-Рубрики

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bonifacij

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Умелые_ручки О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.02.2014
Записей: 3484
Комментариев: 120
Написано: 3611


Последнее письмо Надежды Мандельштам своему мужу Осипу Мандельштаму

Четверг, 06 Июня 2019 г. 03:48 + в цитатник
Цитата сообщения Jo-Ann Последнее письмо Надежды Мандельштам своему мужу Осипу Мандельштаму









C8m5hYIAWl0 (700x484, 195Kb)


Ося, родной, далекий друг! Милый мой, нет слов для этого письма,
которое ты, может, никогда не прочтешь.
Я пишу его в пространство.
Может, ты вернешься, а меня уже не будет.
Тогда это будет последняя память.
Осюша - наша детская с тобой жизнь - какое это было счастье.
Наши ссоры, наши перебранки, наши игры и наша любовь.
Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?

Ты помнишь, как мы притаскивали в наши бедные бродячие дома-кибитки наши нищенские пиры? Помнишь, как хорош хлеб, когда он достался чудом и его едят вдвоем?
И последняя зима в Воронеже.
Наша счастливая нищета и стихи.
Я помню, мы шли из бани, купив не то яйца, не то сосиски.

Ехал воз с сеном. Было еще холодно, и я мерзла в своей куртке (так ли нам предстоит мерзнуть: я знаю, как тебе холодно).
И я запомнила этот день: я ясно до боли поняла, что эта зима, эти дни, эти беды
- это лучшее и последнее счастье, которое выпало на нашу долю.

Каждая мысль о тебе.
Каждая слеза и каждая улыбка - тебе.
Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни,
мой друг, мой спутник, мой милый слепой поводырь…
Мы как слепые щенята тыкались друг в друга, и нам было хорошо.
И твоя бедная горячешная голова и все безумие, с которым мы прожигали наши дни.
Какое это было счастье - и как мы всегда знали, что именно это счастье.

Жизнь долга.
Как долго и трудно погибать одному - одной.
Для нас ли неразлучных - эта участь?
Мы ли - щенята, дети, - ты ли - ангел - ее заслужил?
И дальше идет все. Я не знаю ничего.
Но я знаю все, и каждый день твой и час, как в бреду, - мне очевиден и ясен.

Ты приходил ко мне каждую ночь во сне, и я все спрашивала, что случилось, и ты не отвечал.

Последний сон: я покупаю в грязном буфете грязной гостиницы какую-то еду.
Со мной были какие-то совсем чужие люди, и, купив, я поняла,
что не знаю, куда нести все это добро, потому что не знаю, где ты.

Проснувшись, сказала Шуре: Ося умер.
Не знаю, жив ли ты, но с того дня я потеряла твой след.
Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня?
Знаешь ли, как люблю?
Я не успела тебе сказать, как я тебя люблю.
Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе…
Ты всегда со мной, и я - дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать,
- я плачу, я плачу, я плачу.

Это я - Надя.
Где ты?
Прощай.

Надя. 22 октября, 1938 г.

Последнее письмо Надежда Мандельштам написала своему мужу в октябре 1938 г., но не отправила. В декабря этого же года Мандельштам был расстрелян во Владивостоке.
Точное место его захоронения до сих пор не установлено.
Судьба поэта и его жены, а в последствие вдовы, повторила судьбы миллионов человек.



************************
И о сильнейшем стихотворении Осипа Мандельштама

В декабре тридцатого очередная встреча с Петербургом, где он больше не жил,
куда он только наезжал, выразилась не так, как в двадцать пятом,
когда было написано прелестное стихотворение:

Вы, с квадратными окошками невысокие дома —
Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима.


Теперь возникли совсем другие стихи, быть может неспроста надписанные “Ленинград”,
трагические стихи, одни из трагичнейших в русской поэзии.
Думаю, что в них и одна из вершин этой поэзии, а по тому,
хоть они и знамениты, приведу их еще раз здесь:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать.
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной Живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.




72007_original (650x390, 182Kb)

Рубрики:  Исторические личности (ЖЗЛ)
Поэзия

Jo-Ann   обратиться по имени Четверг, 06 Июня 2019 г. 13:21 (ссылка)
bonifacij, Благодарю за цитирование.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку