-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12985
Комментариев: 64873
Написано: 140557


Румянцевский музей, Москва. Виртуальная реконструкция. Портрет

Суббота, 12 Июня 2021 г. 11:49 + в цитатник
Bo4kaMeda





Каждый, кто неравнодушен к прошлому России, знает о предшественнике главной библиотеки России — Московском публичном и Румянцевском музее, но никто из ныне живущих не сможет побывать в нём. Румянцевский музей, первое музейное учреждение Москвы, один из главнейших культурных центров столицы, просуществовав около 100 лет, ушёл от нас. Он был уникален многим: и тем, что сделал Москву музейным городом; и тем, что был подлинно народным музеем, пополнявшимся целиком благодаря частным пожертвованиям и дарениям; и богатством своих фондов (вторых по значению в России после петербургского Эрмитажа); и тем, что это был музей личных коллекций, в каждой из которых нашла выражение личность собирателя; тем, наконец, что он представлял собой достаточно редкий тип культурного учреждения — музей-библиотеку, аналогично Британскому музею. Но судьба этого музея стала исключительной и в ещё одном, наиболее печальном смысле: кроме него, ни один крупный музей России и СССР, даже из числа полностью разграбленных во время Второй мировой войны, не прекратил своего существования, не подвергся тотальному расформированию и перераспределению фондов.





Виртуальная реконструкция Румянцевского музея обречена стать межмузейным проектом. На первом плане по значимости и посещаемости -- Картинная галерея Отделения изящных искусств.




01. Доу Д.
Портрет Н. П. Румянцева 1826—1828
Холст, масло
Надпись: Geo Dawe Pict pinxit St. Petersburg. 1828
Российская государственная библиотека


В РМ портрет был размещён на стене Румянцевского зала. Основатель музея изображён в полный рост, в андреевской мантии, со многими атрибутами, напоминающими о его покровительстве наукам и предпринятой на его счёт кругосветной экспедиции. Последняя работа Д. Доу в Санкт-Петербурге. Возможно, для портрета позировал сам заказчик, С. П. Румянцев, обладавший большим фамильным сходством с покойным братом. Копия портрета доступна для осмотра в фойе 2-го («служебного») подъезда РГБ.

Портрет является одним из символов РГБ. Написан художником в 1828 году, спустя два года после смерти Н. П. Румянцева, по заказу его брата С. П. Румянцева, и передан в музей в составе мемориального семейного собрания. Английский живописец Д. Доу работал над этим портретом в 1826—1828 гг., когда Сергей Петрович вёл нескончаемую переписку с Министерством народного просвещения о судьбе оказавшегося на его попечении музея. В последние десятилетия портрет находился в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва).




02. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Портрет сподвижника Петра I Александра Ивановича Румянцева 1811
Холст, масло
Дар от Румянцевых
Российская государственная библиотека


Портрет первого государственного деятеля из рода Румянцевых генерала А. И. Румянцева, друга и сподвижника Петра I, был написан в 1811 г., очевидно, по заказу Н. П. Румянцева. Генерал изображён в андреевской мантии с картой, где указаны места основных победоносных сражений А. И. Румянцева.

Портрет был создан в 1811 году художником Василием Лукичом Боровиковским (1757—1825), став фамильной ценностью рода Румянцевых. В 1862 году он, в составе коллекции Николая Петровича Румянцева, был перевезён из Санкт-Петербурга в Москву.



Портрет Александра Ивановича Румянцева в Румянцевском зале РГБ.
Фото Мария Говтвань, РГБ


Александр Иванович Румянцев (1680—1749) — русский дипломат и военачальник, генерал-аншеф, правитель Малороссии, посол Российской империи в Константинополе, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. На портрете кисти Боровиковского граф изображён в парадном облачении кавалера ордена Андрея Первозванного: в бархатной мантии тёмно-зелёного цвета с вышитой серебряной звездой и пелериной из белого атласа, поверх которой лежит цепь с орденским крестом. Справа от графа, на стуле, лежит орденская шляпа с бело-красным султаном из страусовых перьев.



03. Брюллов К. П. (?)
Портрет Рашели (?)
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина




04. Портрет актрисы Е. С. Семёновой
Карл Павлович Брюллов 1836
80 × 59 см
Масло Холст
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва


В подчёркнуто помпезной и торжественной форме, так соответствующей представлению об амплуа трагической актрисы, воспроизводит Брюллов зрелую красоту Семёновой . Пышный головной убор, отороченная горностаем мантилья, блеск шёлкового платья, плотно облегающего полный стан, дополняют её величественный облик. Но сквозь кажущуюся застылость и статуарность образа зримо проступает неугасающий в душе актрисы творческий огонь. О нём говорит пристальный взгляд её глаз и лёгкое движение руки, поднятой в раздумье к лицу. Характеру образа Семёновой отвечают яркие, плотные тона колорита, подчёркивающие скульптурную лепку формы. Полукружие, завершающее композицию, навеянное произведениями Ренессанса, гармонирует с внешним обликом актрисы, напоминавшей своим профилем, по свидетельству современников, античные камеи

Великая актриса Семёнова доживала свой век в Москве княгиней Гагариной. Десять лет назад, в 1826 году, последний раз вышла Семёнова на сцену... Карл Брюллов нашёл в Москве свою Антигону, память о юности, горькое зрелище прожитой жизни и пережитой славы тронули его, — он решил сделать портрет Екатерины Семёновны. В профиль она всё ещё была похожа на Геру, на античную камею, но в удлинившемся носе, в слегка изогнувшемся кверху тяжёлом подбородке уже проглядывало что-то безнадёжно старушечье: Карл написал её в фас, не держа в памяти образцовые лица древних статуй. Ещё исполнен зоркости внимательный взгляд тёмно-голубых глаз, прекрасно движение руки, несколько, впрочем, театральное; но пышный головной убор, холодный, отливающий металлом блеск шёлкового платья, горностаевая мантилья, по-прежнему надменное, с некрасивыми крупными чертами лицо, — всё в Семёновой, написанной Брюлловым, как-то чрезмерно тяжело и величественно: актриса роскошна и грузна для сегодняшнего театра, как любимые ею монологи Озерова, слишком застыло-важна, чтобы ощутить её вдохновение, оттого, наверно, не более актриса, чем княгиня, московская барыня.

Надо спешить, печалясь, думал Карл, быстро, в несколько коротких сеансов заканчивая портрет, надо спешить: не то страшно, что жизнь кончится, страшно, что век твой кончится, пока ты жив, что портрет обернется надгробием
.



05. Неизвестный художник 2-й половины XIX века
Портрет Н. А. Грибоедовой (урождённой Чавчавадзе) (?)
Холст, масло
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина


Грузинская княжна, дочь поэта А. Чавчавадзе, жена А. С. Грибоедова.



06. Тропинин В. А.
Портрет неизвестной в красной пелерине 1832
(Портрет баронессы Вимпфен (?); Портрет дамы в красном)
Холст, масло
39 × 31
Из коллекции С. П. Рябушинского
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев




07. Маковский Владимир Егорович [1846—1920]
Швейцар 1881
The Doorkeeper
Холст, масло
89 × 72
Современное место хранения Государственный исторический музей


Одноимённый офорт работы В .Е. Маковского (1884), являющийся эскизом к картине, находится в Рыбинске.



08. Серов В. А.
Портрет А. В. Касьянова
Portrait of Kasyanov 1907
Холст, масло
89 × 72
Томский областной художественный музей


За портрет Касьянова или Гиршмана я отдал бы все ранние его портреты. В лучших портретах Серова характерное доведено до вершины .
Кустодиев Б. М. Письма.



09. Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825]
Портрет неизвестной с ребенком.
Холст, масло
69 × 56,5
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева


По мнению московского исследователя А. М .Горшмана, на портрете изображён барон А. Н. Сердобин, внебрачный сын князя А. Б. Куракина, с матерью. Стал кавалером Мальтийского ордена в 1804. Считается, что род баронов Сердобиных возник от связи князя с разными крепостными крестьянками (дети Александр, Алексей, Михаил, Екатерина, Лукерья, Софья, Анна).

На портрете изображён мальчик в военном мундирчике с Большим и Малым Мальтийскими крестами. Исследователи убеждены в том, что это не кто иной, как побочный сын «бриллиантового князя», его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин. Родившись в имении князя Надеждине, опекаемый отцом и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание.

В. Л. Боровиковский написал также несколько портретов князя А. Б. Куракина — основателя рода Сердобиных; кроме того, известны портреты других братьев и сестёр Сердобиных, видимо, составлявшие единую серию и когда-то украшавшие стены имения Надеждино (Куракино).



10. Тропинин В. А.
Живописец 1825
The Painter
Холст, масло
81 × 74,5
Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина




11. Слепой
Василий Григорьевич Перов 1878
75 × 57 см
Масло Холст
Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань




12. Борисов-Мусатов В. Э.
Дама
Lady 1901
Холст, темпера
88,8 × 35
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

13. Зайцев Матвей Маркович [1880 - 1940]
Портрет актрисы. 1913
Холст, масло
224 x 79 см
Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки


В это же время [1901 и позднее] В. Э. Борисов–Мусатов пишет ряд картин, объединённых удивительно тонким взаимодействием творца и его модели. Камерная, очень лиричная «Спящая девушка» (собрание Астраханской картинной галереи), «Дама» (Омский областной художественный музей), тонкая акварель «Последний луч» (Государственная Третьяковская галерея) – одна и та же молодая женщина помогает художнику решать поставленные им творческие задачи. Не о ней ли в одном из писем Мусатов пишет: «Нашёл одну натурщицу, которая очень была в моём... жанре и удивительно позировала. Но сегодня она уехала совсем из Саратова». Для нас эта женщина так навсегда и осталась таинственной незнакомкой, удачной находкой художника.



14. Виноградов С. А.
Дама на балконе 1916
Масло Холст
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля, Омск



15. Лев Дмитриевич Крюков (1783—1843)
Портрет М. Н. Аксаковой, урождённой Зубовой, матери С. Т. Аксакова
Холст, масло
Музей-заповедник «Абрамцево»


На портрете имеется имя изображённой: «М. Н. Аксакова». История появления портрета в РМ такова. Портрет был приобретен С. В. Хомяковым в 1893 в Москве на Смоленском рынке и затем уступлен Д. А. Хомякову. Отреставрирован Д. Н. Арцыбашевым. В мае 1896 подарен Д. А. Хомяковым РМ.

После открытия нового здания КГ РМ помещён на 3-м этаже Галереи в вестибюле. В 1919 в связи с намечавшимся открытием Абрамцевского музея В. Я. Адарюков ходатайствовал о передаче портрета в этот музей. Портрету, ранее называвшемуся работой неизвестного художника, посвящено детальное исследование, благодаря которому было установлено имя автора — художника Л. Д. Крюкова, работавшего в Казани. Выявлены более поздние авторские повторения портрета — две картины, находящиеся ныне в Пушкинском Доме. Впрочем, и работа из РМ признана вторичной. Предполагается, что это копия или авторское повторение другого, неизвестного ныне портрета. Не исключено, что оригиналом была миниатюра.



16. Пастернак Л. О.
Портрет Цейтлина и Высоцкого. За чашкой кофе 1913
Холст, масло
156 × 178
Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки




17. Серов В. А.
Портрет госпожи Н. в чёрном платье и наколке (Портрет жены директора Костромской мануфактуры)
Portrait of Lady N. 1890
Холст, масло
89 × 71,5
Национальная картинная галерея Армении




18. Боткин М. П.
Монахиня
A Nun 1857
73 × 57
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского




19. Левицкий Д. Г. (?)
Портрет Н. И. Новикова
Portrait of Nikolay Novikov 1797 (?)
Холст, масло
59,7 × 47,6
Дар от Александра II
Государственная Третьяковская галерея


Новиков Николай Иванович (1744—1818), просветитель, писатель, журналист, издатель. Организатор типографии, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России. Издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк», книги по всем отраслям знаний. Выступал против крепостного права. В 1770-х годах примкнул к масонам. По приказу императрицы Екатерины II был заключён в Шлиссельбургскую крепость (1792—1796).

В 1796 году император Павел I в первый же день своего царствования освободил из тюрьмы близкого ему человека, масона-просветителя. Но вышел Новиков на свободу разорённым и больным. Он уже не смог вернуться к общественной деятельности, хотя ещё много лет прожил в своем крохотном родовом имении Авдотьине, откуда почти не выезжал. <...>

Портрет относится к тому времени, когда Новиков был освобождён из тюрьмы. Просветитель изображён в момент беседы, когда его мысль воплощается в слово, обращённое к слушателю. Лицо выписано мягко сплавленными мазками. Композиция необычна для Левицкого: портретируемый изображён на фоне стенного проёма, за которым открывается пейзажный вид. (Обычно в сгустившихся тучах видят намёк на трагическую судьбу просветителя.) Срез фигуры не погрудный, а поясной, так как художнику было важно изобразить движение руки, подчёркивающее общий замысел полотна.



20. Левицкий Д. Г.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
Portrait of Grand Duke Alexander Pavlovich in Boyhood Days 1787
Форма
Холст, масло
60,5 × 50
Дар от Александра II
Государственная Третьяковская галерея


Справа на фоне подпись: Левицкiй 1787 г.

Как и положено члену императорской фамилии, на Александре лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного и орден Святого Александра Невского. Работа относится к позднему этапу творчества Д. Г. Левицкого, когда он особенно охотно обращался к изображению детей. Несмотря на то что художник портретирует представителя правящей династии, само понимание образа лишено какой бы то ни было парадности и официальности. Миловидное лицо, улыбка, открытый, доброжелательный взгляд, камерный формат произведения заставляют не столько трепетать перед высоким саном изображённой персоны, сколько любоваться естественной прелестью десятилетнего ребенка.



21. Перов Василий Григорьевич
Савояр
32.5 х 41
Холст, Масло
Государственная Третьяковская галерея


Савояры — дети бедняков из горной Швейцарии (Савойи), которых родители в голодные годы отправляли в богатую Германию бродяжничать и зарабатывать на пропитание, показывая фокусы с дрессированными животными. Некоторые дети доходили даже до Швеции. Именно от лица савояра исполнялась песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок».

В парижский период Перов создает образы обездоленных и угнетённых, стараясь привлечь к ним общественное внимание, вызвать к ним горячее сочувствие. В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему, изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Удачно выбран момент, когда утомлённый ходьбой мальчик заснул, прислонившись к стене большого дома, прижав к себе маленькую обезьянку — единственного друга и помощника в поисках средств для поддержания жизни. Холодный зеленовато–серый фон усиливает впечатление. Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты.



22. Келер-Вилианди Иван Петрович 1826 - 1899
Галилей 1858
Холст, масло
87 x 72 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля




23. Тропинин В. А.
Малороссиянка
Girl from Malorossia 1800-е
Холст, масло
49,2 × 36
Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки


В Подолье, на юго-западе Украины, было расположено имение Кукавка, принадлежавшее графам Морковым. В. А. Тропинин, крепостной И. И. Моркова, жил в Кукавке около двадцати лет, с конца 1800-х. В написанных там картинах «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е) и др. он запечатлевал, несколько идеализированно, красоту национального малороссийского типа. Стремясь создать живые, непринуждённые образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушённый — преобладают сероватые, охристые, зелёные тона.

Как Венецианов открыл обществу национальный характер и быт русского народа, так Тропинин открыл народ и природу Малороссии, этой «русской Италии», по выражению современников. Несравненно более скромные во всех отношениях работы Тропинина не оказали такого очевидного влияния на последующую русскую живопись, как работы Венецианова, однако художник стоит у истоков того же прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века.



24. Кустодиев Б. М.
Портрет девочки
Portrait of a Girl 1897
Холст, масло
51 × 38
Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина




25. Тончи С. (?)
Портрет Ф. В. Растопчина
Portait of Fyodor Rastopchin by Salvator Tonchi 1800
Холст, масло
64 × 53,5
Дальневосточный художественный музей


Карьера графа Федора Васильевича Ростопчина (Растопчина, 1763/1765- 1826), сына небогатого орловского помещика, началась при дворе великого князя Павла Петровича. «Человек большого ума и редкого остроумия», он своими выдумками «забавлял и развлекал» скучавшего великого князя и сумел завоевать его расположение, став любимцем императора. Награды, должности и звания «сыпались» на камергера малого двора как из рога изобилия. В день вступления императора на престол Ростопчин был произведён в генерал-майоры и генерал-адъютанты, в 1799 возведён в графское достоинство и удостоен высшего российского ордена святого Андрея Первозванного.

Сальватору Тончи он позировал в мальтийском мундире, столь чтимом императором, с орденом святого Иоанна Иерусалимского, великим канцлером которого граф Ростопчин являлся с 1800 года. В портрете присутствует та особая романтическая приподнятость, свойственная работам итальянского мастера, во многом определяющая и характер самого графа, говорившего о себе: «Сердцем прям, умом упрям, на деле молодец»

.rmuseum.ru
Рубрики:  МОСКВА
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Суббота, 12 Июня 2021 г. 13:30 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку