Художник Рой Лихтейнштейн (Roy Fox Lichtenstein) - классик поп-арта |
Американский художник Рой Лихтейнштейн
(Roy Fox Lichtenstein)
“Мне нравится делать вид, что моё искусство не имеет ничего общего со мной”
“Поп-арт фактически индустриальная живопись, это то, чем скоро станет целый мир”
Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен — 29 сентября 1997, Манхеттен) — американский художник, представитель поп-арта.
"Рой Лихтенштейн считается одним из ведущих представителей поп-арта, наряду с американскими художниками Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом, Джеймсом Розенквистом, Робертом Раушенбергом и британскими Ричардом Гамильтоном и Дэвидом Хокни. Это направление переживало расцвет в 1950-60-е годы. Лихтенштейн, чьи работы вызывают, порой, неоднозначную реакцию публики, является одним из самых дорогих художников на мировом арт-рынке."
Тонущая девушка, 1963
(В 2012 году его полотно «Тонущая девушка» было продано на аукционе «Сотбис» за 45 млн долларов)
«В пародии есть подтекст отрицания, а в моих работах, как мне кажется, его нет. Я не испытываю отвращения к пародируемому произведению. На самом деле я восхищаюсь вещами, которые по видимости пародирую».
Рой Лихтенштейн
Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн первый стал интересоваться искусством и дизайном, как хобби.
После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.
Возвращение героя, 1950
Ковбой спиной на лошаде, 1951
Indians Pursued by American Dragoons After Wimar, 1952
В том же (1951) году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.
В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.
В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капрова. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию пришедшую из промышленной печати. Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шелкографию. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма.
Смотри, Микки, 1961
"Вот это первая работа того самого Лихтенштейна, которого все знают. 1961 год. Лихтенштейну попалась на глаза жвачка. Вернее, вкладыш из нее. Лихтенштейн скопировал вкладыш на холст – в увеличенном, понятно, размере.
Что он сделал?...Лихтенштейн берет банальнейшую бумажонку и тупо переносит ее на холст. Где все? Где творческие муки, вдохновение, желание вложить в свою работу мысли, чувства, переживания, мечты? Где, хотя бы, простая человеческая радость оттого, что ты хочешь запечатлеть мир, и тебе это удается? Где-е-е?!!
А нигде. Поп-арт – а рассматриваемое произведение – это он и есть, не про это. Т.е., конечно, есть в нем все эти вышеперечисленные прекрасные вещи, но они хорошо скрыты под крепким, глянцево сверкающим и все на свете отражающим панцирем банальности, который нацепил на себя поп-арт. А там, внутри, он - хороший."
Девушка с мячом, 1961
Холст "Я могу видеть всю комнату и в ней никого нет" размером 121,9 x 121,9 сантиметра был создан в 1961 году во многом под влиянием культового "Черного квадрата" Казимира Малевича. Он был оценен экспертами в 35-45 миллионов долларов.
Бум
У-а-а-м!
Это искусство не оставляет места ни для рефлексии, ни для красочных эффектов, столь привычных в живописи. Его комиксы одни считали следствием плохого вкуса, а другие - ядовитой сатирой на американское общество потребления.
Поцелуй, 1962
Персональная выставка Лихтенштейна в 1962 году была раскуплена еще до открытия. Его работы стали в буквальном смысле популярным искусством, породив целую "индустрию картинок". Американские блондинки и мужественные летчики-истребители, частные детективы и супермены благодаря Лихтенштейну стали в один ряд с Моной Лизой.
“Ох... Ну хорошо”
Именно эта работа американского художника произвела фурор на торгах Christie's в Нью-Йорке. Созданная в характерном для Лихтенштейна стиле — изображение напоминает картинку из комикса, увеличенную в разы, — картина была продана за $42,6 млн.
Безнадежность
М-может быть
О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но..., 1964
В машине, 1963
В 2005 году картина «In the Car» была продана за рекордные 10 миллионов фунтов стерлингов (16,2 миллиона долларов)
В 1989 году картина «Torpedo…Los!» была продана на аукциона Кристис за 5,5 миллионов долларов, что стало рекордом и позволило Лихтенштейну войти в тройку живущих художников с максимальной стоимостью работ.
Плачущая девушка, 1964
Спящая девушка, 1964
На аукционе (май 2012) современного искусства «Sotheby’s» картина «Спящая девушка», один в один похожая на кусочек комикса, была продана за 44,9 млн. доларов (1,4 миллиарда рублей).
Шедевр, 1965
– Простые цвета – желтый, синий, красный – это цвета дешевых изданий и дешевых репродукций. Именно при смешении этих цветов пытались передавать более сложные изображения. Как у всех художников поп-арта, произведения Лихтенштейна – это не просто изображение, а изображение изображения, то есть своего рода зеркало, поставленное перед другим зеркалом. В этом-то и заключается одна из прелестей поп-арта – изображение того, что уже было изображено. Многие работы Лихтенштейна – это фрагменты или рефлективные изображения в рамках массовой, уличной культуры. Весь поп-арт – это попытка сделать музейным искусство, ранее считавшееся второсортным. Это искусство дешевых изданий или уличной рекламы. Массовое искусство существовало параллельно с элитарным, музейным. Революция, которую совершил поп-арт, на основе более ранней революции, совершенной Марселем Дюшаном и дадаистами – это попытка внести массовое искусство в контекст элитарного искусства. Все стали понимать, что деление искусства на массовое и элитарное является условным и с той же слегка пародийной улыбкой можно изображать не только рекламу Кока-колы или трагикомедию героев комикса, но и элитарное искусство.
"Поп-арт, он, в частности, о чем? Потребление – вот главный бог нашей цивилизации****. Со всеми своими эманациями: неуникальностью, поп-культурой, гламуром, китчем, тиражированием, приземленностью, меркантилизмом, жаждой потребления и прочими банальными вещами. Все хотят иметь холодильник, машину, телевизор, десять пар обуви и отдых в Майами. Вот постичь тайны экзистенциализма, додекафонии или творчества Рогира ван дер Вейдена не хочет никто. И квантовая механика никого не трясет. А искусство – оно же самое главное должно выражать. Вот оно и выражает – нового бога. Через его проявления. Например, через вкладыш из пачки с жевательной резинкой."
Спрей, 1962
Кухоная плита
Рото Бройл
"...художнику тоже нравится такой мир потребления. Ирония там, безусловно, есть, но она скрыта вот этим миролюбием и как бы совпадением позиций автора и зрителя. Мы же с тобой оба знаем, что бытовая техника – это замечательно и ее изображение ничем не хуже, а местами даже лучше, чем «Мона Лиза». Что нам эта далекая тетка? А техника – она вот, мы ее знаем. Она дарит нам комфорт и чувство удовлетворения от того, что она у нас есть, ибо обладать ею – престижно. И, вообще, она – красивая. «Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к высшим свойствам банальных вещей». Короче, Лихтенштейн проделал со зрителем коварную манипуляцию – он в его сознании уравнял изображение разной обыденной ерунды с тем, что раньше у этого зрителя ассоциировалось с понятием «искусство». Оно даже пониже расположилось. Это ли не ирония?"
Начиная с 1962, он обратился к работам таких художников как Picasso, Mondrian, и даже Monet, творчество которых он своеобразно преломлял в своем стиле. С помощью этой техники картины его предшественников, превращаемые в комиксы, как бы лишались некой «сакральной» ауры.
На дворе были шестидесятые и искусство уже вкусило уорхолловского консервированного супа «Кэмпбелл».
Веселая игра
Still life after Picasso, кубизм 1964
Танец, 1974
Красный всадник, кубизм или футуризм, 1974
Обнаженная на пляже, 1977, абстракционизм
Фигуры и закат, кубизм, 1978
На выходе, 1978 (поп-арт)
Яхты сквозь деревья, экспрессионизм, 1984
Деревня на побережье, экспрессионизм, 1987
(из серии работ в "китайском стиле)
Спальная комната в Арле
слева картина Ван Гога (1888), справа Лихтенштейна (1992)
...написанные в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек.
Обнаженные с мячом, 1994
Обнаженная на фоне картины с уличной сценкой, 1994
Обнаженная с бюстом, 1995
Blue Nudes, Голубая обнаженная, 1995
Интерьер с Аяксом (одна из последних его работ)
Несколько скульптурных работ
Блондинка, 1965
Лицо Барселоны
http://vakin.livejournal.com/380862.html
http://mi3ch.livejournal.com/1648185.html
http://adindex.ru/publication/gallery/2012/10/26/94196.phtml
http://buro247.ru/culture/arts/retrospektiva-roya-likhtenshteyna-v-tate-modern.html
В галерее «Тейт модерн» в британской столице открылась крупная выставка-ретроспектива картин американского художника Роя Лихтенштейна /1923-1997/, классика направления поп-арт, знаменитого картинами, иронично воспроизводившими образы популярных комиксов.Экспозиция, на которой представлены 125 работ мастера современного искусства, оценивается критиками как одно из центральных событий в культурной жизни Лондона в нынешнем году.
Поп-арт, оперировавший всеми понятными образами массовой культуры, возник как реакция на абстрактное искусство, смысл которого был не очевиден и допускал расплывчатую интерпретацию.
Рой Лихтенштейн стал работать в стилистике поп-арта в начале 1960-х годов, до этого он был последователем абстрактного экспрессионизма. Основой творческого метода художника стала эксплуатация эстетики и образов массовых комиксов, переосмысленных в ироничном и саркастическом духе.
На его картинах изображены гламурные красавицы, мужественные герои, брутальные злодеи, герои мультфильмов, драматические сцены комиксов. Для его картин свойственны четкие, динамичные линии и яркие цвета.
В своем творчестве Лихтенштейн использовал методы, применяемые при создании настоящих комиксов, такие как трафаретная печать, шелкография, воспроизведения оттенков цвета при помощи совмещения одноцветных точек.
На выставке в лондонской галерее «Тейт модерн» представлены такие знаменитые картины, как «Тонущая девушка» /«Drownning Girl»/, «Бам!» /«Whаm!»/, на которой изображен самолет-истребитель Времен второй мировой войны, подбивающий самолет противника.
В экспозиции также представлена первая картина Лихтенштейна, созданная в стиле поп-арт «Смотри, Микки». На ней изображены персонажи мультфильмов Уолта Дисней Микки Маус и Дональд Дак, удящие рыбу. По легенде, художник создал свою эту картину после того, как его маленький сын сказал ему, показав комиксы: «Спорим, ты не сможешь так хорошо нарисовать, папа!«
Как рассказала вдова Роя Лихтенштейна Дороти Херцка, прибывшая в Лондон на открытие выставки, в детстве художник не увлекался комиксами и начал развивать эту тему в своем творчестве в возрасте 37 лет.
«Когда Рой и другие художники этого времени появились на сцене, люди почувствовали облегчение, поскольку они сразу могли распознать образ, после того как им приходилось перелопачивать глубины абстрактного экспрессионизма», - считает вдова художника.
На выставке Лихтенштейна в Лондоне будут представлены работы, созданные в иной стилистике, нежели картины на тему комиксов, например, абстрактные работы, пейзажи в духе китайской живописи, а также картины, переосмысливающие в стилистике поп-арта шедевры импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма и сюрреализма.
Выставка Роя Лихтенштейна в «Тейт модерн» будет проходить до 27 мая.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=h0Lg4kUUBWw#!
Рубрики: | ИСКУССТВО/Направления и жанры в искусстве |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |