-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bogsve

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2012
Записей: 13610
Комментариев: 5658
Написано: 24397


Татьяна Дмитриевна Еленок - классик русского наивного искусства

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 13:52 + в цитатник

665 (372x480, 56Kb)Татьяна Дмитриевна Еленок

Татьяна Дмитриевна Еленок родилась в 1930 г. на хуторе Марьянский Краснодарского края. У художницы с Кубани всемирная известность. А начало было положено признанием ее таланта Москвой, где она живет с 1948 г. В конце 60-х гг. впервые приняла участие в групповой выставке на ВДНХ в павильоне «Культура». С тех пор участвовала во многих персональных и групповых выставках народного искусства в России и за рубежом. Еленок заслуженно именуют классиком русского наивного искусства. Творческая индивидуальность самобытной, яркой художницы вышла из недр народной культуры. И в то же время народный талант, открытый современности, вобрал художественные новации времени. С чуткостью, присущей народному мастеру, художница органично впитывает пластический язык авангарда, сохраняя при этом целостный народный образ мира. Феномен творчества Татьяны Еленок, вышедшей из крестьянской среды и не получившей профессионального образования, определяется генетической преемственностью образа целостного мира, целостностью народного мироощущения, живущего в поколениях. Искусство Еленок сохраняет образ цветущего солнечного края кубанской столицы, воспринятый с детства. Он проходит через все ее творчество, став символом цветения жизни, богатств родной Земли. Во всех ее картинах живет радость бытия, благоговение перед таинством живого, как великого божественного дара. Именно из такого видения мира рождаются образы художницы, смелость и острота изобразительной формы, сочетающиеся с детским простодушием. Это мир согласия и благоденствия, сказочных чудес. Язык символов эмоционально-красочен, не надуман, он органичен мифотворческому чувству и поэтической фантазии, фольклорная стихия пропитывает изобразительные образы, заключающие древние архетипы. Они сосуществуют в картинах Еленок с меткими наблюдениями действительности. Искрятся многоцветием красок, фантастическими ассоциациями.

Из древнего мифа родились образы-символы «Петух», «Лев». Художница щедро насыщает свои картины узором, символизирующим вечное цветение жизни. Татьяна Дмитриевна так говорит о себе, своем творчестве: «Мое искусство, как любимый ребенок, родилось из чудесной встречи двух разных миров. В юности я любила чудеса городской техники, но до сих пор не забыла деревенские сказки. Люблю все живое и нахожу человеческие черты в цветах и животных. Из старой сказки пришли мои волшебные звери и зажили в городе по-новому рядом с машинами. Сказочные птицы и львы, которых я рисую и вышиваю, мои утешители и хранители от жизненных огорчений. Чем острее я чувствую тяжесть реальной жизни, тем сильнее во мне потребность праздничной мечты. Отраженный в красках и линиях, я дарю мой праздник для всех».

673 (500x328, 48Kb)

Сытый петушок. 1996
987 (700x488, 136Kb)

Игривый лев. 1989

672 (450x369, 55Kb)

Отдыхающий на закате лев, 1996

986 (700x548, 183Kb)

Смеющиеся львы, 1994

988 (700x557, 182Kb)

Танцующие цыгане, 1994

Даже африканских львов она украшает – то девичьими цветочными венками, то роскошными шубами. Да что львы, лягушка – и та у неё делается царевной: цвета красного и изукрашена пречудно. А лошадка «одета» красивее самой цыганки.

662 (450x380, 61Kb)

Сказка и быль, 1970

667 (390x500, 52Kb)

Воспоминания детства, 1971

668 (500x268, 55Kb)

Ожидание, 1995

Невозможно пройти мимо полотна под названием «Ожидание». Среди прекрасного сада, в окружении добрых зверей и птиц сидит милая девушка. Она ждёт встречи со своим будущим. Рядом пробегает река времени и лежит волшебная дорога, по которой к героине движется судьба.
Если признать эту работу своего рода автопортретом самой Татьяны Дмитриевны, то надо сказать, что её мечты сбылись, она дождалась своего счастья: честно работала всю жизнь, стала известной художницей, но как многие настоящие творцы не почивает на лаврах – трудится, используя каждую свободную минуту. Пока есть силы, будет и творчество.

 

Молодой человек, 1997г.

606446 (440x556, 118Kb)

982 (700x549, 165Kb)

Благодушное чаепитие, 2006

В народном искусстве всё симметричное – красиво. Конечно, и Татьяна Дмитриевна любит симметрию, но симметрия у неё наша, русская – т.е. не совсем симметричная. Такими были русские храмы до появления заезжих архитекторов – итальянцев, голландцев, немцев. Строилось что-то одно, потом к нему прилеплялось другое, потом третье, церковь росла как ласточкино гнездо, гнездо святого Духа. Так и у Еленок: по центру стол с самоваром, под столом – любимый котик, по бокам – кусты с неизвестными науке, но от того не менее прелестными розанами, слева бабушка, справа дедушка, зато наверху с одной стороны ракета, а с другой луноход.
Те же ракету и луноход мы видим и над Новодевичьим монастырем, написанным как символ русской красоты в узорчатом русском стиле. Но красоты много не бывает, поэтому Татьяна Дмитриевна добавляет симметричных белых лебедей и черных ласточек, пускает по небу и земле веселые полосы ситцевых тканей из цветов и облаков. Как цветным горохом населяет она пространство бабушками, внуками, художниками, фотографами, собачками, мамами с колясками, а передний план украшает прямо-таки бразильскими цветущими кустами – в реальности цветы наши маленькие, скромные, а душа просит больших.

983 (700x504, 135Kb)

Новодевичий монастырь, 2005

Новое прилеплено к старому, но в том нет противоречия, а только перетекающее из одного в другое счастье. Хороший человек везде хорошее видит: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Нет у Еленок антагонизма ни с царской Россией, ни с советской властью. Индустриализация проходила на её глазах, и она как искренний человек видела, что лошадка хорошо, а трактор лучше, что солнце хорошо, но вечером – лампочка даёт человеку большую помощь, что электричество – это заря новой Эры.

660 (383x500, 60Kb)

Кремлевский мечтатель,1977

Вот яркая работа «Кремлевский мечтатель»: в центре Ленин, родитель плана ГОЭЛРО, стоит на плотине гидроэлектростанции, а по периметру в клеймах – история борьбы и побед рабочего класса от Парижской коммуны до строительства ядерной электростанции. И над всем летит павлин с надписью-мечтой «триллион киловатт».

47 (468x640, 56Kb)

Летающий пролетарий, 1973

 

Перекуем мечи на орала, 1980

661 (500x341, 41Kb)

663 (500x355, 52Kb)

Знак качества, 1980

Татьяна Дмитриевна искренне верила в социализм, в большое и светлое будущее. Вы скажете – наивная. А у неё всё сбылось, из деревенской девочки сделалась известным художником, без родственников, без протекции, а главное – без зависти и без интриг. Вы скажете, талант живописный, а я скажу – тут талант шире. Ей дан талант счастливой жизни.

664 (480x382, 62Kb)

Баллада о неизвестном солдате, 1995

ec493f8f30d4 (700x470, 150Kb)

Русская зима

989 (700x547, 163Kb)

Рождество, 1992

В далёком 1930 году появилась на свет наша героиня в Краснодарском крае на небольшом хуторе Марьяновский. А дальше была война, голод, смерть мамы, учёба «на связистку». Долгая и успешная работа с массой патентов, изобретений и усовершенствований. В 1973 году она впервые приняла участие в выставке, заявив о себе как о художнике.

Сейчасеё произведения хранятся в музейных и частных коллекциях у нас и за рубежом, она признана классическим русским наивным художником. Полотна Еленок входят во многие масштабные каталоги, в том числе и во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1984). Это значит, что в её работах есть то, что ассоциируется у иностранцев с русской душой, русским национальным сознанием.
Но мы с вами тоньше чувствуем свою культуру, чем иностранцы. И мы видим, что в работах Татьяны Дмитриевны есть не только великорусские, но и малорусские корни – это оттуда такая яркость, такая красочность
.

Имя Еленок, ее произведения заняли заслуженное место во Всемирной энциклопедии наивного искусства, рядом с именами Анри Руссо и Нико Пиросмани. Ее картины вошли в научное издание «Русский фольклор» в ряду с работами Малевича, Кандинского, Мавриной. Будучи членом Международной Федерации художников при ЮНЕСКО, Татьяна Дмитриевна Еленок своим искусством противостоит отчуждению человека от Земли, от Природы, от народа.

источник:

http://www.museum.ru/museum/primitiv/exh_view.asp?Id=84,

http://www.museum.ru/museum/primitiv,/exh_view.asp?Id=119,

http://www.museum.ru/primitiv/alf_exhib.asp?letter=e.

 

 

 

Рубрики:  ИСКУССТВО/Народное, наивное и примитивное искусство
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

ludnov   обратиться по имени Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 14:59 (ссылка)
Спасибо! Понравились самобытные работы художницы!19 (240x320, 81Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 15:28ссылка
Спасибо за комментарий. Радостно, празднично, с душой. Люблю наивных художников.
Лантра   обратиться по имени Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 15:32 (ссылка)
Работы замечательные! странно, что Краснодарский край забыл свою знаменитую соотечественницу.Здесь две священные коровы- Захарченко и Пономаренко. Других как бы и не существует.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 15:54ссылка
Может потому, что она давно москвичка и солидного возраста. Но корни кубанские и соотечественники должны ею гордиться. Спасибо за внимание.
Лантра   обратиться по имени Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 18:43 (ссылка)
Её никто не знает. Специально завтра спрошу у наших педагогов.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 24 Августа 2013 г. 17:00 (ссылка)
Художник Татьяна Дмитриевна - это человек, мастер с Большой буквы! Ни Захарченко, ни Пономаренко С НЕЙ И РЯДОМ НЕ СТОЯЛИ! ТАКИМ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ И ТАЛАНТОМ НАДО РОДИТЬСЯ!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку