-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13015
Комментариев: 64876
Написано: 140590


Неврев Николай Васильевич (1830-1904) в Третьяковке (часть 1)

Вторник, 07 Мая 2024 г. 12:31 + в цитатник




01. Неврев Николай (1830-1904)
АВТОПОРТРЕТ 1858

66 x 57
холст масло
ГТГ


Автопортрет относится к ранним произведениям Николая Неврева. Тремя годами ранее, в 1855-м, он завершил обучение в Московском училище живописи и ваяния и теперь пробовал себя прежде всего как портретист.

Вглядываясь в зеркало, Неврев тщательно воспроизводит особенности собственной внешности. Частично скрытый в полутьме напряженный взгляд, приоткрытый рот, темная одежда – эти детали передают душевное состояние начинающего художника, терзающие его сомнения, глубокую сосредоточенность на процессе работы. Гладкая, тщательно воспроизводящая фактуру кожи, волос, ткани, манера художника отчасти связана с влиянием модного московского портретиста Сергея Зарянко. Мотив шляпы, отбрасывающей густую тень на лицо, типичен для многих изображений живописцев, отмеченных влиянием романтизма. Автопортрет отражает и амбицию автора соответствовать представлениям современников об успешном художнике, позирующем в лучах яркого солнца, что могло ассоциироваться с пенсионерской поездкой в Италию.

В это время Неврев начал общаться с Павлом Третьяковым. Завершив автопортрет, живописец в том же году передал картину в дом коллекционера. Эта работа, возможно, подогрела интерес Третьякова к деятельности Неврева как портретиста, и позднее он заказал ему несколько изображений современников. В последующие годы знакомство художника и коллекционера продолжалось. Дочь Третьякова Александра Боткина отмечала: «Из москвичей самым близким к семье Третьяковых был Николай Васильевич Неврев».

Однако случались и периоды охлаждений, когда обидчивый и самолюбивый Неврев переставал ходить к Третьяковым. В 1863 году, собираясь переселиться в деревню, он просил Третьякова вернуть автопортрет и добавлял: «Если Вам нравится он и Вы находите достойным иметь его в своем собрании картин, так как он находится у Вас пять лет и еще не надоел Вам, пришлите за него 100 рублей…»

Возможно, в ответ на письмо художника коллекционер вернул ему картину. Неврев же создал новый автопортрет (1863, Русский музей), повторив в нем мотив затененного шляпой лица, и подарил его служащему Третьякова. Местонахождение первого автопортрета оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1965 году он не был приобретен Третьяковской галереей




02. Неврев Николай (1830-1904)
ПРОТОДИАКОН, ПРОВОЗГЛАШАЮЩИЙ НА КУПЕЧЕСКИХ ИМЕНИНАХ МНОГОЛЕТИЕ 1866

62,5 x 76
холст масло
ГТГ


Родившийся в купеческой семье Неврев неоднократно изображал в своих работах типичные эпизоды из жизни сословия. Среди них и эта картина. В комнате с пестрыми обоями, богато обставленной, украшенной картинами в золоченых рамах с резьбой, празднуются именины. Облаченный в шелковую рясу, дородный и краснолицый от частых застолий, молодой священнослужитель громко поет многолетие, поздравляя именинника. Протодиакон с неистовой силой сжимает кулаки и напрягает живот для правильной подачи грудного звучного голоса.

Однако ситуация приобретает комический оттенок – священнослужителя никто особенно не слушает: привычно и невпопад галдят подгулявшие гости, скучают у самовара дамы, одна из которых, изящно подпирая лицо кулачком, по-видимому, затыкает им ухо, плачет младенец. Подносящий рюмку мужчина иронично усмехается.

Карикатурно широко раскрытый рот протодиакона превратил его лицо в гримасу, несмотря на патетически возведенные к небу глаза. Этот прием гротескного преувеличения роднит художественный язык Неврева с фантасмагориями Гоголя. Он мог быть навеян и образами громогласных «Славильщиков» Леонида Соломаткина (один из вариантов композиции, исполненный в 1872-м, хранится в Третьяковской галерее), первый вариант которых был экспонирован на академической выставке в 1864–1865 годах. Как и «Славильщики», невревский протодиакон истошно голосит, рассчитывая на щедрое угощение хозяина дома, состоятельного купца.

Картина, представленная автором на конкурс Общества любителей художеств, не была допущена на него из-за сюжета, показывающего в невыгодном свете духовенство. При жизни Неврева полотно приобрел известный московский купец Сергей Карзинкин, владелец чаеторговой фирмы. От его дочери Маргариты, в замужестве Морокиной, произведение и поступило в Третьяковскую галерею.

…И лучшая иллюстрация к тексту Ивана Шмелева (ниже). Смотришь, и уже барабанные перепонки вибрируют!



03.




04. Неврев Николай (1830-1904)
ВОСПИТАННИЦА 1867

61 x 76,6
холст масло
ГТГ


Картина «Воспитанница» – один из шедевров Третьяковской галереи. Выбранный художником сюжет типичен для жанровой живописи 1860-х годов, которая во многом опиралась на литературу и театральные постановки своего времени. Премьера одноименной пьесы Александра Островского состоялась осенью 1863 года на сцене Малого театра. Несколько отойдя от сценария и героев произведения, Неврев вслед за драматургом затронул одну из злободневных тем в обществе – сводничество и браки по расчету, сгубившие ни одну женскую судьбу.

Характерным жестом хозяйка дома представляет молодую девушку, взятую ею из благодетельных намерений на попечение. Батюшка, застывший в угодническом поклоне, словно подыгрывает барыне, заранее благословляя «выгодную» партию – стоящего рядом юношу. Воспитанница же, опустив пристыженно голову, прикрывает рукой живот. Молодой человек, виновник ее «деликатного» положения, отвернувшись, смущенно подкручивает ус. Изображенная сцена складывается в повествовательный рассказ о нравах, который отчасти становится "приговором" духовному портрету эпохи. Любопытен и интерьер, запечатленный живописцем. Он воспроизводит одну из комнат дома Третьякова, на стенах которой распознаются пейзажи Сильвестра Щедрина.

Художника и коллекционера связывала многолетняя дружба. Неврев был частым гостем третьяковского дома, создал несколько портретов членов семьи, очень симпатизировал сестре Павла Михайловича, Софье Михайловне, и сильно переживал, когда она вышла замуж за архитектора Александра Каминского (автора современной пристройки к зданию музея). Впоследствии, после смерти П. М.Третьякова в 1898 году, Невреву было предложено возглавить Галерею, но он отказался ввиду преклонного возраста. Живописцу тогда было 67 лет.



05. Неврев Николай (1830-1904)
КНЯЖНА ПРАСКОВЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ЮСУПОВА ПЕРЕД ПОСТРИЖЕНИЕМ, 1886

89,5 x 103
холст масло
ГТГ


Николай Неврев, исторический и жанровый живописец, известный также психологическими портретами, заинтересовался эпохой правления императрицы Анны Иоанновны (1732‒1840) и драматической судьбой молодой княжны Прасковьи Юсуповой.

Дочь генерала Григория Юсупова сразу после смерти отца, в сентябре 1730 года, была неожиданно сослана в Тихвинский Введенский монастырь. Ходили слухи, что фрейлина императрицы Анны Иоанновны внезапно впала в немилость, поскольку знала о тайной помолвке цесаревны Елизаветы Петровны с офицером Алексеем Шубиным. Но истинная причина ссылки до сих пор остается загадкой. Служанка Анна Юленева сообщила княжне о бесчинствах в монастыре, и об этом узнали в Санкт-Петербурге. Последовал встречный донос на княжну от игуменьи обители Дорофеи. Юсупову доставили в Тайную канцелярию, где Андрей Ушаков лично обвинил девушку в непристойных высказываниях о дворе императрицы Анны Иоанновны. Под угрозой пыток княжна признала вину и была приговорена «за злодейственные и непристойные слова» к наказанию «кошками» и пострижению в монахини. 30 апреля 1735 года архимандрит Аарон в стенах Тайной канцелярии совершил негласный обряд пострижения. Приняв в монашестве имя Прокла, Юсупова была заточена во Введенский девичий монастырь при Успенском Долматовом монастыре в Тобольске.

На картине в тесном душном помещении с низкими сводчатыми потолками художник изображает множество фигур. Окруженная конвоем княжна застыла в дверях. Среди темных мундиров и облачений выделяются нежно-голубые и желтые оттенки ее костюма, подчеркивая юность героини, ее неспособность, несмотря на волевой характер, противиться происходящему.

ордый взгляд Юсуповой встретился с надменными и полными ненависти глазами Ушакова, сидящего в кресле напротив. Скорбная фигура архимандрита Аарона, вынужденного совершить пострижение, говорит о заведомом исходе дела. Послушник, стоящий слева от Юсуповой, уже приготовил все для обряда пострижения. Палачи, изображенные в левой части картины, готовы выбить из девушки любое признание.

Выразительны жесты героев полотна: нежными руками, словно защищаясь, княжна запахивает шубку, судорожно сжатые жилистые руки архимандрита свидетельствуют о его внутреннем протесте и смятении, дрожат от страха руки секретаря, читающего обвинение, спокойно лежат руки Ушакова, уже готового скрепить печатью протокол и решить участь несчастной.



06. Неврев Николай (1830-1904)
СЕМЕЙНЫЕ РАСЧЕТЫ 1888

89,2 x 107,5
холст масло
ГТГ


Картина «Семейные расчеты» представляет тяжелый эпизод раздела наследства. Едва не стало хозяина, домочадцы, не сняв траурных одежд, в черных сюртуках и платьях, начинают кощунственный разговор о распределении имущества. Вдова, еще не успевшая опомниться от горя, в растерянности перед натиском сыновей и невестки, готовых вступить с ней и младшей сестрой в схватку. Безжалостно они смотрят на несчастную мать, опешившую от обрушившейся на нее лавины бумаг, векселей, расписок, закладных, что предъявляются ей под оглушительный грохот деревянных счетов, словно грозящих убытками и бедностью. Они хладнокровно ее запугивают, зная, что при жизни отца она никогда не входила в коммерческие дела семьи и ничего не понимает в документах. Каждый жест, каждая деталь, развешенные на стенах картины и фотографии с изображением фабрики «рассказывают» о запечатленных художником героях и указывают на то, что это семья предпринимателей-фабрикантов. «Прекрасная картина и страшная по своей правде!» – таков вердикт современника – критика, корреспондента журнала «Нива» в его обзоре XVII выставки Товарищества передвижных художественных выставок, на которой была представлена картина.



07. Неврев Николай (1830-1904)
СМОТРИНЫ 1888

90 x 107,5
холст масло
ГТГ


Картина «Смотрины» была показана на XVII выставке Товарищества передвижников. Первоначально полотно было названо автором «Сватовство». Тема, впервые затронутая П. А. Федотовым («Сватовство майора» (1848), на полотне Неврева раскрывается по-иному. В розовом атласном платье сидит смущенная барышня, на которую пристально смотрит молодой человек, пытаясь разглядеть черты ее миловидного лица. На столе расставлены чашки с чаем, угощение, красуется начищенный до блеска самовар – все приготовлено рачительной хозяйкой к приходу гостей.

На заднем плане Неврев изобразил сцену беседы батюшки и матери молодой барышни, которые договариваются о будущей свадьбе. К подобному сюжету мастер уже обращался в картине «Воспитанница» (1867), представленной в коллекции музея.



08. Неврев Николай (1830-1904)
ТОРГ. СЦЕНА ИЗ КРЕПОСТНОГО БЫТА. ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО 1866

48,3 x 61,3
холст масло
ГТГ


Николай Неврев изобразил сцену продажи крестьянской девушки. За столом вальяжно расположились помещики – хозяева положения, которые в неторопливой беседе обсуждают сделку. В их позах нет напряжения или скованности, они ощущают себя свободно и естественно в роли вершителей судеб. Иначе изображена сама крепостная – в глазах девушки застыли слезы, взгляд направлен в пустоту, руки в нервном жесте сложены на груди. Позади, ожидая исхода встречи, толпятся другие крестьяне.

Художник подробно изображает интерьер жилища помещика. На стене расположены часы и барометр, на полках лежат стопки книг. Над столом висит картина на сюжет из античной мифологии «Суд Париса», рядом – подписанный портрет деятеля Французской революции Мирабо. Через детали Неврев создает портрет своего героя – помещика, который мнит себя просвещенным, оставаясь приверженцем устаревших крепостнических порядков.

Повествовательность в изображении интерьера у Неврева сочетается с вниманием к передаче эмоций. Сдержанное с точки зрения колорита, произведение обладает острой внутренней драматичностью: равнодушие и веселость помещиков противопоставлены смиренному отчаянию крепостных.

Название картины подчеркивает ее критическую направленность. Николай Неврев указывает, что подобный торг был возможен еще «в недавнем прошлом», а также характеризует происходящее как обыкновенный «крестьянский быт». Чтобы обличить зло, художнику не нужно обращаться к сюжетам очевидной жестокости: его средством выразительности становится обыденность, рутинность, с которой происходит торговля живыми людьми. Персонажи, обсуждающие покупку крепостной девушки, не поражают зрителя своим видом, не кажутся гротескными или пародийными. Они обычны, а потому их образы особенно красноречивы.

За картину «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» художник был награжден первой премией Общества любителей художеств.



09. Неврев Николай Васильевич (1830 - 1904)
Домашняя крестьянская сцена 1855

Холст, масло
99 x 80 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


tretyakov.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 18 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Вторник, 07 Мая 2024 г. 13:47 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку