-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140399


Санкт-Петербург. Город и горожане (из собрания Русского музея). Часть 7

Суббота, 04 Ноября 2023 г. 12:58 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6






01. Аткинсон Д. А. (1775, Лондон – после 1831, Лондон)
Катание с гор на Неве 1792

Холст, масло
81 x 107






02. Орловский А. О.
(1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург)
Бега на Неве 1814

Бумага, акварель
40,8 х 57,8


Бега на Неве зимой были одним из любимых зрелищ петербуржцев, они проводились часто и собирали множество зрителей на льду реки перед стрелкой Васильевского острова. С выбранной художником точки зрения открывается вид на Петроградскую сторону с Владимирским собором, построенным по проекту А. Ринальди и восстановленным после пожара 1784 года И. Е. Старовым, а также на одну из Ростральных колонн на стрелке. В русском искусстве первой трети XIX века никто не мог соперничать с А. О. Орловским в умении передать стремительность бега лошадей, что удавалось ему всегда с непревзойденным мастерством. Русская езда, от которой захватывает дух, была мотивом многих произведений художника.



03. Кольман К. И.
1786-1846/1847
Горы и балаганы на Марсовом поле

Копия с картины М. Н. Воробьева. 1820-е
Бумага, акварель
15,6 х 19,6


Народные увеселения постоянно привлекали внимание художников второй половины XVIII ‒ первой половины XIX века. Этому всеобщему интересу к народным гуляньям отдал дань и Кольман, исполнив несколько небольших акварелей. Ледяные горы зимой и качели летом были любимыми развлечениями, а праздничная атмосфера, веселье делали подобные события притягательными для самой разной публики. Кольман старательно изобразил не только увеселительные сооружения, но и каждую фигурку в толпе, представив все сословия и создав увлекательную панораму народных типов.



04. Кольман К. И. (1786-1846/1847)
Ледяные горы на масленице / Ледяные горы на балаганах 1820-е

Бумага, акварель, белила
14,6 х 19,2





05. Беггров К. П.
(1799, Рига – 1875, Санкт-Петербург)
Гулянье на Елагином острове

С литографии А. П. Брюллова. Вторая половина 1820-х‒1830-е
Бумага, акварель
10,5 х 15,1 (очерчен)


Гулянья на Островах пользовались у петербуржцев большой популярностью и собирали представителей всех сословий. Одним из самых любимых развлечений традиционно были катальные горы



06. Шарлемань А. И.
(1826, Санкт-Петербург – 1901, Санкт-Петербург)
В комнате (семья художника), 1834

Бумага, акварель
17,5 х 27,9


Расцвет интерьерного жанра в акварели приходится в России на 1830-е годы. Изящные виды дворянских гостиных, кабинетов в это время заполняют альбомы, украшают стены домов. Интерьеры, изображенные художниками, редко бывают безлюдны. Они наполнены неторопливой созерцательной деятельностью и простыми семейными радостями их обитателей. Изображенная Шарлеманем семья художника, которая, возможно, является его собственной, занята изучением произведений искусства и творчеством



07. Кольман К. И.
1786-1846/1847
Улица в дождь 1840

Бумага, акварель
16 х 24


Жанровые акварели Кольмана 1820-1840-х годов были популярны и пользовались успехом у современников как в России, так и Европе. Позднее на рубеже XIX-XX веков они по-прежнему привлекали внимание коллекционеров. После первых акварельных опытов в „костюмно-типажном роде" художник начиная с 1820-х годов исполнял многофигурные жанровые композиции на фоне городских улиц и набережных Петербурга. Удачно найденный типаж (чуть неуклюжие добродушные крестьяне) и круг мотивов он вновь и вновь повторял, создав хорошо узнаваемый „кольмановский" тип жанровых изображений. В акварелях художника город жил своей обыденной, повседневной жизнью — строился и торговал, петербуржцы стремительно мчались в санях и колясках по его улицам. Все это вместе с криками уличных торговцев и извозчиков, яркостью крестьянской одежды было важным элементом в формировании городской среды, отличающейся пестротой и многоликостью.



08. Кольман К. И. 1786-1846/1847
Наем извозчика 1842

Бумага, акварель
17,2 х 22,9





09. Кольман К. И.
1786-1846/1847
Развозка льда 1842

Бумага, акварель
17,2 х 24,6





10. Ульянов Н. Д (1816—1856)
Весна в городе 1840-е

Бумага, акварель
25,4 х 35,7


Произведений Н. Д. Ульянова сохранилось немного. Тема этой акварели — приход весны на городские улицы — необычна для того времени. Бытовая сторона происходящего, уборка снега, заполнявшего Садовую улицу и таявшего под лунами солнца, отступает для художника перед главным — ощущением обновления и весеннего настроения. Голубое пятно еще бледного петербургского неба, яркие всплески розового в одежде людей создают мажорную цветовую гамму



11. Федотов П. А. (1815, Москва – 1852, Петербург)
Зимний день. 20-я линия Васильевского острова 1850-1851

Холст, масло
19 x 24


Единственный известный в настоящее время пейзаж в творческом наследии Федотова. Этот этюд был подарен автором известному критику и беллетристу А. В. Дружинину. Изображен вид на 20-ю линию Васильевского острова из окна дома Навроцкой на 21-й линии, где с осени 1849 снимал квартиру художник.

По свидетельству литератора Дружинина, друга художника, Федотов изобразил их самих, идущих по 20-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Художник впервые берется за самостоятельную пейзажную задачу и намечает путь к тому образу города, который будут создавать мастера 1860-х годов, изображавшие город мрачным, неприютным, отчуждающим человека. В федотовском пейзаже это содержание еще чуть намечено.



12. Абутков Н. Г. 1833–1859
Зима. Петербургский вид 1859

Холст, масло


Картина „Зима. Петербургский вид" — единственное произведение Абуткова в собрании ГРМ. Художник изображает вид на Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. Сочетая пейзаж и жанр, он прекрасно передает настроение зимнего хмурого дня. В искусстве 1850-х годов зимние пейзажи почти не встречаются, в то время как в 1860-е годы они привлекают многих художников. Абутков одним из первых начал разрабатывать этот сюжетный мотив. Правдиво изображенные городские типы очень характерны для середины XIX века.



13. Маковский К. Е. (1839, Москва – 1915, Санкт-Петербург)
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге 1869

Холст, масло
215 x 321


В одной из лучших картин раннего периода Маковский создал подлинную галерею колоритных типов представителей городских сословий. За это произведение художник был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую. Жанровой сцене он придал невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В. В. Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился главный дар художника: талант художника-режиссера многофигурных композиций, который он совершенствовал на протяжении всей творческой деятельности. Одноименный первоначальный эскиз в ГТГ, одноименное повторение-вариант — в Одесском художественном музее.



14. Беггров А. К.
(17 (29) декабря 1841, Петербург – 15 (28) апреля 1914, Гатчина)
У водопоя на Неве зимой 1895

Бумага, акварель, графитный карандаш
48,8 х 76,8


Беггров исполнил большое число акварельных видов Петербурга. На выставках ТПХВ и ОРА пейзажи художника пользовались значительным успехом. Петербург, как приморский город и город-порт, был постоянной темой его произведений. Особое место занимало изображение Невы, являющейся важной транспортной артерией города во все времена года. Художнику мастерски удалось передать в этой акварели, которая экспонировалась на выставке Общества в 1897 году, ощущение морозного короткого зимнего дня, наполненного неярким светом солнца, и неторопливое течение будничной жизни столицы на фоне величественной панорамы архитектуры набережной



15. Вахрамеев А. И.
(1874, Сольвычегодск Вологодской губернии – 1926, Ленинград)
Трамвайные „висельники" 1920

Бумага, гуашь
23,8 х 29,8





16. Садовников В. С.
(1800, Санкт-Петербург — 1879, Санкт-Петербург)
Открытие памятника Николаю I в Петербурге 1859

Бумага, акварель, белила, лак
28,9 х 22,7 (верх скруглен)





17. Садовников В. С.
(1800, Санкт-Петербург — 1879, Санкт-Петербург)
Открытие памятника Николаю I в Петербурге 1859

Бумага, акварель, белила, лак
28,9 х 22,7 (верх скруглен)






18. Никитин Н. С. (1811, Санкт-Петербург - 1881, Царское Село)
Картинная галерея Строгановского дворца 1832

Холст, масло
71 x 98


В 1832 «за написанный с натуры» «Вид залы графини Строгановой» Совет ИАХ наградил Николая Никитина первой серебряной медалью. В 1833 картина экспонировалась на выставке в ИАХ. Изображен один из залов Строгановского дворца на Невском проспекте в Петербурге (архитектор Б. Растрелли; 1753–1756). Согласно одним источникам, интерьер зала выполнен по проекту А. Н. Воронихина, согласно другим – по проекту Ф. Л. Демерцова. В центре зала малахитовая ваза, выполненная по рисунку А. Воронихина. Слева у окна мраморная статуя Купидона работы Э. -М. Фальконе. Справа картины западноевропейских художников, в том числе «Отдых на пути в Египет» Никола Пуссена, «Портрет Рубенса с сыном Альбертом» школы Рубенса, «Портрет Николаса Рококса» Антона ван Дейка.



19. Михайлов Г. К. (1814, Можайск – 1867, мыза Шлюссфаль, Эстляндия)
Вторая античная галерея в Академии художеств 1836

Холст, масло
138 х 170,5


Картина воплощает традиции интерьерной живописи первой половины ХIХ века, связанные со школой А. Г. Венецианова. Для учеников Венецианова, к числу которых относится автор картины, характерно точное владение перспективой и повышенный интерес к предметному миру. Вместе с тем полотно Михайлова – интереснейший художественный документ.

Первоначальная отделка галереи в Академии художеств была завершена в 1780-е годы. В 1830-е интерьеры Академии были заметно изменены. На картине в центре видна дверь, ведущая в Конференц-зал, за ней – картина Ф. А. Бруни "Смерть Камиллы, сестры Горация" (ныне – собрание Русского музея). На стене справа расположены копии с фресок Рафаэля и картина Тициана "Вознесение Богоматери". В правом нижнем углу художник изобразил себя за работой.



20. Зеленцов К. А. (1790 - 1845, Сaнкт-Петербург)
Мастерская художника П. В. Басина 1833

Холст, масло
66,5 х 88,5


За эту картину, написанную по программе „изобразить внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами", Зеленцов получил звание академика. Есть сведения об авторском повторении картины.



21. Неизвестный художник
Мастерская художника Ладюрнера 1840-е

Холст, масло
59 x 85,5


Изображена мастерская А. И. Ладюрнера в ИАХ. Среди изображенных работ А. Ладюрнера видны эскизы к картинам: «Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 г.» (1840, ГРМ), «Парад на Царицыном лугу» (1836, не сохранилась), «Великий князь Михаил Павлович в лагере Преображенского полка» (1835, ГМЗ «Павловск»), «Французская Императорская гвардия времени Наполеона I» (1840-е, ГРМ), «Торжественное собрание Академии художеств в 1839» (1840, ГТГ) и другие. На переднем плане слева — картина «Лезгинцы Собственного Его Величества Конвоя, отстреливающиеся при отступлении». Подобная картина была написана в 1845 году и находилась в собрании императора Николая I. После смерти Ладюрнера, в соответствии с рапортом полицеймейстера полковника Пацовского, среди прочего в мастерской оставалось 157 этюдов и эскизов разной величины, написанных на картоне, и 45 — на холсте, а также три шкафа с портфелями эстампов, моделями, книгами и другими вещами, четыре мольберта, манекен человеческой фигуры, модель лошадиной головы, железный небольшой сундук.

Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799, 1800(?) – 1855). Французский художник, баталист, портретист. Приехал в Россию в 1831 году и разместился в бывшей мастерской Джорджа Доу в Шепелевском доме, где англичанин работал над портретами героев Отечественной войны 1812 года. Дом располагался на месте Нового Эрмитажа. Однако в декабре 1837 «Государь Император повелеть соизволил <…> живописца Ладюрнера перевести из Эрмитажа в Академию Художеств»



22. Волосков А. Я. (1822, г. Ржев Тверской губ. – 1882, г. Ржев Тверской губ.)
Кабинет М. Д. Резвого 1840-е

Холст, масло
40 х 58


На полотне представлен кабинет секретаря Общества поощрения художников Модеста Дмитриевича Резвого (1806-1853) , устроенный в верхнем ярусе церкви Св. Михаила Архистратига в Михайловском (Инженерном) замке.

Резвой Модест Дмитриевич (1807–1853) – выпускник Инженерного училища, преподавал там историю (1826–1835), служил в Инженерном департаменте (1838–1840), генерал-майор. Художник-любитель, поэт, писатель, музыкальный критик, композитор. Секретарь ОПХ. Рядом с ним в интерьере, вероятно, его сын, Д. М. Резвой, впоследствии генерал от инфантерии.



23. Хилкова Е. Н. (1827,Тамбов – не ранее 1876)
Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих 1855

Холст, масло
73 х 89


В 1842 году при Петербургской рисовальной школе было учреждено женское отделение, расположенное в помещении таможенного здания на Васильевском острове. Там обучали «разным отраслям рукоделий, в коих участвуют женщины». Отделению покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна. На занятия, проходившие два раза в неделю, допускались девушки только в сопровождении родственниц или гувернанток. Мужчины могли присутствовать только по особому разрешению министра финансов. В картине с документальной точностью воспроизведены убранство интерьера класса, учебные пособия, одежда воспитанниц. В 1855 году за эту картину Хилкова получила малую серебряную медаль.



24. Максутов В. Н. Сорокин Е. С. (1826?-1886)
Чернышев А. Ф. (1824, Оренбург — 1863, Санкт-Петербург)
Боголюбов А. П. (1824, с. Померанье Новгородской губ. – 1896, Париж)
Мастерская князя Василия Николаевича Максутова 1858

Холст, масло
46 х 55


На картине изображена мастерская художника Максутова, находившаяся, вероятно, в здании ИАХ. На картине представлены князь Максутов (владелец мастерской), обер-офицер Соловьев, живописцы А. Ф. Чернышев и А. П. Боголюбов.

Максутов Василий Николаевич (1826?—1886) — живописец; баталист. Отставной штабс-капитан гвардии. Вольноприходящий ученик ИАХ. Классный художник (с 1849). Пенсионер ИАХ за границей (1855)



25. Венецианов А. Г. (1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.)
Портрет князя В. П. Кочубея в его кабинете

Не окончен. Между 1831 и 1834
Холст, масло
144 х 106


Кочубей Виктор Павлович (1768-1834) — начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку, был на дипломатической службе (в конце 1780-х — 1790-х), действительный тайный советник (в 1798), граф (с 1799). С 1801 года — сенатор, член „негласного комитета" при Александре I. Министр внутренних дел (1802-1807 и 1819-1825), председатель Государственного совета и Комитета министров (с 1827), князь (с 1831), с 22 апреля 1834 года — государственный канцлер по внутренним делам.



26. Диттенбергер Г. (1794, Баден, Австрия – 1879, Москва)
Старик-каменотес на набережной Невы 1858

Холст, масло
98 х 80


Через год после приглашения в Россию для участия в росписи дворца великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) австрийский живописец Г. Диттенбергер создал картину «Старик-каменотес на набережной Невы». Судя по изображению Петропавловской крепости на дальнем плане, художник изобразил каменотесов на Дворцовой набережной – старейшей каменной набережной Петербурга.

К середине XVIII века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы", которая занялась в первую очередь разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: "Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные". В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Почти на двадцать лет невские набережные стали строительной площадкой. Работа была нелегкой и трудоемкой, ведь укрепить берега Невы из-за их зыбкости было достаточно сложно. Сначала вбивали сваи, а затем пространство между ними заполняли землей и булыжником. После укрепления берега реки облицовывали блоками розового финского морского гранита, или питерлита. Из квадров этого камня были собраны стены, парапеты и тротуары первых каменных набережных Петербурга - Дворцовой, Галерной, Зимней канавки, Екатерининского канала. Блоки гранита вырубали на морских островах в Финляндии к югу от города Хамина и вблизи Котки. Там же на них высекали номера, а по ним укладывали камень в набережных. Набережные делали достаточно высокими, помня об опасности наводнений. В ходе работ сооружали и спуски к Неве, служившие причалами. Полностью завершено сооружение Дворцовой набережной было в ноябре 1767 года.



27. Семечкин П. П. 1815-1867
Вид Пассажа графини Стейнбок в Санкт-Петербурге

По рисунку Бонстеда. Середина XIX века
Хромолитография
55,6 x 43,3


В середине XIX века на Невском проспекте появилось необычное здание в «новом изящном вкусе», построенное по проекту Р. А. Желязевича (1846). Крытый проход, соединивший Невский проспект с Итальянской улицей, по сторонам которого размещались 60 магазинов, был сооружен в соответствии с замыслом владельца участка, графа Я. И. Эссен-Стейнбок Фермора (?–1856). Кроме фешенебельных магазинов здесь были устроены концертный зал, чайная и многое другое для развлечения публики.



28. Бобров А. А. (1849, Царское Село — 1899, Санкт-Петербург)
Библиотека Аничкова дворца 1873

Холст, масло
71,5 х 56,5


В 1866 из Зимнего дворца в Аничков была переведена библиотека великого князя Александра Александровича. Работа над устройством помещения была начата архитектором Э. И. Жибером, но в 1868 году ее перепоручили архитектору И. А. Монигетти, который отделал библиотеку в стиле Ренессанса. Все работы были завершены в 1869 году. Бобров, редкий для середины XIX века мастер жанра «в комнатах», занимался также и изображением интерьеров. Художник тщательно выписывал даже самые мелкие детали. Он писал тонкой кистью, плотно прилегающими друг к другу мазками, вследствие чего фактура предметов кажется осязаемой.

Аничков дворец — один из императорских дворцов Санкт-Петебурга. Свое название получил от одноименного моста.

Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) получил дворец в 1866 году в качестве свадебного подарка от своего отца, императора Александра II, и выбрал своей резиденцией.

Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова.



29. Хилкова Е. Н. [1827 (Тамбов) – не ранее 1876]
Внутренний вид класса Петербургской рисовальной школы в помещении таможенного здания

Конец 1850-х - начало 1860-х
Холст, масло
143 х 101,5


В 1842 году при Петербургской рисовальной школе было учреждено женское отделение, расположенное в помещении таможенного здания на Васильевском острове. Там обучали «разным отраслям рукоделий, в коих участвуют женщины». Отделению покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна. На занятия, проходившие два раза в неделю, допускались девушки только в сопровождении родственниц или гувернанток. Мужчины могли присутствовать только по особому разрешению министра финансов. Картина, воспроизводящая интерьер одного из классов рисовальной школы, представляет не только художественный, но и исторический интерес.

rusmuseumvrm
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 6 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Суббота, 04 Ноября 2023 г. 13:10 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку