-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12985
Комментариев: 64873
Написано: 140557


Иванов Александр Андреевич [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург] (Коллекция Государственного Русского музея)

Понедельник, 15 Февраля 2021 г. 12:26 + в цитатник
Bo4kaMeda


01. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Нагой мальчик. Конец 1840-х – 1850-е
Холст, масло
47,7 x 64,2
Экспонирование: Михайловский дворец, Зал 15


Серия этюдов обнаженных мальчиков на фоне пейзажа — подготовительные штудии для картины "Явление Христа народу". Бесконечное пространство фона, резко оторванного от первого плана, — воплощение "исторического времени" — вечной и неизменной природы. По справедливому замечанию М. М. Алленова, только ребенок, не знающий борения страстей, подобен натуре и может войти в пейзажи А. А. Иванова, не разрушив их структуры. В сочетании с пленэрными задачами, виртуозно и с большим опережением своего времени решаемыми художником в этюдах с обнаженными мальчиками, такая концепция отношения мира и человека, безусловно, отражает романтическое мировоззрение.


я Постников С.П. Портрет А.А.Иванова. ГТГ (200x268, 39Kb) ИВАНОВ Александр Андреевич [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]. Живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1836).

Родился в Петербурге в семье художника А. И. Иванова. Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А. Е. Егорова (1817-1828). В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). В 1858 вернулся в Петербург. Огромное значение имела для художника дружба с Н. В. Гоголем. В 1847 в Италии и в 1856 в Лондоне он встречался с А. И. Герценым, по возвращении в Россию сблизился с критиком В. В. Стасовым и Н. Г. Чернышевским. Живописец-мыслитель, один из величайших русских художников. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов. Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве.



02. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Три нагих мальчика 1840–1850-е
Холст, масло
47,7 x 64,5
ГРМ




03. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Четыре нагих мальчика
Этюд. 1840–1850-е
Холст, масло
47,7 x 64,2
ГРМ




04. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Старик, опирающийся на палку, и мальчик, выходящий из воды (на фоне пейзажа)
Между 1833 и 1857
Бумага на холсте, масло
64,2 х 46,7
ГРМ




05. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Дерево в тени над водой. Не ранее 1846
(В окрестностях Кастель-Гандольфо)
Бумага на холсте, масло
45 x 58,2
ГРМ




06. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Вода и камни под Палаццуола. Начало 1850-х
Бумага (сдублирована на холст), масло
45 x 61,2
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 15


Один из этюдов к картине "Явление Христа народу". Натурный этюд по замыслу, вполне законченное произведение по художественному результату. Реальный природный мотив композиционной завершенностью, цветовым и фактурным богатством, осязаемостью световой игры обретает почти космическое звучание, наполняется философским смыслом. В числе многочисленных, необычайно ровных по высокому качественному уровню пейзажных штудий Иванова "Вода и камни..." — подлиный и признаный шедевр. Композиция этюда, разумеется, тщательно продумана и обобщена, между тем сохраняет свежесть импрессионистического наброска alla prima. Многослойная живопись размашистыми цветовыми мазками передает необычайное, свойственное только природе богатство красок, оттенков, полутонов, рефлексов. Бездонное небо отражается в быстротекущей воде, незыблемая вечность зафиксирована в камне. Свет и сиюминутен (солнечный день) — и философски вечен (условие бытия всего сущего). Камерный и лирический по сути мотив обретает в небольшом этюде эпическую монументальность философского художественного осмысления мирового порядка. Многозначное противопоставление преходящего и вечного, изменчивого и незыблемого, обыденного и идеального составляет основу романтического звучания этюда, наиболее полно выразившего художественную концепцию Иванова.



07. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Явление Христа народу
1836 – не ранее 1855
Холст, масло
172 x 247
ГРМ


В Русском музее находится большой эскиз "Явления Христа народу" (сама картина – в Государственной Третьяковской галерее в Москве). Первоначальный замысел художника предусматривал создание картины именно такого размера, и лишь в процессе работы Иванов пришел к более монументальным формам.

В основе сюжета – евангельское событие: вдохновенный Иоанн Предтеча крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приходе Того, кто призван произвести коренной поворот в жизни человечества. За Иоанном Крестителем – группа будущих учеников Христа: Иоанн Богослов, апостолы Андрей, Нафанаил; по другую сторону – фарисеи, римские воины. На первом плане картины группа людей, образы которых, по мысли художника, воплощают всю гамму переживаний, отношение к проповеди Пророка. Они радуются, сомневаются, надеются на явление Спасителя. Особой находкой художника явился образ воспрявшего раба, ставший настоящим откровением в русской живописи. В библейской легенде художник увидел возможность выразить мечту о свободе: "начался день человечества, день нравственного совершенствования".

Близко знавший художника И. С. Тургенев писал: "По глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости исполнения вещь первоклассная".

Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий. В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства. Многие из них принадлежат к высшим достижениям русской живописи XIX века.



08. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Фигура Христа (поколенная) 1833–1857
Бумага на холсте, масло
61 х 44,7
ГРМ


Этюд для картины «Явление Христа народу» («Явление Мессии»), 1833–1857, находящейся в ГТГ.

Этюды Александра Иванова к картине «Явление Мессии» — особый художественный мир. Сотни этюдов, каждый из которых — самостоятельное, внутренне совершенное, законченное произведение, подчас сюжетно независимое от большой картины, но непременно сохраняющее с ней идейно-эстетический контакт. Типажи, отдельные группы или пластические мотивы многократно повторяются, обнаруживая поиски эмоциональных формул.



09. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Ave Maria 1839
Бумага, акварель, графитный карандаш
41 x 55,5
ГРМ


В "Ave Maria" изображен обычай римлян собираться на улице, "в час после сумерек, у каждого образа Богородицы, и хором петь ей похвальные песни". Иванов сообщает отцу, что его сцена "состояла из 26 фигур, по большей части девиц, с возможным удержанием национальных мещанских костюмов; посреди стоял старик — запевало, который получал за это жалованье от правительства, а около его мальчики, у него учащиеся. В околичности представлена крепость римская на Тибре, вдали — Петр (собор святого Петра в Риме), крепость св. Ангела, или бывший мавзолей Адриана, и часть с большим новым театром Аполлона. Фигуры были освещены то свечами, то луной".



10. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения 1835
Холст, масло
242 x 321
ГРМ


В соответствии с правилами, принятыми в Академии художеств, композиция напоминает скульптурную группу. Однако в картине преодолены обычные академические скованность и холодность трактовки. Наиболее выразительно лицо Марии, в нем передано сложное эмоциональное состояние женщины – следы печали, удивление, даже испуг, и слезы радости и восторга. Для достижения своей задачи художник предлагал натурщице припомнить все свои беды, затем, утешая, он смешил ее и держал перед ней луковицу. "Полные слез глаза, с улыбкой на устах, давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса".

Лицо Христа контрастирует с образом Марии спокойствием и сдержанностью, жест его руки выражает запрещение прикасаться к нему.

Картина была пенсионерским отчетом художника в ОПХ о его пребывании в Италии. В мае 1836 года она была послана в Санкт-Петербург, где экспонировалась на выставке ИАХ и получила очень высокую оценку. Последняя, в частности, выразилась в том, что Иванов получил звание академика без назначения для этого особой программы, а ОПХ поднесло картину в дар императору Николаю I.



11. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Беллерофонт отправляется в поход против Химеры 1829
Холст, масло
130,5 x 113
ГРМ


Сюжетом для картины послужила древнегреческая легенда о подвиге сына коринфского царя Главка Беллерофонта. Находясь у царя Ликии Иобата, герой должен был исполнить его повеление и сразиться с трехглавой огнедышащей Химерой. Боги подарили ему крылатого коня Пегаса. Напав на Химеру с воздуха, воин уничтожил опустошавшее страну чудовище.

Изображен момент прощания отправляющегося на подвиг Беллерофонта с царем Иобатом. Герой по академической традиции представлен обнаженным. Рядом чудный конь, полный готовности к полету. За ними видна летящая богиня Афина – покровительница воина. Слева, за сидящим царем, отвернувшись от происходящего, стоит царевна Дилоноя, — она горько переживает разлуку с любимым. В торжественной атмосфере картины звучит её главная тема – прославление подвига идеального героя-воина.

Картина лишена однозначности героико-патетического пафоса традиционных академических программ. Художник трактует идеальный образ многогранно, наделяя его чисто человеческими чертами: внутренней борьбой, ощущением предвечности и твердой решимостью совершить подвиг.

Тема картины была задана А. А. Иванову Обществом поощрения художников (ОПХ) в 1829 году «для окончательной проверки его способностей перед отправлением за счет ОПХ в Италию». В конце лета 1829 году Иванов окончил картину.



12. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением 1831
Бумага на холсте, масло
33,7 х 42,5
Экспонирование Михайловский дворец, Зал 15


Эскиз картины, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.

Изображение персонажей античных мифов — Аполлона, Гиацинта и Кипариса — первая тема, над которой А.А. Иванов начал работу вскоре после своего приезда в Италию осенью 1830 года. Мифические персонажи наделены художником внешними чертами, чувствами, поведением реально существовавших людей. Органичное восприятие античности и ее преломление в собственных произведениях в интимно-лирическом, а не героико-возвышенном плане — одна из характерных черт трактовки традиционных для академизма мифологических сюжетов мастерами романтического направления. Эта работа представляет собой эскиз неоконченной картины с таким же названием, находящейся в Государственной Третьяковской галерее. В этой работе ощущается совершенное владение формой, свойственное Иванову.



13. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Жених, покупающий кольцо невесте 1839
Бумага, акварель
29,6 x 35
ГРМ


Именно А. А. Иванову, строже и критичнее многих относившемуся к жанру, удалось создать произведения с развитым сюжетом. Видимо, это не случайно. Иванов подошел к "жанрам", имея огромный опыт исторического живописца.

Его сцены ("Октябрьский праздник в Риме", "Жених, покупающий кольцо невесте") могут быть детально описаны. Каждая фигура и эпизод в них "читаются". Вместе с тем персонажи не распадаются на отдельные группы. Они объединены темой, событием, в котором участвуют. Их индивидуальные одежды, манеры, подсмотренные в натуре и воспроизведенные с завидной точностью, подчинены общему сюжету. Фон, на котором происходит действие,— это уже не просто фон, но среда, наполненная светом, воздухом, жизнью. Люди, изображенные Ивановым,— часть этой среды, жизни. Они выделены художником из общей длинной ленты повседневности.



14. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле 1842
Бумага, акварель, итальянский карандаш
40,2 х 56,9
ГРМ


Иванов, судя по его письмам, был художником редкой наблюдательности. Он любил итальянские обычаи, праздники. С восторгом описывал их. Потому целый цикл жанровых акварелей появился в его творчестве как органическое продолжение поисков и размышлений над картиной "Явление Христа народу", хотя сюжеты их имеют абсолютно жизненный характер.

Парадоксально, но именно А. А. Иванов, исторический живописец, создал подлинные жанровые композиции в графической технике.

ГРМ

.
Рубрики:  РЕЛИГИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям