-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12985
Комментариев: 64873
Написано: 140557


Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева (часть 12)

Воскресенье, 26 Ноября 2023 г. 13:35 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8, ЧАСТЬ 9, ЧАСТЬ 10, ЧАСТЬ 11



01. Верещагин Василий Петрович
Богоматерь

картон, масло
84 х 52
СГХМ

Верещагин – один из самых известных мастеров религиозной живописи II половины XIX века. В 1875-1879 годах он создал одиннадцать больших композиций для храма Христа Спасителя в Москве, построенного в память победы над Наполеоном.

Этюд образа Богоматери относится к композиции «Поклонение волхвов и принесение даров младенцу Иисусу». Она, как и главная алтарная картина «Рождество Христово», посвящалась великому христианскому празднику, в дни которого произошло изгнание из пределов России французских войск.






02. Венецианов Алексей Гаврилович
Нерукотворный Спас 1842

дерево, масло
31,2 х 26,3 х 2
СГХМ


Известный своими крестьянскими жанрами Венецианов много работал в области религиозной живописи, привлекая своих учеников. Образ «Спас Нерукотворный» выполнен знаменитым художником на традиционном для древнерусской иконописи материале – дереве, но с использованием масляной живописи, которая дает эффект «живоподобия».
Икона является фамильной реликвией Боголюбовых. Память о важном семейном событии хранит надпись: «А.Г. Венецiановъ благославлялъ А.М. Ксиландръ при вступленiи въ супружество 1842 г ноября 13». Ксиландр – девичья фамилия жены Николая Петровича Боголюбова, брата основателя Радищевского музе.



03. Неизвестный художник второй половины XIX в.
Мадонна

холст, масло
81 х 69,5
СГХМ


Из саратовского католического собора святого Климента в 1938 году в собрание музея поступил образ Девы Марии, оплакивающей своего распятого Сына. Божия Матерь представлена сидящей перед окном. Ее голова, покрытая тяжелым мафорием, склоняется над лежащим на коленях терновым венцом. Нежный девичий Лик Богоматери печален; на глазах сверкают слезы. За Ее правым плечом на фоне багрового заката виднеется Голгофа с тремя темными крестами.

Произведение написано под влиянием религиозных образов итальянского Возрождения. В то же время оно явно перекликается с известным иконописным богородичным изводом, называемым «Богоматерь Ахтырская». Эта иконография, прославившаяся достаточно поздно – в первой половине XVIII века, выделяется на фоне традиционных образов Пресвятой Богородицы. Предполагается, что она имеет западноевропейское происхождение. Интересно, что по сравнению с рассматриваемым живописным полотном, в иконах данного извода Богоматерь располагается с левой стороны от Распятия, т. е. занимает свое традиционное место в Деисусе. Зеркальность двух чрезвычайно похожих композиций указывает на использование в процессе создания нового извода гравюры, что являлось распространенным приемом в поздний период развития отечественной иконописи.



04. Неизвестный художник
Мадонна с младенцем

холст, масло
62,5 х 49
СГХМ





05. Скорупский Степан
Богоматерь с младенцем Армянская 1905

холст, масло
77 х 58
СГХМ





06. Неврев Николай Васильевич
Святой Николай, 1900

холст, масло
78 х 57
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева


Иконный образ святого Николая Мирликийского создан художником в реалистической манере. Фигура святого вписана в пространство, ограниченное темно-красной драпировкой и колонной, – классическими элементами светского парадного портрета. Фактура дорогих тканей, блеск золотного шитья, драгоценный оклад евангелия переданы удивительно тонко и с пристальным вниманием к деталям. Однако, роскошь священнического облачения не затмевает выразительности глубоко сострадательного образа святого Николая, одного из самых почитаемых святых в России.



07. Брюллов Карл Павлович
Иисус перед народом, 1843-1847
Эскиз (росписи для Исакиевского собора в С.-Петербурге)

холст, масло
35 х 26
СГХМ


Важная роль в оформлении Исаакиевского собора отводилась блистательному живописцу Брюллову, который начал работу с большим воодушевлением, но не смог её закончить из-за болезни. Он выполнил эскизы для росписей плафона центрального купола, изображения евангелистов и апостолов, а также четыре эпизода Страстей Христовых, помещенные на столпах центрального аттика.

В эскизе «Иисус перед народом» видны черты большого стиля, рассчитанного на храмовые площади. Монументальная фигура Спасителя с атрибутами страстей выделяется среди немногочисленных персонажей на фоне горного пейзажа и архитектурных строений



08. Ромбоутс Теодор
Иоанн-Креститель

холст, масло
123 х 100





09. Неизвестный мастер
Аллегория милосердия

холст, масло
130 х 98
СГХМ





10. Гуттенбрун Людвиг
Аллегория истории

дерево, масло
64,5 х 41,5
СГХМ





11. Пергер Зигмунд Фердинанд фон
Рафаэль представляет папе Юлию II эскиз фрески "Спор об Евхаристии" 1839

дерево, масло
103 х 84,5
СГХМ





12. Квадаль (Хвадаль) Мартин Фердинанд
Коронование Павла I и Марии Федоровны 1799

холст, масло
336 х 310
СГХМ




13. Алексеев Александр Ипатьевич. 1842 - 1911
Портрет священника

Бумага, уголь, карандаш
31,7 х 23


Творческое наследие русского живописца Алексеева мало изучено. Он писал портреты и пейзажи. В конце 1870-х годов жил и работал в Париже. Его произведения находились в коллекции основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова, в том числе портрет неизвестного священника. На рисунке мы видим образ, полный жизненной правды. Сильным нажатием карандаша с применением растушевки художник рисует голову мужчины, далее несколькими линиями намечает его фигуру. Главное внимание сосредоточено на лице священника, в котором читается душевная усталость, даже уныние. Глубоко психологический образ сочетает в себе индивидуальные черты конкретного человека и типические характеристики времени.



14. Нестеров Михаил Васильевич. 1862 - 1942
Христова невеста. 1937

Бумага, акварель, гуашь
19,5 х 10,8 (в свету)


К образу христовой невесты Нестеров обратился в 1880-е годы после смерти первой жены. В этой картине он изживал свое горе: «Любовь к Маше и потеря её сделали меня художником». Картина стала первым произведением цикла, посвященного мятущейся женской душе, готовой скрыться от мира в старообрядческом скиту.
В послереволюционные годы Нестеров часто обращался к любимым мотивам, которые уже не были востребованы современным обществом, но ценились ближним кругом художника, в который входила Е. П. Разумова, его врач и друг. На обороте рисунка есть дарственная надпись: «Дорогой Елене Павловне Разумовой на память от старого Нестерова».



15. Нестеров Михаил Васильевич. 1862 - 1942
На Волге. 1939

Бумага, акварель, гуашь
12,7 х 18 (в свету)


Акварель «На Волге» - пример характерного для позднего периода творчества художника возвращения к излюбленным мотивам, созданным в дореволюционное время. Одним из них был образ женщины, не нашедшей счастья в миру и готовой скрыться в скиту от жизненных невзгод. Столь же узнаваем и «нестеровский» пейзаж, являющийся отражением внутренней жизни человека: «Всё тихо, благолепно, всё проникнуто тютчевским ощущением того, что «сквозит и тайно светит» в красоте русской природы… И люди – юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, - как природа, в созерцание которой они погружены. И печальные девушки, тоскующие женщины с подавленными страстями, тлеющими за видимой покорностью и безропотностью» (А. А. Русакова)



16. Нестеров Михаил Васильевич. 1862 - 1942
За Волгой. 1934

Холст на картоне, масло
26 х 36


В своих картинах Нестеров творил миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. В послереволюционное время художник часто обращался к старым мотивам, в частности, писал элегические пейзажи со специфическими узнаваемыми деталями. В картине «За Волгой» мы видим и женский образ, олицетворяющий допетровскую Русь, и величественную природу с широким разворотом реки и стройными березами. Несмотря на небольшой размер, мотив образно монументален.



17. Пршепиорский Лукьян Игнатьевич. 1830-?
Монахиня, зарисовывающая «Коронацию Девы Марии»

Бумага, акварель, карандаш
35 х 27,5


Польский художник Пршепиорский, сын священника, учился в Императорской Академии художеств в 1850-х годах. Его акварельный рисунок «Монахиня» находился в коллекции А.П. Боголюбова и поступил в собрание Радищевского музея по завещанию основателя музея в 1897 году.

Жанровая сцена в прекрасных интерьерах впечатляет мастерством исполнения и вниманием к деталям. Акварель положена достаточно плотно, с тонкой нюансировкой цвета. Иллюзорно переданы гладкая поверхность поручей вдоль стен, высокие деревянные двери, отблески света на фигурных деталях резного стула (кажется, ещё немного и можно разглядеть герб на его спинке). Золоченые стрельчатые алтари с живописью эпохи Проторенессанса эффектно смотрятся на стенах глубокого красного цвета, скорее всего, музейных залов. В Европе XIX века коллекционирование и экспонирование предметов культового искусства прежних эпох было типичным явлением



18. Башкирцева Мария Константиновна. 1858-1884
Жены-мироносицы. 1883

Холст, масло
46 х 38,5


Одаренная художница Башкирцева большую часть жизни провела во Франции. В 1880-х годах она обратилась к библейской теме и начала писать картину, которую не смогла завершить из-за смертельной болезни. Неоконченное произведение находится в часовне на могиле безвременно ушедшей художницы в Париже. Осталось несколько подготовительных работ к ней, в том числе эскиз из Радищевского музея, на обороте которого есть дарственная надпись: «Марiя Башкирцева – esquisse jamhy jeminece 1883 годъ Парижъ Саратовскому музею».



19. Неизвестный художник XIX века
Портрет Иакова (Вечеркова), епископа Саратовского и Царицынского, архиепископа Нижегородского и Арзамасского

Холст, масло
54,5 х 44,5


Епископ Иаков, в миру Иосиф Иванович Вечерков (1792-1850), возглавлял Саратовскую и Царицынскую епархию в 1832-1847 годах. По воспоминаниям современников «был известен своей строго-подвижнической жизнью. Жил он в Саратове в небольшом одноэтажном, выходившем на Царицынскую улицу деревянном домике, при вполне монашеской обстановке, где в его крошечной без окон спальне лежал на деревянной кроватке пуховичок и подушка, которые он на ночь всегда снимал и спал на голых досках» (В.А. Шомпулев «Записки старого помещика»). Кроме своих прямых обязанностей в церковной сфере, владыка увлекался археологией и этнографией. По его инициативе был создан музей при Саратовской духовной семинарии.
На портрете епископ изображен в парадном облачении с лентой и орденом святой Анны.



20. Неизвестный художник рубежа XVIII - XIX веков
Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, настоятеля Троице-Сергиевой Лавры.(?)

Холст, масло
90 х 72


Митрополит Московский и Коломенский Платон, в миру Петр Георгиевич Левшин (1737-1818) – один из влиятельных иерархов русской православной церкви. Был членом Святейшего Синода, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, законоучителем наследника престола, будущего императора Павла I. Пытался примирить официальную церковь со старообрядчеством. Автор «Краткой церковной российской истории», ставшей первым систематическим курсом русской церковной истории.
Портрет поступил в Радищевский музей в 1922 году из Государственного музейного фонда как «Портрет неизвестного митрополита». Иконографические исследования на основе портретов из собраний музеев Москвы, Рыбинска и Ростова позволили сделать вывод, что моделью является митрополит Платон Левшин. В пользу данной версии говорит и изображение уникальной панагии митрополита с образом распятия на агате.



21. Неизвестный художник. Владимирские иконописные села (?)
Икона «Святой преподобный Трифон, чудотворец Печенгский». Конец XIX века

Дерево, темпера
22 х 17,2 х 2


Святой преподобный Трифон Печенгский (1495 – 1583) – русский православный монах, основатель Печенгского монастыря на Кольском полуострове. Будучи в юности разбойником и раскаявшись, он всю свою жизнь духовно «окормлял» лихих жителей этих отдаленных и неспокойных мест. Через шесть лет после смерти святого Трифона, монастырь был разорен шведами, как преподобный и предсказывал перед кончиной.

На иконе святой традиционно изображен рядом с созданным им монастырем. Фон иконы выполнен в технике чеканки по позолоте и украшен эмалевыми красками. На обороте образ имеет памятную надпись о посещении Печенгского монастыря. Памятник относится к категории паломнических памятных сувениров. Сохранившиеся аналоги указывают на его происхождение из иконописных мастерских владимирских сел.


goskatalog
radmuseumart
Рубрики:  ИСТОРИЯ
РЕЛИГИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Воскресенье, 26 Ноября 2023 г. 13:45 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку