-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140802


ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич [1844 – 1927]. Коллекция Государственного Русского музея

Четверг, 28 Января 2021 г. 11:17 + в цитатник
Bo4kaMeda


01. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
В парке. Местечко Вель в Нормандии 1874
Холст, масло
61 x 46


В период 1872–1876 Поленов находился в пенсионерской командировке в Европе. С июля по сентябрь 1874, живя в маленьком городке Вёль (север Франции), художник написал массу превосходных пейзажей и этюдов. Картина «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» объединила два привлекших внимание художника мотива — заброшенный уголок парка с обветшавшими старыми воротами и пару лошадей белой и черной масти. Красота выразительных силуэтов животных и изысканная золотисто-серая гамма осеннего пейзажа создают удивительную гармонию, проникнутую тонкой поэтичностью. Полотно пронизывает ностальгически светлая грусть по прошедшим безоблачным временам расцвета старинных русских усадеб. В этой ранней работе в полной мере проявилось своеобразие Поленова-пейзажиста, мастерски владеющего средствами пленэра, и тонкого романтика, умеющего одухотворять природу.

Одноименный этюд 1894 — в Государственном музее-усадьбе В. Д. Поленова, другой — в частном собрании, Ленинград.




02. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ].
Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон 1875
Холст, масло
135 х 88,5

После окончания Академии художеств, получив большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира» (одновременно с Поленовым за эту же программу золотую медаль высшего достоинства получил И.Репин), Василий Поленов отправился в пенсионерскую поездку в Европу, 1872–1876 годы он провел в Париже.

Среди работ, созданных во время парижского периода, – исторические сюжеты и пейзажные произведения, напоминающие барбизонцев. «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель» относится к историческим полотнам, близким к западной позднеакадемической исторической живописи. За эту картину в 1876 году Поленов получил звание академика.

В октябре 1875 года великий князь Александр Александрович, совершая путешествие по Европе, сделал остановку в Париже. Несмотря на кратковременность своего пребывания, он успел посетить мастерские большинства молодых русских художников, работавших тогда во французской столице: Виктора Васнецова, Ильи Репина, Константина Савицкого и Василия Поленова. Картина Поленова «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» была приобретена великим князем и находилась в его собрании в Аничковом дворце. Произведение отвечало художественным предпочтениям Александра Александровича, ему нравились сюжетная занимательность, спокойная колористическая гармония, отсутствие яркой живописной маэстрии, которую он недолюбливал в работах современных западных мастеров.

Одноименное повторение (1919) - музей-заповедник Поленова.

Жакобин де Монтебель, графиня д’Этремон (1541–1600) – вторая жена одного из лидеров гугенотов Гаспара де Колиньи. Гугенотами во Франции в XVI веке называли протестантов (кальвинистов). Гаспар Колиньи, государственный деятель, адмирал, был одним из лидеров гугенотов во время религиозных войн во Франции. Был убит во время Варфоломеевской ночи (массового убийства гугенотов во Франции, устроенного католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея). По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 3000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.



03. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Берестовце
Из собрания Александра Третьего в Гатчинском дворце. 1878
Холст, масло
42,2 x 56


Василий Поленов принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в должности официального художника при главной квартире цесаревича Александра Александровича. В начале ноября 1877 года Поленов прибыл в район Рущука, где была расположена главная квартира. Свидетельства о службе Поленова можно прочитать в переписке великого князя с женой: «На днях приехал к нам Поленов и уже начал рисовать. Он сделал уже масляными красками этюд моего домика премило, болгарскую церковь и еще несколько маленьких групп, а теперь начал нашу столовую, которая может очень хорошо удастся и весьма оригинальна. Я непременно пришлю тебе некоторые рисунки, которые более будут окончены».

Спустя шесть лет после окончания войны Александр III напомнил Поленову, что за ним батальные картины о прошедшей военной кампании. На небольшом полотне «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Берестовце» будущий император предстает скорее как гость в мирном балканском доме с яркими коврами и невысокой мебелью. Поленов исполнил шестнадцать полотен на тему русско-турецкой войны. Пятнадцать из этих работ были размещены в жилых комнатах императорской четы и в гостиной на запасной половине дворца, где каждый год устраивались ужины в память Мечки (населенного пункта в Болгарии), где проходили боевые действия. «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Берестовце» в числе других этой серии впоследствии вошла в собрание Русского музея.



04. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Заросший пруд 1880
Холст, масло
44 x 64,5


В картине „Заросший пруд“ художник поэтически трактует уголок старого усадебного парка, одинокая фигура женщины в его глубине (изображена сестра художника Вера Дмитриевна Хрущева; 1844–1881) усиливает романтическое настроение. Это произведение — один из лучших пейзажей в творчестве Поленова на рубеже 1870–1880-х годов. Картина представляет собой уменьшенное повторение-вариант одноименной работы 1879 года, находящейся в Государственной Третьяковской галерее.



05. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Христос и грешница (Кто без греха?) 1888
Холст, масло
325 x 611


Идея „создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа“ появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Первоначально в название картины была вынесена евангельская фраза: "Кто из вас без греха", но по настоянию цензуры название было изменено на "Христос и грешница". "Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу", — писал в одном из писем Поленов.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень", — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом, изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. Согласно Евангелию, люди, "обличаемы совестью", разошлись.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма – Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников.



06. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Мечты (На горе) 1890-1900-е
Холст, масло
151 x 142


Из серии "Из жизни Христа".
Картины евангельской серии художник считал главным трудом своей жизни. Приступая к работе, он писал: "Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем". Поленов часто обращается к книге Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Образ Христа, созданный писателем, был близок художнику и совпадал с его пониманием. С археологической точностью Поленов передает обстановку, окружающую Христа, но не стремится соблюдать каноны христианской иконографии. Большое значение живописец придает окружающему пейзажу. Он излучает величие и умиротворенность, придавая "бессобытийному" сюжету особый смысл.



07. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Московский дворик 1902
Холст, масло
55,2 x 44


Поленов часто обращался к повторению своих произведений. Коллекции Русского музея принадлежит один из поздних вариантов его широко известной картины 1878 года „Московский дворик“.

Художник изображает типичный уголок старой Москвы. Поэзия мирного бытия, радостное мироощущение, любование неспешным, чуть ленивым течением жизни наполняют полотно. Пейзаж и жанр выступают в тесной взаимосвязи.

Особое значение картины и для творчества художника, и для русского пейзажа заключается в том, что в ней мастерство Поленова-пленэриста раскрылось в полной мере. Избегая темных тонов, он пишет светлыми красками, приглушая их рефлексами, избегает контрастов цвета. Живопись пронизана светом, пространство наполнено воздухом. Картина стала своего рода символом старой Москвы.



08. Поленов В. Д. [1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.]
Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами генуэзской крепости 1912
Холст, масло
40 х 82,6


rusmuseumvrm

.
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 14 пользователям