-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140375


Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в Третьяковке (часть 4)

Среда, 29 Мая 2024 г. 12:27 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3



01. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ ХИМИКА Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА В МАНТИИ ПРОФЕССОРА ЭДИНБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1885

57,8 x 46,3
бумага акварель
ГТГ


На вторую половину 1880-х – 1890-е приходится расцвет репинской акварели. Но репинские акварельные портреты по манере исполнения гораздо в большем сродстве с его живописью того же времени, чем выражают специфику собственно акварели. И образы из-под его кисти выходят такие же мощные, как и в живописи: например, оглушительно-звучный по колориту портрет Д. И. Менделеева.

На портрете Репин запечатлел Дмитрия Ивановича в мантии доктора Эдинбургского университета. Эта почетная степень была присуждена ученому в 1884 году, когда он участвовал в торжествах по случаю 300-летия университета. Акварельный рисунок – своеобразный парадный портрет, но выводящий на передний план не человека в человеке, а главную его функцию, которую он сделал целью своей жизни. Несмотря на яркие цвета мантии, центральное место занимает сама фигура Менделеева, живое выражение лица, задумчивый взгляд в сторону, слегка склоненная голова.

С Ильей Репиным ученого связывала многолетняя дружба: Менделеев следил за его творчеством и обучением в Академии художеств, а художник принимал его у себя в «Пенатах». «Художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи и другие сидели до глубокой ночи. У Дмитрия Ивановича стены гостиной были украшены их произведениями», – вспоминала старшая дочь выдающегося химика Ольга Менделеева. Ученый всегда интересовался искусством и с эстетической, и с практической точки зрения. Менделеев коллекционировал фотографии и пейзажи тех мест, которые посетил в своих научных поездках, неплохо рисовал, консультировал художников по поводу составов и свойств красок и даже читал им лекции по химии. С 1878 года в его квартире стали проходить так называемые «менделеевские среды», в которых участвовали Иван Крамской, Иван Шишкин, Григорий Мясоедов и другие живописцы.




02. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ А. П. БОТКИНОЙ 1901

77 x 56
бумага
белила, пастель, уголь
ГТГ


В 1901 году был создан один из шедевров – «Портрет А.П. Боткиной», дочери П.М. Третьякова. Выполненный в технике пастели, помимо удачной характеристики модели, он отличается тонкостью и изяществом фактуры. Мягкая, пастельная техника и нежная цветовая гамма превосходно передают спокойно величавый и обаятельный в своей женственности облик А.П. Боткиной. Тонкое соотношение золотистых тонов лица, светло-зеленой шелковистой блузы, чуть сумрачного фона в сочетании с импрессионистической манерой эффектно передают содержательность художественного образа. Все лучшие портреты, созданные Репиным, полны живого интереса к индивидуальности того, кого художник писал.

Когда портрет появился на 30-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1902 года, то, по воспоминаниям Грабаря, «произвел впечатление самого современного произведения среди всего того, что экспонировалось на петербургских выставках. Представители наиболее левых, по тогдашним меркам, течений приветствовали его как произведение, свидетельствовавшее о неувядаемой свежести искусства почти шестидесятилетнего мастера».



03. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ Д. А. РОВИНСКОГО 1892

57,5 x 72
цветной карандаш
ГТГ


Портрет Д. А. Ровинского, выдающегося собирателя, автора капитальных исследований по русской иконографии и истории русской гравюры, выпустивший ряд ценных высокохудожественных изданий. В 1894 году им же было выпущено двухтомное «Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере». «Дмитрий Александрович показывал эти оригиналы сокровищ немногим друзьям своим с дрожью в руках, приглашая осторожно дышать, глядя на эти перлы, печатанные самим Рембрандтом», – вспоминал Репин, познакомившийся с Ровинским еще в 1872 году.

В 1892 году Репин исполнил портрет Дмитрия Ровинского. В 1890-1900-е годы Репин охотно обращался к технике цветной графики, и в этом портрете он использует пастель.

Использование подобной техники - характерная черта искусства начала XX столетия. Яркости и блеску масляной живописи художники предпочитали мягкие полутона пастели. Цвет сведен здесь к минимуму – единственное цветовое пятно – лицо изображенного, позволяет привлечь внимание зрителя к спокойному сосредоточенному взгляду уже немолодого седовласого мужчины.



04. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ В. Г. КОРОЛЕНКО 1912

75,5 x 64,5
холст масло
ГТГ


Портрет писателя Владимира Галактионовича Короленко написан на даче И. Е. Репина «Пенаты».

«Короленко… был превосходным натурщиком. Чуть только Репин усадил его в нужную позу, сразу же стал столько рассказывать нам о своей жизни в Румынии, о своей поездке в Америку, о Сибири, о Николае Анненском, о художнике Ярошенко, о Горьком, о Чехове, что все мы слушали его очарованные (нас было четверо, так как рядом с Репиным, у другого мольберта примостился его ученик, известный художник И. И. Бродский).

Репин так и изобразил Короленко в позе одухотворенного рассказчика. С тех пор прошло уже около полувека, но и сейчас стоит мне взглянуть на репинский портрет Короленко,… и портрет начинает звучать, словно Репин вместе с человеком запечатлел на холсте и его голос…», – вспоминал К. И. Чуковский – главный инициатор создания этого замечательного изображения.

Кого бы Репин не писал, его привлекал именно конкретный человек в своей индивидуальной неповторимости. Внимательно изучая бесконечное богатство человеческих проявлений, художник разнообразно варьировал стилистику портретов, чем существенно отличался от старших передвижников. «Все пишут портреты, а Репин пишет людей», – писал о художнике критик Стасов.

В портрете Короленко художник отбросил все случайное: исчезли следы утомления и грусти. Годы будто бы не властны над писателем. Владимир Галактионович в непринужденной позе расположился на невысоком кресле. Седоватые вьющиеся волосы и окладистая борода выдают возраст Короленко. Но его небольшие, пронзительные глаза, динамично подавшаяся вперед фигура свидетельствуют о живости и энергии чуткого собеседника и опытного рассказчика.



05. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ Ц. А. КЮИ 1890

125 x 98
холст масло
ГТГ


Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – композитор, виднейший музыкальный критик, участник и активный пропагандист идей и творчества объединения композиторов «Могучая кучка», сложившегося в конце 1850-х годов. По своей «второй профессии» Кюи был инженером, крупным ученым и основоположником русской фортификационной школы.

Творческое наследие Кюи чрезвычайно разнообразно и обширно: четырнадцать опер (из них четыре детских), множество романсов и фортепианных пьес, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения. Кюи написал несколько книг по музыке и опубликовал в периодической печати свыше семисот статей и рецензий на актуальные темы современного ему музыкального искусства. Его перу также принадлежит ряд научных работ и учебников по фортификации. Познакомившись с композитором еще в 1870-х годах в Париже, Репин говорил о нем: «Я его очень уважаю и поклоняюсь его таланту, который всегда меня берет за самую душу».

Илья Репин был частым гостем на музыкальных вечерах, устраиваемых Кюи в своем доме - четырехэтажном особняке на Фонтанке, близ Аничкова дворца. Композитор позирует художнику у себя в кабинете в любимом кресле-качалке. По воспоминаниям посетителей дома, в комнатах, обставленных в соответствии со вкусами того времени, стояли большие шкафы с нотной библиотекой хозяина, тахта, пианино. На камине были расставлены фотографии самых близких ему людей - детей и композитора Балакирева. Центральное место на стене занимал написанный Репиным в том же году по заказу Кюи портрет Луизы Мерси д’Аржанто (1890, Третьяковская галерея) - пианистки, близкого друга композитора.

Живописец виртуозно изображает фигуру композитора, одетого в шинель генерал-инженера и белоснежный жилет, строгое лицо модели, сосредоточенный взгляд, проступающий сквозь стекла очков. Колористический дар Репина проявился в передаче



06. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ С. И. МЕНТЕР 1887

124,5 x 121,5
холст масло
ГТГ


Портрет известной немецкой пианистки, любимой ученицы Ф. Листа, Софьи Иосифовны Ментер (1846-1918), написан в Баварии, в ее замке Иттер, где Репин гостил во время своего путешествия по Европе в 1887 году. Раннее дарование С. И. Ментер проявилось еще в пятнадцатилетнем возрасте, когда она совершила свое первое артистическое турне по городам Германии. Позже Ментер сочинила несколько фортепианных композиций и стала автором музыкальных обработок, преподавала и была приглашена на должность профессора Петербургской консерватории (1883-1887). Знаменитый русский композитор Петр Чайковский высоко ценил талант пианистки и посвятил ей партитуру "Концертной фантазии" для фортепиано с оркестром (1884). Ее игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновременно изяществом и тонкостью художественной передачи.

Стихийный музыкальный темперамент и яркая красота Софьи Ментер поразили и серьезно увлекли Репина. Вероятно, художник впервые услышал ее игру в начале 1886 года на весеннем концерте Русского музыкального общества, где пианистка блестяще исполнила несколько произведений, в том числе рапсодию и 1-й фортепианный концерт Листа. В течение зимы 1886-1887 годов художник создал два графических и два живописных портрета С. И. Ментер.

Молодая красивая женщина в белом нарядном платье изображена сидящей у рояля, на крышке которого лежит пышный букет цветов – свидетельство недавнего концертного триумфа. Выразительные темные глаза портретируемой внимательно и сосредоточенно смотрят прямо на зрителя. Смелое колористическое решение композиции, построенной на сочетании ярко-красных, белых и фиолетовых оттенков, подчеркивает уверенность модели в своей неотразимости.



07. Репин Илья Ефимович 1844 - 1930
Портрет Ю. Б. Репман 1881

Холст, масло
73 x 63 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




08. Репин Илья Ефимович 1844 - 1930
Портрет С. А. Репиной. 1878

Холст, масло
23 x 17 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




09. Репин Илья Ефимович 1844 - 1930
Ратник XVII века 1879

Холст, масло
65 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




10. Репин Илья (1844-1930)
МУЖИК С ДУРНЫМ ГЛАЗОМ 1877

62,5 x 50,2
холст масло


Этюд «Мужик с дурным глазом» Репин исполнил на своей «малой» родине, в военном поселении Чугуеве под Харьковом, где он жил с октября 1876 по июль 1877 года. Именно оттуда, из российской провинции, он вывез богатый художественный материал, множество живописных эскизов и этюдов, о чем уведомлял в письмах своих корреспондентов. Там же родилась идея картины «Крестный ход», над которой Репин работал с конца 1870-х и вплоть до 1920-х. Эта тема стала ведущей в его творчестве на многие годы.

На этюде изображен Иван Федорович Радов, золотых дел мастер, муж Марфы Васильевны Радовой, крестной матери художника. Название картины удивляло современников, и Репин дал разъяснение Владимиру Стасову: «“Старик с дурным глазом„ действительно имеет такую репутацию; он мне приходится сродни, а потому у нас его хорошо знают; и я наслышан о нем много невероятного, и — что еще страшнее (может это случайность), но я сам два раза испытал силу его дурного глаза».



11. Репин Илья (1844-1930)
ПРОТОДИАКОН 1877

125 x 97,5
холст масло


Герой портрета-картины Репина «Протодиакон» имеет конкретное имя — Иван Уланов -- дьякон главного собора в родном городе художника — Чугуеве. Все жители города и окрестностей могли засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан. Его массивная фигура, жест рук, пронзительные глаза — все было узнаваемо.

Репин повышает в звании своего героя, называя его Протодиакон. Художника увлекает колоритная внешность модели, сквозь которую прочитываются неординарный характер и повадки человека. От его огромной фигуры, изображенной больше натуры, мясистого лица, маленьких, но выразительных глаз и остро-буравящего взгляда, больших и властных рук исходит языческая сила человеческой плоти. «Жаркий» колорит портрета, энергия темпераментного живописного мазка, богатство приемов письма соединяются в единое целое, завораживая мощным великолепием созданного художником образа. По словам Репина, запечатленный им навеки Иван Уланов, напоминал художнику «языческого жреца, славянского ещё». Композитор Модест Мусоргский, друг Репина, не без оснований сравнивал протодиакона с образом Варлаама, пьяницы и пройдохи, в опере «Борис Годунов». Под впечатлением от живописи композитор говорил о свободе и темпераменте, с которыми написан портрет, что это «огнедышащая гора» и восхищался широким размахом кисти, силой мастерства Репина.



12. Репин Илья (1844-1930)
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 1890

74,5 x 55,3
холст масло


Икона «Рождество» исполнена в 1890 году для церкви в имении Тарталеи Нижегородской губернии, где Репин недолго гостил летом у семьи Званцевых. Изображенная сцена согласуется с описанием в Евангелии от Луки: Иосиф и ожидающая первенца Мария отправились в Вифлеем на перепись населения, устроенную по повелению римского кесаря Августа. В Вифлееме младенец появился на свет, и Мария «спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Репин избирает композицию, где представлены лишь три самых важных участника чудесного события, опустив часто включаемых в сюжет поклоняющихся им ангелов, животных и других персонажей. На изображенной им тихой сцене в полумраке выступают освещенные теплым сиянием пламени фигуры святых: стоящий слева Иосиф трепетно склоняется к яслям, Мария с любованием придерживает младенца. В окно хлева светит рождественская звезда, возвестившая миру о радости рождения Спасителя.

Поездка в Тарталеи к Званцевым и, вероятно, появление произведения переплетаются с перипетиями личной жизни художника. Репин был сильно увлечен Елизаветой Николаевной Званцевой, художницей и основательницей школы живописи и рисования в Москве и Петербурге. Они познакомились в 1888 году, затем непродолжительное время молодая художница занималась у Репина. Более десяти лет их связывала переписка, особенно насыщенная эмоциональным общением в 1889–1890 годах. Репинские письма дошли до нас, хотя мастер просил Званцеву уничтожать его послания, полные глубоких душевных переживаний. Кисти художника принадлежат несколько графических и живописных портретов Елизаветы Званцевой («Портрет Е. Н. Званцевой», 1889, Атенеум, Хельсинки).
После возвращения из Тарталей Репин с досадой писал Званцевой об исполненном образе: «Ваши деревенские критики, вероятно, правы относительно “Рождества” моего обр[аза]. Да где же так было обработать. Ведь это по-русски сделано – тяп-ляп. А теперь и стыдно. Да что делать! Пускай люди молятся».

tretyakov.
art-catalog

Рубрики:  ПЕРСОНЫ
РЕЛИГИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку