-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140945


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 7)

Вторник, 21 Мая 2024 г. 12:19 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6




01. Васнецов Виктор (1848-1926)
БУКЕТ. АБРАМЦЕВО

НАЧАЛО 1880-Х
45 x 36
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Картина Виктора Васнецова «Букет. Абрамцево» относится к редкому для творчества мастера жанру натюрморта, который в живописи второй половины XIX века встречался вообще не часто. Но в нем любили пробовать свои силы участники Абрамцевского кружка – содружества художников, объединившихся вокруг крупного промышленника и мецената, человека, наделенного разнообразными талантами, Саввы Мамонтова. В 1878 году «Букет цветов» в Абрамцеве написал Илья Репин, в 1880 году картину с тем же названием (обе – Музей-заповедник «Абрамцево») создал здесь же Василий Поленов.

В подмосковную усадьбу Мамонтовых живописцы часто приезжали, чтобы поработать на пленэре, принять участие в коллективных затеях кружка – домашних спектаклях, в строительстве церкви Спаса Нерукотворного или в деятельности мастерских – столярно-резчицкой и керамической. Во время строительства Абрамцевской церкви (1881–1882, проект Василия Поленова и Виктора Васнецова), а потом и внутреннего украшения храма, уже в конце работы, выяснилось, что остались неокрашенными клиросы. Их покрыли голубовато-зеленой краской, но вышло «что-то малярно-грубое, не гармонирующее с общим художественным тоном», – вспоминала Наталья Поленова, жена Василия Поленова. «И тут выручил Васнецов, – пишет она далее, – Он потребовал цветов; со всех сторон ему понесли разнообразные букеты, и из-под его творческой кисти быстро стали вырастать цветы на голубом фоне клиросов. Создалось что-то нежное, красивое, веселое, вполне соответствующее общему радостному настроению».

Можно предположить, что именно тогда Васнецов и написал натюрморт «Букет. Абрамцево». Многие цветы на клиросах напоминают такие же в букете натюрморта. Но главное, картина наполнена тем радостным настроением и воодушевлением, которые царили в усадьбе во время строительства и украшения храма. Илья Остроухов, написавший в 1883 году два этюда внешнего и внутреннего вида церкви Спаса Нерукотворного (оба – Музей-заповедник «Абрамцево»), приобрел у Васнецова натюрморт в свою коллекцию, как память об этом времени. После закрытия Музея Остроухова эта картина в 1929 году поступила в собрание Третьяковской галереи.




02. Васнецов Виктор (1848-1926)
ХВОЙНЫЙ ЛЕС 1874

47,8 x 33,8
холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Этюд написан на родине Виктора Михайловича Васнецова в Вятской губернии в годы его обучения в Императорской Академии художеств. Северный Вятский край зародил в душе художника любовь к природе и в дальнейшем – неподдельный интерес к пейзажу как жанру живописи. Младший брат Виктора Васнецова, художник Аполлинарий Михайлович, так характеризовал окружавшие их в детстве места: «Ряд довольно высоких холмов с долинами рек Кордяги и впадавшей в нее Рябовки, с оврагами, покрытыми хвойным лесом и пашнями». Сохранилось большое количество рисунков 1860-х – начала 1870-х годов, в которых Васнецов стремился «увидеть своеобразную прелесть родной ему природы» и запечатлеть мотивы хорошо знакомых рек с высокими берегами, старого могучего леса, поваленных деревьев и огибающих их тропинок. Однако живописных этюдов этого периода с изображением вятской земли сохранилось немного и каждый их них имеет особенное значение. «Хвойных лес» – не просто этюдная зарисовка вятской природы. Реалистически трактованный мотив старого соснового леса спустя пятнадцать лет получил развитие в образе волшебной, величественной лесной чащи в картине «Иван-царевич на Сером Волке» (1889).



03. Васнецов Виктор (1848-1926). ПРУД В АХТЫРКЕ 1880 46 x 32 холст на картоне масло
04. Васнецов Виктор (1848-1926). ПРУД В АХТЫРКЕ 1880 34 x 22 холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Пруд в Ахтырке» Виктора Васнецова – один из этюдов, написанных летом 1880 года в окрестностях Абрамцева для картины «Алёнушка» (1881, Третьяковская галерея). Идея ее создания возникла у Васнецова в 1880 году, когда он жил вместе с младшим братом Аполлинарием в селе Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, подмосковного имения крупного промышленника и мецената Саввы Мамонтова, организатора Абрамцевского художественного кружка. Художник так рассказывал впоследствии Виктору Лобанову, своему другу и летописцу, об этом замысле: «…”Аленушка”, как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Помимо первоначального эскиза («Алёнушка». Эскиз. Третьяковская галерея), в это лето Васнецов выполнил множество натурных этюдов, в которых стремился найти и наиболее точно передать состояние природы, сходное с печальным настроением главной героини картины, девушки-сиротки, повстречавшейся ему в Ахтырке. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, и ему удалось найти целый ряд мотивов, отвечавших его желанию включить окружающий пейзаж в образный строй картины. Но в тот день, когда Васнецов принялся работать над представляемым здесь этюдом, неожиданно распогодилось, тучи рассеялись, выглянуло солнце, и сквозь кроны деревьев стала видна голубизна ясного неба. Листва засверкала под лучами солнца. Пруд преобразился. Приняв на себя отражения деревьев и неба, он стал богаче в цветовых сочетаниях и светлее в общей тональности. Веселые кувшинки на зеркале воды добавили оптимистические нотки в образный строй этюда. Недаром в законченной картине Васнецов заменил кувшинки опавшими пожелтевшими листьями, более соответствующими задачам, поставленным им в «Алёнушке». При этом и описанная работа, и ряд других лирических пейзажных этюдов этого лета, исполнявшихся как подготовительный материал для «Алёнушки», приобрели самостоятельное художественное значение.



05. Васнецов Виктор (1848-1926)
У ОПУШКИ. АХТЫРКА 1880

30,5 x 18,5
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Летом 1880 года художник задумал написать картину «Алёнушка» (1881, Третьяковская галерея) и выполнил к ней множество подготовительных работ, среди которых 4 рисунка, 16 этюдов и эскизов маслом.

Участок густого заброшенного леса с одинокими осинками и елочками на опушке, найденный в окрестностях Ахтырки, вполне соответствовал задуманной композиции. Помимо свежести этюдного восприятия, натурный пейзаж наполнен ощущением тревоги, которую художник искал в природе, чтобы выразить чувство печали и одиночества, испытываемого его Алёнушкой.



06. Васнецов Виктор (1848-1926)
АХТЫРСКИЙ ДУБ 1880

33,5 x 47,6
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Пейзажный этюд «Ахтырский дуб», впоследствии использован Васнецовым для картины «Иван-царевич на Сером Волке». Могучие ветви раскидистого дуба, сквозь которые пробивается небесный свет, покорили художника мощной красотой, и, может быть, именно когда он работал над этюдом, перед ним пронеслись события народных сказок, связанные с преодолением препятствий мужественным «добролюбящим» царевичем Иваном с трогательно нежной и печальной Еленой Прекрасной, несущимися на Сером Волке сквозь непроходимые заросли лесной чащобы. Так же, как проникал дневной свет сквозь мощные ветви векового дерева в этюде «Ахтырский дуб», в сказочной картине волею художника сквозь переплетенные ветви и огромные стволы деревьев будет пробиваться тревожный свет утренней зари, обещающий счастливый конец сказки.



07. Васнецов Виктор (1848-1926)
АХТЫРСКИЙ ПАРК 1880

19,4 x 8,3
холст на фанере, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенний пейзаж «Ахтырский парк» выполнен в Ахтырке в 1880 году. Именно здесь Васнецов изобразил свою молодую супругу Александру Владимировну Васнецову (урожд. Рязанцеву) в окружении золотой листвы осеннего парка. В это же время он работал над замыслом знаменитой «Алёнушки» (1881, Третьяковская галерея), выполнил множество пейзажных этюдов, чтобы найти верный эмоциональный тон и необходимую живописную гамму. Пейзаж «Ахтырский парк» создан под очевидным влиянием этих поисков.



08. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПРУД В АХТЫРКЕ 1880

32,5 x 24
холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




09. Васнецов Виктор (1848-1926)
ДУБОВАЯ РОЩА В АБРАМЦЕВЕ 1883

36,7 x 60,5
холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




10. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЗИМА. АБРАМЦЕВО 1880 - 1890-e

18 x 11,5
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




11. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЛУГ. РОМАШКИ 1916

8,5 x 19,5
фанера масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




12. Васнецов Виктор (1848-1926)
ДЕРЕВО 1917

19,6 x 8,5
фанера масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




13. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПЕЙЗАЖ ПОД АБРАМЦЕВЫМ 1881

28 x 35,5
холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




14. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПЛЮЩ 1876

29,5 x 21,5
холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Важным этапом в творческой биографии Виктора Михайловича Васнецова стала поездка во Францию (март 1876 – май 1877). Он предпринял ее по настойчивому приглашению Ильи Репина, который указывал на пользу заграничного путешествия: «на всё открывает глаза» и «не будешь неопределенно предаваться тоске по неизвестному».

Из этой поездки Васнецов привез множество этюдов. Он писал их в Медонском лесу и, вероятно, в самом Париже. Этюды спасали его «от неожиданных ураганов грусти и скуки самой тяжелой, самой отчаянной», которая нападала на него на чужбине. Франция оказала достаточно сильное влияние на стиль Васнецова. Если раньше он акцентировал внимание на выявлении характерных черт образа, то во Франции стал больше заботиться о цвете. В это время он тяготел к более чистым и светлым тонам, нюансированной колористической разработке. В пейзажных этюдах чувствуется опыт работы художника на пленэре, натурность и естественность первого впечатления. Время, проведенное художником во Франции, обогатило его творческие возможности.



15. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПИРАМИДАЛЬНЫЕ ТОПОЛЯ 1876

21,5 x 14,5
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




16. Васнецов Виктор (1848-1926)
МАНСАРДА 1876

23 x 15
холст, наклеенный на фанеру
масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




17. Васнецов Виктор (1848-1926)
ДОМ. НОВОЕ РЯБОВО 1916

8,5 x 19,5
фанера масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
18. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЗАТИШЬЕ 1881

62,8 x 161
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




19. Васнецов Виктор (1848-1926)
АЛЕНУШКА 1881

173 x 120
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


В 1879-1881 годах художник много работал в имении Саввы Мамонтова Абрамцево и соседней Ахтырке. Именно там он и увидел свою Аленушку – простоволосую крестьянскую девушку, поразившую его воображение. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!» – вспоминал Васнецов.

Пруд в Ахтырке, берега реки Вори, абрамцевские леса нашли отражение в многочисленных этюдах и пейзажах художника. Атмосфера Абрамцевского кружка с его интересом к народному искусству, к национальным корням питала воображение Васнецова. К нему в руки попал и сборник Александра Афанасьева, представлявший богатый мир русской народной сказки. Все это сформировало оптику художника, позволившую ему именно так увидеть и показать деревенскую сироту Аленушку.

Все в картине подчинено передаче настроения «чисто русской печали». Девочка с отчаянием вглядывается в темный омут. Ее горестная поза напоминает своей застылостью камень, на котором она сидит. Увядающая природа горюет вместе с героиней. По-осеннему тиха и неподвижна река, сумрачны верхушки елей. Хмурится небо. Желтые листья неспешно падают на гладь воды, которая кажется продолжением пестрого девичьего сарафана. Именно созвучность переживаний человека и состояния природы, как бы сочувствующей ему, сближала жанровую картину Васнецова со сказочным сюжетом.

Полотно выставлялось в 1881 на 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок – сначала в Петербурге, потом в Москве. Художник назвал его именем героини, не дав никаких пояснений. Но уже первые критики отметили в картине сказочный дух. А позднее васнецовскую Аленушку прочно связали с безутешной сестрицей Иванушки, превратившегося в козленочка.

«Аленушка» – одна из самых поэтичных картин в русском искусстве. В ней гармонично соединились фольклорные мотивы, каноны классического искусства и интерес к передаче повседневного.

tretyakov.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку