-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 141001


Как христосовались покупатели Фаберже | Часть 2

Четверг, 26 Марта 2020 г. 11:55 + в цитатник
Bo4kaMeda

ЧАСТЬ 1



Яйцо с решеткой и розами. Фирма Карла Фаберже. Пасха 1907 года.
Подарок Николая II жене Александре Федоровне.
Яйцо было задумано в 1904 году после рождения наследника, но из-за событий русско-японской войны и беспорядков-революции, подарено оно было только в 1907 году. Внутри находился портрет царевича Алексея. Сюрприз утерян. Художественный музей Уолтерса, США / Rose Trellis Egg. Creators: House of Fabergé (Russian, est. 1842) (Manufacturer); Henrik Wigström (Finnish, 1862-1923) (Workmaster); Peter Carl Fabergé (1846-1920) (Other). 1907. Gold, enamel, diamonds. 7.7 x 5.9 cm. The Walters Art Museum, Baltimore, Maryland, USA.


Мировое или космическое яйцо присутствует в самых разных мифологических традициях. Известен образ мирового яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила. Это может быть бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской. Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца или из яйцеобразной хаотической массы неба и земли или – из желтка – солнца. Во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.



Яйцо Фаберже Скандинавское, 1899-1903.
Мастер Михаил Евлампиевич Перхин.
Данных о заказчике и первом владельце нет.
Яйцо было найдено в 1980, в сейфе Банка Осло, среди драгоценностей Марии Квислинг, вдовы Видкуна Квислинга (1887-1945) – норвежского коллаборациониста, политического и государственного деятеля, национал-социалиста. Фонд Виктора Вексельберга «Связь времен» – Музей Фаберже, Санкт-Петербург.


де-то на глубинном культурном уровне наши пасхальные крашенные яйца связаны с космогонической функцией мирового яйца – его "ролью" в происхождении Мира. Яйцо – главный символ Пасхи, оно занимает центральное место в пасхальной обрядности.



Яйцо «Воскресение Христово».
Фирма Петера-Карла Фаберже.
В 2004 году Кристофером Форбсом было сделано предположение, что это яйцо является сюрпризом яйца-шкатулки «Ренессанс» [илл.20], считавшимся утраченным. В пользу этой гипотезы говорит следующее: на выставке в особняке барона фон Дервиза в 1902 году, где пасхальные шедевры Фаберже демонстрировались рядом с вынутыми из них сюрпризами, яйцо «Воскресение Христово» экспонировалось, по всей вероятности, в одной витрине с яйцом «Ренессанс». Эти изделия очень похожи по стилю исполнения и цветовой гамме. Яйцо «Воскресение Христово» (упомянуто в составленных в 1917 и 1922 годах списках драгоценностей императрицы Марии Федоровны) легко вкладывается в выемку яйца-шкатулки и имеет эмалевое покрытие со схожим рисунком. В счете, представленном на яйцо «Ренессанс», Фаберже просит оплатить жемчуг, который не используется в отделке этого яйца, однако им украшено яйцо «Воскресение Христово».
Музей Фаберже, Санкт-Петербург.


Князь Феликс Юсупов (1887-1967) вспоминал:

" Пасху праздновали торжественно. Всю Страстную близкие друзья и почти вся прислуга были с нами на службе в нашей домашней часовне, а в субботу на Всенощную шли в большой храм. После разговлялись. Гостей собиралось множество. Начинался пир горой: молочные поросята, гуси, фазаны, реки шампанского. Вносились куличи в венчике из бумажных роз, обложенные крашеными яйцами. На другое утро мы мучились животами.




Яйцо-часы Юсуповых. Фирма Петера Карла Фаберже. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон (1856-1928) подарил яйцо своей жене Зинаиде Николаевне на Пасху 1907 года в честь двадцать пятой годовщины свадьбы. Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария / Foundation Edouard et Maurice Sandoz (FEMS).


После пира отец с матерью и мы с братом шли в людскую. Матушка следила, чтобы людей кормили хорошо, и слуги ели почти все то же, что и хозяева. Мы поздравляли всех и христосовались.

У отца имелась прихоть: менять столовые. Чуть не каждый день мы обедали в новом месте, что прибавляло слугам хлопот. Мы с Николаем порой бежали по всему дому в поисках, где накрыто. И опоздать были рады-радехоньки.




Яйцо-часы, выполненное в стиле Людовика XVI, украшенное бриллиантами, сапфирами и алмазами огранки “роза”. Изготовлено фирмой Фаберже по заказу императора Александра III на Пасху 1887 года. До 2011 года яйцо считалось утраченным. Частная коллекция. Picture: Wartski.


Отец с матерью держали открытый стол. Сколько едоков соберется к обеду, в точности не знали. Многие являлись к столу целыми семьями, ибо нуждались и питались то в одном, то в другом достаточном доме. Этих извинить было можно, других – навряд. Одна богатая старуха домовладелица ела только в гостях. Приезжала с опозданием и, войдя, заявляла с апломбом: «Волки сыты, теперь поем спокойно». "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953



Третье яйцо пасхальной императорской серии. 1887 год. Частная коллекция. Долгое время 8 из пятидесяти императорских яиц Фаберже считались навсегда утерянными, пока в 2011 году видный британский специалист по Фаберже Кирен МакКарти не обнаружил яйцо 1887 года на кухне обычного дома в штате Техас. Шедевр мирно стоял на кухонном столе рядом с шоколадным пирожным.


Открытый стол, о котором говорит Юсупов, означал, что в дом мог прийти любой желающий. На званый обед приходили по приглашениям, а на открытый стол – условно кто угодно. Хозяева могли и не знать гостей на таких обедах.



Алмазная сетка. Фаберже.
Создано в 1892 году по заказу императора Александра III для супруги Марии Федоровне. Утерянное основание представляло собой круглую бледно-зеленую плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трех сыновей императорской семьи: наследника Николая, Георгия и Михаила. Частная коллекция семьи Макферрин /Dorothy and Artie McFerrin collection. Фотография сделана на выставке в Хьюстонском музее естественных наук, Хьюстон, штат Техас / Exhibition "The Fabergé: From a Snowflake to an Iceberg". Organized by the Houston Museum of Natural Science with the McFerrin Collection.








01. Яйцо в 1960 году с утраченным сейчас основанием.
02. Каталожный вид.


В первый день Пасхи делали праздничные визиты, поздравляли родственников и знакомых своего круга. А в следующие дни Светлой недели такие визиты могли наносить "бедные родственники" в богатые дома. Пасха снимала сословные границы.



"Простое" яйцо из жадеита или нефрита на подставке. Фирма Фаберже. После 1900 (?). Художественный музей Кливленда / Jade Egg with Stand, after 1900 (?). Firm of Peter Carl Fabergé (Russian, 1846-1920). Jade mounted in gold, cabochon rubies, jade and purpurine, Part 1: 5.60 x 3.85 cm; Part 2: h. 6.05 cm. The Cleveland Museum of Art.


Пасха всегда была для русских, говоря словами князя Феликса Юсупова, «источником всяческих утех», и потому в эмиграции в эти дни они особенно остро ощущали горечь изгнания и с тоской вспоминали Москву с иллюминированными тысячами свечей церквами, звон кремлевских колоколов, пасхальную всенощную и поразительной красоты пение. С другой стороны, Пасха объединяла тысячи и тысячи русских людей, рассеянных по всему миру, которые могли, «невзирая на расстояние, быть духовно вместе и все вместе молиться»



Пасхальная обложка номера «Иллюстрированная Россiя», Париж.
Автор Pem /Павел Матюнин.
Апрель 1927. Выпуск № 16 (101)


Обряды и традиции, связанные с Пасхой, свято соблюдались.



Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1927. Апрель. Выпуск № 16 (101). Стр. 3. Художник MAD /Михаил Александрович Дризо.


Олег Агафонович Фаберже, внук великого ювелира, вспоминал, что его мать, живя в Финляндии, всегда во время пасхальной недели носила в качестве украшений драгоценные пасхальные яйца-брелоки, которые ей подарил супруг.



Как христосовались при Дворе.
Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1939. Апрель. Выпуск № 16 (726). Стр. 8.
кликабельно


Пасхальные ожерелья старались всеми правдами и неправдами увезти в эмиграцию, в них видели нечто большее, чем просто драгоценности.



Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1939. Апрель. Выпуск № 16 (726). Стр. 9.


Это были семейные реликвии, овеществленная память о родине, светлом празднике Пасхи, затмевавшем собой другие церковные торжества.



Русская Пасха в Париже.
«Мои пасхальные картинки» 1936 года художника Коки Мада для «Иллюстрированной России».
Кока Мад /MAD – псевдоним Михаила Александровича Дризо (1887-1953).
Парижский еженедельник Иллюстрированная Россiя. 1936. Апрель. Выпуск № 16 (570). Стр. 05.


Часто брелоки отрывались от золотых цепей, на которые они были во множестве нанизаны. Один из русских эмигрантов вспоминал, что в 1920-е годы он не раз видел в парижском метро миниатюрные пасхальные яйца, потерянные их владельцами.

Ожерелья из яиц-брелоков не только носили как украшение, но и подвешивали под иконы.



Флакон /сосуд для клея Фаберже / Mikhail Evlampievich Perkhin (1860-1903). Gum pot in the form of an egg. 1896-1903. RCIN 40148. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II.


Помимо яиц-подвесок, фирма Фаберже и другие ювелирные предприятия России выпускали множество других безделушек и предметов обихода в форме яйца. Это были пудреницы, спичечницы или просто бонбоньерки, таившие внутри разные сюрпризы: украшения для дам, «полезные занятия» для детей, аксессуары для мужчин, вроде запонок и галстучных булавок.

Фирма Фаберже всегда имела богатый выбор подобных небольших вещиц, способных не только удовлетворить самый искушенный вкус, но и отвечать потребностям лиц со средним достатком.



Ручка для пломбы / печати (как правильно перевести?) от Фаберже сделана в форме яйца / Hand Seal, after 1903. Firm of Peter Carl Fabergé. Purpurine mounted in gold, jade, diamonds, Overall: 4.70 x 4.00 x 3.20 cm. The Cleveland Museum of Art.


Люди, посещавшие магазины Фаберже, вовсе не обязательно принадлежали к высшим кругам общества. Но и эти покупатели могли быть уверены в том, что приобретенные ими недорогие, доступные по цене изделия выполнены «таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца, изготовленные по заказу царской семьи»



Крючок для вязания и перо от Фаберже / Fabergé. Crochet hook, c. 1900.
Nephrite, gold, guilloché enamel, seed pearls. RCIN 14832. A crochet hook was purchased from the London branch by Queen Alexandra in 1909, but its description does not match this example. Knitting needles and thimbles were also made by Fabergé. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II.


По этому поводу сотрудники фирмы писали в прейскуранте 1893 года: «Мы безусловно не доставляем недоброкачественных товаров, другими словами, всякий предмет, будь его стоимость не выше одного рубля, изготовляется с должной тщательностью и прочностью»



Faberge. Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia Copyright VMFA 2011.


Называть Фаберже придворным ювелиром не правильно. Для двора фирма Фаберже производила не более 10% изделий, но 90% продукции – для общественных слоев различной состоятельности.

Маленькое пасхальные яички у Фаберже стоили 3-5 рублей – при желании вполне доступны горничным. Для сравнения: за обручальное кольцо в те времена платили порядка 6 рублей.



Яйцо Фаберже Зимнее.
Подарок императора матери вдовствующей императрице Марии Федоровне (1847-1928) на Пасху 1913 года, в год 300-летия дома Романовых.
Хамад бин Халифа Аль Тани, эмир Катара, купил яйцо в 2002 году на Кристис за $9,5 млн. Рекорд эмира побил в 2007 году российский коллекционер Александр Иванов, заплативший за яйцо Ротшильда $18,5 млн [илл.19]. Частная коллекция, Катар


Кульминации пасхальная тема достигла в ювелирных произведениях фирмы Карла Фаберже, созданных по заказу императоров Александра III и Николая II, а также отдельных представителей мировой элиты.

По одному яйцу фирма Фаберже изготовила для:

- нефтепромышленника Эммануэля Нобеля (Коллекция Артура и Дороти MакФеррин, США);
- княгини Зинаиды Юсуповой по заказу супруга, князя Феликса Юсупова-старшего графа Сумарокова-Эльстона (Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария) [илл.4];
- герцогини Мальборо, в девичестве Консуэло Вандербильд (Музей Фаберже, Санкт-Петербург);
- для барона Ротшильда по заказу его сестры (Эрмитаж, Санкт-Петербург)



Часы-яйцо Ротшильда или «Ротшильдовское». 1902 год. Эрмитаж.






В 1902 году «Ротшильдовское» яйцо-часы было заказано Карлу Фаберже для барона Ротшильда. Беатриса Эфрусси де Ротшильд (1864-1934), коллекционер и супруга банкира, нефтяного магната Мориса Эфрусси, подарила это яйцо своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868-1949) в честь его помолвки.

В 2007 году коллекционер Александр Иванов за рекордные $18,5 млн /£8.9 млн (включая комиссию) купил яйцо Ротшильда, выставленное на Christie’s. Это был самый дорогой предмет Фаберже, когда-либо проданный на аукционах. В 2009 году Александр Иванов открыл Музей Фаберже в Баден-Бадене, немецком курортном городе.

8 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В. В.Путин подарил часы-яйцо Фаберже Ротшильда Эрмитажу в честь 250-летия музея. Достойный подарок.



Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре 1894 года.
На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы саксонских курфюрстов «Грюнес Гевёльбе» /Зеленый свод в Дрездене. Яйцо ныне пустое. В счете фирмы Фаберже от 6 мая 1894 года сюрприз, вопреки уже устоявшейся традиции, не указан.
Существует гипотеза, что сюрпризом было Яйцо «Воскресение Христово». Музей Фаберже, Санкт-Петербург.


Семь яиц были сделаны мастерами фирмы Фаберже для Варвары Петровны Кельх, в девичестве Базановой, принадлежавшей к одному из богатейших купеческих семейств России.



Рокайль. 1902 год. Яйцо Фаберже Варвары Кельх на выставке в Хьюстонском музее естественных наук. Коллекция Артура и Дороти MакФеррин /McFerrin Collection.


Ее супруг, дворянин Александр Фердинандович Кельх, на протяжении нескольких лет, с 1898 по 1904 год, заказывал у знаменитого царского ювелира пасхальные яйца для своей состоятельной и требовательной супруги.

Некоторые из них похожи по композиции, сюжету и отдельным декоративным приемам на яйца императрицы Марии Федоровны.

По всей видимости, Варвара Кельх хотела иметь изделия не хуже царских. Ей это удалось.



Яблоневый цвет 1901 года - одно из семи яиц Фаберже Кельхов. Зеленый корпус яйца из отшлифованного уральского нефрита стоит на трех ножках – стволах яблоневых деревьев, выполненных их красного золота. Цветы яблони - из эмалированной глазури, глазки и почки - из бриллиантов на розовой фольге. Сюрприз яйца утерян. Собрание Адульфа Петера Гоопа. Музей княжества Лихтенштейн / Fabergé's Apple Blossom Egg, 1901.


Ее поведение было типичным для отдельных представителей купеческого сословия – новой элиты, породнившейся с аристократией. Внезапно разбогатев, они хотели приобретать предметы роскоши и гордиться ими.



«Сосновая шишка» Фаберже, 1900 год.
Заказано Александром Фердинандовичем Кельхом для жены Варвары Петровны Кельх. В 1989 году Джоан Крок /Joan Kroc, вдова создателя корпорации McDonald’s Рэя Крока, купила на Christie’s пасхальное яйцо Фаберже «Сосновая шишка» за рекордные для того времени $3,14 млн. В 1997 году «Сосновая шишка» выставлялась на Christie's в Нью-Йорке, но яйцо не было продано, т.к. за него не предлагали больше $2,8 млн. Шишка в закрытом виде / AP Photo/Marty Lederhandler.


В 1905 году Варвара Петровна Кельх покинула Россию и супруга-дворянина. Коллекцию objets d’art она увезла с собой в Париж, где впоследствии пасхальные яйца предлагались к продаже ювелиром Морганом



Пасхальное яйцо, 1899. Изготовлено по заказу Александра Фердинандовича Кельха для супруги Варвары Петровны Кельх. Британская королевская коллекция / Fabergé. Mikhail Evlampievich Perkhin (1860-1903). Easter egg, 1899. Gold, guilloché enamel, diamonds. RCIN 9032. Commissioned by Barbara and Alexander Kelch, Easter 1899. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II.


Ныне одним из них владеет английская королева Елизавета II, еще четырьмя – различные частные лица в США, а два яйца хранятся в коллекции Культурно-исторического фонда «Связь времен» – Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.



Пасхальное яйцо «Коронационное».
Фирма Карла Фаберже.
Подарок Николая II супруге на Пасху 1897 года.
Музей Фаберже, Санкт-Петербург.




The Imperial Coronation Egg, one of the most famous and iconic of all the Fabergé eggs.


В Музее Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга находится девять императорских пасхальных подарков. Сейчас петербургский Музей Фаберже – крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже.



Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования» подарено Николаем II супруге Александре Федоровне в 1911 году. Посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. Музей Фаберже, Санкт-Петербург




Великий сибирский железный путь.
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900 год.

Николай Александрович в 1891 году, будучи цесаревичем, положил начало строительству Сибирской железной дороги, а к 1900 году работы были почти закончена. Этому событию посвящено яйцо с сюрпризом в виде механического миниатюрного железнодорожного состава из золота и платины. Музеи Московского Кремля / The Trans-Siberian Express Easter Egg with key. Presented by Emperor Nicholas II to his wife, Alexandra Feodorovna, at Easter 1900 Saint Petersburg, 1900. House of C. Fabergé, Artist: M. Perkhin. Gold, platinum, partly-gilt silver, rose-cut diamonds, ruby, onyx, crystal glass, wood, silk, velvet, enamel on guilloché ground, filigree enamel; egg: h. 26 cm, train: l. 39,8 cm, wagon: h. 2,6 cm © The Moscow Kremlin State Historical and Cultural Museum and Heritage Site.


Музеи Московского Кремля гордятся тем, что обладают самым большим в мире собранием императорских пасхальных яиц Фаберже, которых здесь десять штук.

Если за последнее время в мире ничего не изменилось, то из пятидесяти созданных 7 императорских яиц Фаберже считаются утерянными.

В российских музеях находится 20 императорских яиц Фаберже: 10 – в Оружейной палате, Музеи Московского Кремля, Москва; 9 – в Музее Фаберже, Санкт-Петербург; одно – последнее неоконченное – в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана, Москва.



Яйцо Фаберже «Двенадцать монограмм» или «Портреты Александра III». 1896 год. Подарок Николая II своей матери вдовствующей императрице в память об Александре III Александровиче (1845-1894). Сюрпризом были миниатюрные портреты императора Александра III на подставке из золота. Сюрприз утрачен. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США / Twelve Monogram Egg. Made by: Fabergé Firm. Workmaster Mikhail Perkhin. Date made: 1896 Size: 7.94 х 5.56 cm. Hillwood Museum.


Остальные 23 сохранившихся императорских яйца разбрелись по миру.


gorbutovich.livejournal.com

.
Рубрики:  РАЗНОЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку