-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bogulnik

 -Интересы

"жизнь замечательных людей" живопись история искусств история петербурга кембрийская глина кино натюрморты пейзажи .. путешествия . стихи цветы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2008
Записей: 1065
Комментариев: 2303
Написано: 6089


Без заголовка

Четверг, 23 Мая 2013 г. 10:32 + в цитатник
Цитата сообщения KYKOLNIK Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка. 

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

 

 

Дымковская слободка сегодня.

 

Уже много лет я дружна с дымковской мастерицой Анечкой Якимовой.

 

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

 

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

 

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

 

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

 

Старейшая игрушечница Валентина Петровна Племянникова за работой.

Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - «обеливание». Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

 Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя, а для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

 

Серия сообщений "Народные промыслы":
Часть 1 - Изготовление русских валенок
Часть 2 - Дымковская игрушка
Часть 3 - Пермогорская роспись. Короба - хлебницы
Часть 4 - Пермогорская роспись. Блюда, скобкари, шкатулки
...
Часть 15 - «Вязовские пряники»
Часть 16 - Наивное искусство.
Часть 17 - Гурман. Воспитание вкуса

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку