-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140481


Фотограф Императорского Эрмитажа Николаевский, Фёдор Львович (Nikolayevsky, Fyodor; 1849-1917) (часть 1)

Суббота, 10 Августа 2024 г. 10:57 + в цитатник







Автопортрет







01. Автор (Мастер): Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Брошь с портретом фотографа

Россия, 1884 г.
металл, кожа, бархат
гальванотехника
3 х 3,5 см; 7 х 6,5 см (футляр)


Любопытный образец - брошь, изготовленная художником и фотографом Ф. Л. Николаевским (1849-1917 гг.), вероятно, в качестве памятного подарка. После окончания Академии художеств, Ф. Л. Николаевский был зачислен в качестве ученика в Военно-топографический отдел Главного Штаба, где успешно освоил методы фото- и гелиогравюры - фотомеханические процессы, позволяющие получать типографские клише для глубокой печати полутоновых изображений. Исследуя также возможности гальванотехники, он спроецировал фрагмент негатива со своим портретом на медную пластину, покрытую светочувствительным слоем. За сто с лишним лет изображение прекрасно сохранилось, что говорит о высочайшем качестве работы.



02. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Китайский зал Екатерининского дворца в Царском Селе

Россия, 1902-1904 гг.
бумага
коллодионный отпечаток
17,2 х 22,5 см


Китайский зал был создан по проекту Б.-Ф. Растрелли в 1752–1756 годах. Стены гостиной были обиты шелковой тканью с росписью в китайском стиле, дополняли отделку парадного зала резные золоченые десюдепорты, живописный плафон, зеркальные панели между окон и изразцовые печи. На фотографии Николаевского запечатлен интерьер Китайской гостиной, восстановленный после пожара 1820 года по проекту В. П. Стасова, в соответствии с которым был воссоздан резной золоченый декор, стены вновь затянуты китайским расписным шелком; живописный плафон «Зефир и Флора» исполнил Ф. П. Брюллов. Снимок демонстрировался на выставке фотографий, устроенной Обществом архитекторов-художников в 1911 году.



03. Фотограф: Николаевский, Фёдор Львович (1849-1917)
Большой (Танцевальный) зал в Екатерининском дворце в Царском Селе

Россия, 1900-е гг.
фотография: желатиновый отпечаток
17,5 х 23,5




04. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Большой зал в имении «Кузьминки»

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
16,6 х 22 см


Первые усадебные постройки возникли на берегах реки Чурилиха в начале XVIII века при Г. Д. Строганове, следующие 50 лет идет активное благоустройство обширных угодий. В 1757 году «Кузьминки» перешли в качестве приданного к А. А. Строгановой, вышедшей замуж за князя М. М. Голицына, положив начало Голицынскому периоду в жизни усадьбы, во время которого велись масштабные ландшафтные работы, в частности был устроен каскад из четырех прудов, возведены новые жилые и хозяйственные постройки. Закат имения начался в конце XIX века, когда на усадебных землях стали возникать наемные дачи, а в 1912 году князь С. М. Голицын продал имение в государственное пользование, спустя четыре года дворец сгорел, а вместе с ним погибли интерьеры, наполненные уникальными произведениями искусства. В 1909 году барон Н. Н. Врангель вместе с историком искусства А. А. Трубниковым посетил «Кузьминки». Статья, вышедшая в «Старых годах» по следам этой поездки, и фотографии Николаевского, сопровождавшего их, стали последними свидетельствами былого великолепия дворцово-паркового ансамбля князей Голицыных.



05. Фотограф: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Зеленая столовая Екатерининского дворца в Царском Селе

Россия, 1902-1904 гг.
коллодионный отпечаток
17,5 х 23,5


Зеленая столовая в северной части Екатерининского дворца была создана по приказу Екатерины II. Для отделки зала, открывающего анфиладу личных покоев великокняжеской четы, были приглашены архитектор Ч. Камерон и скульптор П. И. Мартос, выполнивший весь лепной декор на античные сюжеты. Акцентом в интерьере стал камин белого мрамора, который хорошо виден на снимке Николаевского, а также часы французского мастера П.-Ф. Томира, украшенные миниатюрной копией скульптурной группы «Минин и Пожарский», созданной Мартосом. Законченность декоративному убранству столовой придают 25 стоящих по периметру зала изящных белых стульев, обитых зеленой шелковой тканью. Съемка состоялась между 1902 и 1904 годом, когда Николаевский работал по заказу издательства Общины Святой Евгении.



06. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Большой зал в доме Золотаревых

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
17,2 х 23,2 см


Дом-усадьба купца первой гильдии И. М. Золотарева в Калуге стал предметом пристального интереса барона Н. Н. Врангеля, как один из самых ярких образцов русского классицизма. Основное здание с двумя въездными арками, украшенными горельефами, было выстроено около 1805–1808 годов, внутренняя отделка была выполнена в мастерской С. П. Кампиони в Москве. На снимке, выполненном Николаевским, воспроизведен большой зал дворца. В 1885 году известный калужский юрист А. И. Кологривов купил усадьбу у наследников Золотаревых купцов Черновых за 5000 рублей на имя своей жены Е. И. Кологривовой, урожденной Храповицкой. В начале XX века семья Кологривовых проживала на втором этаже дома, первый этаж и флигели были отданы внаём.



07. Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Вид зала «Историко-художественной выставки русского портрета» в Таврическом дворце

Россия, 1905 г.
бумага
коллодионный отпечаток
17,5 х 23,4 см


Историко-художественная выставка русских портретов была открыта в Таврическом дворце 6 марта 1905 года и сразу стала заметным явлением в культурной жизни Петербурга. Организаторами выставки под руководством С. П. Дягилева были приложены титанические усилия, чтобы представить зрителю русский портрет во всем его художественном многообразии и добиться, как признавались ее авторы, «реабилитации нашего собственного искусства». Согласно художественной концепции выставки 2228 произведений живописи было расположено по историческим эпохам, каждая имела свое цветовое решение, эффект усиливался благодаря использованию характерных архитектурных элементов и драпировок, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и живых цветов. На фотографии запечатлен «Павловский зал» с портретом императора Павла I, где демонстрировалась живопись конца XVIII – начала XIX веков. Перед открытием и во время экспонирования на выставке работали несколько фотографов: И. Н. Александров, Ф. Л. Николаевский, К. А. Фишер, К. К. Булла.



08. Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Портрет неизвестной в интерьере

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
16,4 х 22,8 см


Летом 1909 года бароном Н. Н. Врангелем, А. А. Трубниковым, С. К. Маковским были предприняты поездки в окрестности Москвы и Петербурга, Калугу, Рязань, Тулу и Орел для изучения дворцово-парковых ансамблей XVIII века. Важная роль в программе этих историко-художественных экспедиций отводилась фотофиксации архитектурных особенностей усадебных комплексов, их внутреннего убранства, выполненной Николаевским. Результатом кропотливой исследовательской работы историков искусства стал ряд научных публикаций, вышедших в 1910 году в журнале «Старые годы», целью которых было предотвратить исчезновение уникальных памятников усадебной культуры. Проникнут ностальгическим настроением и портрет «прекрасной дамы» Николаевского, представляющий собой импровизацию на тему галантного века.



09. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Портрет неизвестной в интерьере гостиной

Россия, после 1908 г.
бумага
коллодионный отпечаток
17,7 х 23,5 см




10. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Бильярдная в особняке Ф. Ф. Утемана

Россия, после 1908 г.
бумага
коллодионный отпечаток
17,7 х 23,5 см


В 1886 году особняк на Николаевской набережной близ 16-й линии приобрел известный немецкий предприниматель Ф. В. Утеман. По желанию нового владельца архитектор Р. А. Гедике перестраивает здание и создает анфиладу интерьеров с эклектичной отделкой, среди них несколько залов в духе неоренессанса. По отзывам современников убранство особняка поражало «выдержанностью стиля» и исключительным художественным уровнем произведений, собранных Ф. В. Утеманом, что сделало коллекцию предметом пристального интереса любителей искусства. А. Н. Бенуа в одной из своих публикаций в журнале «Старые годы» писал, что его, в сущности, нельзя признать коллекцией: «Это роскошная обстановка, выдержанная почти вся в духе XVIII века. Вещи “служат”, а не выставлены напоказ, что составляет прелесть этого собрания». Примером изысканной обстановки особняка служит запечатленная на фотографии Николаевского бильярдная комната с кессонированными потолками и псевдоготическими окнами, на третьем этаже здания, где была представлена коллекция оружия.



11. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Вид Невского проспекта с балкона ресторана Палкина

Россия, 1900-е гг.
бумага
коллодионный отпечаток
17,5 х 23,2 см


Одной из достопримечательностей Петербурга был ресторан «Палкин» на углу Невского и Владимирского проспектов, открытый купцом 1-й гильдии К. П. Палкиным в 1874 году. По воспоминаниям современников, это был лучший ресторан русской кухни столицы, поражавший посетителей не только изысканным меню, но и роскошью интерьеров. В ресторане было более 20 залов и кабинетов, биллиардные, зимний сад, в летний период столы накрывали на балконе на втором этаже. При новом владельце В. И. Соловьеве «Палкин» не только сохранил свое имя, но и преумножил свою популярность, в ресторане устраивались воскресные обеды с музыкой, вошли в моду ужины после театральных представлений, клиентам предлагалась еда навынос. В разные годы здесь можно было встретить Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыков-Щедрина, А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина.



12. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Интерьер одного из залов выставки журнала «Старые годы»

Россия, 1907-1908 гг.
бумага, картон
коллодионный отпечаток
16,8 х 23,3 см


Журнал «Старые годы», издававшийся в Петербурге в 1907–1916 годах, печатал материалы по истории культуры, давал описания частных и общественных коллекций; информировал об аукционах и частных продажах произведений искусства в России и за рубежом с указанием картин и цен; знакомил с деятельностью музеев. Большое внимание в журнале уделялось проблемам сохранения памятников отечественной старины. Одним из постоянных авторов был искусствовед барон Н. Н. Врангель. С начала 1908 года он деятельно принялся за работу в качестве комиссара выставки старинных картин, устроенной «Старыми годами» в пользу Синего Креста в залах Общества поощрения художеств. Экспонаты были отобраны из частных собраний. Помимо живописи были представлены предметы мебели, бронза, часы. Выставка была подготовлена, но для публики не открылась. Благодаря снимкам Николаевского мы тем не менее можем узнать, как она выглядела и какие экспонаты были представлены на ней.



13. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Зал с фресками в имении «Никольское»

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
17,8 х 23,7 см


В августе 1909 года имение князей Голицыных «Никольское» в Подмосковье посетили барон Н. Н. Врангель, А. А. Трубников, С. К. Маковский и Ф. Л. Николаевский для детального знакомства с сохранившимися в усадьбе архитектурными памятниками XVIII века. Особое внимание историков искусства привлек небольшой павильон «Белый домик» – жемчужина русского классицизма. А. Н. Греч в книге «Венок усадьбам» так описывал свое посещение имения: «На зеленом лугу – две мраморные вазы. За ними – одноэтажный, нежно-палевый павильон с колонной-лоджией. На фасаде четко проложены тени, подчеркивающие спокойную грацию удивительно благородных форм раннего классицизма… На всей архитектуре – печать тонкого и изящного мастерства… Внутри белого дома – великолепный золотой зал с тончайшими арабесками по потолку и стенными панно, в обрамлении пилястров, с красивой и изысканной отделкой дверей и окон… стены и обстановка хранят молчание, да и вещей сохранилось совсем немного. Лишь кое-где банкетки, кресла с обветшавшим штофом обивки, осветительные приборы, зеркала, таинственно хранящие в помутневшем стекле совсем иные отражения». Снимок Николаевского, созданный за два десятилетия до этой публикации, полон предчувствия ускользающей красоты.



14. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Гостиная в имении «Полотняный завод»

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
21,2 х 16,1 см


Имение Гончаровых «Полотняный завод» Николаевский посетил в связи с готовящейся публикацией художника А. В. Средина, побывавшего в усадьбе по приглашению владельцев в 1907–1909 годах и пленившегося ее историей. Изучение фамильного архива Гончаровых позволило воссоздать судьбу родового гнезда, а также составить жизнеописание членов семьи, обитавших здесь с конца XVIII века. Уникальные материалы были опубликованы в одном из номеров журнала «Старые годы» за 1910 год. Основной фокус Николаевский сделал на съемке главного дома с его «обветшалыми залами, еще блещущими роскошью былых времен», обреченного, по признанию Средина, на «медленное умирание».



15. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Комната в бывшем доме Г. И. Щепочкина в имении «Полотняный завод»

Россия, 1909 г.
бумага
коллодионный отпечаток
23,5 х 17,9 см


Помимо основного комплекса усадьбы «Полотняный завод», Николаевский снимал и расположенный по соседству дом Г. И. Щепочкина, компаньона А. А. Гончарова, с которым они совместно владели фабрикой до 1736 года. Несомненно, интерес со стороны исследователей русской старины вызвала кафельная печь XVIII века, белая, богато украшенная рельефными орнаментами, к началу XX века они редко сохранялись в помещичьих усадьбах в первозданном виде, чаще всего владельцы переделывали их в «новом стиле».



16. Автор: Николаевский, Фёдор Львович. 1849-1917
Кабинет Ротари в Гатчинском дворце

Россия, 1900-е гг.
бумага
коллодионный отпечаток
23,5 х 17,5 см


Свое название Кабинет Ротари – небольшой зал, примыкающий к Греческой галерее Гатчинского дворца, – получил при Николае I, когда был украшен 25 живописными полотнами итальянского художника П.-А. Ротари, представляющими passioni – идеализированные изображения юношей и девушек. Картины были подарены Екатериной II графу Г. Г. Орлову, первому хозяину Гатчинского дворца, и находились там до 1920-х годов. Хорошо известна акварель работы Э. П. Гау, запечатлевшая Кабинет Ротари в числе других интерьеров Большого Гатчинского дворца в 1870-х годах. Николаевский выбрал для своей съемки иной ракурс: угол зала, где хорошо просматриваются несколько изящных женских головок.



17. Автор: Николаевский, Фёдор Львович (1849-1917)
Гербовый зал с подносными блюдами

Россия, 1915 г.
картон, бумага
коллодионный отпечаток
23,1 х 14,6 см


В связи с устройством в 1915 году лазарета в залах Зимнего дворца Николаевскому было поручено сфотографировать панно с подносными серебряными блюдами, которые находились в парадных залах. После съемки все предметы были пронумерованы, сняты со стен и уложены в ящики для хранения. Фотографии Николаевского, вероятно, предполагалось использовать в будущем, когда блюда будут возвращены на свои места, – на отпечатке тушью проставлены номера каждого блюда.



18. Автор: Николаевский, Фёдор Львович (1849-1917)
Фрагмент Александровского зала с подносными блюдами

Россия, 1915 г.
картон, бумага
коллодионный отпечаток
23,1 х 14,6 см


При фотографировании блюд Николаевский включал в кадр и детали интерьера – колонны, пилястры, люстры, оконные карнизы. Благодаря этому можно легко опознать залы дворца. Более того, можно оценить, как органично блюда вписывались в интерьер того или иного зала, дополнительно его украшая.

hermitagemuseum.
academy.hermitagemuseum
Рубрики:  ФОТОГРАФИЯ/Редкие фото известных людей.
РЕТРО
ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку