-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140549


Портреты Льва Николаевича Толстого. Часть шестая: Иван Павлович Похитонов (1850 — 1923)

Пятница, 01 Марта 2019 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda
Часть первая: Крамской Иван Николаевич(1837 — 1887)
Часть вторая: Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)
Часть третья: Пастернак Леонид Осипович (1862 — 1945)
Часть четвертая: Ян Стыка (1858 — 1925)
Часть пятая: Николай Николаевич Ге (1831−1894)






1905 Похитонов Иван Павлович (1850 - 1923)
Портрет Л. Н. Толстого на террасе 1905
Дерево, масло
12 x 10 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Летом 1905 года Похитонов побывал в Ясной поляне, имении Л. Н. Толстого, произведениями которого Похитонов зачитывался еще во Франции, высоко ценя не только художественное творчество, но и философские, социально - нравственные взгляды великого писателя.

Радушно принятый Толстым, Похитонов провел в имении около двух недель, гулял, подолгу говорил с Львом Николаевичем, исполнив за это время ряд рисунков и семь работ маслом, среди которых были и пейзажи и изображения писателя - на террасе усадебного дома, у «дерева бедных», на аллее среди берез, на балконе.

Толстому имя Похитонова было известно еще по рассказам Тургенева: в ожидании приезда художника писатель поведал домашним, что его картины «удивили весь Париж, и кто -то купил все. Самородный художник. На маленьком полотне пишет много и чисто. У него, как у Трубецкого, самобытность не потеряна...»





Репин И. Е. Портрет
И. П. Похитонова 1889
Дерево, масло
31,5 × 25,5
Частное собрание, Франция


Вот как Похитонов описывает свои первые впечатления от знакомства с Толстым в письмах к жене, Евгении Вульферт:

«Лев Николаевич молодым бодрым движением поднялся мне навстречу. «Я вас давно знаю, - начал он после обычного приветствия. - Мне много говорил о вас покойный Тургенев. Вы охотник? Он все восхищался вашим вальдшнепом. Ведь у вас была такая картина?» Не прошло и минуты, как от моей давешней натянутости не осталось и следов. Точно моим собеседником был не Лев Николаевич, не Толстой - гений, этот апухтинский орел, парящий «легко и вольно над землею», а мой давнишний простой, заурядный знакомый.

Я много слыхал от людей, лично знавших Толстого, о той простоте и доступности, которую так подчеркивал в разговоре со мной мой извозчик. Видимо, черта эта особенно бросалась в глаза всем, кому довелось хоть раз видеть «великого писателя земли русской». Меня лично, несмотря на то, что уже был подготовлен в этом направлении, она особенно поразила. Это не только простота, это какая-то ясность, почти прозрачность! Ты сразу видишь всего человека таким, каков он есть на самом деле; чувствуется, что он ни перед кем и ни при каких условиях не скинет того нравственного облика - той блузы, которая без всякого стеснения свободно и метко драпирует его духовное существо, не скрывая ни одного малейшего изгиба этой души. Недаром Лев Николаевич облекает свое тело в незатейливый полотняный костюм - мне кажется это символичным. Пишу тебе эти строки и невольно вспоминаю его «Исповедь» - ее мог сделать только такой человек, как Толстой»




Похитонов Иван Павлович
Толстой Л. Н. Рисунок


Спустя два дня после своего приезда в Ясную Поляну Похитонов пишет жене:

«Я не помню в своей жизни случая, когда бы я, встретившись в первый раз с человеком, почему-нибудь для меня интересным, думал бы так мало о том впечатлении, какое я на него произведу, как в данном случае. Толстой был так прост, так обыден, так зауряден, сказал бы я, если бы речь шла о чем-нибудь другом, и если бы в нем не было неожиданных проблесков покойного [Тургенева] - определенного ума, которому ты подчиняешься, как подчинилась бы резюме своей собственной логики после долгой и упорной работы мысли. По наружности это русский мужичок, какого ты можешь встретить на каждом шагу; блуза и легкая с большими полями шляпа мешают [этому] полному сходству, и глядя на него в этом костюме, мне кажется, что таковы должны быть квакеры в Америке или буры в Африке; особенно когда он легко и как-то бочком сидит на сухой огнистой лошади»



Похитонов Иван Павлович Толстой Л. Н. Рисунок


Похитонов сообщал жене о том, как строилась его работа в Ясной Поляне, каков был житейский уклад, кто приезжал туда:

«Начиная с того, что я выхожу на работу в 7 часов утра и часов до 5 всегда, включая утренний чай, завтрак в 12 часов и чай в 3 часа, работаю, не покладая рук, так как начал зараз три солнечные вещи. В остальное время, помимо интереса, какой представляет из себя графская чета, тут редкий день проходит, чтобы за стол не садилось человек 20, и большинство из этих посетителей не только в обществе хозяев, но и сами по себе не безынтересны, например, 57-летняя Наташа из «Войны и мира»5, Долгоруков, члены последней депутации, представлявшейся царю и тому подобное, а тут ко всему еще в Ясной Поляне стоит громадный цыганский табор, и мы всем обществом по вечерам отправляемся смотреть их танцы (вроде испанских на выставке в Париже) и слушать дикое, но чудное пенье... Проведешь этак-то день и израсходуешься так, что только и хватит энергии, чтобы раздеться и лечь...»



Похитонов Иван Павлович
Лев Толстой у «дерева бедных» в Ясной Поляне
Дерево, масло
8,8 х 11,5
Частное собрание, Бельгия.


В одном из своих писем он делится с женой:

«Как-то на второй или третий день моего приезда в 11 часов ночи графиня сказала мне: сегодня Павел Иванович (Бирюков - друг Толстого, пишущий его биографию) по секрету заявил мне, что Левушка просил его написать о том, как он был счастлив со мной и как я сумела дополнить все недостающее в его натуре; под этим приятным впечатлением я хочу и вам сделать приятное и посплетничать. Вчера, когда мы пошли с Левушкой спать, он сказал мне: я редко встречал такого милого человека, как этот Иван Павлович, да и к тому же, кажется, и большой умница. Вот видишь, Нютик, ты прими сие к сведению, так как за неимением усов ты себе этого намотать не можешь»

Илья Самойлович Зильберштейн (1905-1988) цитирует запись в дневнике Д. П. Маковецкого от 5 июля:

«Утром уехал Похитонов к сыну в Намур в Бельгию... Похитонов пробыл три недели в Ясной, написал шесть-семь картинок, которые всем понравились. Софье Андреевне подарил один пейзаж, довел ее до восхищения изображением части леса, где зарыта зеленая палочка. Это показал ему Лев Николаевич. Похитонов - приятный добряк. Лев Николаевич говорит, что он сам настоящий художник, имея перед собою идеал, стремится все к большему и большому совершенствованию своих работ»



Л. Н. Толстой. Фотография с дарственной надписью И. П. Похитонову. 1905




Похитонов Иван Павлович
Лев Толстой в лесу у места, где зарыта зеленая палочка 1905
coloured pencil on paper laid down on board
16.5 x 21 cm


В одном из писем И. Е. Репина, датированном 5 декабря 1896 года, имеются такие строки, обращенные к Похитонову: «...я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа»

Текст: Элеонора Пастон



Репин И. Е. Портрет художника И. П. Похитонова 1882
64.5 × 53.5 см
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




tg-m.ru

.
Рубрики:  ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Алллок   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 08:07 (ссылка)
Жизнерадостный Художник ! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 01 Марта 2019 г. 10:38 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Leon_Meusi   обратиться по имени Суббота, 02 Марта 2019 г. 14:12 (ссылка)
Спасибо!!улыбка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку