-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bogsve

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2012
Записей: 13584
Комментариев: 5656
Написано: 24369


ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 2 - Любовь на троих

Вторник, 20 Августа 2013 г. 14:41 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов

ЖЗЛ: ЛЕОНОР ФИНИ.
ИРРЕАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ ИТАЛЬЯНСКОЙ ФРАНЦУЖЕНКИ
Часть 2 - Любовь на троих


Часть 2
Начало здесь
Личная жизнь

Несмотря на то, что мое повествование окончилось началом второй мировой войны, пора перейти к личной жизни художницы, поскольку она, как и творчество Фини – необычна и экстравагантна, просто тема для отдельного романа.


Leonor Fini Autoritratto. 1938 г.

Некоторые считали ее лесбиянкой, но Фини честно отвечала: «да, у меня был опыт с женщинами, но я не лесбиянка». Многие источники пишут о том, что Леонор никогда не выходила замуж. Возможно, это основывается на словах самой художницы: «Брак никогда не нравился мне, я никогда не жила с одним человеком». Впрочем, Леонор лукавит, поскольку однажды она все же вышла замуж за некоего Федерико Венециани. Но супруги быстро разбежались, после того, как Леонор в 1941 году познакомилась с итальянским графом, молодым дипломатом, служившим итальянским консулом в Монако, Станислао Лепри. Вскоре после встречи возлюбленные стали жить вместе.



Stanislao Lepri et Leonor Fini. 1945 г.

Leonor Fini L'Alcôve (Альков). 1942 г.

После освобождения Рима в 1943 году, Леонор переехала с Лепри в Италию. Вернулись в Париж они в 1946 году, и поселились в старой квартире Фини на улице Райенн.


Leonor Fini Self-Portrait.

Leonor Fini Stanislao and Leonor. 1942-43 гг.

Самое удивительное, что Станислао под влиянием Леонор отказался от дипломатической карьеры, поскольку она убедила своего гражданского мужа в том, что его призвание – быть художником. Таким образом, мировая живопись «приняла в свое лоно» нового талантливого художника, который стал хоть и малоизвестным (по сравнению с другими именами ХХ века), но очень интересным и самобытным (как ни странно!) сюрреалистом.


Leonor Fini Stanislao Lepri.
Поэтому о творчестве Лепри стоит поговорить отдельно.
Станислао
Станислао Лепри
Stanislao Lepri

1905, Рим -1980, Париж

Leonor Fini Retrato de Stanislao Lepri. 1942 г.

Французский художник итальянского происхождения.
Историки называют Лепри «одной из загадок в истории современного искусства». Поскольку при жизни он был известен только узкому кругу коллекционеров, торговцев живописью и критиков, и только, благодаря им, творчество художника было представлено публике на выставках и в каталогах.
Станислао родился в аристократической римской семье, которая принадлежала к так называемому «черному дворянству», преданному Папе Римскому. Получив прекрасное образование, он, как я писал выше, стал дипломатом и дослужился до должности итальянского консула в Монако. Встретившись с Фини, Станислао бросил службу и полностью посвятил себя живописи. Причем, рисованию он нигде не учился и был полностью самоучкой.


Stanislao Lepri Autoritratto. 1945 г.
Stanislao Lepri Autoritratto. 1957 г.


На художественное направление его картин, конечно, повлияла и Леонор, с которой художник прожил почти сорок лет, и его новые друзья. В Риме это был итальянский архитектор и художник-сюрреалист, гравер и сценограф Фабрицио Клеричи (Fabrizio Clerici, 15 мая 1913 – 9 июня 1993) и молодой художник из Турина Энрико Коломботто Россо (Enrico Colombotto Rosso, род. 1925). В Париже с конца 1950-х годов одним из ближайших друзей Лепри стал также юный художник-сюрреалист Мишель Анрико (Michel Henricot, род. 1940).

Stanislao Lepri

Stanislao Lepri Piaulement (Подглядывающие). 1949 г.

Stanislao Lepri

Стоит отметить, что несмотря на то, что Лепри жил вместе с Фини, и она порой давала ему советы, Станислао не считал себя ее учеником. Его картины рождались словно сами по себе. Они были наполнены как сказочной экзотикой и демоническими силами, так и глубокими человеческими эмоциями и чувствами, а также были проникнуты иронией и даже сатирой. Любимой темой Станислао было изображение носорогов.


Stanislao Lepri Без названия.

Stanislao Lepri Rhinoceros et son Reflets (Носорог и его отражение). 1980 г.

Stanislao Lepri La Rencontre (Схватка). 1980 г.

Stanislao Lepri Jeune fille avec rhinoceros (Девушка на носороге).1977 г.
Искусствоведы о творчестве Лепри писали: «Художник искал странное и нелепое в жизни. Он обладал талантом обнаруживать тревогу и опасность в безобидном, на первый взгляд, человеке или таинственную угрозу, исходящую от него. Этот его «дар предвидения» позволял художнику проникать в темную зону, окружающую реальность».

Stanislao Lepri

Stanislao Lepri
При этом всех удивляло, что Лепри появился в художественном мире в середине 1940-х годов, как бы, ниоткуда. Вобрав в себя опыт Брейгеля и Босха, он пытался создавать «свой магически-гибридный, метафизически-волшебный мир, состоящий из реальности и фантастики».

Stanislao Lepri La Strega (Ведьма). 1973 г.

Stanislao Lepri

Stanislao Lepri
Некоторые историки считают, что роль художника, изображающего «ад жизни», Станислао принял на себя тогда, когда в жизни его и Леонор появился поляк Константий Еленский, когда они стали жить втроем, и такая жизнь освободила Лепри от всех условностей и моральных ограничений, кроме страстной любви к Леонор.

Leonor Fini Autoritratto. 1943 г.
Так кто же был тот, кто стал одной из вершин этого равнобедренного любовного треугольника?
Константий
Константий Александр Еленский
Konstanty Aleksander Jeleński

2 января 1922, Варшава - 4 мая 1987, Париж

Konstanty Aleksander Jeleński
Польский писатель, переводчик и публицист.

Он родился в семье Константия Еленского и Терезы (Рены) Скаржинской. Родители были выходцами из семей богатых помещиков – шляхтичей. Кроме того, Тереза Елецкая была известной личностью в Польше. Частыми гостями в доме Еленских были пианист и педагог Кароль Шимановский, композитор Артур Рубинштейн, художник Станислав Игнаций Виткевич, который даже написал два портрета маленького Константия, поэты общества «Скамандер».
Историки пишут, что Константий является незаконнорожденным сыном итальянского политика, графа Карло Сфорца (Carlo Sforza, 24 января 1872 - 4 сентября 1952), который происходил из боковой ветви некогда влиятельного знатного рода Сфорца. Как это могло произойти, можно предположить, сравнив некоторые факты биографий. Карло Сфорца с 1896 года был на дипломатической службе, до 1918 года он занимал должность поверенного в делах в Сербии, с 1920 года был министром иностранных дел в кабинете Джованни Джолитти. В июле 1921 года он ушел в отставку, а в следующем году был назначен послом во Франции, где работал до прихода фашистов к власти.
Константий Еленский – отец тоже до начала второй мировой войны служил в МИДе, но польском. Он вместе с женой постоянно мотался по разным странам, часто они жили в Италии (сам поэт вспоминал, что на итальянском его родные свободно общались). Биографы пишут, что при такой важной работе дипломат Елецкий практически страдал алкоголизмом, поэтому вполне вероятно, что пани Тереза могла увлечься красавцем-итальянцем Сфорца. Впрочем, о романе польки со Сфорцой знали едва ли не все, только не говорили об этом публично.
Как бы там ни было, когда малышу Константию исполнилось всего всего шесть недель, его забрала бабушка - Манета Скаржинская, урожденная Чарновская, у которой мальчик воспитывался до тринадцати лет. Родителей он видел в основном на Рождество и во время летних каникул.
Елецкий по-прежнему, выполняя свои дипломатические обязанности, был в постоянных отъездах. До четырех лет мальчик рос в семейных усадьбах в Крочеве и Рыбенке в кругу гувернанток, говоривших на нескольких языках. Исследуя фамильную библиотеку, мальчик быстро начал читать по-английски и по-немецки. Когда Константий подрос, он стал разъезжать с родителями, жил и учился в Мадриде, Бухаресте и Вене. Бабушка, восставшая против такого «непостоянства», в 1930 году снова забрала внука к себе и отдала учиться в престижную гимназию им. Стефана Батория. Любимая бабушка умерла в 1935 году, до этого она целый год тяжело болела, и тринадцатилетний внук заботился и ухаживал за ней. Позже Елецкий скажет, что за этот год он преждевременно повзрослел. Примерно в это же время юноша узнал, что его настоящий отец — граф Сфорца. Но это не изменило его чувств к Еленскому-старшему, которого он любил и о котором заботился до конца его жизни.
После смерти бабушки Константий провел год в доминиканском интернате в швейцарском городе Уши, а затем поступил в элитный лицей-интернат им. Сулковских в Рыдзыне. Аттестат зрелости Еленский получил в 1939 году, накануне начала Второй мировой войны.
Отец юноши в то время работал в Италии, пани Тереза, благодаря помощи итальянских друзей в конце 1939 года вместе с сыном покинула оккупированную Варшаву и отправилась в Италию. После трехмесячного пребывания в Риме Константий вопреки воле матери вступил в польскую армию во Франции, а после поражения Франции — эвакуировался в Англию. В 1941-1943 годах он изучал политэкономию в университете шотландского города Сент-Эндрьюс, а затем, получив годовую стипендию — историю в Оксфорде. После учебы и освобождения Франции Еленский вернулся в свой полк и вскоре в рядах Первой танковой дивизии высадился в Нормандии. Со своим полком танкистом-стрелком он прошел Нормандию, Бельгию и Голландию, получил чин поручика и был награжден Крестом Доблести. В Голландии его приписали к редакции дивизионной «Солдатской газеты», которую будущий писатель со временем возглавил.
В 1945 году Константий приехал в Рим по приглашению польского военного представительства, собиравшего в Италии демобилизованных солдат. Вскоре он начал работать в Международной организации по делам беженцев в Неаполе, а в 1948 году переехал в Рим, где работал в Международной организации ООН по сельскому хозяйству и продовольствию. Благодаря дружбе и покровительству соотечественников - польского публициста, политика и издателя Ежи Гедройца (Jerzy Giedroyc, 27 июля 1906 - 14 сентября 2000), выходца из семьи минских евреев, и художника и литератора Юзефа Чапского (Józef Czapski, 2 апреля 1896 - 12 января 1993), сына бывшего губернатора Минска и двоюродного брата Г. Чичерина, Константий сблизился с организацией «Конгресс свободы культуры», поддерживавшей творческую интеллигенцию за «железным занавесом» и стал активно посещать культурные мероприятия и выставки.
Поворотом в жизни Еленского стала его встреча с Леонор Фини, которая была старше его на четырнадцать лет.


Leonor Fini in his Studio. 1952 г.
Брак втроем

Как уточняют биографы, встреча Леонор и Константия произошла в 1951 году на выставке Римского Квадринале у картины итальянского художника-сюрреалиста Фабрицио Клеричи (Fabrizio Clerici, 15 мая 1913 –7 июня 1993) «Минотавр публично обвиняет свою мать» (The Minotaur publicly accuses his mother, 1948).

Fabrizio Clerici The Minotaur publicly accuses his mother. 1948 г.
Кстати, Клеричи был родом из Милана, он был знаком с Фини и, судя по его эссе «Встреча с Леонор», написанному в 1945 году, был влюблен в нее.

Leonor Fini Ritratto di Fabrizio Clerici. 1952 г.
Giancarlo Renzetti Ritratto di Fabrizio Clerici. 1992 г.

Историк Юлия Хартвиг пишет: «Еленский вспоминал об этой встрече с особой трогательностью. Леонор показала ему рисунок, сделанный накануне, на котором был изображен человек, похожий на кошку». Узнав имя Константия, она сказала, что это знак судьбы, и заявила, что будет называть его Кот, не Гатто (кот по-итальянски «gatto»), а именно Cot. Кроме того, узнав о том, что Константий - незаконнорожденный сводный брат Сфорцино Сфорца (сына графа Карло), Леонор была в восторге, поскольку Сфорцино был одним из ее бывших любовников.
Как пишут историки, их страсть была неудержима, вскоре Леонор с Котом провели первый совместный отпуск на курорте Торре Сан-Лоренцо в регионе Анцио (Италия).


Leonor Fini In the Tower (В башне).

Благодаря Леонор, Еленский в 1952 году переехал из Рима в Париж. Хотя еще пару лет назад (в 1950 году) Ежи Гедройц предлагал ему пост корреспондента «Культуры» в Берлине и перспективу работать в генеральном секретариате «Конгресса свободы культуры», но Константий в Риме был финансово очень обеспечен, поэтому, под предлогом заботы о пожилых родителях, отказался. А тут, бросив все, помчался за любимой в другую страну. Отмечу, что благодаря помощи Гедройца и Чапского, Еленский очень быстро получил должность руководителя восточноевропейской секции Конгресса и место в редакции журнала «Прёв», который являлся печатным органом парижского отделения Конгресса.
На «семейном совете» со Станислао было решено, что жить они будут вместе. Таким образом, Кот поселился в парижской квартире Леонор. Эта квартира находилась в трехэтажном доме восемнадцатого века в одном из старейших и самых живописных районов Парижа, рядом с Площадью Виктории с конной статуей Людовика XIV и Банком Франции.


Leonor Fini Armoire anthropomorphe (Wardrobe)
(Антропоморфный кабинет (шкаф)). 1939 г.

Жилье Фини являло собой салон, заполненный мебелью и безделушками в стиле модерн, в котором, кроме трех жильцов, обитало более двадцати кошек (о них речь впереди), свободно бродивших повсюду.
Современники писали о том, что у этих трех творческих людей сложились удивительно красивые отношения, продолжавшиеся непрерывно в течение почти сорока лет.

Leonor Fini con il triplice ritratto di Kot e Sergio.

Leonor Fini Selfportrait with Kot and Sergio.

Хотя у таких отношений были и противники. Например, в том же 1952 году друг Кота – Юзеф Чапский писал ему, что «жизнь в Ее орбите погубит Константия». На что тот ответил: «Я был, возможно (в произвольном порядке): либералом, сыном, гуманитарием, прилежным чиновником, поляком, другом, любовником, педерастом и т.д. Но, поверьте мне, Юзеф, я нашел в ней необычный характер, который дает мне покой, помогает снять пустоту жизни, активизирует интеллектуальное вдохновение». В письмах к Чапскому Кот называет Леонор солнцем и луной, которые отражают ее сияние, и резюмирует: «Если бы я не встретил Леонор, то, может быть, был бы уже сегодня мертв». Леонор, Станислао и Константий создали свою собственную Вселенную, в которой важное место занимала эротика и творчество.


Leonor Fini i Konstanty Jeleński

Хотя и Леонор, и любившие ее мужчины были очень разными, они, как нельзя лучше дополняли друг друга. С одной стороны, тихий и спокойный, неподдающийся на конфликты в силу своего дипломатического прошлого и даже немного флегматичный Станислао, с другой – «итальянская фурия», известная своими необъяснимыми и безудержными вспышками гнева, страстная как в чувствах, так и в ярости Леонор. А между ними Кот, которого можно было охарактеризовать тремя словами - терпимость, беспристрастие и снисходительность, поскольку Еленский ко всему подходил с чувством и пониманием, но и с дистанцией, которым его научила жизнь.


Leonor Fini L'Homme aux masques (Мужчина с масками). 1949 г.
Поэтому семейные недоразумения, дрязги и ссоры никогда не «выносились из избы». Поэт Чеслав Милош, часто бывавший на «Польских вечерах» в доме Фуни, писал, что это был «храм шепота и тайн», настоящая «мастерская созидания». Когда позже в доме появилась помощница по хозяйству, она охарактеризовала то, что происходило в доме, как «немного тюрьмы и много театра».

Leonor Fini Outre Songe (Кроме того мечта). 1978 г.

Сама Фини всегда считала сексуальную свободу решающим фактором в своей жизни, она говорила: «Я с 18 лет всегда предпочитала жить, как в коммуне. Поэтому я и создала большой дом с мастерской, завела много кошек и друзей, и живу с двумя мужчинами, один из которых прекрасный любовник, другой – скорее друг. Причем, один из них работает, а значит, кормит семью».
Впрочем, «близкий круг» общения художницы был очень узок, кроме любимых «мужей» туда были допущены в разные годы американский художник Ричард Оверстрит и аргентинский поэт Хуан Баттиста-Пинеро.

Кормилец

Остановившись в биографии Еленского на его встрече с Леонор, напишу все же о том, чем он занимался, чем прославился, и почему в Польше его считают знаменитым польским писателем и называют «послом польской культуры в Европе». Польский композитор Стефан Киселевский (Stefan Kisielewski, 1911-1991) называл Еленского «неиспользованным гением». Действительно, Еленский был переводчиком, журналистом, полиглотом, преданным пропагандистом польской литературы, в частности творчества Витольда Гомбровича, которого обожал с юности. Сам Гомбрович писал в своем дневнике: «На всех изданиях моих произведений на иностранных языках надо поставить штамп «благодаря Еленскому»». Кот свободно писал по-английски, по-французски и по-итальянски, печатался в журналах по всей Европе. Он писал эссе о жизни и творчестве выдающихся польских писателей, с большинством которых он был знаком лично, публиковал заметки о произведениях близких ему художников.
В 1965 году в Париже вышла составленная Еленским «Антология польской поэзии», часть стихотворений в которой он перевел сам. В 1983 году Константий вместе с Пьером Эмманюэлем перевел сборник стихотворений Кароля Войтылы, ставшего в 1978 году 264-м Папой Римским под именем Иоанна Павла II, а год спустя перевел часть стихотворений и поэм Чеслава Милоша.
Безусловно, каждую минуту Кот помнил о своей любимой Леонор. Как вспоминал еще один польский писатель-эмигрант Густав Герлинг-Грудзинский (Gustaw Herling-Grudziński, 1919-2000): «Кот был автором очерков о творчестве Леонор и организатором ее выставок. Каждый день после возвращения домой из офиса или редакции, он сразу же бежал в студию, чтобы увидеть, что нарисовала за день Фини».

Кошки
Леонор практически всю жизнь обожала кошек, особенно персидских. Забота о своих меньших друзьях стояла для художницы на втором месте после творчества.

Leonor Fini in the Studio 1961 г.
В парижской квартире Фини обитали 23 кошки (!). Они спали в постели с хозяйкой, во время еды им было разрешено бродить по обеденному столу, выбирая лакомые кусочки из тарелок. И горе было тому гостю, который посмел пожаловаться на «такое безобразие» или, хуже того, согнать кошку со стола. Болезнь любой из ее кошек могла отправить Леонор в глубокую депрессию.

Leonor Fini La Vie Ideale (Идеальная жизнь). 1950 г.

Leonor Fini Dimanche Apres Midi (Воскресный полдень). 1980 г.
В некотором смысле, кошки являлись тотемом для художницы. Фини и себя отождествляла с женщиной - кошкой, свободной, как ветер. Впрочем, об этом я уже упоминал. Сфинксы и кошки часто появлялись на картинах художницы, играя важную роль в ее творчестве.

Leonor Fini Les Mutantes (Мутанты).

Leonor Fini Psyche (Психея). 1975 г.

Как пишут историки, порой обоим мужчинам, и Станислао, и Константию, приходилось добиваться внимания Леонор, соревнуясь в этом с ее любимыми кошками и котами. Может быть, поэтому кошки часто встречаются и в работах Станислао Лепри?


Stanislao Lepri Без названия.

Stanislao Lepri Mon royaume (Моё королевство). 1965 г.

Stanislao Lepri Coup de foudre (Любовь с первого взгляда). 1977 г.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Серия сообщений ""Дрянные" девчонки":
Часть 1 - Одинокая "жемчужина" Грета Гарбо
Часть 2 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 1 - Я не сюрреалистка!!!
Часть 3 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 2 - Любовь на троих
Часть 4 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 3 - Женские метаморфозы
Часть 5 - Франсуаза Саган: «Счастье мимолетно и лживо. Вечной бывает только печаль»
...
Часть 9 - Жизнь и любовь белорусской художницы Нинели Счастной
Часть 10 - Анастасия Вертинская
Часть 11 - Франсуаза Саган «Прощай, Грусть!»

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку