....
Ян Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft)
1632-1675
Ян Верме́ер (Верме́ер Де́лфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft [ˈjɑn vərˈmeːr]МФА; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.
В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Делфтский
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы.
По мнению некоторых современных авторов Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами — для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны учёных.
О жизни Вермеера известно очень немного. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 году переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 году он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 годы, что нашло отражение в картине «Диана со спутницами». Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Семья и работа
Вермеер женился 20 апреля 1653 года на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Его кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства.
В 1662—1663 и 1670—1671 годах Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII веке любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены. В отличие от многих других художников, у Яна Вермеера не было учеников.
Последние годы жизни
Мемориальная плита в честь Яна Вермеера, установленная в 2007 году в Старой церкви города Делфт
Плита на месте вероятного расположения семейного склепа Яна Вермеера в Старой церкви города Делфт, была установлена в 1975 году на 300-годовщину с даты его смерти
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 году (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. Его похоронили в фамильном склепе в церкви Старой церкви, место под который было выкуплено тёщей художника Марией Тиннс в 1661 году. Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам. Средств на установление мемориальной плиты к тому времени не было.
С годами информация о точном месте погребения художника в церкви была утрачена. В 1975 году по случаю 300-й годовщины со дня его смерти местная власть профинансировала установление первой мемориальной плиты на месте бывшего расположения фамильного склепа Вермееров. 26 января 2007 года возле западного выхода церкви была торжественно открыта дополнительная, более статусная плита, на которой указано, что художник был похоронен именно в этой церкви. Между тем существует версия, что во избежание проседания церковного пола остатки погребений под всеми плитами, которые находились в церкви, в свое время были перемещены за пределы здания.
Диана со спутницами (Diana en haar Nimfen). ок. 1653-1654. хм. 97,8х104,6 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
Христос в доме Марфы и Марии (Christus in het huis van Martha en Maria). ок. 1654—1656. 158,5×141,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Сводница (De koppelaarster). 1656. хм. 143×130 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Спящая девушка (Een slapent vrouwtje). ок. 1656-1657. хм. 87,6×76,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Девушка, читающая письмо у открытого окна (Brieflezend meisje bij het venster). ок. 1657-1659. хм. 83×64,5 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.
В этом месте есть смысл остановиться и сообщить вновь открывшиеся обстоятельства, которые изменят облик представленного известного шедевра.
Шедевр Вермеера поменяет привычный вид и предстанет в авторской версии
Сенсационное открытие сделали реставраторы, работающие над картиной Яна Вермеера «Девушка с письмом у окна». Они обнаружили, что Купидон, который изначально находился над главной героиней, на самом деле был закрашен не самим художником, как предполагалось ранее, а кем-то другим, через десятилетия после смерти мастера. Теперь, спустя столетия, фигура вновь появляется на полотне и у посетителей Галереи Земпера в Дрездене с 8 мая по 16 июня (2019 года - прим. Е.В.) появится редчайшая возможность увидеть наполовину восстановленную картину.
О том, что на оригинальном холсте была изображена картина с Амуром, висящая позади главной героини, стало известно 40 лет назад, когда работу просветили рентгеном. «Но учёные всегда предполагали, что Вермеер сам закрасил его», — говорит Ута Нейдхардт, старший реставратор Дрезденской картинной галереи. Однако лабораторные исследования убедительно доказали, что фигура была скрыта только спустя десятилетия после того, как художник из Дельфта завершил картину. Теперь решено вернуть изображению первоначальный вид.
«На Купидоне был даже найден слой грязи над оригинальным лаком, доказывающий, что картина находилась в своём первоначальном состоянии в течение десятилетий», — утверждает Нейдхардт. Перекраска также была немного темнее того цвета, что использовал Вермеер на заднем плане своей работы, потому что «корректору» нужно было компенсировать потемнение лака на оригинале.
«Открытие делает это полотно совершенно другой картиной», — говорит эксперт.
Искусствовед Норберт Шнейдер в своё время указывал, что персики, лежащие в миске на столе рядом с девушкой, — это символ внебрачных отношений, а, следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением любовной связи. Купидон на стене подтверждает эту теорию.
Картина «Девушка с письмом у открытого окна», созданная примерно в в 1657 — 1659 годах, находится в Картинной галерее Дрездена с 1742-го. Тогда польский король Август III Саксонец приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она так же ошибочно была приписана Питеру де Хоху. Однако в 1860 году французский искусствовед Теофиль Торе признал её одним из 35 произведений Вермеера.
Офицер и смеющаяся девушка (De soldaat en het lachende meisje). ок. 1657. хм. 50,5×46 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Бокал вина (Het glas wijn). ок. 1658-1660. хм. 67,7×79,6 см. Картинная галерея, Берлин. Рейксмюсеум, Амстердам.
Молочница (Het melkmeisje). ок. 1660. хм. 45,5×41 см.
Маленькая улица (Het straatje). ок. 1658-1661. хм. 54,3×44 см. Рейксмюсеум, Амстердам.
Девушка с бокалом вина (Dame en twee heren). ок. 1658-1661. хм. 78×67 см. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг.
Прерванный урок музыки (Onderbreking van de muziek). ок. 1659-1661. хм. 39,4×44,5 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Вид Делфта (Gezicht op Delft). ок. 1660-1661. хм. 96,5×115,7 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
Урок музыки (De muziekles). ок. 1662-1665. хм. 74,1×64,6 см. Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон.
Молодая женщина с кувшином воды (Vrouw met waterkan). ок. 1662-1664. хм. 45,7×40,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина с лютней (De luitspeelster). ок. 1662-1664. хм. 51,4×45,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина, читающая письмо (Brieflezende vrouw). ок. 1663. хм. 46,5×39 см. Рейксмюсеум, Амстердам.
Женщина с жемчужным ожерельем (Vrouw met parelsnoer). ок. 1663-1664. хм. 56,1×47,4 см. Картинная галерея, Берлин.
Женщина, держащая весы (Vrouw met weegschaal). ок. 1663-1664. хм. 40,3×35,6 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Концерт (Het concert). ок. 1663-1666. хм. 75,2×64,7 см.
Примечание - Местонахождение неизвестно; в 1990 году картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон.
Пишущая девушка (Schrijvend meisje). ок. 1665-1667. хм. 45×39,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Девушка с жемчужной серёжкой (Het meisje met de parel). ок. 1665-1667. хм. 44,5×39 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
Портрет молодой девушки (Meisjeskopje). ок. 1665-1667. хм. 44,5×40 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина в красной шляпе (Meisje met de rode hoed). ок. 1665-1667. хм. 22,8×18 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Хозяйка и служанка (Dame en dienstbode). ок. 1666-1667. хм. 90,2×78,7 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Аллегория Живописи (Allegorie der Malerei). ок. 166-1668. хм. 120×100 см. Музей истории искусств, Вена.
Астроном (De astronoom). 1668. хм. 51,5×45,5 см. Лувр, Париж.
Географ (De geograaf). 1669. хм. 51,6×45,4 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Кружевница (De kantwerkster). ок. 1669-1670. хм. 23,9×20,5 см. Лувр, Париж.
Любовное письмо (De liefdesbrief). ок. 1667-1670. хм. 44×38 см. Рейксмюсеум, Амстердам.
Дама, пишущая письмо, со своей служанкой (Schrijvende vrouw met dienstbode). ок. 1670-1671. хм. 72,2×59,7 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Гитаристка (De gitaarspeelster). ок. 1669-1672. хм. 51,4×45 см. Кенвуд-хаус, Лондон
Дама, стоящая у вирджиналя (Staande virginaalspeelster). ок. 1670-1672. хм. 51,8×45,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Аллегория веры (Allegorie op het geloof). ок. 1671-1674. хм. 114,3×88,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Дама, сидящая за вирджиналем (Zittende virginaalspeelster). ок. 1672-1675. хм. 51,5×45,6 см. Национальная галерея, Лондон.
..
|
|
|
|
|