Цитата сообщения Galyshenka
Великие крепостные. Архитектор Андрей Воронихин и его творения
До того, как в 1861 году отменили крепостное право, в семьях подневольных крестьян порой рождались люди, составившие славу Российской империи. Невероятно представить, что крепостным мог быть зодчий Санкт-Петербурга, один из основоположников русского ампира, Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) .
Тем не менее все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова (президент столичной академии художеств).
«Домашний» архитектор, гениальный Андрей Воронихин был отнюдь не исключением. Можно вспомнить, например, о династии Аргуновых, служивших Шереметевым, Евграфе Тюрине — крепостном зодчем Юсуповых. Разумеется, Воронихин находится среди упомянутых домашних архитекторов на недосягаемой высоте.
В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.
Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.
Андрей Воронихин, будучи ещё мальчиком, проявил в иконописной мастерской необычайный талант, за что граф отправил его в Москву на учёбу к известным архитекторам - Баженову и Казакову. Затем крепостной учился архитектуре и живописи в Германии, Швейцарии и Франции!
В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году), в 25 или в 27 лет, Воронихин получил от Строганова вольную, став таким образом свободным.
С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.
А. Н. Воронихин
Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.
Да-да, знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге построил именно он!
1 января 1811 года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
26 сентября 1811 года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Казанский собор со стороны канала Грибоедова
Собор Казанской иконы Божией Матери — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)
Колоннада Казанского собора
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн.
Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора.
внутренне убранство
Могила Кутузова
Здание Горного кадетского института
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811).
И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи (парадный проход, проезд) на морском пути в столицу.
Колоннады в Петергофе
Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе.
Воронихинские колоннады - беломраморные кулисы Нижнего парка
К концу XVIII столетия, когда петровские павильоны сильно обветшали, российский император Павел I распорядился заменить их на новые. Проект новых построек поручили подготовить А. Н. Воронихину. Император хотел, чтобы будущие постройки сохранили первоначальный масштаб и старые «идрологические игры». Строительство павильонов продлилось с 1800 по 1803 год.
Воронихин был назначен императрицей Марией Федоровной главным архитектором Павловска
Павловск. Розовый павильон
Павловск. Павильон "Вольер"
Еще раньше, в 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
А.Воронихин «Вид Строгановской дачи»
Дача Строгановых
С 1802 года Воронихин был профессором Императорской Академии художеств. В 1793 г. им была написана акварель «Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года», на которой запечатлен торжественный прием Чрезвычайного и полномочного Посла Оттоманской Порты Россих-Мустафы-паши по случаю окончания русско-турецкой войны 1787–1791 гг.
Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года
Современники отмечали присущие ему изысканный вкус и тонкое чувство стиля, удивительную работоспособность и его прекрасные человеческие качества (будучи профессором Академии художеств, Воронихин оказывал материальную помощь своим ученикам, среди которых были П.С. Садовников и И.Ф. Колодин).
Строгановский дворец
К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Главная «архитектурная интрига» Строгановского дворца заключена в диалоге между Растрелли и Воронихиным — архитектором, работавшим над дворцом полувеком позже. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.
Парадная столовая и угловой зал Строгановского дворца
На месте Зеркальной галереи 1750-х годов создал в 1792 году Парадную столовую или Угловой зал.
Эта сохранившаяся авторская акварель интерьера позволила воссоздать первоначальный замысел Воронихина при реставрации дворца спустя двести лет, уже в 90-е годы ХХ столетия.
Воронихин, как и Растрелли, рассматривал дворец как целостный ансамбль. К большому сожалению, все детали его реконструкции неизвестны, что дало возможность историкам архитектуры даже поставить под сомнение авторство зодчего по отношению к хрестоматийным интерьерам дворца.
Картинная галерея Строгановского дворца
А.Воронихин «Вид картинной галереи в Строгановском дворце»
А.Воронихин «Вид картинной галереи в Строгановском дворце»
В восточном корпусе находилась знаменитая Картинная галерея. Этот достаточно протяженный интерьер(его длина примерно 28 метров, ширина — около семи) именно по причине своей протяженности и получил название «галерея». Для того чтобы избежать монотонности, архитектор решил разделить это пространство на относительно самостоятельные части. В конечном итоге их стало три, причем центральной отводилась ровно половина (14 метров), и она представляла собой зал с пологим кессонированным сводом. В тимпанах были помещены барельефные аллегории Живописи и Скульптуры. Это была наиболее представительная часть зала, где находились главные картины коллекции Строгонова.
Симметрично слева и справа за гипсовыми колоннами, искусно имитировавшими сиенский мрамор, располагались две небольших лоджии, каждая из которых была почти квадратной в плане и имела кессонированный купол. В одной из лоджий, как это видно на акварели Воронихина, изображающей Картинную галерею дворца, Александр Сергеевич принимал посетителей. Другая, с камином, возможно, представляла собой импровизированную «графскую спальню» — известно, что владелец не имел в своем обширном дворце особого помещения для сна и чаще всего приказывал ставить свою походную кровать в Картинной галерее.
Развеска картин в галерее не была случайной. Из Каталога мы узнаем, что самое почетное место в Картинной галерее должен был занять Рафаэль, творчество которого тогда считалось вершиной живописи. Но произведений Рафаэля в коллекции Строганова не было. Главной картиной стало полотно «Поклонение волхвов» фламандского живописца Лересса — самое дорогое произведение собрания. По сторонам от «фламандского Пуссена», как называли Лересса, висели картины «Рафаэля Фландрии» Рубенса, а также Ван Дейка, Рембрандта, Рени и других не менее прославленных мастеров европейской живописи. Причем Александр Сергеевич подбирал их творения парами, для того чтобы произведения одного и того же мастера одинакового размера были представлены по обе стороны оси галереи.
Портрет графа Александра Сергеевича Строганова, президента Императорской Академии художеств
Интересно, что с возведением Казанского собора в Физическом кабинете Строгановского дворца, было создано большое венецианское окно — с видом на собор.
Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене
В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.
Племянник — Воронихин, Николай Ильич, служил рязанским губернским архитектором.
Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие А. Н. Воронихина
http://virtualrm.spb.ru/ru/node/5495
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6007.php