцов прорвался в музыкальный мир белых и был официально признан им. Об этом упоминают часто, но мне кажется, мы не совсем понимаем, что это означает. У нас не было и нет расизма в том проявлении и в том понятии, в каком оно существует в США. У нас разные истории, культуры и, несмотря на всю напряженность и проявляющуюся нетерпимость к представителям других рас и национальностей, возникшую в последнее время, наша действительность очень отличается от американской.

     Какое-то время назад я прочитала книгу о Майкле Джексоне, написанную известной американской журналисткой. Марго Джефферсон. Некоторые поклонники Майкла читали отрывки из этой книги, переведенные мной, но они относятся только к некоторым фактам жизни Майкла. Меня же, помимо прочего, заинтересовало еще и то, что книга эта написана с позиций белокожего человека, во всяком случае, я отчетливо это увидела. Со многим, о чем говорит автор, можно не согласится, но это интересно почитать, чтобы лучше понять американскую действительность, в которой жил и творил Майкл Джексон. Поэтому эти мои заметки – размышления, основанные, в том числе, и на книге Марго Джефферсон. Сначала, я думаю, надо напомнить немного об истории США.

США как государство, образовалось в 1776 году, а окончательно рабство было официально там отменено в 1865 году. Рабство, основанное именно на цвете кожи, было одной из составляющих американского государства в момент его создания. Это было нормальным. Если ты чернокожий – ты раб… Тебя можно привезти в кандалах с твой родины, эксплуатировать тебя, продавать, убивать только потому, что ты – черный. И все это – официально. Это не неприязнь, не нелюбовь, и не ненависть к приехавшим или «понаехавшим», потому что чернокожие в США не приезжали сами, их привозили насильно с единственной целью – эксплуатировать как рабов. После отмены рабства такое
отношение к чернокожим не изменилось, не исчезло, оно так и осталось в сознании людей. Хотя история США как государства очень коротка по сравнению со, скажем, европейскими государствами, но это их история, рабство возникло одновременно с этим государством, оно считалось и правильным, и естественным, и необходимым. Такие вещи не исчезают бесследно из людской памяти, они могут уйти вглубь сознания, с ними могут бороться, официально осуждать их, но они всё равно не исчезают бесследно, и для того, чтобы это произошло, требуется очень долгое время. Можно сказать, что это сидит в генетической памяти. Расистские террористические организации Ку Клукс Клан (ККК) существовали, хотя и подпольно, вплоть до 70-х годов 20 века, т.е. в ту пору, когда юный Майкл начинал свою карьеру. В его детские годы перед домами чернокожих все еще горели кресты – фирменный знак ККК, его угрозы чернокожим, напоминание об их месте в обществе…

 

KKK 2 (330x220, 17Kb)

 

KKK 3 (170x133, 4Kb)

 

 

   Конечно, музыкальная культура чернокожего населения Америки, потомков рабов, отличается от музыки белого населения, это естественно. Блюзы (разные виды), спиричуал, госпел - основаны по сути на песнопениях рабов, мечтающих о воле. По определению такая музыка не могла ни быть частью белой музыки, ни особо интересовать белое население. Разделением по цвету кожи во всем…. Два мира. Они не могли, да и по понятиям того времени не должны были пересекаться.

   И вот появляется Майкл Джексон. Звезда, взмывшая на орбиту, на которую, за исключением Элвиса Пресли, белокожего, не взлетал никто. Чернокожий паренек, заставивший белых зрителей встать и аплодировать ему в такт «Билли Джин», а после окончания исполнения песни устроить долгую восторженную овацию… Необыкновенный дар, захватывающее исполнение, редкость, гений. Уникальность Майкла покорила, захватила представителей белой культуры, заставила их забыть о том, что Майкл – темнокожий. Его поразительная музыка, танцы сломали барьеры между черным и белым искусством, они просто не существовали, когда речь шла о Майкле Джексоне….
   И всё бы ничего, но внешность Майкла начала меняться. Дело даже не в изменении черт лица, не в пластике – вся Америка помешана на пластике, ее делают практически все звезды, не скрывая этого, да и не звезды тоже, это считается нормой. Хотя и в пластике носа, сделанной Майклом, увидели не его желание изменить просто форму носа, а именно желание изменить нос, который бывает у афроамериканцев. Имей такой нос какой-нибудь белый, который потом исправил бы его, никто и внимания на это не обратил бы… Но Майкл был темнокожим – следовательно, по общепринятой логике, он хотел изменить форму носа именно по этой причине. Но, помимо сделанной пластики, у Майкла начала светлеть кожа… и тут начались домыслы, объяснения, толкования и убеждения, исходящие из общепринятого понимания отношения между расами.

   За годы рабства сложилось убеждение - да и поведение многих представителей чернокожего населения подтверждало это – что каждый черный мечтает стать белым. Как пишет Марго Джефферсон, каждый термин, придуманный для людей афроамериканского происхождения и относящийся к ним, наполнен навязчивой идеей о цвете кожи, структуре волос, чертах лица и телосложении. И, конечно, о положении в обществе и поведении в целом. Что касается положения в обществе – это как рез легче всего понять, корни этого уходят в рабство…и кому не хотелось бы уйти от этого? А чтобы вообще вычеркнуть из реальности свое происхождение, забыть о нем, надо иметь другую внешность….
   Поэтому, когда кожа Майкла стала светлеть, сразу же начались разговоры об искусственном отбеливании кожи, о ненависти к своему происхождению, о стремлении стать вровень с белокожими… Хотя куда уж вровень? Как раз наоборот, многие и многие белые не могли даже и мечтать о таком социальном положении, такой известности, которую достиг Майкл. Расхожее, общепринятое, вековое понятие – негр должен стыдиться своей внешности и стремиться изменить ее - да еще соединенное с великой завистью, испытываемой многими белыми, просто не обращало внимания, не принимало того, что есть такая болезнь – витилиго. У многих были такие сомнения еще и из-за того, что сам Майкл сказал об этом только в 1993 году, участвуя в шоу Опры Уинфри, и, как многие считали, не часто и не очень эффективно говорил об этом. Объявления, данного Опре, было для них недостаточно. То, что Майкл всю жизнь боролся с расизмом, просто не имело значения…. Как и многое другое, чему посвятил свою жизнь Майкл.

   Марго Джефферсон пишет, однако, об изменении цвета кожи как о редком явлении, которое случается с некоторыми представителями темнокожей расы. Еще около двухсот лет назад ученые дали объяснение, почему темнокожие люди иногда белеют. Но сначала им надо было объяснить, откуда произошли чернокожие, краснокожие, желтокожие и люди с кожей шоколадного цвета. Согласно популярной теории, все люди произошли от одного мужчины и одной женщины, Адама и Евы. Поэтому окружающая среда – климат, диета, общий уклад жизни - оказали влияние и вызвали различия во внешности, поведении, интеллекте, культуре. В 1787 году американский ученый Сэмюэль Стэнхоуп Смит опубликовал отчет о том, как некоторые переселенцы из Ирландии и Германии, приехавшие в США и оказавшиеся среди индейцев, в «диком», не подвергшемся воздействию белого человека штате, сами стали темнеть. В противоположность этому, в отчете говорится об индейце, чей цвет кожи стал значительно светлее и продолжал светлеть после того, как он поступил в колледж.

    Аналогичные наблюдения за афроамериканцами стали проводиться все чаще, отчеты об этих наблюдениях публиковались не только в медицинских журналах, но и в массовых печатных изданиях. Две белые женщины, вышедшие замуж за черных, значительно потемнели, сообщалось в одном из отчетов. Но в большинстве наблюдаемых случаев процесс был обратным. Он шел, конечно, постепенно. Кожа у одного негра стала белеть на животе: белый цвет распространялся, и через семь лет он побелел почти полностью. Другой негр стал белеть в подростковом возрасте: сначала у него появились белые пятна, затем число таких пятен увеличилось, и наконец, на его теле осталось только несколько темных пятнышек.
«Альбиносы», тем не менее, встречаются во всех этнических группах. Историк семнадцатого века Бальтазар Теллез придумал этот термин, когда увидел племена на побережье Западной Африки, в которых жили люди с очень бледной кожей. В 1869 году доктор Джозеф Джонс объединил витилиго и альбинизм. Он считал, что альбинизм мог быть дорогой к свободе рабов. То есть и в научных исследованиях выдвигалась идея о том, что свобода напрямую зависела от цвета кожи.


    Подозрения, утверждения и даже обвинения Майкла Джексона в том, что он стремится избавиться от своего происхождения всеми способами, и в том, что он – расист (!) преследовали его всю жизнь. Вот один из примеров: в своей книге Марго Джефферсон сначала пишет об исполнении Майклом «Билли Джин» на юбилее компании «Motown», где говорит, что те знаменитые движения вперед бедрами, которые Майкл делает, держась за промежность, превращают его из мальчика в мужчину (я, наверное, отдельно дам перевод этой части книги). Далее в этой же книге она пишет о части песни Black or White, части с пантерой, которую вырезали после протестов зрителей. Сам Майкл Джексон объяснил в одном из интервью, что он ненавидит какие-либо проявления расизма, фашизма, религиозного фанатизма, угнетения, и во время записи этого видео он дал волю своим чувствам, он хотел показать, как он ко всему этому относится. Он отпустил тормоза.
Он не только ненавидел все это, но и презирал. Он ненавидел и ханжество, и ложь, которыми прикрываются эти явления. Наверное, можно не согласиться с моим пониманием той части эпизода с пантерой, где Майкл начинает хватать себя за интимную часть тела, гладить её, но я вижу в этом проявление именно презрения ко всем. Да имел я вас всех… Я презираю вас, и делаю это на ваших глазах.

   Вот что пишет об этом эпизоде Марго Джефферсон:

  «… а потом наступает темная ночь расовой и сексуальной стороны Майкла. Видео переходит от ярких, чистых тонов в черно-белые. Мы находимся на аллее. Черная пантера крадется и превращается в Майкла Джексона, одетого теперь в черную рубашку и танцующего как одержимый. «Гитлер жив» - нацарапано на стекле автомобиля. «ККК правит» - на стеклянной панели дверей. (Эти надписи были добавлены в видео после того, как шокированные зрители выразили протест против бешеной ярости Майкла). Майкл издает протяжные крики, он разбивает вдребезги бутылку и крушит руль автомобиля. И он танцует – неистово, яростно бьет чечетку без явно слышимых звуков этой чечетки. И это делает танец странным образом зловещим – мы видим и чувствуем удары, но не слышим их. Это создает странное напряжение. Частично оттого, что это сложный и элегантный танец – какой бывает чечетка, исполняемая в мягкой обуви. И еще оттого, что каждые несколько ударов он гладит, хватает, ласкает свой… фаллос. Кульминационная точка предотвращается (или достигается), когда Майкл превращается в большую пантеру, чьи бедра блестят, когда она исчезает в темноте.
Оглядываясь в прошлое, хватание за промежность сразу же кажется чем-то отчаянным и абстрактным. Как будто он говорит нам: «Прекрасно, вам надо знать, что я мужчина, черный мужчина? Вот вам мой член: Я буду пихать им в вас! Разве не это ожидается от черного мужчины? Но я – Майкл Джексон, так что просто смотрите, но вы не можете его касаться». Это было не реальное движение, это было символическое движение. Не пенис, а фаллос».


     Повторюсь: я говорю о своем понимании и отношении. То, что пишет Марго Джефферсон, как она трактует и этот конкретный эпизод, и все предыдущие аналогичные эпизоды, мне никогда и в голову не приходило. Не думаю, что многие из нас разделяют ее точку зрения. Думаем ли мы о том, что Майкл хочет показать свою расовую принадлежность, демонстрируя это особыми движениями в танце? Да думаем ли мы вообще о том, какой он расы? Придаем ли мы этому какое-то особое значение? Я уверена, нет. Во всяком случае, не в той степени, и не тем образом, что Марго Джефферсон. Какое бы оно ни было, но у нас другое отношение к расовой проблеме.

   Предрассудок – это неведение.

   Я много думала – как, я верю, и многие из поклонников Майкла Джексона – о витилиго, о заболевании, которое выпало ему. Не хочу развивать какие-либо религиозные и прочие аналогичные теории, но я уверена, что это произошло с ним не случайно. У Майкла была своя миссия на Земле, о которой он говорил сам, и его превращение из черного в белого – это как демонстрация того, что от цвета кожи человеческая суть не меняется. Любовь может нести человек с любым цветом кожи. Ведь дело не в коже, в ее цвете, а в доброте сердца.

Январь 2011 г.

Рубрики:  Книги./Марго Джефферсон "О Майкле Джексоне"
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку