-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140375


Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в Третьяковке (часть 2)

Понедельник, 27 Мая 2024 г. 12:29 + в цитатник

ЧАСТЬ 1



01. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ Т. А. МАМОНТОВОЙ 1882

75,5 x 57,3
холст масло
ГТГ


Изображена Татьяна Анатольевна Мамонтова (1864–1920), дочь А. И. Мамонтова - издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве. В 1889 году она вышла замуж за Г. А. Рачинского, филолога, переводчика и автора статей по вопросам философии и религии, двоюродного брата профессора ботаники Московского университета и педагога С. А. Рачинского. Занималась попечительской и благотворительной деятельностью.

Художнику удалось органично совместить почти профильное изображение модели с ее расслабленной, «домашней» позой: Татьяна представлена со спины, удобно расположившейся в кресле, чуть повернув голову в сторону зрителя. Несмотря на обилие черного цвета, колорит произведения, благодаря включению оттенков белого и розового, сохраняет мягкость, созвучную юному возрасту модели. Притягивает взгляд нежное цветочное украшение в волосах девушки, намеченное в общих очертаниях несколькими ударами кисти. Сквозь шаль, перекинутую через спинку кресла, справа вверху просвечивают красные мазки, а слева на фоне угадываются силуэты, записанные светлым цветом. Вероятно, фон и детали портрета были изменены, что часто случалось с Репиным, когда в поисках лучшего решения он по нескольку раз переписывал свои произведения частично или даже полностью.

Репин подарил портрет Марии Александровне Мамонтовой, матери Татьяны, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста: «Безкорыстному другу всѣхъ артистов Марьѣ Александровнѣ Мамонтовой И. Р.».




02. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ ПИАНИСТКИ ГРАФИНИ ЛУИЗЫ МЕРСИ ДʼАРЖАНТО 1890

86,5 x 108
холст масло


Графиня Луиза Мерси дʼАржанто, урожденная княгиня Карман-Шимэ (1837–1890), – бельгийская пианистка, пропагандистка русской музыки, организовывала в Европе концерты пианистов и композиторов, сама исполняла их произведения.

Первоначальное знакомство пианистки с «молодой русской музыкой», как ее определяли в Европе, состоялось по статьям Цезаря Антоновича Кюи, композитора и музыкального критика, затем оно перешло в серьезное увлечение культурой России и многолетнее сотрудничество и дружбу с Кюи. Широкая образованность пианистки, разносторонние знания привлекали к ней выдающихся современников. Она общалась с Ф. Листом, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом, А. Рубинштейном. Все отмечали в ней счастливое сочетание сильного логического, мужского, склада ума и обаяние красивой женщины. Будучи талантливой музыкантшей, она выступала на сцене самостоятельно и организовывала концерты из сочинений Мусоргского, Балакирева, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи и молодых композиторов Лядова, Глазунова и многих других. Они неизменно проходили с большим успехом. Мерси дʼАржанто издала в Европе первую биографию Цезаря Кюи.

С 1887 года графиня жила в Санкт-Петербурге в семье Кюи. Именно она заказала Илье Репину исполнение портрета композитора (1890, Государственный Русский музей). Во время работы над этим портретом Репин, общаясь с Мерси дʼАржанто, был покорен обаянием и умом графини и по своей инициативе начал писать ее изображение. Пианистка была тяжело больна, Репин завершил работу за одиннадцать дней до ее кончины. Портрет написан в светлой цветовой гамме со свойственным художнику безупречным живописным мастерством. Из свободно ложащихся мазков рождаются складки концертного платья, легкого кружева на рукавах и маленькой подушке. Лицо печально, но на нем нет боли ухода из жизни. Репин уловил и передал примирение этой сильной и красивой женщины с неизбежным. Она с достоинством проводила оставшиеся ей дни и «имела силу кротко улыбаться, пока все плакали», – писала одна из свидетельниц последних дней жизни графини.



03. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ А. Д. ТРЕТЬЯКОВОЙ 1878

106,5 x 89
холст масло


Александра Даниловна Третьякова (урожд. Борисова, 1812–1899) – мать Павла и Сергея Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, дочь московского купца, продававшего сало в Англию. Имела девять детей: два сына, старший – Павел, за ним следовал Сергей; три дочери – Елизавета, Софья, Надежда; четверо детей умерли в раннем детстве во время эпидемии скарлатины в Москве в конце 1840-х. После смерти мужа, Михаила Захаровича Третьякова (1801–1850), ей пришлось возглавить торговое дело семьи до совершеннолетия сыновей в 1859 году. Трагические жизненные испытания, связанные с потерями близких, наложили отпечаток на характер, усилив суровость ее нрава. По воспоминаниям близких, она была требовательна, строга, приучала детей к дисциплине и постоянному труду. Вместе с тем письма молодого Павла Третьякова, в которых он обращается к ней с неизменным почтением – «милая, дорогая, бесценная маменька», «мамаша», – говорят о теплых отношениях и общности предпочтений со старшим сыном, об интересе обоих ко всему происходящему в жизни.

«Была она некрасивая, с громадным, умным лбом, маленькими серыми глазами, горбатым носом… Росту она была выше среднего, фигура была представительная. Одевалась она прекрасно: с утра в корсете и носила на голове великолепные наколки, большие, светлые, из лент и кружев, спускавшихся на плечи. Была стильная. Казалась она строгой и недоступной. Ее прекрасный портрет работы Репина, написанный в бытность жизни его в Москве, в начале 80-х годов, висел в галерее. Портрет этот передает бабушку целиком», – вспоминала Вера Зилоти, старшая дочь Павла Третьякова.

Портрет создавался в 1877–1878 годах. О затяжном характере работы упомянул И.Э. Грабарь, автор одной из первых фундаментальных монографий о Репине: «Неинтересная и скучная старуха никак не вдохновляла художника на создание большого произведения, и он… написал казенно по взятости и скучно по живописи – сухо, но деловито и корректно. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа».

Биография А. Д. Третьяковой, ее письма и воспоминания о ней во многом противоречат суждениям Грабаря. Сдержанная и спокойная, много повидавшая на своем веку, обладавшая сильным и твердым характером – такой предстает она на репинском портрете. «Здравая, умная, подвижная, большая рукодельница, следит за литературой, интересуется театром… любит цветы и ухаживать за ними. Любит природу, музыку и стоит близко к молодости – своим внучатам. Есть в ней и чувство к нам, но высказывается оно довольно сухо. Надо ее понимать такой, как она есть. Не мешает молодости жить и сама живет – это чудное достоинство. Мы ее ценим», – писала ее невестка В. Н. Третьякова в своей записной книжке. Александра Даниловна прожила долгую жизнь, пережив семерых детей из девяти.



04. Репин Илья (1844-1930)
МОНАХИНЯ 1878

88,5 x 68,7
холст масло


За названием картины «Монахиня» Илья Репин скрыл имя героини портрета. Задумчиво и печально смотрит она на зрителя. Черный плат, такая же одежда и глубокий темный фон портрета оттеняют бледность ее лица и рук, держащих четки. Есть в облике молодой монахини какая-то тайна, недоговоренность, которую трудно разгадать, даже внимательно всматриваясь в лицо модели.

Зная биографию художника, его переписку, воспоминания о нем, сопоставляя эти сведения, можно назвать и имя изображенной на портрете молодой женщины. Художник написал портрет Софьи Алексеевны Шевцовой. Она была родной сестрой жены художника – Веры Алексеевны. Художник не обманул зрителя, который почувствовал в этом изображении некоторую тайну. Сохранились воспоминания о том, как писался портрет. Репин сначала изобразил Софью Алексеевну в открытом платье с воланами на рукавах, с высокой прической. Но затем «одел» свою модель в монашескую одежду. Воспоминания нужно было проверить, насколько они соответствуют истине. В таких случаях исследователям помогает инструментальное изучение картины. Рентгенограмма и ее «прочтение» подтвердили сказанное в воспоминаниях об этой работе.



05. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ П. А. СТРЕПЕТОВОЙ 1882

64,7 x 53,5
холст масло


Выдающаяся русская драматическая актриса Пелагея (Полина) Стрепетова (1850–1903) увлекала театральную публику своей неординарной, страстной игрой. Ее талант высоко ценили в семье Третьяковых, создаваемыми ею образами был захвачен и Репин. Он был покорен трагическим дарованием актрисы. Личная, полная драматизма судьба Стрепетовой, соединялась в ее частной жизни и сценических образах.

Наиболее яркие образы актриса создавала в драмах русских авторов – Катерину в «Грозе» Александра Островского, Лизавету в «Горькой судьбине» Алексея Писемского. Она проживала их жизнь на сцене как свою.

Портрет актрисы исполнен Репиным в течение одного сеанса, поэтому он сохраняет всю горячность работы художника и непосредственность общения модели и живописца. Кисть живыми, нервными мазками «лепит» лицо актрисы, ее напряженный лоб, нервно сдвигающиеся брови, затененные горящие глаза, полуоткрытые губы. Словно трепещущий нерв пронизывает портрет. Не только лицо Стрепетовой, но и окружающее ее пространство дышит той же повышенной нервной энергией. Она в широких мазках неприбранных волос, в сталкивающемся цветовом строе фона портрета. Напряженные бордово-красные живописные мазки в левой части фона спорят с более спокойной правой частью оливкового цвета. Всё вместе выражает трагическую сущность актрисы и человека. Яркий талант и неуживчивый характер, сотканный из множества противоречий, властно вели ее по жизни.



06. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ СТАРУШКИ

НАЧАЛО 1870-Х
111,5 x 87,5
холст
масляная краска


Портрет написан в период, когда Репин завершал свое образование в Академии художеств в Петербурге. Для участия в академическом конкурсе он писал полотно на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Русский музей). Работая над этим замыслом, художник штудировал образцы высокого классического искусства. Так появился «Портрет старушки» – копия с одноименной картины Рембрандта (1654, Эрмитаж).



07. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ В. Е. РЕПИНА 1867

86,4 x 68,5
холст масло


Изображен младший брат художника Василий (1853–1918). Репин писал его в родном городе Чугуеве, на Харьковщине. Летом 1867 года молодой художник, ученик Императорской Академии художеств, приехал на родину навестить своих близких. Тогда он написал две замечательные работы – портреты матери (1867, Национальная галерея, Прага) и младшего брата.

1860-е годы – время становления репинского таланта, но по этой ранней портретной работе уже чувствуется мощная «хватка» будущего мастера портретной живописи.
В свободном, естественном движении «не позирующего» человека расположена на холсте фигура взлохмаченного 14-летнего подростка. Без каких-либо оглядок на знаменитые работы великих авторитетов художник пишет портрет брата. В живописной свободе полотна раскрывается обаяние репинского мастерства и одновременно притягательность созданного образа.

Василий с ранней юности проявлял музыкальное дарование, и старший брат постарался как можно раньше «вытащить» его из Чугуева в Петербург. Уже в следующем, 1868 году Василий уехал в Санкт-Петербург, со временем он поступил в консерваторию по классу духовых инструментов. «Брат мой очень хороший и способный мальчик, порядочно рисует, но нетерпелив. У него большая способность к музыке», – отмечал художник. Василий окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу духовых инструментов, учился у Н.А. Римского-Корсакова, прекрасно играл на флейте, занимался композицией.



08. Репин Илья (1844-1930)
Портрет А. С. Бочаровой, тетки художника 1859

Картон, масло
20 x 16 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва




09. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ И. С. АКСАКОВА 1878

98 x 77
холст масло


Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886) – значительная личность в общественной жизни России 1840–1870-х годов. Публицист, поэт, один из лидеров славянофильства, он родился в семье С. Т. Аксакова, автора известной сказки «Аленький цветочек» и знаменитых книг об охоте, рыболовстве и русской природе.

Современники говорили об Иване Аксакове как о «правдиво-истинном» мыслителе. В своих публикациях и спорах с противниками его идей он вел горячие дискуссии о месте России и ее роли в мировой и современной истории. В жизни братьев Павла и Сергея Третьяковых Аксаков занимал важное место и находил в них единомышленников по многим вопросам, связанным с его общественной деятельностью. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Аксаков возглавлял Славянский комитет, сплотивший вокруг себя сторонников освобождения народов Балканского полуострова. Третьяковы, воодушевленные общим движением солидарности с братьями-славянами, оказывали Комитету значительную материальную помощь. По окончании войны Александр II подписал унизительный договор, закреплявший невыгодные для России границы на Балканах между вновь образованными государствами, в освобождении которых от Османской империи вели сражения русские солдаты. За пламенную речь против этого договора, произнесенную Аксаковым 22 июня 1878 года в Московском славянском благотворительном обществе, писатель был выслан из Москвы в село Варварино Владимирской губернии, имение Е. Ф. Тютчевой, родной сестры его жены. Третьяков тут же заказал Репину живописный портрет Аксакова как знак признания и уважения личности писателя. В течение недели в селе Варварино был исполнен портрет. Образ, созданный художником, настолько убедителен, что, кажется, можно услышать слова писателя: «Мой удел – стараться на благо человечества».



10. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ М. О. МИКЕШИНА 1888

108 x 87
холст масло


Портрет Михаила Осиповича Микешина (1835–1896), живописца и скульптора, автора знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования. Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.

По выразительности облика и живописной силе это один из лучших портретов Репина конца 1880-х годов. Микешин позировал художнику в затененной глубине мастерской, где игра света и тени воспринимается тоньше и таинственнее. Фигура в черном сюртуке выступает из сумеречного пространства и смотрится цельно в своей скульптурной объемности и выразительности. Колористическое решение портрета определяет черный цвет, сложный для живописца. Репин разрабатывает эту цветовую гамму во всем богатстве тональных отношений. Художник пишет изображение на обратной, не грунтованной, стороне крупнозернистого холста, и тонкослойная живопись словно растворяется в его крупном плетении. Легко набросанные широкие мазки определяют световую вибрацию фона. Владимир Стасов был в восторге от этой работы, сравнивая ее с произведениями великих мастеров XVII столетия, в частности со знаменитым портретом Яна Сикса (1654) работы Рембрандта из частного собрания в Амстердаме.

В импозантной фигуре Микешина и его чуть высокомерном взгляде прочитывается довольство собой, своим успехом, признанием и востребованностью.



11. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ ИСТОРИКА И. Е. ЗАБЕЛИНА 1877

116 x 90
холст масло


Осенью 1877 года И. Е. Репин получил заказ от П. М. Третьякова на исполнение портрета Ивана Егоровича Забелина (1820 - 1908) — одного из выдающихся людей своей эпохи. Ко времени создания портрета Забелин был известен как археолог, открывший скифские курганы, и как исследователь древней русской истории, в основном периода Киевской Руси и становления Московского государства. Не получив высшего образования из-за нехватки средств, Забелин добился всего своим трудом и впоследствии стал одним из основателей Исторического музея, председателем Общества истории и древности, почетным членом Московского и Санкт-Петербургского университетов, Российской академии наук.

Отличительной чертой научных работ историка является глубокое уважение к русскому народу, “крепкому и здоровому нравственно, народу-сироте, народу-кормильцу” и вера в его самобытные созидательные силы. Пристрастие к миру старины отражалось и в литературном языке Забелина, выразительном и оригинальном, с архаическим, народным оттенком. Помимо сочинения многих научных статей и книг по русской истории и культуре, он читал лекции, проводил экскурсии по Москве и давал образовательные консультации для любителей древнерусской культуры. Забелин бескорыстно служил науке и в конце жизни завещал свою личную коллекцию, библиотеку и сбережения Историческому музею в Москве.

Репин написал историка в рабочем кабинете, за письменным столом, где нет ни одного лишнего предмета и ничто не отвлекает от научных трудов, здесь только печатные издания, рукописи и чернильница. Благородный образ солидного ученого, наполненный спокойствием и душевным равновесием, передан выразительным языком живописи Репина. Чувствуется, что такой человек излагает мысли обдуманно, взвешенно, неторопливо. Художник выбирает сдержанный по цвету колорит, мастерски передает пластику естественной позы, живое выражение лица, наполняет интерьер естественным светом.



12. Репин Илья (1844-1930)
ПОРТРЕТ А. И. ДЕЛЬВИГА 1882

107,7 x 86
холст масло


Барон Андрей Иванович Дельвиг (1813–1887) -- военный инженер, генерал-лейтенант Инженерного корпуса, сенатор, министр путей сообщения. Технический руководитель и организатор строительства многих инженерных сооружений на территории Российской империи: нескольких железных и шоссейных дорог, а также сложных переправ в горах Кавказа. Оставил интереснейшие мемуары «Полвека русской жизни. 1820–1870», впервые опубликованные в 1930 году. Помимо описаний чиновничье-бюрократической сферы, в которую был погружен Дельвиг, многие страницы посвящены воспоминаниям и встречам с А. С. Пушкиным, другом поэта Антоном Дельвигом, которому Андрей Иванович приходился племянником. В воспоминаниях много страниц посвящено встречам с Н. В. Гоголем, П. Я. Чаадаевым, А. И. Герценом.

Андрей Дельвиг был интересным собеседником и неутомимым рассказчиком; его жизнь богата на встречи и дружбы. Он умел вовлекать слушателя в свои воспоминания, образный язык, рассказы об ушедшей эпохе делали его центром любого сообщества.

Репин увлекся этой колоритной во всех отношениях личностью. Свойственная художнику способность увидеть человека «объемно», почувствовать многослойность его натуры, раскрыть через внешние детали особенности его характера, повадки со всей художественной силой выявилась в портрете Дельвига.

Крупная фигура свободно расположена на холсте и чуть сдвинута вправо так, что зрителю видна спинка кресла, в котором удобно расположился портретируемый. После дружеского обеда и выпитой чашки кофе, с ароматной сигарой в руке он готов для продолжения интересного разговора. Горделивая посадка головы, умное и довольное выражение лица, движение холеных рук – во всем раскрываются выразительность характера, ощущение полноты жизненных сил и наслаждение жизнью, которые подкупали Репина в Дельвиге. Притом что портрет остро психологичен, он заключает в себе нарядность и представительность парадного портрета-картины. Блеск орденов, золото эполет, тонкое сукно мундира, красивое кресло написаны художником мастерски. Но это нисколько не мешает воспринимать неповторимую индивидуальность личности в портрете, которая выявлена Репиным во всей ее многогранности.

tretyakov.ru
art-catalog
wikimedia
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Понедельник, 27 Мая 2024 г. 12:39 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку