-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140463


Рокотов, Фёдор Степанович (Rokotov, Fyodor; ок. 1735-1808) в Третьяковке (часть 1)

Понедельник, 03 Июня 2024 г. 12:23 + в цитатник




01. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ П. Н. ЛАНСКОЙ, начало 1790-х

74 x 57
холст масло
ГТГ


В портрете Ланской Рокотов демонстрирует изощренное понимание тона, выдерживая цветовую гамму в серебристых тонах. Жемчужным каскадом падает на грудь модели пенное кружево ее атласного платья. Шелковистые пряди волос вздымаются, как дымчатые перья. Весь образ воспринимается как туманная, неясная мечта. Тонкое колористическое решение и артистизм исполнения, подчеркивая холодную красоту и аристократизм героини, несколько смягчают ее холодность и надменность.

Прасковья Николаевна Ланская (1770 – не ранее 1820), урожденная княжна Долгорукова -- дочь и сестрa дипломатов. Занимала высокое положение при дворе. В первом браке Прасковья Николаевна за поручиком П. А. Лачиновым и, очевидно, приходилась родственницей Е. В. Санти, которую портретировал Рокотов (1785, Государственный Русский музей). Во втором стала женой полковника Я. Д. Ланского, брата фаворита императрицы Екатерины II – А. Д. Ланского. Очевидно, осознавая свою родословную, Прасковья Николаевна позировала Рокотову, выбрав сдержанную позу, горделиво откинув назад голову.




02. Неизвестный художник второй половины XVIII века круга Ф.С.Рокотова
ПОРТРЕТ Д. Н. ГЛЕБОВОЙ 1770-е

62 x 48,5
холст масло
ГТГ


Дарья Николаевна Глебова (1731–1790) – урожденная Анна Доротея Николаи. В первом браке – жена офицера И. К. Франца. Служила экономкой в доме М. С. Чоглоковой и А. И. Глебова, за которого в 1773 году вышла замуж. Из-за брака с ней Екатерина II отлучила А. И. Глебова от двора. Александр Иванович Глебов (1722–1790), генерал-аншеф, при императрице вместе с Н. И. Паниным руководил Тайной экспедицией. Был депутатом Комиссии по составлению Нового уложения от дворян Лихвинского уезда Московской губернии в 1767 году и членом Комиссии о городах в 1768-м. Дарья Николаевна имела единственную дочь от первого брака – Елизавету (1763–1842), в замужестве Бенкендорф.

Дарья Николаевна одета в белое платье с прозрачным откидным капюшоном на плечах, ее высокую прическу украшает кружевная наколка с цветами. К портрету есть парное изображение супруга А. И. Глебова (Третьяковская галерея), оба датируются 1770-ми годами по особенностям костюма и прически Д. Н. Глебовой. Возможно, портреты были исполнены в связи с их свадьбой (21 июля 1773 года), а также по поводу получения Александром Ивановичем звания генерал-аншефа.



03. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ В. А. ОБРЕСКОВОЙ 1777

59 x 47,3
холст масло
ГТГ


Варвара Андреевна Обрескова (1744–1815) – третья жена известного дипломата Алексея Михайловича Обрескова. По свидетельству современников, ее супруг отличался большой образованностью и природным умом, но в обыденной жизни был человеком очень вспыльчивым. Будучи младше своего мужа более чем на двадцать лет, ей, вероятно, приходилось уступать ему и являть собой пример терпения, мягкости и женственности. Взгляд изображенной молодой женщины преисполнен нескрываемой грусти и некоторого разочарования.

Портрет В. А. Обресковой композиционно повторяет в зеркальном отражении изображение ее мужа. Модели даны во встречном движении друг к другу. Варвара Андреевна представлена в повороте в три четверти, с лицом, обращенным к зрителю. Мягкий, но интенсивный свет падает на фигуру слева, освещая лицо и выдвинутое вперед плечо. Неосвещенные части полотна, напротив, словно растворяются в фоне. Необычное освещение тонко скрадывает очертания фигуры, лица и высокой прически, придавая образу оттенок загадочности. Не выписывая рисунка кружев на декольте и капюшоне платья, художник создает лишь впечатление прозрачных кружев и переливчатого шелка. Колорит портрета решен монохромно и построен на сочетании жемчужно-серебристых тонов одежды и золотисто-коричневатых тонов лица и фона. Таким образом, женский портрет в цветовом отношении противопоставлен мужскому, гамма которого включает смелые оттенки красного и голубого.

Богатство тональных переходов, игра света и тени, раскованная легкость живописи, мягкие, тающие формы – все создает хрупкий образ молодой женщины в традициях стиля рококо. По ощущению одухотворенности, внутренней тонкости модели – это одно из самых значительных произведений Рокотова.



04. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ А. М. ОБРЕСКОВА 1777

59,4 x 47,6
холст масло
ГТГ


Алексей Михайлович Обресков (1718/1720–1787) – видный дипломат, посол в Константинополе, переживший заключение в Семибашенном замке Стамбула во время русско-турецкой войны. Освободившись из плена и вернувшись в Петербург, в 1771 году был назначен членом Коллегии иностранных дел. Обресков прослужил еще долгие годы на дипломатическом поприще. По свидетельствам современников, отличался большой образованностью, знал языки: турецкий и греческий.

Выразительность образа героя достигнута мастерством живописного решения и свободой владения художественными приемами. Основное внимание уделено лицу Обрескова, которое выделено сильным светом. Подробности костюма написаны достаточно бегло и вместе с тем виртуозно. Быстрыми ударами кисти передана бархатистая поверхность кафтана. Совершенно неповторим красный цвет ленты ордена Св. Александра Невского. Деликатными прикосновениями художник «зажигает» бриллианты ордена Св. Анны на шее. Голубой кафтан лишь оттеняет и подчеркивает главенствующую роль лица в решении портрета. В камерности, хрупкости цветовой и световой характеристики полотна проявляют себя черты стиля рококо.

К портрету А. М. Обрескова существует парный портрет супруги В. А. Обресковой (1777), который написан Рокотовым во встречном движении персонажей друг к другу и на контрасте цветовой гаммы. Благодаря реалистическому раскрытию индивидуальности человека и высоким живописным качествам портрет Обрескова является одним из лучших произведений Рокотова, которое имеет большое значение для русской портретной живописи последней четверти ХVIII века.



05. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ ГРАФА И. И. ВОРОНЦОВА

60 x 47,2
холст масло
ГТГ


Воронцов Илларион Иванович (1760‒1791) – младший сын генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова от брака с Марией Артемьевной Волынской, брат графа Артемия Воронцова. Племянник канцлера М. И. Воронцова, внук кабинет-министра А. П. Волынского, двоюродный брат Е. Р. Дашковой, камер-юнкер.

Для изображения Иллариона Воронцова Рокотов обратился к своему излюбленному типу – камерному интимному портрету. Его отличительные черты: небольшой размер, поясное решение фигуры в повороте три четверти, с лицом, обращенным к зрителю. Юноша одет в розовый бархатный кафтан и золотистый камзол с вышивкой. Костюм украшает белый шейный галстук и кружевное жабо. Прическу по моде того времени составляет парик из пудреных волос, скрепленных сзади черным бантом.

Портрет строится на контрасте: лицо и плечо персонажа слева освещены, а правая часть фигуры погружена в тень. Возникает некое сфумато – светотень, которая стушевывает силуэт фигуры и придает модели загадочность. Рокотов создал в портрете образ пленительной юности. Огромные карие глаза с пушистыми ресницами, мягкая полуулыбка придают лицу Иллариона трогательный светлый характер. Необычайная виртуозность кисти художника, воздушность и светоносность живописи формируются благодаря живому подвижному мазку. Исключительно выразителен цвет розового бархатного кафтана модели, который в сочетании с освещенным лицом словно «зажигает» полотно. Особенности произведения следуют стилю рококо с его камерностью, хрупкостью колорита и динамикой трактовки образа.

Несмотря на незаконченность, портрет поражает внутренней выразительностью и содержательностью образа. Для художника здесь важна не ясная и определенная характеристика, а передача им сложности и глубины духовного мира, красоты внутренней жизни. В этом сказалось стремление Рокотова к изображению человека своего времени, воплощающего представление передовых кругов дворянской интеллигенции о человеческом благородстве.



06. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ Д. М. ГОЛИЦЫНА, 1760-e

62,7 x 51,8
холст масло
ГТГ


Герой полотна – князь Дмитрий Михайлович Голицын (1735–1771), сын генерал-адмирала М. М. Голицына-младшего – приходился младшим братом хозяину подмосковной усадьбы Кузьминки. Дмитрий Михайлович был назначен Екатериной II одним из опекунов двоюродного племянника, несовершеннолетнего князя Н. А. Голицына. Позднее последний станет владельцем и создателем двух замечательных подмосковных усадеб – Архангельское и Никольское-Урюпино. Сам же Дмитрий Михайлович умер в молодом возрасте, холостым, дослужившись до чина полковника.

Портрету Д. М. Голицына присущи все признаки камерного произведения. Это поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти, освещены лицо и одно плечо модели. Фигура представлена на глубоком нейтральном фоне. Лицо окутано мягкой светотенью – золотистым «сфумато». Исключительная динамичность кисти передает одухотворенность образа, ощущение тайны внутреннего мира персонажа.

Полотно исполнено с большим живописным мастерством и легкостью. Тщательно прописаны детали одежды князя – золоченое шитье кафтана, кружевное жабо, мех горностая, которым подбита княжеская мантия, наброшенная на левое плечо. Портрет отличает нарядная цветовая гамма, построенная на сочетании красочных пятен бирюзового кафтана, золотистого камзола, белого кружева и меха. Особую выразительность произведению придает линейный ритм, проявившийся в абрисе фигуры, изображении складок костюма и локонов парика. Эти особенности соответствуют стилю рококо. При этом артистично исполненное одеяние не отвлекает внимания от лица персонажа, выражающего внутреннее благородство и сосредоточенность.



07. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ И. И. БАРЯТИНСКОГО В ЮНОСТИ, начало 1780-х

65 x 51
холст масло
ГТГ


Иван Иванович Барятинский (1772–1825) – сын известного дипломата князя И. С. Барятинского и принцессы Е. П. Гольштейн-Бек. Детство и юность его прошли в Париже, где отец был посланником. В 1780 году мальчик записан на службу поручиком Екатеринославского кирасирского полка и адъютантом Г. А. Потёмкина. Это – весь событийный ряд, который предшествовал созданию портрета И. И. Барятинского в подростковом возрасте. С самых юных лет Иван Барятинский прославился своей красотой. Он получил блестящее образование, знал несколько иностранных языков, профессионально увлекался музыкой. В будущем князя ждала блестящая дипломатическая карьера: во времена императора Александра I Барятинский причислен к российской миссии в Лондоне, затем назначен посланником в Мюнхен.

Фигура князя Барятинского органично вписана в овальное обрамление, которому вторят линии силуэта. Яркий свет, равномерно освещающий фигуру и лицо персонажа, выявляет интенсивный бруснично-розовый цвет бархатного кафтана. Локальный насыщенный цвет костюма сочетается с тонкими тональными переходами в живописи лица, придавая ему игру светотени. Однако выразительные цвета одежды не заслоняют внимания портретиста к передаче внутреннего мира подростка. Образ поражает серьезной наблюдательностью и чистотой нравственного чувства.



08. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ КНЯГИНИ Е. Н. ОРЛОВОЙ, около 1779

73 x 56,3
холст масло
ГТГ


С особым блеском написан портрет Екатерины Николаевны Орловой (1758‒1781), статс-дамы, двоюродной сестры и жены князя Григория Орлова, племянницы адмирала А. Н. Сенявина. Портрет задуман как полупарадный, в нем подчеркнуты сословные черты. Это сказывается в несвойственной Рокотову в зрелый период его творчества тщательной передаче аксессуаров. Художник делает акцент на ярко-красной ленте ордена Св. Екатерины, спускающейся с правого плеча. Лиф платья украшает сверкающий холодным блеском бриллиантовый вензель с портретом императрицы – знак статс-дамы. Белое атласное платье с зеленоватыми тенями обильно отделано кружевами, фигуру опоясывает горностаевая мантия – знак княжеского достоинства. Даже взлетевшая вверх прическа с двумя круто завитыми падающими на плечи локонами придают портрету оттенок официальной торжественности.

В парадном обрамлении образ Орловой поражает некоторой холодностью и отчужденностью. Изображая лицо, художник смягчает границы объемной формы, достигая тем самым иллюзии изменчивости выражения. Губы сомкнуты и вместе с тем будто улыбаются, взгляд удлиненных голубых глаз непроницаем, мимика почти неуловима. Созданный Рокотовым образ полон противоречивой сложности. В нем причудливо соединены сословность и интимность, надменная самоуверенность и задумчивая грусть. Брак этой молодой женщины не имел официального признания, близкородственные браки были запрещены церковью. Екатерины II не могла простить своему фавориту измены. Орлова умерла от чахотки в возрасте двадцати трех лет.

В портрете есть и круглящиеся овалы в ритмических повторах, и подчеркнутый вертикализм, локальные краски, и тонкие оттенки цвета, и четкие контуры, и зыбкие переходы от света к тени. Живописец стремится объять все богатство духовного склада человеческой личности, запечатлеть всю неповторимость непрерывно меняющегося лица. Портрет является одним из лучших в творчестве Рокотова и по живописному мастерству, и по отражению неоднозначной человеческой характеристики.



09. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ В. Е. НОВОСИЛЬЦОВОЙ 1780

73,2 x 59,5
холст масло
ГТГ


На холсте изображена молодая красивая женщина в белом пеньюаре с широкими рукавами. Чуть прищуренные глаза смотрят иронически-проницательно. Высокая прическа с падающими на плечи локонами создает пышное обрамление ее ярко освещенному лицу. Фигура модели “включена” в овал, форма которого ритмично повторяет изгибы локонов прически, линию шеи и покатых плеч модели. Наряд отделан кружевом и украшен голубым бантом на груди. В портрете воплощены особенности рокайльного стиля: стремление к камерной трактовке образа, прихотливый ритм силуэта и деталей, нежный хрупкий колорит, построенный на сочетании серебристо-серых тонов.

Варвара Ермолаевна Новосильцова (1760–1815) -- дочь статского советника, члена Придворной конторы Е. В. Тишина. Выпускница Смольного института первого выпуска 1776 года. По окончании института Варвара Ермолаевна получила малую серебряную медаль. В 1779 году вышла замуж за генерал-майора и бригадира В. А. Новосильцова, племянника губернатора Москвы П. Д. Еропкина. Став матерью троих детей, Новосильцова умерла еще не очень старой женщиной. В Москве она жила в Мерзляковском переулке, похоронена в Покровском соборе Новоспасского монастыря. В этом же монастыре похоронен и Рокотов.

В образе молодой женщины есть и холодная насмешливость, и затаенная грусть, и самоуверенность, и внимание к окружающему, но главным является глубина и сложность внутренней жизни изображенной. Рокотов дал образ женщины, способной к самостоятельному суждению о мире и людях.



10. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО В СИНЕМ КАФТАНЕ, 1770-e

58,8 x 46,7
холст масло
ГТГ




11. Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РОЗОВОМ ПЛАТЬЕ 1770-e

58,8 x 46,7
холст масло
ГТГ


Портрет неизвестной является одним из шедевров в творчестве Рокотова, решенный в стилистике рококо с характерной для этого стиля камерностью образа, изысканностью колорита и прихотливостью дамского антуража. Художник запечатлел облик обаятельной модели с любовным вниманием и бережностью и этим предвосхитил характерное выражение интимных портретов последовавших за Рокотовым русских художников.

tretyakov.ru
art-catalog
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку