-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140598


Знатность рода и природная красота. Портретная галерея князей Юсуповых | ЧАСТЬ II

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda

ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ III



01. Борис Николаевич Юсупов (1794 – 1849) 1849
Автор Рокштуль Алоизий Петрович (1798 – 1877)


Борис Николаевич Юсупов (1794 – 1849) после смерти отца унаследовал, кроме земель, фабрик, дворцов, усадеб, художественных коллекций, еще и колоссальные долги своего отца. От него потребовались многие усилия, личное участие в управлении имениями, чтобы восстановить доходное хозяйство — основу роскошной жизни аристократического семейства.




Автор Рейхель Карл Яковлевич (1788 – 1856/1857)


Ко времени вступления в наследство Борис уже был дважды женат. Первым браком на княжне Прасковье Павловне Щербатовой (1795 – 1820). Образ этой юной барышни сохранил портрет саксонского художника Карла Христиана Фогеля фон Фогельштейна, работавшего в Петербурге с 1808 по 1812 год. Она умерла молодой, во время родов.



03. Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (1788 —1868)
Юсупова Прасковья Павловна (урождённая Щербатова) (1795 - 1820)



04. Княгиня Прасковья Павловна Юсупова, ур. кнж. Щербатова (1795 - 1820)


В 1827 году князь Юсупов женился во второй раз на Зинаиде Ивановне Нарышкиной (1810–1893), фрейлине Высочайшего Двора. В том же 1827 году у них родился сын Николай, единственный наследник. Красота Зинаиды Ивановны восхищала многих современников. Веселую светскую жизнь она удивительным образом соединяла с умением объединять семью и хранить ее культурные традиции.



05. Миниатюра: Мартен Э. (Edmond Pierre Martin)
Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина 1830-е



06. Молодые супруги Юсуповы



07. Неизвестный художник
Портрет князя Н. Б. Юсупова (1827-1891) 1830-е
Бумага, акварель
овал 6 х 4,8 см


Б. Н. Юсупов большое внимание уделял своему новому петербургскому дворцу, который «занимал площадь, ограниченную набережной реки Мойки, Офицерской улицей и Максимилиановским переулком (номера домов соответственно: № 94–21–23)». В 1831–1837 годах Борис Николаевич реконструировал дворец по проекту видного петербургского архитектора Андрея Алексеевича Михайлова 2-го. В результате была создана Картинная галерея, состоящая из анфилады залов, которую завершал домашний театр. В 1837 году князь вернул большую и лучшую часть собрания картин своего отца из Москвы и подмосковного Архангельского в С.-Петербург.

Борис Николаевич и Зинаида Ивановна сделали первые шаги к увековечению рода Юсуповых. Во дворце на Мойке они собрали семейные портреты, старинные и здравствующих членов семьи, создав в Библиотеке небольшую фамильную портретную галерею.



08. Кристина Робертсон
Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина 1840-е



09. Кристина Робертсон (1796–1854)
Юсупова Зинаида Ивановна, урожд. Нарышкина 1840-1841




10. Кристина Робертсон (1796–1854)
Юсупова Зинаида Ивановна, урожд. Нарышкина 1840-1841
Фрагмент


Вращаясь в высшем обществе, имея дружеские отношения с императорской семьей, Зинаида Ивановна Юсупова использовала их для знакомства с самыми модными живописцами, появлявшимися при русском дворе. Наделенная художественным вкусом, она чутко улавливала изменения моды и стремилась им во всем следовать. Благодаря ее инициативе портретная галерея Юсуповых продолжала пополняться. В 1840 году в Петербург приехала известная английская художница Кристина Робертсон. Ее признали и полюбили при русском дворе, ей позировали члены императорской фамилии и цвет русской аристократии: Шереметевы, Шуваловы, Барятинские… Она писала первых красавиц Петербурга и сразу обратила внимание на блиставшую в свете княгиню Юсупову. Уже в 1840 году она начала серию портретов Юсуповых. Тогда был создан портрет 13-летнего Н. Б. Юсупова — аристократически утонченного юноши с грустным взглядом и скрипкой в руках (ГЭ).



11. Кристина Робертсон
Портрет князя Николая Борисовича Юсупова подростком 1840
106 × 78.5 см
Масло, Холст
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
осюда


В следующем году был завершен портрет Юсуповой Татьяны Васильевны, сидящей в кресле (ГРМ), в котором художница сумела польстить княгине, изобразив ее привлекательной женщиной среднего возраста, когда ей на самом деле было 74 года, и это был последний год ее жизни.



12. Робертсон, Кристина. 1796-1854
Портрет княгни Татьяны Васильевны Юсуповой, рожд. Энгельгарт, жены князя Н. Е. Юсупова 1841
Холст, масло
113 х 89,5
Коллекция Государственного Русского музея


Любимой моделью Кристины Робертсон стала княгиня Зинаида Ивановна, различные варианты ее портретов кисти английской художницы хранятся сейчас в музеях Москвы, Петербурга, Новгорода, Краснодара, подмосковного Архангельского.

Во время первого пребывания художницы в Петербурге (1840–1844), Робертсон написала портреты Зинаиды Ивановны и Татьяны Васильевны Юсуповых в рост, в натуральную величину. Обе модели изображены в интерьере: Татьяна Васильевна на фоне стены с драпировкой и колоннами в зеленом бархатном платье (ГЭ), Зинаида Ивановна на фоне открытой колоннады галереи, украшенной драпировками и цветами, в белом атласном платье (ГМИИ).



13. Робертсон, Кристина. 1796-1854
Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (1767-1841)
1841
холст, масло
231,2 х 148,3 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
отсюда




14. Кристина Робертсон
Юсупова Зинаида Ивановна (княгиня, 1840-1841) урожд. Нарышкина
Холст, масло
Аналог в ГМИИ и уменьшенная копия в ГТГ


Портреты княгинь Юсуповых, представляют блестящие образцы салонной живописи середины XIX столетия, они эффектны и красивы. Робертсон тонко и тщательно выписала лица моделей, придав им миловидность, и быстро, свободно, умело передавая фактуру, написала аксессуары, бархат и атлас платьев, кружева, драгоценные украшения. Портреты Татьяны Васильевны и Зинаиды Ивановны стали важными смысловыми и декоративными акцентами в интерьере Зеленой гостиной дворца на Мойке.



15. А. Редковский. Зеленая гостиная во дворце Юсуповых 1867. Акварель.
На стенах: справа — портрет Т. В. Юсуповой, слева — З. И. Юсуповой, работы К. Робертсон


Позднее, во время второго приезда в Петербург (1849–1854) Робертсон написала портрет Бориса Николаевича Юсупова (ГРМ) в камергерском мундире с крестом и лентой ордена Св. Анны, звездой ордена Св. Владимира и крестом ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Портрет имеет подпись и дату — 1850, что свидетельствует о том, что художница завершала портрет уже после смерти князя, используя или собственные более ранние заготовки, или копируя неизвестный оригинал. При Борисе Николаевиче и Зинаиде Ивановне сложилась традиция портретировать у одного художника всех членов семьи — создавать серию портретов, чему в дальнейшем следовало несколько поколений семейства.



16. Кристина Робертсон (1796 – 1854 )
Портрет Б. Н. Юсупова (1794 – 1849) 1850
Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Портреты Т. В. и Б. Н. Юсуповых работы Кристины Робертсон стали образцами при создании в начале 1850-х годов серии миниатюрных фамильных портретов, написанных работавшим в Петербурге академиком и придворным живописцем (с 1843) Алоизом Густавом Рокштулем. Для этой серии он выполнил «исторические», вымышленные портреты хана Юсуфа, царицы Суюмбеки и Дмитрия Сеюшевича. Миниатюрные изображения Григория Дмитриевича, Бориса Григорьевича, Николая Борисовича и Ирины Михайловны Юсуповых писались по хранившимся в семье живописным портретам. Рокштуль исполнил фамильные портреты в технике пуантели коричневой акварелью и белилами на картоне (ГМУА) и в технике акварели и гуаши на кости. Если каждая миниатюра на картоне была оформлена в отдельную бронзовую золоченую рамку, увенчанную княжеской короной, то портреты на кости, соединенные на одной плакетке, создали своеобразную камерную, переносную портретную галерею (ГЭ). Портреты были столь важны для наследников, осознававших в полной мере высокое положение и значительную историческую роль своих предков, что их повторили в гравюрах, снабдив полными подписями на французском языке (экземпляр ГМУА). [см. Часть I]



17. Робертсон, Кристина, приписывается. 1796-1854
Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809/10-1893) (?)
Великобритания - Россия, Начало 1840-х
холст, масло
66 х 54,3 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Когда Б. Н. Юсупову потребовалось написать посмертные портреты отца и его сестры, то он обратился к своему крепостному художнику, помощнику смотрителя картинной галереи в Архангельском Григорию Ивановичу Новикову (1802–1837). От него требовалось исполнить портреты быстро, соблюдая достоверность, внешнее сходство и без лишних затрат. «Живописец Новиков написать портрет покойного Его Сиятельства Князя Николая Борисовича прилагал все свое старание, применяясь к другим портретам и бюсту (имеется в виду скульптурный портрет работы И. П. Витали (ГРМ). — Л. С.), но наконец потерял сходство, почему второй портрет, снятый с одного бюста, написан довольно сходно». В 1833 году Новиков написал два портрета, из которых один был отправлен по просьбе заказчика в Париж, другой остался в семье. В своей работе (ГМУА) художник создал идеальный образ просвещенного вельможи XVIII столетия: Н. Б. Юсупов в мундире Академии художеств, при всех наградах, сидит в кресле перед столом с книгами.



18. Г. Новиков. Портрет Н. Б. Юсупова 1833
Холст, масло
Государственный музей-усадьба «Архангельское»


На следующий год Новикову поручили исполнить копию с портрета сестры Николая Борисовича, Евдокии, герцогини Курляндской (до 1751–1780). Оригинал ее портрета привезли из имения в слободе Ракитная Курской губернии, «чтобы живописец Новиков снял с онаго копию, и вместе с оригиналом доставил в Канцелярию». В декабре 1836 года «с приказания Его Сиятельства» Новиков написал еще одну копию с портрета герцогини Курляндской. На портретах, которые можно отнести к так называемому полупарадному типу — репрезентативному изображению с поколенным срезом фигуры, герцогиня изображена в розовой бархатной мантии, подбитой горностаем; на зеленом платье, отделанном жемчугом, цветовым акцентом выделяется красная орденская лента и знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины I степени. Об оригинале этого портрета никаких сведений не сохранилось, а копия работы Новикова получила известность после публикации в издании «Русских портретов» великого князя Николая Михайловича.



19. Портрет Е. Бирон (рожд. кн. Юсуповой)
Россия, 1834
холст, масло
112 х 87 см
ГосударственныйЭрмитаж, С.-Петербург




20. Кристина Робертсон
Княгиня Зинаида Юсупова (Нарышкина) 1845
Государственная Третьяковская Галерея, Москва




21. Кадунов, Герасим Игнатьевич. 1824-1871
Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой
Россия, не ранее 1858
холст масло
129,0 х 95,8 см
Государственный Эрмитаж. С.-Петербург


Николай Борисович Юсупов Младший принадлежал новому поколению середины XIX столетия, был человеком «значительным и с оригинальным характером». Художественно и артистически одаренный, он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права.

В 1856 году его супругой стала Татьяна Александровна Рибопьер, дочь Александра Ивановича Рибопьера, видного дипломата, члена Государственного совета и Екатерины Потемкиной — дочери Т. В. Энгельгардт от ее первого брака с М. С. Потемкиным. Таким образом, молодые люди состояли в близком родстве. Отец Николая и мать Татьяны приходились друг другу единоутробными братом и сестрой. Брак этот, по законам православной церкви, не мог быть дозволен. Их роман бурно обсуждался в высшем обществе, и венчание было тайным. После этого события Николай Борисович принял предложение поступить на дипломатическую службу в посольстве в Париже, 1856–1858 годы чета Юсуповых провела во Франции.



22. Винтерхальтер, Франц Ксавер. 1806-1873
Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой
Франция, 1858
холст, масло
147 x 104 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург




23. Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой
Россия (?), После 1858
холст, масло
148,5 х 104,8 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Накануне их возвращения из Парижа в 1858 году самый модный портретист европейской аристократии Франсуа (Франц Ксавер) Винтерхальтер написал портрет Татьяны Александровны Юсуповой.

С 1834 года немецкий живописец жил и работал в Париже, был придворным художником короля Луи Филиппа и Наполеона III. Завершенный в 1858 году портрет хранится сейчас в Эрмитаже. На нем княгиня изображена очаровательной красавицей, совершенно не похожей на слабую здоровьем 30-летнюю даму, проводившую позднее большую часть времени на водах в Швейцарии, где Юсуповы имели виллу «Татьяниа» на озере Леман. В семейном собрании находилось также повторение портрета в более парадном варианте. На нем княгиня Татьяна Александровна изображена на фоне пейзажа с видом усадьбы Архангельское, в том же белом платье, подобном пене из тонких кружев, в массивных драгоценных украшениях, которые дополнены диадемой с жемчужинами и бриллиантами, со знаками баварского ордена Терезы. Высокий мастер салонного портрета Ф. К. Винтерхальтер мог удивительно передавать в своих работах фактуру дорогих тканей, блеск драгоценностей, воздушную вязь кружев, прихотливость дамских причесок, не обходя стороной красоту моделей. Все это мы видим на портрете Т. А. Юсуповой. Этот портрет, оформленный в роскошную резную, золоченую раму, находился в юсуповском дворце в Большом Харитоньевском переулке в Москве (ГМУА).



24. Петрочелли, Винченцо Паскуале. 1825-1896
Портрет молодого князя Н. Б. Юсупова
Италия, 1851
холст, масло
64,5 х 47,5 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Как и портрет Т. А. Юсуповой, написанный Ф. Винтерхальтером, многие семейные портреты существуют не в одном экземпляре. Повторяли картины обычно для разных дворцов, для родственников, друзей, знакомых. Неоднократно копировали художники разного профессионального уровня конный портрет Б. Н. Юсупова, написанный А. Гро (ГМУА). Среди личных картин Зинаиды Ивановны Юсуповой всегда находился портрет ее сына, копированный им самим с оригинала Кристины Робертсон (ГМУА). Когда для убранства швейцарской виллы понадобились портреты, то Николай Борисович Младший в 1869 году заказал художнику Герасиму Игнатьевичу Кадунову, неклассному художнику, работавшему в Петербурге, написать копии с шести портретов: Бориса Николаевича и Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича и Татьяны Васильевны, а также императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны.



25. Кадунов, Герасим Игнатьевич. 1824-1871
Портрет князя Н. Б. Юсупова
Россия, Первая половина 1850-х
холст, масло
61,5 х 54 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Жан Мариус Фуке, придворный живописец Луи Филиппа и Наполеона III, снискавший славу в парижских Салонах императорскими портретами, в 1875 году написал портреты Юсуповых. Фуке создал официальный поколенный портрет Татьяны Александровны Юсуповой в красном бархатном платье со знаками ордена Терезы, высшего женского ордена Баварии и фрейлинским шифром Марии Александровны (Музей города Санкт-Петербурга).



26. Жан Мариус Фуке
Портрет Татьяны Александровны Юсуповой 1875
Холст, масло
130,5 х 98,5 см
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


В середине XIX века мастера, работавшие в русле реалистической живописи, стремились к объективному отражению действительности, значительное внимание уделяли конкретному, детально точному воспроизведению модели. Несмотря на репрезентативный характер портрета: величественную осанку фигуры, официальные регалии и обилие фамильных украшений, портрет работы Фуке, написанный тщательно и достоверно, представляет княгиню обыденно, без эффектной, возвышенной подачи модели.

В княжеском собрании находились также созданные Фуке в 1875 году парные портреты юных дочерей Николая Борисовича и Татьяны Александровны, Зинаиды и Татьяны (оба портрета — ГЭ ОИРК). Тогда же Фуке исполнил два портрета Николая Борисовича Юсупова Младшего.



28. Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой
В. К. Штемберг.
Середина 1880‒х гг.
Музей-усадьба «Архангельское»




29. Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой
В. К. Штемберг.
Середина 1880‒х гг.




Фуке, Жан. 1420-1480
30-31. Портрет юной княгини З. Н. Юсуповой
Россия, 1875
холст, масло
74 х 60 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Одним из популярных мастеров салонной живописи середины XIX века — Сергеем Константиновичем Зарянко написан камерный портрет Н. Б. Юсупова Младшего (ГЭ), в котором за подробно переданной внешностью немолодого аристократа трудно усмотреть артистическую натуру князя.



32. Зарянко, Сергей Константинович. 1818-1870
Портрет князя Николая Борисовича Юсупова
Россия 1868 г.
Холст масло 151,8 х 106,8 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Более открытый, внешне непринужденный образ Николая Борисовича создал итальянский художник Винченцо Петрочелли (1823–1896), изобразивший его у пианино с лежащими рядом нотами и скрипкой в стильном интерьере середины века с видом на Везувий (ГМУА). Князь действительно был большим любителем музыки, постоянно находился в окружении музыкантов и художников, профессионально занимался музыкой, писал произведения для скрипки, фортепьяно, вокальные сочинения.



33. Винченцо Петрочелли
Портрет Н. Б. Юсупова-младшего 1850-е
Холст, масло
Музей-усадьба «Архангельское»




34. Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой




35. Глардон Шарль-Луи-Франсуа
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урождённая Рибопьер




36. Н. М. Теребенёв
Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, урождённой Рибопьер. 1850-е годы
37. Княгиня Татьяна Александровна Юсупова (1828 – 1879), урожд. Рибопьер


ПРОДОЛЖЕНИЕ



Текст: Любовь Савинская.
Наше Наследие № 105 2013



nasledie-rus.ru

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК


Процитировано 11 раз
Понравилось: 29 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 06:32 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
vetachka   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 15:46 (ссылка)
Какой-то из Юсуповых - гомосексуалист был, из последних.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Понедельник, 24 Декабря 2018 г. 00:49 (ссылка)

Ответ на комментарий vetachka

ага, Феликс, убийца Распутина))
Ответить С цитатой В цитатник
Mjja   обратиться по имени Понедельник, 24 Декабря 2018 г. 14:49 (ссылка)
БлагоДарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Понедельник, 24 Декабря 2018 г. 16:01 (ссылка)
С благодарностью!! Хорошей недельки.Отличного настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Александровна   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2019 г. 21:26 (ссылка)
Благодарю, Татьяна!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку