-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140441


Эриксен, Вигилиус (Ericksen, Vigilius; 1722-1782). ГТГ

Пятница, 05 Апреля 2024 г. 12:11 + в цитатник




01. Эриксен Вигилиус (1722-1782)
ПОРТРЕТ ГРАФА ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ОРЛОВА

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1760 – НАЧАЛО 1770-Х
62 x 49
холст масло
ГТГ
Приобретен П. М. Третьяковым


Граф Григорий Григорьевич Орлов (1734–1783) – военный и государственный деятель, фаворит Екатерины II. Будущий офицер родился в семье новгородского губернатора Г.И. Орлова в селе Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии. Карьеру начал в лейб-гвардии Семёновском полку, отличился во время Семилетней войны (1756–1763).


Орлов прославился как один из организаторов дворцового переворота 1762 года, благодаря которому на престол взошла Екатерина II. В награду он был возведен в графское достоинство и стал генерал-адъютантом императрицы. В 1765 году Орлов получил чин генерал-фельдцейхмейстера по Артиллерийскому корпусу и генерал-директора по Инженерному корпусу. Также граф был президентом Вольного экономического общества, а в 1771 году смог внедрить эффективные меры для прекращения эпидемии чумы в Москве. В 1772 году он получил от Екатерины II разрешение принять от римского императора титул князя и вскоре ушел со службы.

По воспоминаниям современников, Орлов отличался высоким ростом, богатырской силой, был радушен и приятен в обхождении. Сохранилось немало изображений графа, среди которых видное место занимают портреты кисти придворного мастера Вигилиуса Эриксена. Наиболее известно эффектное парадное изображение Орлова на карусели (турнире-состязании) в образе римского воина (Государственный Эрмитаж, 1766–1772). Полотно из собрания Третьяковской галереи, напротив, отличает камерная, доверительная интонация.

Орлов представлен на нейтральном темном фоне в расстегнутой леопардовой шубе, отороченной горностаевым мехом. На груди вельможи овальный медальон с портретом Екатерины II в бриллиантовом обрамлении работы ювелира Ж. Позье. Медальон был подарен императрицей Орлову в 1764 году. Второй жалованный медальон он получил в 1771-м.



02. Эриксен Вигилиус (1722-1782)
ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II В ТРАУРЕ 1762

20 x 18
медь масло
ГТГ


Портрет Екатерины II в трауре – один из многих портретов императрицы, написанных ее придворным живописцем датчанином Вигилиусом Эриксеном. Он портретировал еще ее предшественницу на троне – императрицу Елизавету Петровну.

Репутация Эриксена при императорском дворе была чрезвычайно высока. Его главной моделью была Екатерина II. Современник художника Якоб Штелин писал: «Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена».
Датский художник написал не менее 30 портретов государыни в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Эриксен писал Екатерину в великолепном, пышном парадном туалете, в национальном народном русском костюме, стоящей в дворцовом интерьере среди зеркал и драпировок. На его полотнах она представлена также среди зелени парка, в гвардейском мундире, уверенно сидящей верхом на белом коне. Писал ее анфас, в профиль, в полный рост и погрудно. Эти портреты не раскрывают внутреннего мира изображенной, они скорее – сумма знаний и наблюдений за моделью.

Екатерина была чрезвычайно довольна этими портретами. Часть из них императрица разослала в качестве подарков своим зарубежным корреспондентам и иностранным дворам. Она рассказывала о них в письмах к философу-просветителю барону М. Гримму. Эти произведения находятся в разных музейных собраниях – в Эрмитаже, Царском Селе и других.
На небольшом по размеру камерном портрете Екатерина изображена в трауре, в который она облачилась по императрице Елизавете Петровне. Во время долгого траура Екатерина почти не отходила от гроба почившей государыни, что очень расположило к Екатерине многих влиятельных персон при русском дворе. Они увидели в этом дань уважения и глубокого почтения, которое оказывала сначала великая княгиня, а потом и императрица, немка по национальности, усопшей русской царице.

Траурное одеяние, в котором изображена Екатерина, включало в себя черное широкое платье с белыми нашивками – плерезами, а также головной убор – черный чепчик со шнипом, полностью закрывающий волосы. Поверх платья на Екатерине лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, который она возложила на себя в день дворцового переворота, возведшего ее на престол.



03. Эриксен Вигилиус (1722-1782)
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ А. М. ГОЛИЦЫНА 1764

62,5 x 52,5
холст масло
ГТГ


Придворный живописец В. Эриксен представил князя Александра Михайловича Голицына (1723–1801) в период наивысшего взлета его головокружительной карьеры. Крупный государственный и общественный деятель, князь в разные годы занимал посты вице-канцлера (1762) и вице-президента Коллегии иностранных дел. В 1764-м, когда создавался портрет, А. М. Голицын был пожалован чином действительного тайного советника.

Эриксен выбрал камерный тип портрета с поясным срезом фигуры. Однако горделивый взгляд князя и любезная светская улыбка, за которой скрыт внутренний мир героя, позволяют сделать вывод о том, что живописец в первую очередь хотел подчеркнуть социальный статус А. М. Голицына. На высокое общественное положение модели указывают и ордена на груди: лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного (1774) и знак ордена Белого Орла (1759).

Лента и звезда Св. Андрея Первозванного были дописаны позже, поскольку А. М. Голицын получил орден спустя десять лет после создания Эриксеном портрета. Для этого пришлось переписать орден Белого Орла, изображение которого в первоначальном варианте картины включало в себя звезду и перекинутую через левое плечо ленту. В окончательном варианте мастер ограничился знаком на шейной ленте.

По своему темпераменту князь был не склонен к общественному служению, поэтому, несмотря на успешную карьеру, А. М. Голицын оставил службу и удалился в Москву, где посвятил себя коллекционированию изобразительного искусства. Там на средства брата Д. М. Голицына Александр Михайлович построил больницу, в которой разместил богатое собрание живописи. В числе экспонировавшихся в Голицынской больнице картин был и портрет создателя заведения кисти Эриксена.


tretyakov.ru
wikimedia
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2024 г. 12:22 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку