-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140549


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 8)

Среда, 22 Мая 2024 г. 12:28 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7



01. Васнецов Виктор (1848-1926)
СИРИН И АЛКОНОСТ. ПЕСНЬ РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ 1896

133 x 250
холст масло
ГТГ


В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощение печали и горя. В русском народном творчестве: лубках, на деревянной домашней утвари, прялках, дверцах шкафов – Сирин и Алконост были традиционным сюжетом изображения


Найти изобразительное решение фантастических крылатых женщин-птиц Васнецову помог художественный опыт, приобретенный им при работе над украшением Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Создавая образы, подсказанные народными сказаниями, художник выписал женские лица, выражающие чувства радости и печали средствами реалистической живописи, но соединил их с фантастическими туловищами могучих птиц с орнаментально решенным оперением, напоминающим образы серафимов в соборе. Контрастное стилизованное изображение белого покрова Алконоста и черного – Сирина сделано на фоне плоскостно трактованной узорчатой листвы, сквозь которую просвечивает багряное закатное небо. Благодаря этому решению композиция получила ритмически-музыкальный и декоративный характер. В целом она отвечала живописным исканиям модерна. Своим произведением художник соприкасался с интернациональным символистским направлением живописи, развивающимся на рубеже веков в различных странах наряду с национально-романтическим направлением стиля модерн.

Символический смысл созданных художником образов прочитывался современниками достаточно ясно. «Фантастичность содержания» работ Васнецова так увлекла молодого Александра Блока, что он посвятил картине одно из своих ранних стихотворений «Сирин и Алконост» (23-25 февраля 1899). Есть сведения, что Блок вообще любил живопись Виктора Васнецова. Ему близка была отрешенность художника от грубой прозы жизни, тонкая поэтичность его живописи.

Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» экспонировалась на первой персональной выставке картин Виктора Васнецова в Академии художеств в 1899 году. После выставки ее приобрел у автора Великий князь Сергей Александрович.



02. Васнецов Виктор (1848-1926)
ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА 1879-1881

152,7 x 165,2
холст масло


Картина «Три царевны подземного царства» – одно из первых произведений Виктора Васнецова из разряда картин на былинно-сказочные сюжеты, открытых для русской живописи художником, одним из основоположников национально-романтического направления стиля модерн в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века.

Полотно заказано Васнецову Саввой Мамонтовым, крупным промышленником, строителем железных дорог и меценатом, основателем Абрамцевского художественного кружка, деятельным участником которого был художник. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, Мамонтов предложил Васнецову написать три полотна на любые близкие ему темы. Они должны были украсить помещение кабинета правления. Художник выбрал сюжеты, служащие своего рода сказочными иллюстрациями пробуждения богатого Донецкого края новой железной дорогой. Их темами стали: далекое прошлое края – «Битва скифов со славянами», сказочно быстрое средство передвижения – «Ковер-самолет» и, наконец, богатство недр осваиваемых земель – «Три царевны подземного царства», владычицы золота, драгоценных камней и каменного угля.

Правление не согласилось иметь у себя живописные произведения, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам – «Ковер-самолет» и «Битву скифов со славянами», а картина «Три царевны подземного царства» оказалась в собрании его брата Анатолия. Картина затем попала к известному коллекционеру Михаилу Морозову и впоследствии передана в дар в Третьяковскую галерею по его завещанию.



03. Васнецов Виктор (1848-1926)
СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА 1913-1917

214 x 452
холст масло


Картина «Спящая царевна» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок». Васнецов задумал в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.

Мотивом для задуманной Васнецовым картины послужил весьма распространенный в европейской литературе сюжет о спящей красавице, широко известный в эпоху Средневековья и Новое время. Это был так называемый бродячий сюжет, то есть основные его черты обнаруживаются неизменными в фольклоре разных стран. Наиболее известные варианты сказки принадлежат европейским сказочникам Шарлю Перро и братьям Гримм, из русских сказок известен поэтический перевод В. А. Жуковского.

Художник изобразил расписной терем, где на террасе на высоком ложе уснула царевна. Рядом с ней погрузились в сон по-старинному одетые сенные девушки, скоморох, гусляр, дрессировщик медведя, населяющие сказочное царство звери и птицы. В самом центре картины у ложа царевны на раскрытых страницах «Голубиной книги» спит девочка-семилеточка. Даже сквозь сон она вникает в запечатленный на страницах текст:

У нас белый свет
от суда Божия,
Солнце красное
от лица Божьего,
Млад-светел месяц
от персей его,
Звезды частые
ризы Божии,
Ночи темные
думы Господни,
Зори утрени
[Очи Господни]




«Голубиная книга» и читающая ее девочка стали смысловым центром всей картины, обогатив сказочный сюжет религиозно-философскими размышлениями о Божественном мироздании. Соединив сказочный мотив с христианским, художник наполнил картину духовным содержанием.

Современники Васнецова считали «Спящую царевну» одним из лучших его произведений. «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», – писал о ней М. В. Нестеров.



04. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА 1918

185 x 250
холст масло




05. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА 1916

262 x 190
холст масло


В основу картины лег бродячий сказочный сюжет о Царевне-Несмеяне. Васнецов знал его в пересказе известного собирателя русского народного фольклора Александра Николаевича Афанасьева. Царевну ничто не радовало и не веселило, поэтому царь пригласил во дворец женихов, чтобы они рассмешили его дочь. В награду он обещал отдать царевну в жены.

Васнецов создал образ безудержного «низменного» веселья, характерного скорее для балаганов и народных празднеств. Он показал стремящихся заполучить богатство женихов, бурным крикливым потоком проходящих мимо возвышающейся на троне царевны. Продолжение шествия изображено за пределами царского терема – на площади. Толпе корыстолюбивых женихов противопоставлена фигура царевны, которая воспринимается как своеобразный эталон нравственности и достоинства.

Ключом к пониманию авторского замысла оказывается верхняя часть композиции с изображением религиозных сюжетов. Над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие их алчность и стяжательство: слева на стене размещен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки – «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствием, теряли спасение и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая», и рядом на правой распалубке – стилизованное растение и птицу как символы рая.

В композиции полотна органично сосуществуют два мира – сказочный и религиозный. И в каждом из этих миров происходит противоборство между добром и злом. В сказочной части Васнецов противопоставляет царевну, ждущую искреннего и доброго жениха, и толпу алчных «борющихся» за обещанное богатство претендентов на ее руку. В религиозной – смиренную праведную «чистую душу» и грешников, которые, прельстившись земными благами, забыв о скоротечности жизни, теряли спасение.



06. Васнецов Виктор (1848-1926)
КОВЕР-САМОЛЕТ 1920-1923, 1925

260 x 187
холст масло


В основе сюжета картины лежит вариант русской народной сказки «Царевна-лягушка», бытовавший в Шадринском уезде. После того как Иван-царевич сжег лягушачью шкурку Елены Прекрасной, она превратилась в белого лебедя и улетела в царство Бабы-Яги. Иван-царевич нашел Елену, и, взяв у Бабы-Яги ковер-самолет, герои смогли вернуться домой.

Задумав картину в конце XIX века, Васнецов работал над ней в последние годы своей жизни. Картина посвящена теме торжества любви как наивысшего блага в жизни человека. Герои возносятся в небо, словно утратив земное притяжение. Основным колористическим акцентом становится излюбленный художником розовый цвет. Символизируя добро и красоту, он озаряет небесный свод, отражаясь в водной глади.

Пережив тяжелые переломные годы Гражданской войны, Васнецов вслед за сказочными героями ищет в мотиве полета отражения идеи «возвращения из подземной глубины, “с того света”, на свет Божий <…> от тьмы к свету, от смерти к жизни и от беспросветной тоски к светлой радости» (Е. Н. Трубецкой).



07. Васнецов Виктор (1848-1926)
КОВЕР-САМОЛЕТ, конец 1870-x

24,7 x 39
холст масло


Эскиз относится к периоду, когда молодой художник сблизился с семьей Саввы Мамонтова и принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка.

В 1878 году состоялось торжественное открытие Донецкой каменноугольной железной дороги, строительство которой велось на средства акционерного общества, организованного Мамонтовым. Он задумал украсить интерьеры правления картинами и предложил написать их Васнецову, выбрав любой интересующий его сюжет. Художник решил, что композиции должны содержать мотивы, отсылающие к работе Донецкой железной дороги и прошлому этого края. Так появились полотна «Ковер-самолет» (1880, Новгородский государственный художественный музей), «Битва скифов со славянами» (1881, Русский музей), «Три царевны подземного царства» (1879–1881, Третьяковская галерея). Правление отказалось от своего заказа, посчитав, что картины в помещении выглядят несолидно. Мамонтов оставил себе «Ковер-самолет» и «Битву скифов со славянами», а «Три царевны» вошли в коллекцию его брата А. И. Мамонтова.

Картина «Ковер-самолет» должна была олицетворять сказочно быстрый способ передвижения. Сюжет полотна восходит к сказке о Жар-птице, в которой Иван-царевич, обретя ее, летит на волшебном ковре, подаренном ему Бабой-ягой. Позднее художник переосмыслил мотив полета в другой одноименной работе – «Ковер-самолет» (1919–1926, Дом-музей Васнецова).

Эскиз связан с разработкой пейзажа и развивает схемы графических набросков композиции. Художником был найден непростой образно-пластический мотив летящего ковра, восхищавший критиков. Предрассветная туманная твердь земли с болотами и реками, предстающая в виде размытых широких пятен, символизирует бесконечные пространства страны. Жар-птица в руках царевича несет людям свет, побеждающий тьму. Широкие открытые красочные мазки эскиза придают изображению целостность и достоверность.



08. Васнецов Виктор (1848-1926)
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ 1917-1919

198 x 310
холст масло


Мотивом для задуманной Васнецовым картины послужила сказка о «Царевне-лягушке». В одном из вариантов, записанных А.Н. Афанасьевым, Василиса Премудрая, после того как Иван-царевич сжег в печи ее лягушачью шкурку, оказалась в царстве Кащея Бессмертного. В картине герои изображены сидящими на высоком «средневековом» троне, Кащей пытается обнять царевну, однако она отстраняется от него. Как известно, не во всех сказках Кащей является отрицательным персонажем, поэтому Васнецов подчеркивает его образ антигероя с помощью деталей – в руках он держит окровавленный меч, которым убивал добрых молодцев; его голову украшает «змеиная» корона. Развивая тему столкновения добра со злом, художник композиционно и колористически противопоставляет Василису и Кащея.

Главной частью изобразительного нарратива композиции стала настенная роспись, которая словно своеобразная карта раскрывает тайну, как победить Бессмертного Кащея: справа рядом с деревом помещен сундук и выбежавший из него заяц; слева – улетающая в небо утка и щука, передавшая Ивану-царевичу яйцо с иглой, на конце которой сокрыта смерть злодея.

Над картиной художник работал между 1917 и 1919 годами. Живописное произведение продолжает религиозно-философские размышления художника и вечном противостоянии добра и зла.



09. Васнецов Виктор (1848-1926)
БАБА - ЯГА 1917

195 x 267
холст масло


Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Ивашко и ведьма», в которой Баба-Яга похищает ребенка. Немного отступив от текста, Васнецов изобразил ведьму, которая обманула мальчика, переодевшись в одежду его матери – красный сарафан и кокошник, наряд молодой замужней женщины.

Васнецов создал в картине тревожную атмосферу: на фоне сгущающегося сумрака ночи ярким акцентом становится кроваво-красный развевающийся сарафан Бабы-Яги, который приобретает сходство со вспыхнувшим пламенем. Дополняют атмосферу картины пролетающий над костяным остовом филин, выползающие из болота змеи, встречающие хозяйку дремучего леса, и мрачно поднимающийся из-за горизонта алый полумесяц.
История замысла и воплощения картины «Баба-Яга» заняла около двадцати лет, с конца 1890-х по 1917 год. В контексте разгоравшихся войн и революций образ Бабы-Яги воспринимается как персонификация зла, а красный цвет ее сарафана отождествляется с цветом революции и войны, поэтому полотно невольно воспринимается как своеобразное авторское высказывание.

Картина завершена в 1917 году, однако художник не стал ее экспонировать. Впервые она была показана на «Посмертной выставке картин и рисунков В. М. Васнецова» в 1927 году. После открытия музея в доме художника картина заняла свое место в экспозиции мастерской и больше никогда не покидала эти стены.



10. Васнецов Виктор (1848-1926)
СИВКА-БУРКА, начало 1920-х

282 x 186
холст масло


В картине Васнецов обратился к сюжету одноименной сказки. Младший сын старика Иван-дурак единственный из братьев исполнил последнюю волю отца – ходил после его смерти три ночи подряд к нему на могилу. В награду он получил волшебного коня Сивку-Бурку, на котором взлетел к светелке царевны, поцеловал ее и взял платочек-ширинку, или, по другой версии, – перстень.

Художник работал над полотном в начале 1920-х годов. После разрушительных Первой мировой и Гражданской войн мастерская стала для художника настоящим убежищем от бурь и тревог времени. Последние картины «Поэмы семи сказок» – «Ковер-самолет» и «Сивка-бурка» – Васнецов посвятил теме любви – наивысшему благу с общечеловеческой и религиозной точек зрения, стремление к которому художник подчеркнул через мотив полета.



11. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОЙ ДОБРЫНИ НИКИТИЧА СО ЗМЕЕМ ГОРЫНЫЧЕМ 1918

267 x 196
холст масло


Картина «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» написана на мотив былины «Добрыня и Змей». Она продолжает идею тяжелого неравного сражения, начатую в его работе «Бой Ивана-царевича с Трехглавым морским змеем» (1910–1912, Дом-музей Васнецова). Также улавливается сходство с открыткой «Смертный бой с змием трехглавым», исполненной в 1916 году Борисом Зворыкиным как отклик на события Первой мировой войны: русский воин со щитом, украшенным гербом Российской империи, борется с трехголовым змеем, олицетворяющим Тройственный союз – Германию, Австро-Венгрию и Италию.

Васнецов датировал картину 1918 годом, поэтому былинный сюжет невольно воспринимается как реакция на Гражданскую войну. Для Васнецова, человека монархических взглядов, эти события стали настоящей трагедией. Страна переживала тяжелый внутренний конфликт, в котором участвовали сразу несколько военных блоков и формирований. Эта многосоставная сила воспринимается в образе многоголового змея, с которым борется Добрыня Никитич. Конь Добрыни пал, однако богатырь продолжает биться, защищаясь украшенным крестом щитом. В картине Васнецов утверждает несокрушимость русского воина, находящегося под защитой Божьей милости, и непременное торжество добра.



12. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОГАТЫРИ 1881-1898

295,3 x 446
холст масло


Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова – богатыри-воины, стоящие на защите рубежей родины. С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

В соответствии с основной темой он строит композицию картины, размещая на большом полотне три крупные фигуры фронтально, что создает впечатление силы и величественности. Персонажи приближены к переднему плану и благодаря точке зрения снизу воспринимаются стоящими на пьедестале. Остроконечные шлемы на головах будто подпирают небо. Плотные массы темно-зеленых холмов с густым темным лесом придвинуты к витязям. Композиция тем самым уплощается, стилистически приближаясь к настенной росписи.

Широкая распевная манера былинного эпоса помогла художнику при создании характерных черт персонажей картины и пейзажа. В центре – Илья Муромец, он прост и могуч. Согласно былинам, он крестьянский сын, родом из села Карачарова близ Мурома. В правой руке у него булава – не только оружие, но и символ великой силы и власти, а в левой – покоящееся до поры до времени копье, эмблема войны. В Илье Муромце чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Неразрывно слитый с могучим вороным конем, он – глава богатырской заставы, его фигура, расположенная в центре композиции, организует всю группу.

По левую руку от Ильи Муромца – самый младший витязь, «напуском смелый» – Алёша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полный отваги, Алёша – большой выдумщик, певец и гусляр, «женский пересмешник». В руках у него лук, а сбоку к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь, Добрыня Никитич, представителен и величав. Былины причисляют его к дружинникам киевского князя Владимира. В осанке Добрыни чувствуется сознание собственного достоинства, тонкие черты лица выражают «вежество», то есть знания, а также вдумчивость и предусмотрительность. В картине только на нем золотой крест, который напоминает о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира. Богатыри Васнецова «историчны», но живут в эпическом времени, они стали воплощением самой идеи богатырства.

Пейзаж написан широкой кистью. Редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. Плавные очертания холмов с густым темным лесом на заднем плане вторят силуэтам богатырей. Высокая трава и контуры маленьких елочек и сосенок на первом плане как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. Таким образом, природа приобретает эпически монументальный характер.

Благодаря композиционно-стилистическим приемам художник передал народное представление о героях былинного эпоса. В картине выражена, по словам Владимира Стасова, «вся сила и мощь русского народа <…> сила торжествующая, спокойная и важная».
Полотно стало одним из последних приобретений П. М. Третьякова в июне 1898 года. Для произведений Васнецова был выделен большой зал на втором этаже Галереи. «Богатыри» помещены на то место, которое они занимают и поныне, став одной из самых значительных и любимых картин в русском искусстве второй половины XIX века



13. Васнецов Виктор (1848-1926)
ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ 1920

99,3 x 75,5
холст масло


В основе композиции картины лежит сказочный сюжет «Иван-царевич и Серый волк» (др. названия – «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Жар-птица»). Васнецов выбрал сюжет, когда Серый волк украл Елену Прекрасную для Ивана-царевича, и теперь они стремятся прочь из тридесятого царства.

Художник обращался к этой сказке неоднократно. В 1869 году, обучаясь на втором курсе Императорской Академии художеств, он исполнил рисунок «Жар-птица» для публикации в журнале «Всемирная иллюстрация», повторно воспроизведенный в 1875 году в альбоме «Русские народные сказки и былины» (изд. Гоппе, СПб). В 1889 художник написал картину, показанную в том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где ее приобрел Павел Михайлович Третьяков. В 1920 году Васнецов создал авторское повторение композиции.

Сравнивая авторское повторение с оригинальным произведением, можно заметить, как сильно изменился стиль художника. Общее колористическое решение стало упрощенным, живописная разработка – менее детализированной, более приземистыми стали пропорции фигур, а движения героев – скованными.

Авторские повторения художники обычно создавали на заказ. Наибольшее число подобных работ в творчестве Васнецова относятся к 1919–1920 годам, среди которых повторения картин «Витязь на распутье» и «Богатыри». Хранящаяся в собрании Дома-музея В.М. Васнецова картина «Иван-царевич на Сером волке» была выполнена тогда же и остается единственным известным сегодня авторским повторением этой картины.



14. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОЙ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА С ТРЕХГЛАВЫМ МОРСКИМ ЗМЕЕМ 1910-1912

206 x 428
холст масло


Доподлинно неизвестно, какая сказка послужила основой для сюжета картины, однако по свидетельствам дочери художника, Татьяны Викторовны Васнецовой, ее сюжет таков: раз в год Змею отдавали на съедение молодую девушку. Когда очередь дошла до царевны, Иван-царевич вышел сразиться со Змеем. Бой длился три дня и три ночи, из последних сил Иван-царевич изловчился и убил Змея – спас царевну и царство от беды.

Художник запечатлел момент страшного сражения. Накал битвы выражен не только через напряженные фигуры Ивана-царевича и Морского Змея, но также через пейзаж: разбушевавшееся море, разрезающие потемневшее небо яркие молнии и тревожную полоску зари на дальнем плане.

В композиции картины угадываются мотивы распространенных в европейской живописи сюжетов о Персее и Андромеде или Роже и Анжелике. Однако более вероятной параллелью стал сюжет «Чуда св. Георгия о змие», в котором святой воин спас царскую дочь от растерзания ужасным змеем. Не случайно из-под кольчуги Ивана-царевича выбился нательный крест, а голову царевны украшает венец с крестами. Васнецов вышел за границы сказочного повествования и создал новый религиозный уровень трактовки произведения.

Несмотря на внушительные размеры картины, художник неоднократно экспонировал ее в России и за рубежом: на персональной выставке в Государственном Историческом музее (1912–1913), 11-й выставке Союза русских художников (1914), Международной Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914), а также на выставке русского искусства в Америке (1924–1925). Картина вернулась в Россию незадолго до смерти Васнецова и уже не покидала стен мастерской дома художника.



15. Васнецова Татьяна (1879-1961)
ПОРТРЕТ В. М. ВАСНЕЦОВА 1913

78 x 60
холст масло
ГТГ


Портрет Виктора Васнецова написан в год его 65-летия. Это было время подведения итогов и признания заслуг художника: за работу над украшением собора Александра Невского в Варшаве в июле 1912 года Васнецов был возведен в потомственное дворянское достоинство, в то же самое время в Историческом музее в Москве была открыта масштабная ретроспективная выставка, подытоживающая его художественную деятельность. К этому моменту Васнецов уже был известен не только в России, но и за рубежом. Стал профессором (1892) и членом Императорской Академии художеств (1893), членом-корреспондентом Академии художеств в Реймсе (1895), почетным членом Строгановского училища, Московского археологического института и других.

Созданный в это памятное время портрет совершенно не отражает статус Васнецова как известного и признанного живописца. Он запечатлен как трудолюбивый мастер, посвятивший жизнь творчеству. Виктор Михайлович облачен в традиционные красный берет и синюю куртку, в которых он работал над своими полотнами в мастерской.

Автором портрета стала Татьяна Викторовна Васнецова – единственная дочь и старшая из пяти детей Виктора Васнецова. Она унаследовала любовь к рисованию от отца, который стал для нее первым учителем. Татьяна Викторовна окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, писала в основном портреты и пейзажи, выполнила ряд иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина. В начале Первой мировой войны окончила краткосрочные медицинские курсы и служила сестрой милосердия в одном из московских лазаретов. Как отец и братья, много занималась благотворительностью, а также стала основным дарителем коллекции Дома-музея В. М. Васнецова.

tretyakov.ru
Рубрики:  СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку