-Рубрики

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bonifacij

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Умелые_ручки О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.02.2014
Записей: 3484
Комментариев: 120
Написано: 3611


Кафедральный собор Осло (Домский собор) (Oslo domkirke)

Пятница, 08 Ноября 2019 г. 22:19 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Кафедральный собор Осло (Домский собор) (Oslo domkirke)

 

Кафедральный собор Осло (Домский собор) (Oslo domkirke) находится в самом сердце города, на площади Stortorvet. Это главная церковь одноименной епархии лютеранской церкви Норвегии

 «Собор – это место для мессы, для музыки, для молчания, для беседы и для того, чтобы зажечь свечу. Собор – это церковь, которая стремиться быть открытой, храня при этом традиции. Это место, где вы можете чувствовать себя самим собой, а любовь Господа делится на всех, независимо от контрастов и различий между людьми. Собор - это место для каждого и для всех».

Кафедральный собор Осло имеет самую древнюю историю из всех городских учреждений. Его истоки восходят к Средневековью.

Первый собор Осло носил имя небесного покровителя города — святого Халльварда (Hallvardskatedralen) (на рисунке ниже показан реконструированный облик этого храма;

Король стремился распространить свою власть и христианскую веру как можно шире, поэтому по всей стране в тот период активно строились большие и малые церкви. Но архитектура собора Святого Халльварда отличалась от других крупных храмов Норвегии того времени. Таким образом, церковь получилась с тремя нефами и трансептом, как тогда было принято в Южной Европе. Впоследствии первый собор Осло стал образцом для церковной архитектуры по всей стране

На протяжении последующих пяти веков собор Святого Халльварда служил епископской кафедрой и являлся самой важной церковью в столице Норвегии. Помимо духовного центра, собор использовался для коронаций, королевских свадеб и погребений, а также был одним из самых популярных в Скандинавии мест паломничества.

То были беспокойные годы в истории города и всей страны. Осло неоднократно осаждали, разграбляли, сжигали. В 1624 году, после крупного пожара, король Дании и Норвегии Кристиан IV (1588-1648) распорядился перенести весь город к западу, под защиту крепости Акерсхус . Барочный город, построенный в тени крепостных стен, получил название Христиания (в современном Осло это исторический район Квадратурен).

После градостроительных преобразований Кристиана IV старый центр Осло наряду с собором Святого Халльварда пришел в запустение и со временем превратился в руины. Тем временем в центре нового города в 1632 году принялись возводить новый кафедральный собор.

В качестве строительных материалов для этого грандиозного проекта были, в частности, использованы камни старого собора. Это, конечно, ускорило разрушение храма, и от некогда великолепной церкви остался лишь фундамент. Эти руины сохранились до наших дней. Их можно увидеть в мемориальном парке Minneparken к востоку от нынешнего центра Осло (примерно в 1,5 км от сегодняшнего собора). В качестве напоминания о давнем прошлом в стену собора Осло вмурован барельеф некогда находившийся, как предполагают, в соборе Святого Халльварда.

Второй собор Осло был освящен в 1639 году и назван в честь Святой Троицы (Hellig Trefoldigheds Kirke). Он располагался в центре Христиании, близ рыночной площади (нынешней площади Christiania torg), на самой высокой точке нового города. Ближайшими соседями храма стали соборная школа и ратуша. Собор представлял собой первую в Скандинавии сводчатую церковь с башней по центру. Король Кристиан IV лично следил за строительством нового собора и позаботился о том, чтобы храм был богато украшен скульптурой и орнаментами, снаружи и изнутри.

Осло собор. Фото 30-х годов

 

Если от собора Святого Халльварда до наших дней не дошло почти ничего, то собор Святой Троицы был утрачен полностью. Случилось это 21 апреля 1686 года, менее чем через 50 лет после завершения работ. В этот день в церковь попала молния, вызвавшая пожар. По всей видимости, повреждения были не такими уж катастрофическими и при желании собор можно было бы восстановить, но командование из крепости Аскерсхус приказало снести сооружение: близость храма к крепости уже давно доставляло военным неудобства, в том числе и потому, что церковная башня препятствовала обзору для пушечной стрельбы. Вот из этих стратегических соображений и было решено вновь переместить собор в другой район.

Собор в Осло, аэрофотосъемка 2005 года.

Итак, в XVII веке в Осло начали строительство третьего кафедрального собора — собора Христа Спасителя (Vår Frelsers kirke). На этот раз было выбрано место за пределами городских стен (проходивших вдоль современной улицы Karl Johans gate), недалеко от главных ворот. Некоторое время в этом районе находился оживленный рынок (нынешняя площадь Stortorget), куда привозили свои товары крестьяне со всего региона. Местность тогда выглядела совершенно иначе, район был пустынным, незастроенным и заболоченным. Среди этих болот и лугов пасся скот. Пока собор строился, богослужения проводились в зале ратуши.

Собор был возведен на небольшой каменистой возвышенности, на которой раньше находился бастион. Первый камень был заложен в 1694 году, а освящение храма состоялось в ноябре 1697 года. Собор строился в сложный для страны экономический период, да и политическое значение Христиании тогда упало, так что в итоге здание получилось строгим, практически лишенным декора. Король Кристиан V (1670-1699) из Копенгагена отдал распоряжение, что никаких «украшательств» („Snurreficia eller Zirater") быть не должно. Когда собор был готов, подсчитали, что строительство обошлось в 15 тыс. риксдалеров, то есть вполовину меньше, чем 60 годами ранее ушло на строительство собора Святой Троицы.

Когда церковь освятили, в ней практически отсутствовало литургическое убранство. Работы над внутренним оформлением собора продолжались несколько лет. Высшие слои общества щедро жертвовали средства на обстановку нового храма. Кафедра и алтарь стояли на месте уже в 1699 году. Дальнейшие работы были приостановлены из-за Северной войны. Окончательно внутреннее убранство было готово в 1720-х годах, когда был установлен новый орган

В течение более чем 150 лет церковь Спасителя была единственной в городе (за исключением замковой церкви в крепости Акерсхус).

Фото 1880 года

Собор несколько раз подвергался обширным перестройкам и реставрировался. Так, в 1850-х годах, в соответствии с эстетическими вкусами того времени, его реконструировали в неоготическом стиле.

 

Вид собора до этой реконструкции (офорт 1800 года,

Работами руководил немецкий архитектор из Гамбурга Алексис де Шатонёф (Alexis de Chateauneuf) (1799-1853). На сохранившейся акварели, собственноручно выполненной зодчим в 1848 году, мы видим, какие изменения в экстерьере здания он предложил осуществить

Значительная часть данного проекта была реализована. В частности, была построена нынешняя башня, которую Шатонёф дополнил бронзовым шпилем. Старую (нижнюю) часть башни легко отличить от новой по цвету. Дело в том, что достать голландский кирпич было уже невозможно, так что были использованы обычные красные кирпичи.

Башню увенчала многоярусная конструкция: высокий шлем с заостренными арками, восьмигранный открытый фонарь, еще один шлем меньшего размера, еще один фонарь и верхний маленький купол с шаром, крестом и флюгером. Тогда же, в середине XIX века, появились гранитные порталы и отдельный вход для короля (кирпичная лестничная башня) в углу с юго-западной стороны.

Собор сохранял интерьер в стиле барокко на протяжении XVIII века, но при Шатонёфе все барочные детали, за исключением органного проспекта, были удалены. На сводах появились ложные гипсовые нервюры, алтарь и кафедру заменили, и церковь приобрела интерьер в неоготическом духе, что положило начало моды на аналогичные изменения в храмах по всей Норвегии

Интерьер собора в 1929г

В 1933–1950 годах в соборе была проведена масштабная реконструкция. Работами руководил ведущий норвежский архитектор того времени Арнстейн Арнеберг (Arnstein Arneberg) (1882-1961)

. На этот раз всё, как водится, попытались вернуть вспять, то есть по возможности восстановить оригинальный барочный интерьер, со старой кафедрой, алтарем и купелью (все эти предметы вернулись из музея и других храмов). Также были убраны построенные в неоготическую эпоху избыточные галереи вдоль стен, установлены новые скамьи для прихожан, сделан новый пол из мрамора из кирпича, отреставрировано убранство. Ложные псевдоготические ребра со сводов убрали, и норвежский художник Хуго Лоус Мор (Hugo Lous Mohr) (1889-1970) в 1936-1950 годах выполнил огромную потолочную роспись

Реставрация завершилась в 1950 году, к 900-летию города Осло. Когда церковь открыли после реставрации, она получила нынешнее название — кафедральный собор Осло (Oslo domkirke).

Новая капелла с юго-восточной стороны церкви — капелла Спасителя (Vår Frelsers kapell) — была спроектирована Арнебергом (1950)

Еще один большой ремонт состоялся в 2001 г., перед венчанием кронпринца Хокона и Метте-Марит Тьессем Хёйби.

Последняя реставрация собора была проведена в 2006-2010 годах.

Торжественное открытие храма после реставрации состоялось 18 апреля 2010 года в присутствии членов королевской семьи Норвегии.

А теперь рассмотрим внешний и внуренний облик современного Кафедрального собора.

С северной стороны собора  над входом в сакристию и с южной стороны помещена монограмма короля Кристиана V, а также его девиз: I E P, Justitia Et Prudentia («Справедливость и благоразумие») .

Собор длительное время был самым высоким зданием в Осло, и башня использовалась в качестве пожарной вышки

Вид собора и площади со зданием пожарной станции в конце XIX века

Сегодня там сидит приходская администрация, а в наблюдательном пункте на башне устроен музей.

В башне — пять колоколов, которые звонят по случаю богослужений и торжеств. Это колокола из церкви Св. Троицы, сгоревшей в 1686 году. Общий вес колоколов — около 4,5 тонны, причем самый крупный весит 1,6 тонны. В 1718 году на соборной башне установили часы — старейшие действующие церковные часы в Норвегии по сей день.

На углу соборной башни (справа от главного входа) можно заметить вмурованный барельеф — это старейшая художественная ценность храма. Перед нами резной камень, выполненный ок. 1100 года. Барельеф, обнаруженный в ходе раскопок в Старом городе, предположительно относился к первому кафедральному собору Осло, храму Святого Халльварда. Барельеф изображает человека, на которого нападают дракон и лев, и известен под названием «Дьявол из Осло» (Djevelen fra Oslo).

Украшают собор тяжелые бронзовые двери главного портала. Эти массивные двери по мотивам Нагорной проповеди и Заповедей Блаженства были созданы в 1938 году. Их автор — норвежский художник и скульптор Дагфин Вереншёль (Dagfin Werenskiold) (1892-1977)

Главными памятниками эпохи барокко в соборе являются алтарь, кафедра проповедника и органный проспект. Кафедра и алтарь были установлены в храме вскоре после его освещения, в 1699 году, став первыми образцами «акантового барокко» (akantusbarokk) в Норвегии. Отсюда этот стиль распространился затем в другие регионы страны.

Три латунные люстры в центральном проходе перенесены из сгоревшей церкви Св. Троицы, как и два оловянных подсвечника на алтаре и большая чаша для причастия.

Главный алтарь собора Осло выполнен неизвестным мастером. Традиционно считается, что это голландская или фламандская работа. Известно, что заканчивали алтарь норвежские резчики по дереву, а именно мастер Ларс Сиверстен (Lars Sivertsen) и его ассистенты. Зажиточная вдова чиновника Кирстер Толлер (Kirsten Toller) пожертвовала на алтарь 500 риксдалеров. В благодарность за это он был украшен ее семейным гербом. Алтарь резной, окрашенный и позолоченный



Собор задумывался как крестообразная церковь в стиле голландского барокко. При строительстве, как обычно в нашей жизни, всё решали деньги, ввиду чего король Кристиан V распорядился строить собор без излишнего украшательства. К тому же строительство велось на холме, возвышающемся над болотистыми лугами, и строителям приходилось больше думать об укреплении грунта, чем о декоре. С украшениями или без, но в ноябре 1697 г. собор был освящен и до сих пор является главным храмом норвежской столицы.

В соответствии со стилистикой барокко, алтарь разделен на три яруса. В нижней части представлена Тайная вечеря (к Иисусу прислонился и частично закрывает его ученик Иоанн; с правого края, обернувшись к зрителю, спиной к Христу, сидит Иуда с мешком денег).

На следующем ярусе алтаря — распятый Христос, по сторонам которого стоят Мария и Иоанн, а в самой верхней части — победивший смерть Христос в окружении ангелов. Также алтарь украшают две женские аллегорические фигуры, символизирующие Ветхий Завет (со Скрижалями и хлыстом) и Евангелие (с пальмовой ветвью и победным знаменем).

Кафедра проповедника выполнена тем же неизвестным мастером, что и алтарь, и опять-таки с помощью норвежских резчиков по дереву. Ее подарил собору купец Закариас Гран (Zackarias Gran).

У стены за спиной священника установлены разнообразные песочные часы, отмеряющие четверть часа, полчаса, три четверти часа и целый час .Первоначально эти часы находились на краю кафедры, чтобы члены общины могли следить за ходом времени. Сам король издал указ, что проповедь не может продолжаться больше одного часа. Навес кафедры украшает королевская монограмма CV (то есть Кристиан V).

У двери на кафедру есть надпись, написанная Кристианом Муусом , который был первым  священником епархии собора . В надписи он сравнивает кафедру с камнем Сиона, а священника с ангелом мира.

Первый орган кафедрального собора Осло создал в 1711 году швед по фамилии Луквиц (Carl Gustav Luckvitz), однако уже через десять лет было признано, что инструмент непригоден для игры и «построен некомпетентным и невежественным лицом». Создание нового инструмента поручили выдающемуся мастеру Ламберту Кастенсу (Lambert Daniel Kastens/Karsten/Karstens) (ок. 1690-1744).

Орган, созданный им для собора Осло, в свое время был крупнейшим в Скандинавии. Затраты на постройку органа составили 5000 риксдалеров, то есть треть от суммы на строительство всего храма. Органный проспект в барочном стиле датируется 1727 годом и является единственным элементом барочного интерьера, который никогда не покидал храм с самого момента его постройки. От того замечательного барочного инструмента не сохранилось ни одной трубы, однако барочной проспект по-прежнему на своем месте. В него помещали все последующие инструменты.

Еще один современный орган той же фирмы — небольшой инструмент на 16 регистров — был установлен в 1996 году ближе к алтарной части собора (этот орган используется для аккомпанемента хора,

Барочная купель, которую предположительно создал норвежский скульптор Торстен Хофф (Torsten Ottersen Hoff) (1721), была подарена собору Осло в 1720-х годах директором соборной школы Якобом Рашем (Jacob Rasch) 

Первая королевская ложа была создана в 1700 году, к визиту свежекоронованного короля Дании и Норвегии — Фредерика IV. Ложа всегда находилась на том же месте, что и сегодня. В эпоху правления Карла XIII (1814-1818) ложу переделали и перекрасили, а монограмму короля заменили на новую. При Карле III Юхане (Бернадоте) (1818-1844) в соборе установили новую ложу в стиле классицизма.

Огромную потолочную роспись для собора Осло выполнил в 1936-1950 годах норвежский художник Хуго Лоус Мор (Hugo Lous Mohr) (1889-1970). Он писал яично-масляной темперой прямо по деревянному своду храма после того, как были сняты прежние элементы декора. Росписи покрывают поверхность около 1500 кв. м и являются крупнейшим произведением такого рода в Норвегии.

В центре потолка сияет огромное солнце с надписью Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»)Лучи от солнца струятся во все стороны, доходя до живописных сцен, расположенных по краям. Потолок поперечного нефа и алтарной части расписан библейскими сценами, а вдоль свода главного нефа изображены отдельно стоящие фигуры евангелистов и пророков. Росписи алтарной части посвящены первой части Символа веры (творению, первому Божественному Лицу)

В конце южного и северного рукавов трансепта помещены образы Христа: с северной стороны он побеждает Зло (в виде дракона), с южной изображена сцена его крещения

Весь северный рукав трансепта расписан сценами из жизни Христа. Здесь продолжается мотив страданий, начатый в алтарной части. Основная тема этих росписей — вторая часть Символа веры (искупление, второе Божественное Лицо). Представлены, в частности, сцены рождения Иисуса от Девы Марии, страданий Христа при Понтии Пилате, снятия с креста, погребения, сошествия в ад, Воскресения из мертвых и восшествия на небеса

Тема росписей южного рукава трансепта — третья часть Символа веры (Святой Дух, третье Божественное Лицо). Здесь мы видим Святую Вселенскую Церковь (Сошествие Святого Духа), общение святых (конец Тайной вечери и Гефсиманское моление), прощение грехов (Иисус исцеляет расслабленного), воскресение тела (сцена воскрешения Лазаря; написана во время оккупации 1940-1945 года, и вокруг головы воскресшего художник изобразил ореол в цветах норвежского флага; этот тихий протест остался не замечен немецкой цензурой).

 

Чудесные витражи в алтарной части кафедрального собора Осло создал художник Эмануэль Вигеланн (Emanuel Vigeland) (1875-1948), брат Густава Вигеланна (автора знаменитого парка скульптур)

 

 

  

В капелле Спасителя(Vår Frelsers kapell), построенной по проекту Арнеберга в 1950 году, можно увидеть уникальный французский витраж XV века из церкви Сент-Уэн в Руане. После войны данный витраж был куплен американским медиа-магнатом Уильямом Херстом. После его смерти витраж приобрел на аукционе норвежско-американский офицер Гейд (John A. Gade). Он-то и подарил шедевр собору Осло

 В 1952 году были установлены 16 витражей в технике гризайль. Они изображают сюжеты из жизни Христа и были подарены собору тем же Гейдом в память о норвежских солдатах, погибших во Второй мировой войне, о чем и сообщает надпись на витражном окне над дверью с северной стороны. Автор этих витражей — Боргар Хауглид (Borgar Hauglid).

Мы завершаем знакомство с интерьером собора Осло. Перед уходом стоит еще взглянуть на выразительную скульптурную группу из серебра «Тайная вечеря» (Nattverden/L'ultima Cena) работы итальянского скульптора Арриго Минерби (Arrigo Minerbi) (1881-1960) (автора одного из пяти бронзовых порталов Миланского собора).

Скульптурная композиция была создана в 1930 году и подарена Национальной галерее Норвегии. Галерея же передала эту замечательную работу в собор Осло по случаю освещения новой капеллы Спасителяв 1950 году.

 

Раньше вокруг собора располагалось кладбище, а наиболее богатых прихожан хоронили отдельно в крипте кафедрального собора. Эта крипта сохранилась и насчитывает 42 захоронения. Здесь находятся саркофаги, где покоится прах представителей знаменитых норвежских семей. В частности, в крипте похоронен богатейший норвежский купец XVIII века Бернт Анкер (Bernt Anker) и его жена

Сегодня крипта используется для проведения лекций, конференций, камерных концертов, выставок. Также тут размещается приходское кафе.

Пристроенная с северной стороны собора в 1699 году сакристия (бывший зал капитула) очень хорошо сохранилась. Особенно интересны ее потолочные росписи, состоящие из двух слоев, более раннего коричневого и более позднего (ок. 1720) с аллегорическими фигурами Веры, Надежды, Справедливости и Благоразумия

Также в сакристии располагается коллекция портретов норвежских епископов — всех служивших в Осло после Реформации.

С 1905 года, когда Норвегия получила независимость, кафедральный собор Осло используется королевской семьей Норвегии и государством для проведения официальных мероприятий, свадеб и погребений. В 2001 году тут проходила церемония бракосочетания  кронпринца Норвегии Хокона и Метте-Марит Тьессем Хёйби.

 ♦♦♦♦♦♦♦

После терактов Брейвика, совершенных 22 июля 2011 года, в соборе Осло было проведено мемориальное богослужение при участии членов королевской семьи и правительства, а также родственников погибших. Собор стал национальным местом траура. Люди приносили сюда цветы и зажигали свечи.

С августа по сентябрь 2011 года вокруг собора властями Осло было собрано 15 тонн цветов и 5 тонн использованных свечей.

Цветочное море 2011 года послужило источником вдохновения для мемориала «Железные розы», который был открыт 28 сентября 2019 года. Мемориал состоит из кровати, наполненной тысячей кованых железных роз, сделанных выжившими и пережившими террористические акты22 июля 2011 года , а также сторонниками из более чем 20 стран. Розы были собраны и организованы кузнецом Тобби Мальмом, который инициировал проект в 2013 году.

 Памятник "Железная роза" у собора в Осло был открыт 28 сентября 2019 года.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Снаружи собора стоит два памятника (бюста): Вильгельму Вексельсу (Wilhelm Andreas Wexels), который служил здесь священником с 1819 по 1866 год, а также Людвигу Матиасу Линдеману (Ludvig Mathias Lindeman) — норвежскому композитору, работавшему в храме органистом и кантором с 1840 по 1887 год, до своей смерти

 

 

 

Источник:https://kirken.no/nb-NO/fellesrad/kirkeneioslo/menigheter/oslo-domkirken/Aktuelt/2019https://cannundrum.blogspot.com/2012/11/oslo-cathedral.htmhttp://norske-kirkebygg.origo.no/-/bulletin/show/566228_oslo-domkirke?ref=checkpointhttps://www.mishanita.ru/https://snl.no/Oslo_domkirkehttps://kirken.no/nb-NO/church-of-norway/about/brief-history/http://kunsthistorie.com/fagwiki/Oslo_domkirkehttps://no.wikipedia.org/wiki/Oslo_domkirke

 

Рубрики:  Города мира/Норвегия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку