-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12985
Комментариев: 64873
Написано: 140557


Сокровища Третьяковки. Тропинин, Василий Андреевич (Tropinin, Vasily; 1780-1857) (часть 3)

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 12:42 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2



01. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ Н. И. ЧЕРНЫШЕВОЙ, между 1816 И 1818

66,8 x 53
холст масло
ГТГ


Тропинин написал портрет Наталии Ираклиевны вскоре после ее замужества. Образ молодой женщины – яркой румяной шатенки в эффектной темной шляпке с белым пером – написан вдохновенно и жизненно убедительно. На модели черное платье, контрастирующее с красной шалью и белым кружевным воротником «херуска». Ее изысканный наряд дополняют жемчужные бусы. Произведение гармонично по цветовой гамме и богато живописными нюансами.




02. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ СЕМЕНА НИКОЛАЕВИЧА МОСОЛОВА 1836

72,9 x 59,3
холст масло
ГТГ


Семён Николаевич Мосолов (1812–1880) – офицер, участник ряда сражений. В 1834 году вышел в отставку в чине поручика. С. Н. Мосолов происходил из старинного и богатого рода Мосоловых, помещиков Тульской губернии. Его отец Н.С. Мосолов собирал у себя в поместье картины и гравюры. Обладателем обширной картинной галереи был также дядя изображенного, Ф. С. Мосолов. С. Н. Мосолов унаследовал семейный интерес к коллекционированию, чему способствовали детские и отроческие годы, прошедшие среди произведений искусства.

Человек тонкого вкуса, С. Н. Мосолов не только активно пополнял богатое фамильное собрание, но и сам успешно гравировал в офорте, занимался живописью. За свои заслуги Мосолов был избран в члены Московского общества любителей художеств и получил звание вольного почетного общника Императорской Академии художеств. В 1836 году С. Н. Мосолов сочетался браком с А. А. Савиной. Не исключено, что портрет был заказан Тропинину в связи с женитьбой.

Семён Николаевич изображен в тиши кабинета, удобно сидящим на стуле с зеленоватой обивкой. На нем домашний костюм, состоящий из белой рубашки, на которую накинут отороченный мехом халат. В то время подобная одежда предназначалась не только для отдыха, но также для приема родственников и близких знакомых. Завязанный витиеватым узлом шейный платок с растительным узором дополняет благородный облик дворянина и привносит яркий красочный акцент.

Созданию творческого образа Мосолова способствует колористическая слаженность используемых Тропининым красок, замечательное умение передать тончайшие градации света, полутонов, теней. Вишнево-бордовые оттенки халата находят продолжение в рафинированной темно-бордовой живописи фона, слегка высветленной у левого плеча модели. Мягкий боковой свет выделяет и моделирует лицо Мосолова, темные завитки волос красиво обрамляют его высокий лоб. Взгляд мужчины проницателен и серьезен.



03. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ ПРОТАСЬЕВОЙ 1847

130 x 100,8
холст масло
ГТГ


Портрет Е. П. Протасьевой (урожденной Дубовицкой) – парный к портрету М. Ф. Протасьева – писался в Москве.

Елизавету Петровну Тропинин изобразил в темном платье, украшенном кружевным воротником и манжетами. В отличие от московских модниц, Елизавета Петровна одевалась просто, предпочитая темные и недорогие ткани (в одном из писем она просила мужа купить ей черной фланели и черного коленкору на платье). Шелковое платье надевалось лишь для приема гостей. На голове у Протасьевой – нарядный чепец.

В портрете нет драгоценностей, но некоторые мелкие детали указывают на статус модели. Будучи людьми весьма состоятельными, Протасьевы не стремились окружать себя излишней роскошью. Известно, что мебель для их имений и московского дома делали крепостные мастера. В глубине изображена красивая ваза, рядом с женщиной на столике красного дерева дорогой модный колокольчик, на столике лежит и книга. Елизавета Петровна была хорошо образована. Для своего отца, который увлекался медициной, она переводила отрывки и описания рецептов из иностранных книг.

Художник подчеркивает домашний облик модели темным цветом платья и черной шалью. Известно, что в публичных собраниях пожилым дамам полагалось быть в неярких, но цветных платьях. Чепец – атрибут замужней дамы – тоже носили дома. К середине XIX века вошли в моду «вечерние чепцы» из дорогих кружев.

Но главное достоинство Е. П. Протасьевой – доброта и чувствительность, их сумел передать художник. В семье Протасьевых царил культ искренних, родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы.

Интересно, что супруги изображены на фоне пейзажей разных времен года. За спиной Елизаветы Петровны скорее осенний вид, а фоном в парном портрете мужа служит зимний вид Москвы.



04. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ПРОТАСЬЕВА, около 1847

130,5 x 101,3
холст масло
ГТГ


Михаил Федорович Протасьев (1778–1848) – рязанский помещик, представитель военно-служилого дворянства, владел в Рязанской губернии землями, носящими название Протасьев угол.

Искусству Тропинина свойственны черты сентиментализма и провинциального московского романтизма, не порывающего, в отличие от Петербурга, с художественными тенденциями прошлого столетия (XVIII века). Тропинин воплощает русский вариант бидермайера.
Некоторая нарочитость в трактовке образа Протасьева указывает на живость тенденций предыдущего столетия. Для многих работ московского художника характерен «халатный жанр». Герой изображен в халате, что обычно подчеркивало интимность (камерность) интонации портрета. Однако, в изображении М. Ф. Протасьва эта интимность мнимая. Под халатом мы видим жилет, застегнутый на все пуговицы, галстук, завязанный в сложный узел, белоснежную сорочку.

В руках у Михаила Федоровича – табакерка. В традициях учтивости старомосковского барства – угощать собеседника нюхательным табаком. Сорта табака поражали разнообразием: фиалет, а-ля-роз, лоделават и др. За спиной персонажа – фрагмент интерьера с тяжелой красно-коричневой драпировкой и городской пейзаж с крышами домов и куполами церквей. Зимой Протасьевы жили в Москве.

Художник мастерски передает фактуру ткани одежды портретируемого – зеленый бархат халата, со светлыми бликами в складках, столешницу красного дерева. Внимание к предметному миру сочетается в этом портрете с элементами репрезентативности, что выразительно подчеркивается приветливым и одновременно изящным жестом рук модели. Перед нами образ добродетельного, достойного человека, благородного дворянина. Известно, что М.Ф. Протасьев был масоном, и его жизненной программой был путь деятельного добра, указанный масонской философией. Но при необходимости он мог проявить твердость, требовательность и деловитость.

Это сочетание радушия и внутренней собранности и удалось запечатлеть Тропинину.



05. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ Ю. Ф. САМАРИНА В ОХОТНИЧЬЕМ КОСТЮМЕ 1846

101 x 81,2
холст масло
ГТГ


Юрий Фёдорович Самарин (1819–1876) – выпускник Московского университета, общественный деятель, философ, историк, сотрудник журнала «Русская беседа», действительный член Московского художественного общества. В начале 1840-х годов Ю.Ф. Самарин примкнул к славянофильству – направлению русской мысли, в котором развивались идеи самобытного пути развития истории России. Будучи активным сторонником отмены крепостного права, Самарин в качестве члена Редакционной комиссии участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года.

Часы досуга Самарин предпочитал проводить за шахматным столом или на охоте. С охотничьими аксессуарами на фоне ночного ландшафта представил ученого Василий Тропинин. Лицо Самарина освещено лунным светом. Заниженная линия горизонта, открывающая широкую панораму небес, а также зеленоватые, как бы фосфоресцирующие, оттенки в цветовой палитре позволяют в полной мере отобразить красоту, таинственность, величие пейзажа в ночные часы и сообщают произведению особое романтическое настроение. Художнику удалось создать гармоничное изображение, отмеченное жизненной правдивостью и одухотворенностью образа.



06. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ БУЛАКОВА 1823

68 x 55
холст масло
ГТГ


Изображение относится к типологии камерного портрета. Булаков показан в домашней обстановке: в халате и рубашке с расстегнутым на одну пуговицу воротом. Произведение отличает свободная живописная техника. В отличие от более ранних работ, выполненных преимущественно в теплой гамме, портрет, скорее, строится на игре теплых и холодных оттенков. Тончайшие лессировки с белилами убедительно передают дымчатость мягкого сероватого беличьего меха воротника. Удивительно изысканно сочетание бежево-розоватых, лиловых, серо-голубых тонов в свободно повязанном шейном платке.

Особенно приковывает внимание лицо Булакова, внимательный взгляд которого выдает человека, ведущего насыщенную интеллектуальную жизнь. Яркий луч света выделяет лицо модели, его лоб, обрамленный свободно лежащими завитками волос. Художнику в полной мере удалось сотворить гармоничное изображение, отмеченное жизненной правдивостью и одухотворенностью.

Сведений о личности мужчины на данный момент не обнаружено. П. М. Третьяков приобрел полотно как портрет «г. Булакова». Некоторое время считалось, что изображен русский оперный тенор П. А. Булахов (ок. 1793–1835). Однако данное предположение было опровергнуто исследователем Е. Н. Чижиковой, нашедшей несоответствующее портрету описание внешности музыканта.



07. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ГРАФА ИРАКЛИЯ ИВАНОВИЧА МОРКОВА, не ранее 1815

Размер - 34,7 x 29,5
холст масло
ГТГ


Биография Ираклия Ивановича Моркова (1753–1828) – путь истинного патриота и достойнейшего сына отечества. Участником многих войн, проявил себя человеком бесстрашным. За штурм Очакова в 1787 году Морков награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой шпагой «за храбрость». Отличился Ираклий Морков и во время штурма Измаила в 1790, награжден Георгием 3-й степени, а во время Польской кампании возглавлял летучий отряд при А. В. Суворове, за что вновь награжден Георгием уже 2-й степени, шпагой с бриллиантами и землями в Подольской губернии.

В 1796 году Император Франц II указом от 22 мая (2 июня) 1796 года возвел трех братьев Морковых – Аркадия, Николая и Ираклия с их потомками – в достоинство графов Священной Римской империи (по ходатайству брата Аркадия Моркова, фактически главы внешнеполитического ведомства).

При Павле Ираклий вышел в отставку и поселился в Москве. Во время отечественной войны 1812 года возглавил Московское дворянское ополчение. Двенадцать тысяч ополченцев привел Морков в канун Бородинской битвы. Они выглядели весьма устрашающе: бородатые, в серых кафтанах, с четырех-конечными крестами на шапках. Ополченцы Моркова шли в бой под православными хоругвями.

В 1812 году награжден орденом Св. Александра Невского. В августе 1813 года Моркова с ополченцами славила Москва. После Березины Александр I ополчение распустил. Но на этом карьера графа Ираклия Моркова завершилась, и он стал сугубо частным лицом.

На малоформатном портрете изображен бравый дворянин, исполненный чувства собственного достоинства. С портретами военных предыдущего столетия изображение роднит овальная рама, хотя изначально холст был прямоугольный, на загнутых кромках сохранилась авторская живопись.

По типологии портрет графа Моркова близок также героическим портретам героев войны 1812–1814 годов кисти англичанина Доу. Морков представлен на фоне облачного неба, окрашенного в золотисто-голубые тона, с регалиями, что придает портрету оттенок романтической приподнятости и пафоса. На шее графа орден Св. Георгия 2-й степени, на груди орден Св. Александра Невского и серебряная и бронзовая медали «В память Отечественной войны 1812 года».



08. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИСАЛИНОЙ 1846

75,2 x 61,3
холст масло
ГТГ


Екатерина Александровна Сисалина (1822–1907) -- дочь потомственного почетного гражданина Москвы А. Д. Лухманова, купца 3-й гильдии, антиквара. Став супругой дворянина, врача М. Я. Сисалина, обрела дворянский титул.

На портрете изображена миловидная молодая женщина, одетая нарядно, с украшениями и бордово-коричневой шалью на плечах. Задорный облик модели, ее непосредственность, живой умный взгляд, милая улыбка несколько диссонируют с окружающей природой.
Подобно многим художникам романтического направления, Тропинин делает фоном сумеречный ландшафт, темнеющее небо с клубящимися облаками, освещенными заходящим солнцем. Фигура Сисалиной сдвинута к правому краю картины; прием, часто используемый художником, вносит оттенок динамики в композиционное построение. Слева на полотне и за спиной женщины художник накладывает краску плотным слоем, как бы передавая ощущение сгущающихся сумерек.

В портрете Е. А. Сисалиной изображение природы в закатном свете открывается зрителю не столько взволнованной, сколько гармоничной и спокойной, располагающей скорее к созерцанию, что диссонирует с явной демонстративностью позы модели и ее богатым нарядом. При этом композиция словно составлена из двух частей: передний план решен в красных, коричневых, черных и жемчужных оттенках, а дальний план – в темно-зеленых, золотистых и серовато-оливковых тонах.



09. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА БАРЫШНИКОВА 1829

245 x 173,3
холст масло
ГТГ


А. И. Барышников начинал свою карьеру в Смоленском драгунском полку, состоял адъютантом главнокомандующего 2-й армией генерал-фельдмаршала графа П. Х. Витгенштейна, являлся участником русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Барышников был также известен как знаток и коллекционер произведений искусства, являлся другом А. С. Грибоедова.

Портрет написан Тропининым вскоре после отставки Барышникова в чине гвардии полковника. Андрей Иванович изображен во время прогулки в окрестностях своей усадьбы Николо-Погорелое Дорогобужского уезда Смоленской губернии. На дальнем плане виден парк, а также храм-ротонда в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, считающийся одним из шедевров русского классицизма (уничтожен в 1941).

Мягкие лучи предвечернего солнца золотят открывающееся взору пространство. Облик прислонившегося к дереву дворянина не лишен романтических черт, элегантен, собран и вызывает ассоциации с образами утонченных аристократов кисти английских мастеров. Вместе с тем фигура слуги (возможно, берейтора), ведущего под уздцы двух оседланных лошадей, написана более «прозаически».

Портрет, возможно, был выполнен по заказу титулярного советника И. И. Барышникова (отца А. И. Барышникова) для фамильной галереи. В собрание Третьяковской галереи поступил от внучек изображенного. Живописный эскиз к портрету находится в собрании Государственного Исторического музея (1829).



10. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ К. Г. РАВИЧА 1823

67,5 x 53,8
холст масло
ГТГ


Портрет Константина Равича написан Василием Тропининым в пору расцвета его таланта. Чиновник московской межевой канцелярии, приятель композитора А. А. Алябьева, заядлый картежник Равич весьма печально закончил свою жизнь. В 1825 году привлечен к расследованию по делу о гибели одного из игроков, с которым после крупного проигрыша случился удар. Равич семь лет находился под следствием и содержался в тюрьме. Вина его не была доказана, но «по подозрению» был выслан в Сибирь.

В момент написания портрета до драмы было еще далеко, и Равич полон жизнелюбия и благодушия. Его облик заставляет вспомнить слова современника Тропинина, литературного критика В. Г. Белинского: «Лицо москвича никогда не озабочено: оно добродушно и откровенно и смотрит так, как будто хочет вам сказать, а где вы сегодня обедаете?»



11. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ Н. А. ЗУБОВОЙ 1834

89 x 69,5
холст масло
ГТГ


Образ Н. А. Зубовой явно претендует на репрезентативность. В 1830-е годы портретный стиль Тропинина заметно меняется. Это чувствуется, в частности, в увеличении формата его произведений и стремлении к парадности. При этом художник увлечен передачей яркой индивидуальности модели. Он сумел передать неординарность личности Зубовой, сложность ее характера.

Графиня изображена в темном платье с коричневой накидкой (мантильей). Парадность изображению придает жемчужное колье на шее, браслет на руке и серебряная цепочка, украшающая корсаж платья. На голове у Натальи Александровны замысловатый головной убор, схожий с ренессансным беретом, щедро украшенный султаном из перьев. Существует легенда, что Тропинин спорил с заказчицей по поводу туалета. Графиня настаивала на декольтированном нарядном платье. Художнику с трудом удалось уговорить Н. А. Зубову согласиться позировать в более подходящем ее возрасту туалете.

Зубова изображена как типичная московская барыня. У графини умное и выразительное лицо. Взгляд направлен прямо на зрителя, губы тронула ироничная, несколько высокомерная улыбка. В выражении лица графини Зубовой и во всем ее облике прослеживается наряду с сословной надменностью что-то напыщенно-провинциальное. Это отличало московскую аристократию от петербургской. «В Петербурге любят роскошь, но не любят ничего лишнего; в Москве одно лишнее считается роскошью», – писал А. И. Герцен.

Колорит портрета звучный, краски нанесены плотным слоем. Агрессивным диссонансом звучит ярко-красный берет в сочетании с густым коричневым тоном платья женщины. Эта деталь претендует на парадность, но плохо сочетается со сдержанным тоном всего туалета.
Некоторая курьезность изображения связана с особенностями творческого метода Тропинина конца 1830-х – начала 1840-х годов. В нем исследователи отмечали явное противоречие между романтизацией личности (или бытовизацией ее в соответствии с веяниями времени) и репрезентативным началом.



12. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ЛЕВИЦКОЙ-ВОЛКОНСКОЙ (?) 1852

128 x 99,2
холст масло
ГТГ


Портрет в полной мере демонстрирует высокое социальное положение Левицкой-Волконской. Включение в композицию двух колонн и темно-зеленой драпировки сообщает произведению свойства парадного изображения. Вместе с тем облик модели сохраняет черты московского радушия и душевности. Рядом с ней Тропинин изобразил изящный букет в стеклянной вазе, в котором узнаются анютины глазки, розы и белая камелия. Открывающийся с верхней точки вид на Кремль придает национальный русский колорит.

Произведение очень гармонично по цветовой гамме и богато живописными нюансами. С большим мастерством показаны светотональные градации: несколько затемненный передний план сменяется серовато -жемчужным оттенками неба, постепенно переходящими в светлые золотистые тона. Этот мягкий свет озаряет нежное лицо и руки Левицкой-Волконской, несет тепло и умиротворение. Под лучами солнца блестят купола кремлевских церквей.

В настоящее время существует две версии об имени модели, записанной Левицкой-Волконской со слов владельца. Наиболее вероятно, что изображена Дарья Дмитриевна Волконская, супруга ротмистра, князя И. В. Волконского и дочь купца, антиквара-букиниста, потомственного почетного гражданина Москвы Д. А. Лухманова. Однако не исключено, что Тропинин увековечил фрейлину Софью Михайловну Левицкую, помощницу попечительницы Пречистенской части Попечительства о бедных в Москве.



13. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ К. П. БРЮЛЛОВА 1836

102 x 81
холст масло
ГТГ


Портрет написан после возвращения К. П. Брюллова на родину. Окончив Императорскую Академию художеств, молодой живописец на средства Общества поощрения художников в 1823 году отправляется в Европу в пенсионерскую поездку. Его пребывание за границей, растянувшееся на долгие годы, увенчается небывалым для русского искусства успехом. В 1833 художник продемонстрирует европейской публике картину «Последний день Помпеи» (1830–1833, Русский музей). Пережив триумф, Брюллов не торопится возвращаться в Россию, однако по настоянию императора Николая I едет в Петербург. По пути посещает Москву, куда пребывает в декабре 1835 года.

Древняя столица произвела на живописца сильное впечатление. Наслышанные об успехе художника, его восторженно встречают почитатели его таланта. В честь Брюллова устраиваются торжественные обеды. В эти дни коллекционер Е. И. Маковский знакомит мастера с коллегой – В. А. Тропининым. Между живописцами сразу возникают дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте и происхождение. Брюллов – сын академика Императорской Академии художеств, Тропинин – бывший крепостной, но уже известный портретист, о котором Карл Павлович слышал еще в Италии. Н. А. Рамазанов писал об отношениях художников: «Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежею памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой». Со своей стороны Василий Андреевич выразил восхищение, исполнив портрет молодого собрата.

Карл Брюллов представлен в благородной позе. Его взгляд внимателен и одновременно открыт. Тропинин изображает художника в момент творчества, поэтому вводит в картину атрибуты искусства: папку с рисунками и рейсфедер. Фигура помещается на фоне дымящегося Везувия, как напоминание о великом произведении Брюллова. И когда Тропинина спрашивали, зачем он показал на картине вулкан, то художник говорил: «Да и сам он настоящий Везувий».



14. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ Н. М. КАРАМЗИНА 1818

63,5 x 49,2
холст масло
ГТГ


Портрет известного писателя, переводчика и историка Николая Карамзина Тропинин писал дважды. В 1815 году был написан первый портрет по заказу самого Карамзина. Настоящее изображение создано Тропининым в 1818 году для московского типографа и книгоиздателя Семёна Селивановского. Он хорошо знал Карамзина, издавал его литературные труды, был его единомышленником и собеседником. К портретам существует этюд (Всероссийский музей А. С. Пушкина).

К моменту создания портрета Карамзиным было издано восемь томов из двенадцати «Истории государства Российского». Автор знаменитой повести «Бедная Лиза» оставил художественную литературу и посвятил всю свою жизнь написанию этого уникального труда. Карамзин начал работать над сочинением, открывающим историю России для широкой образованной публики, с 1803 года. Именно тогда император Александр I официально его назначил на должность историографа. Работал Карамзин над «Историей» в подмосковном имении князя А. И. Вяземского Остафьево, прожив там 12 лет. Он женился на старшей дочери Вяземского, Екатерине Андреевне, одной из самых замечательных женщин своего времени. В Остафьево часто бывали Грибоедов, Пушкин, Жуковский, Батюшков, Гоголь, Дмитриев, Мицкевич, составлявшие круг общения Николая Карамзина и творческую элиту того времени.

Известно, что Карамзин поражал своих друзей и современников тем, что во многом себя ограничивал, здоровье рассматривал как орудие для беспрепятственного труда, вел правильный образ жизни, следил за собой. В портрете Тропинина предстает образ его великого современника, знаменитого историка. Тонкие черты моложавого лица, спокойный, пристальный взгляд внушают доверие и симпатию к этому человеку. Сам Тропинин в это время был еще крепостным графа Моркова, но уже известным в Москве художником. У него заказывали портреты московские дворяне и купцы, а также его картины покупали коллекционеры.

Художник запечатлел Карамзина крупным планом, в трехчетвертном развороте и с полным тепла и строгости взглядом на зрителя. Мягко прописаны все детали портрета, который построен на теплом сочетании коричневато-зеленоватых оттенков, с цветовым и тональным акцентом белого шейного мужского платка, оттеняющего лицо, в выражении которого читаются ум и интеллект. Портретный образ полон романтической одухотворенности и вдохновения.

В 1818 году, когда Тропинин писал портрет прославленного историка, в Москве стало известно, что Карамзин выступил с инициативой установки памятников деятелям отечественной культуры, в том числе Минину и князю Пожарскому на Красной площади. Это воспринималось всеми слоями общества и народом как великое дело прославления Отечества, вместе с выходом из печати очередных томов «Истории государства Российского».



15. Тропинин Василий (1780-1857)
АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ ОКНА, С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ 1846

106,2 x 85
холст масло
ГТГ


Над автопортретом Тропинин трудился в своей мастерской, расположенной на улице Ленивка, недалеко от Большого Каменного моста. Своих посетителей гостеприимный художник нередко встречал в рабочем халате. «Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною открытой физиономией, в очках, с добродушною улыбкой, в халате, с палитрою в руке» – вспоминала бравшая у него уроки живописи писательница Т. А. Астракова. Таким он и предстает на полотне.

Тропинин изобразил себя крупным планом, фронтально, против света. В правой руке у него муштабель – удобный инструмент при трудоемкой работе над картиной, в левой – кисти и развернутая в сторону зрителя палитра. Глубоко показателен выбор фона: старинный ансамбль Кремля — символ величия Москвы и одно из ключевых мест российской истории. Виднеющиеся за окном древние стены, башни, купола церквей озарены нежным теплым светом приближающегося вечера, когда город наполнялся «малиновым» звоном колоколов. В созданном на склоне лет произведении Тропинин будто подвел итог нелегкой, но долгой и насыщенной трудовой жизни. В облике мастера ощущается то спокойствие, которое, по выражению его первого биографа Н. М. Рамазанова, он приобрел «под сенью веры и искусства».



16. Тропинин Василий (1780-1857)
АВТОПОРТРЕТ, 1820-e - 1830-e

53 x 41,4
холст масло
ГТГ


Автопортрет происходит из коллекции известного мецената М. П. Рябушинского и датируется 1820-ми годами, временем расцвета творчества живописца. С полотна смотрит на нас представительный и респектабельный мужчина средних лет. Его лицо в трехчетвертном повороте показано крупным планом. Очень выразителен взгляд – внимательный, спокойный и приветливый. По воспоминаниям современников, Тропинин был человеком отзывчивым, полным «истинной любви к своему делу и нескончаемой доброты и желания пользы ближнему». Эти качества можно почувствовать в изображении, подкупающем благородством своей интонации. Гармоничная композиция, уверенная лепка формы, утонченная цветовая гамма показывают высокий профессиональный уровень, достигнутый художником.
Автопортрет неоднократно варьировался Тропининым.

tretyakov.ru
wikimedia
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
МОСКВА
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку