-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140379


ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А. В. Григорьева

Суббота, 25 Декабря 2021 г. 12:51 + в цитатник
Цитата сообщения Ела2012 ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А. В. Григорьева


Feshinjpg (503x700, 223Kb)
Автопортрет. Этюд. 1913
Х., м. 37х26
Поступил из Казани. Куплен А.В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.
Литература: 1. П. М. Дульский, Н. И. Фешин, 1921г. с. 30.
Архив: ГМИИ РТ, ф. 4, опись 1, д. 2/297-2.
Выставка: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». (Кат. с. 24, № 144).

PORTRET-DOCERI-II-1919.jpg
Портрет дочери Ии. 1919
Х., м. 20х17.
Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920 г.



FeshinN06 (600x698, 232Kb)

«Н.И. Фешин много писал женских портретов, с учениц художественной школы, которые с большой радостью позировали ему и были даже счастливы», – вспоминает Тамара Попова, одна из его учениц [13, с.93]. К таким работам относятся портреты жены архитектора Сидорченко и совсем юной и женственной студентки Маши Быстровой, которые находятся в коллекции нашего музея. Нередко студентки позировали живописцу в его личной мастерской, которая находилась под куполом Казанской художественной школы. «Это «святая святых», куда вход был закрыт непосвященным» [13, с.79]. Мастерская Н.И. Фешина была завешана коврами, цветными тканями и заставлена мебелью работы художника. На фоне одного из ковров в мастерской и был создан портрет студентки Маши Быстровой. Впоследствии художник увезет этот ковер с собой в Америку.

PORTRET-STUDENTKI-MASI-BYSTROVOI-1917.jpg
Портрет студентки Маши Быстровой (1917)



Мария Николаевна Быстрова-Яковлева (1898 - ?) училась в КХШ с 1914 по 1918гг., а в 1930-1956гг. работала в институте «Проектстальконструкций» в Москве. Портрет с нее был написан в годы учебы в художественной школе.

«О том, как портрет создавался, Мария Николаевна Яковлева вспоминает: «По приглашению Фешина вместе с Тамарой Поповой я вошла в его мастерскую…

Николай Иванович смотрел на меня своим острым, проницательным взглядом, и после недолгого разговора предложил мне сесть, взял бумагу и быстро сделал с меня небольшой набросок углем. Затем он предложил мне позировать для портрета, назначил день и попросил только, чтобы в моем костюме не было синего цвета. Он не любил холодные тона. В назначенный день я пришла в его мастерскую. На мольберте был натянут холст для портрета, лежали краски и кисти. Я была в белой блузке с красной лентой в волосах.

Николай Иванович предложил мне сесть на диван, позади которого висел большой ковер, дал мне в руки книгу, просил слегка опустить голову и смотреть на него.

Он начал писать. Кисти быстро переносили краски с палитры на полотно. Он немного ходил, слегка прищурив глаза. Работал быстро, с увлечением. После каждого сеанса снимал портрет и не показывал его до окончания работы. Разговаривал мало, его всего поглощала работа. В нем чувствовалась какая-то необыкновенная сила творчества. Его глаза, такие проницательные и глубокие, казалось, видят то, чего другие не видят, не могут видеть.

После окончания сеансов Николай Иванович поблагодарил меня и предложил посмотреть портрет. Своей работой он был доволен» [13, с. 119].

М.Н. Быстрова-Яковлева побывала в нашем музее в 1970-е гг. и поделилась с сотрудниками воспоминаниями о своем учителе: «Часто шутя, он говорил мне: «А ну-ка, цыганочка, пошли на очередной сеанс». Он давал мне книгу и просил, чтоб, прочитав страницу, я думала и оценивала в мыслях прочитанное, а он в это время работал над портретом».

Мария Быстрова, став архитектором, всегда с энтузиазмом относилась к творчеству своего учителя, собирала воспоминания о нем, разыскивала его работы.

«Портрет студентки Маши Быстровой» находится в музее, предположительно, с 1925г. По поводу даты создания этой работы искусствовед Г.П. Тулузакова высказывается, что вероятное время написания - 1917г., так как М.Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг. [10, с.486, №85], а не 1910г., как работа датируется в «Каталоге произведений Н.И. Фешина до 1923г.» 1992г. [6, с. 36, №41].

Стоит отметить, что несколько работ из коллекции нашего музея видела широкая американская публика, когда в 1975г. «Портрет студентки Маши Быстровой», «Портрет жены архитектора Сидорченко», «Портрет неизвестной», благодаря изменившейся международной обстановке, экспонировались в трех городах США: Санта-Фе, Оклахома, Сиэтл.

Портрет студентки Маши Быстровой. 1917 (?) (по мнению Г.П. Тулузаковой – 1917(?): «т. к. М. Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг., то наиболее вероятное время написания портрета – 1917г.») [10, с.486, №85].
Х., м. 65х58.


FeshinN05 (600x670, 188Kb)

PORTRET-ZENY-ARKITEKTORA-SIDORCENKO-1915.jpg
Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915
Х., м. 83,5х76. (Ранее размеры были 79х71, изменились после реставрации: после разворота авторской живописи).
Справа внизу: Н. Феш
Поступила из Казани до 7 ноября 1920г.

FeshinN04 (600x666, 187Kb)

http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4621
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям